Вот доводы апостола. Многие чудеса засвидетельствовали, что Иисус Назорей был Муж от Бога. Он совершал их силою Бога (ст. 22). По Своему определению и предведению Бог предал Его в руки народа израильского. Они же, в свою очередь, отдали Его язычникам (не знавшим закона), которые пригвоздили и убили Его (ст. 23). Однако Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти. Смерти невозможно было удержать Его в плену, ибо:
1) сама сущность Бога требовала Его воскрешения. Безгрешный, Он умер за грешников. Бог должен воскресить Его, и это будет свидетельством того, что Он удовлетворен искупительной жертвой Христа;
2) пророчества ВЗ предсказали Его воскресение. В следующих стихах Петр особенно подчеркивает это.
I. Введение, или вступление, в котором он просит или, лучше сказать, требует внимания аудитории. Петр же встал (ст. 14), показывая тем самым, что он не пьян, с одиннадцатью, согласными с ним в сказанном и, по всей видимости, в свою очередь также говорившими подобным же образом и с тем же самым намерением. Апостолы, наделенные величайшей властью, поднялись, чтобы обратить свою речь к насмехающимся иудеям и противостать тем, кто противоречил и злословил, а учить благосклонных, не столь предубежденных прозелитов из всякого народа на их родном наречии оставили семидесяти. Так точно и служители Христа: одни из них, имеющие большие дарования, должны наставлять противников, обнажать меч и браться за копье; другие же, имеющие меньшие дарования, должны наставлять покорившихся, быть садовниками и земледельцами. Петр возвысил голос свой, как человек, твердо убежденный в своих словах, пришедший в сильное волнение от сказанного, открыто, без страха и упрека исповедующий это перед всеми. Он обращается к мужам Иудейским Ἄνδρες Ἰουδαῖοι (дословно: мужам, которые были иудеями) и говорит: «Сие да будет вам, особенно вам, живущим в Иерусалиме, соучастникам убийства Иисуса, известно. Вы не знали о том прежде, а теперь вознамерились узнать, поэтому внимайте словам моим, словам того, который ведет вас к Христу, а не книжникам и фарисеям, которые отлучают вас от Него. Мой Господь, Чьи слова вы часто слушали без должного благоговения и уже больше никогда не услышите по причине совершенного вами, восшел на небо, но вот через нас Он обращается к вам, поэтому внимайте нашим словам».
II. Его ответ на их кощунственное обвинение, ст. 15. «Они не пьяны, как вы думаете... Ученики Христа, которых вы теперь слышите говорящими языками, рассуждают здраво и понимают смысл всего, что говорят; так точно и слушающие их, ведомые их рассуждением к познанию чудных дел Божьих. Какая нелепость — думать, что они пьяны, ведь теперь третий час дня», то есть около девяти часов утра по нашему времяисчислению. Известно, что перед этим часом по субботним дням и священным праздникам иудеи не пили и не ели; более того, упивающиеся упиваются ночью, а не утром, и лишь находящиеся в запоях, когда проснутся, опять ищут того же, Притч 23:35.
III. Петр рассказывает о чудесном излиянии Духа, желая тем самым побудить всех собравшихся принять веру Христову и присоединиться к Церкви. Он рассматривает здесь излияние Духа как исполнение Писаний и следствие воскресения и вознесения Христа, подтверждающее реальность того и другого.
1. Ветхозаветные пророчества о Царстве Мессии исполнились, поскольку излился Дух Святой, а потому исполнились также и слова о том, что приблизилось Царство Божье, и другие пророчества о нем. Петр цитирует одно из них, а именно предсказание пророка Иоиля, Иоиль 2:28. Достойно внимания то обстоятельство, что, когда Петр исполнился Духа Святого и начал говорить на ином языке, как Дух давал ему провещавать, он не отверг Писаний и не почел себя выше их. Более того, его речь во многом представлена выдержками из Ветхого Завета, которые он приводит в подтверждение своих слов. Ученики Христа не мудрствуют сверх того, что написано в Библии, да и Дух был ниспослан свыше не для того, чтобы заменить Собой Писания, а для того, чтобы давать нам силу понимать и усовершаться в них. Заметьте:
(1) Собственно отрывок, который цитирует Петр, ст. 17−21. В нем говорится о последних днях, то есть о временах евангельских, благоприятных, которые потому и названы последними, что период Царства Божьего, созидаемого благовествованием в сердцах людей, есть последнее мироустройство благодати Божьей, и нам не следует ожидать ничего иного, как только продолжения его до скончания века. Или же в цитируемом отрывке говорится о времени, наступившем спустя много веков после того, как умолкли пророчества ветхозаветной церкви. Или же в нем говорится о времени накануне истребления иудейского народа, о последних днях нации перед великим и славным днем Господним, о котором сказано в ст. 20. «Этот день предсказан и обещан издревле, и потому вы должны ожидать его, а не дивиться, жаждать и призывать его, а не оспаривать, почитая его недостойным вашего внимания». Апостол приводит весь отрывок, ибо Писание, в целях соблюдения точности, надлежит цитировать в пределах всего контекста, без опущений. Итак, это пророчество предрекало:
[1] Что в будущем Дух благодати изольется свыше более обильным и широким потоком, чем когда бы то ни было в прошлом. Ветхозаветные пророки исполнялись Святого Духа, а о народе Израильском сказано, что Бог дал им Духа Своего благого, чтобы наставлять их, Неем 9:20. Теперь же Дух изольется не только на иудеев, но и на всякую плоть, то есть и на язычников, также как и на иудеев, хотя даже сам Петр, как видно, не понимал этого до конца, Деян 11:17. Или же на всякую плоть, то есть на людей из всяких сословий и званий. Иудейские толкователи Писания учили, что Дух нисходит исключительно на мудрецов и богачей, да и то лишь на тех из них, которые из семени Израилева. Но станет ли Бог ограничивать Себя их предписаниями?
[2] Что этот Дух в них будет духом пророчества. Дух сделает их способными предрекать грядущее и проповедовать Евангелие всей твари. Эта способность будет дана им независимо от пола: будут пророчествовать не только сыны ваши, но и дочери ваши; независимо от возраста: и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и через них будут обретать пророческие откровения для сообщения Церкви; независимо от положения в обществе: даже рабы и рабыни (то есть, в более широком смысле, люди, которых Бог назвал Своими рабами и рабынями) получат Духа и будут пророчествовать, ст. 18. В начале ветхозаветной эпохи пророчеств существовали школы пророков, а до того дух пророчества нисходил на старейшин Израилевых, поставленных, чтобы начальствовать. Теперь же Дух должен был излиться и на простолюдинов, в том числе и на тех, которые не учились в школах пророков, ибо Царство Мессии должно было быть чисто духовным. Упоминание дочерей (ст. 17) и рабынь (ст. 18) может натолкнуть нас на мысль, что женщины, о которых говорится в Деян 1:14, получали сверхъестественные дары Духа Святого наравне с мужчинами. У Филиппа-благовестника были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян 21:9), а апостол Павел, найдя в коринфской общине обильные дары языков и пророчеств, не счел необходимым предоставить женщинам право пользоваться ими в собрании, 1Кор 14:26,34.
[3] Что им предстоит пророчествовать о грядущем великом суде над иудейским народом, ибо об этом суде главным образом и пророчествовал Христос (Мф 24 гл.), когда приближался к Иерусалиму (Лк 19:41) и когда шел на Голгофу, Лк 23:29. Эти суды должны были прийти на иудеев затем, чтобы они понесли наказание за свое пренебрежение Евангелием и противление ему, хотя оно и было так полно им засвидетельствовано. Ниц падет тот, кто не покорится силе Божьей благодати, явленной в чудесном излиянии Духа, и на того изольются чаши гнева Божьего. Непокорный будет сокрушен.
Во-первых, опустошение Иерусалима, имевшее место приблизительно сорок лет спустя после смерти Христа, названо здесь днем Господним великим и славным, ибо этот день положил конец Моисееву мироустройству, навсегда упразднил и отменил служение священников и левитов и обрядовый закон. Опустошение само по себе было таким, что подобного ему в человеческой истории не отмечалось нигде, такого не было ни с одним народом, ни до, ни после него. То был день Господень, ибо он стал днем возмездия, постигшим еврейский народ за распятие Христа и преследование Его служителей; то был год возмездия за кровь всех святых и мучеников, начиная от крови Авеля праведного, Мф 23:35. То был день малого суда, славный день: у Иоиля он назван страшным днем, ибо таковым он был для человеков на земле, а здесь он назван словом ἐπιφανῆ (на языке Септуагинты), то есть достославным днем, каковым он был для Христа на небесах. Этот день стал днем богоявления, Его явления, о чем Он говорил в Мф 24:30. Истребление иудеев было избавлением для христиан, которых иудеи ненавидели и гнали; а потому, чтобы ободрить страдающих христиан, пророки того времени часто говорили об этом дне, возвещали о том, что Господь близко, что пришествие Господне приближается, и вот, Судия стоит у дверей, Иак 5:8−9.
Во-вторых, здесь предсказываются ужасные знамения сопровождающие грядущее разорение: будут чудеса на небе вверху, солнце превратится во тьму, и луна в кровь; предсказываются также и знамения на земле внизу, кровь и огонь. Иосиф Флавий в предисловии к своей книге, посвященной иудейским войнам, пишет о предшествовавших им знамениях и чудесах: об ужасных громах, молниях и землетрясениях, об огненной комете, висевшей над городом в течение года, о пламенном мече, указывавшем на город сверху, о полночном сиянии, освещавшем храм и алтарь полуденным светом. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) понимает эти знамения иначе: Кровь Сына Божьего, и огонь Духа Святого, появившийся ныне, и курение дыма, в котором вознесся Христос, и солнце, превратившееся в тьму, и луна — в кровь во время страданий Христа, — все это было громким увещеванием неверующим, которое должно было побудить их приготовиться к грядущему суду над ними. Или же эти слова можно отнести, и притом весьма уместно, к предшествующим судам, которые и привели к упомянутому запустению. Кровь указывает на войны иудеев с соседними народами — самарянами, сирийцами и греками, во время которых были пролиты целые реки крови, а также на иудейские гражданские войны и подавление мятежей (как это у них называлось), которые тоже были весьма кровопролитны; тогда не было мира ни выходящему, ни входящему. Огонь и курение дыма, предсказанные здесь, имели место тогда когда горели иудейские города, селения, синагоги и, наконец, храм. Это превращение солнца во тьму и луны в кровь свидетельствует о ликвидации иудейского правления, светского и религиозного, и угашении всех иудейских светильников.
В-третьих, здесь обещано замечательное избавление народа Божьего, ст. 21. Всякий, кто призовет имя Господа Иисуса Христа (призывать имя Господа свойственно христианам, 1Кор 1:2), спасется, то есть избежит этого суда. Это избавление станет прообразом и залогом вечного спасения. Как во время разрушения Иерусалима халдеями оставался остаток, запечатленный для укрытия в день гнева Господня, так и при уничтожении Иерусалима римской армией не погиб ни один из учеников Христа. Исключительное благочестие будет отмечено особым охранением. Притом заметьте, что сказано о спасенном остатке: остатком назван молящийся народ, остаток призывает имя Господне, что указывает на то, что эти люди спасутся не своими делами и не собственной праведностью, а исключительно благодаря Божьей милости, которую надлежит испрашивать у Него в молитве. Другими словами, только имя Господне, которое они призывают, является их крепкой башней.
(2) Как это пророчество Иоиля соотносится с настоящим событием, ст. 16. ...Это есть предреченное пророком Иоилем... Излияние Духа является исполнением пророчества, причем исполнением полным. Именно излияние Духа на всякую плоть и должно было совершиться; другого излияния Духа не будет, как не будет и другого Мессии. Ибо как наш Мессия вошел в вечные обители на небе, царствуя и ходатайствуя о Своей Церкви на земле, так и этот Дух благодати, Заступник и Утешитель, дарованный ныне по обетованию, по тому же обетованию пребудет с Церковью на земле до конца и совершит все дела в ней, и для нее, и для всякого верующего, заурядного и выдающегося, посредством Писаний и служения.
2. Чудесное излияние Духа есть дар Христов, результат и свидетельство Его воскресения и вознесения. Пользуясь нынешними обстоятельствами дарования Духа Святого, Петр начинает проповедовать им Христа, и эту часть проповеди он предваряет следующим торжественным предисловием (ст. 22): «Мужи Израильские! выслушайте слова сии. Эти слова достигли вас милостью Божьей, и ваша обязанность — выслушать их». Слова о Христе должны быть приятны для ушей мужей израильских. Здесь мы находим:
(1) Краткое жизнеописание Христа, ст. 22. Он называет Его Иисусом Назореем, поскольку под этим именем Он сделался известен всему народу, однако (и этого вполне достаточно, чтобы снять позор с Его имени, ибо город Назарет не пользовался доброй славой) «Он — Муж, засвидетельствованный вам от Бога, осужденный людьми, но оправданный Богом». Бог засвидетельствовал и одобрил учение Христа, дав Ему власть творить чудеса. Человек, отмеченный Богом (так понимает это место д-р Хаммонд, Dr. Hammond), «отмеченный и выделенный из среды вас, внимающих ныне мне. Он был послан к вам, поставлен над вами. Он был сиянием славы в земле вашей, да вы и сами видели, сколь славен Он был силами и чудесами и знамениями, сверхъестественными делами, сотворенными вне и против законов природы, делами, которые Бог сотворил чрез Него, то есть такими делами, какие Христос сотворил силой Божьей, которой был наделен, и Бог явно сопутствовал Ему, ибо таких чудес никто не может творить, если не будет с ним Бог». Послушайте, какое значение Петр придает чудесам Христа.
[1] Отрицать факты невозможно. «Чудеса и знамения были явлены среди вас, в вашей стране, в вашем городе, в ваших священных собраниях, как и сами знаете. Вы являетесь очевидцами Его чудес. Поэтому я говорю это вам, попробуйте мне возразить или доказать обратное».
[2] Чудеса Христа ведут к выводу, верность которого невозможно оспорить, ибо убедительность этих чудес состоит в их очевидности. Он совершал эти чудеса, и, несомненно, Бог засвидетельствовал о Нем, явил Его в том качестве, в каком Он Сам Себя явил, Сыном Божьим и Спасителем мира, поскольку Бог истины никогда не стал бы подтверждать ложь.
(2) Повествование о Его смерти и страданиях, очевидцами которых они были всего несколько недель тому назад. И в том было чудо из чудес, что человек, засвидетельствованный от Бога, был, казалось бы, так презрен Богом и что человек, так засвидетельствованный людям и среди людей, был так презрен и самими людьми. Обе тайны открываются здесь (ст. 23), и Его смерть рассматривается:
[1] Как деяние, совершенное Богом. Во Христе это деяние было чудным и премудрым благодеянием. Бог предал Его на смерть, не только позволил умертвить Его, но и оставил Его умирать. Объяснение этого мы находим в Рим 8:32, где сказано: ...предал Его за всех нас... Однако Он был засвидетельствован от Бога, и в этом свидетельстве не было ничего, что указывало бы на неодобрение Его Богом, поскольку все произошедшее с Ним сделалось по определенному совету и предведению Божию, в бесконечной премудрости и ради святых целей, с которыми (равно как и со средствами их достижения) Христос был полностью согласен. Так должно было быть удовлетворено Божественное правосудие: грешники должны были спастись, Бог и человек — воссоединиться, а Сам Христос — прославиться. И произойти все это должно было не просто по воле Божьей, но по определенному решению, изволению воли Его, в соответствии с предвечным и неизменным советом. Это обстоятельство примирило Христа с крестом: «Отче, да будет воля Твоя, и да прославится имя Твое, да исполнится Твое определение, и да найдет оно славное осуществление».
[2] Как деяние, совершенное людьми. То были потрясающий грех и безрассудство людей. Гнать засвидетельствованного им возлюбленного Сына Божьего — значило идти против Бога; гнать Христа, величайшее благословение этого мира, — значило идти против собственных благословений. Ни предвечное Божье определение о страдании и поругании Христа, ни обращение их в вечное благо нисколько не оправдывает их греха, ибо этот грех был их добровольным деянием, явившимся результатом действующего в них греховного принципа, следуя которому они, пригвоздивши руками беззаконных, убили Христа. Вполне вероятно, что здесь находился кто-то из кричавших тогда: «Распни, распни Его!» — или как-то иначе содействовавших и подстрекавших к Его убийству, и Петр принимает это обстоятельство во внимание. Однако это преступление все же справедливо будет считать всенародным, ибо совершено оно было по решению синедриона и с согласия огромной толпы людей. Существует такая правовая норма: refertur ad universos quod publice fit per majorem partem — что делается открыто большинством, то вменяется в вину всем. Петр на основании этой частной юридической нормы обвиняет собравшихся как часть народа, который должен понести возмездие, и делает это с тем, чтобы с большей решимостью повести их к Христу и покаянию, ибо путь веры и покаяния есть единственная возможность отречься от греха и освободиться от вины.
(3) Свидетельство о воскресении Христа, совершенно снявшем позор Его смерти, ст. 24. ...Бог воскресил Его... Тот, Который предал Его смерти, избавил Его от смерти, чем засвидетельствовал о Нем более, нежели иными чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него (или всеми вместе взятыми). По этой самой причине мысль о воскресении Христа является в проповеди Петра главной.
[1] Он описывает Его воскресение. Бог избавил Христа от смертных мучений (рус. воскресил Его, расторгнув узы смерти. — Прим. переводчика.), потому что ей невозможно было удержать Его. Слово ὠδῖνας переводится как муки смертные; кроме этого значения оно имеет еще и другое муки родовые, поэтому некоторые исследователи считают, что в этом месте говорится о боли и страдании, возмущении и борении Его души, в которых она скорбела смертельно. Именно от этих родовых мук, мук рождения души из состояния смерти, Отец и избавил Его, когда Сын вымолвил при Своей кончине: «Совершилось». Д-р Годуин (Dr. Godwin) так понимает этот текст: «Великий ужас, уподобивший Емана Езрахита убитым, лежащим во гробе (Пс 87:6,16), объял и Сына Божьего, однако Он был сильнее и преодолел его. Так свершилось воскресение души Его (сколь великим является это избавление души из глубины духовных мук!), исполнились слова о том, что Бог не оставит Его души в аде, а также о том, что Он не увидит тления, что было доказательством воскресения Его Тела; в целом же речь здесь идет о великом воскресении». Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) понимает это место несколько иначе: «Расторгнув узы смерти (ссылка на воскресение всех верующих), Бог воскресил Христа и Его воскресением лишил силы имеющего державу смерти, избавил Свой народ от власти смерти. Бог упразднил смерть, совершенно изменил ее сущность, и как смерть не могла удержать Его продолжительное время, так не сможет она удержать и народ Божий в вечности». Однако большинство толкователей понимает этот текст в смысле воскресения одного только Тела Христа. В таком случае смерть (говорит г-н Бакстер, Baxter) выступает как необходимое наказание, хотя и не прискорбное, ибо оно обращается во благо. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) же доказывает, что Септуагинта, а за ней и апостол здесь, использует это слово в значении цепи и сети (как в Пс 17:6); при таком понимании метафора избавления и содержания под стражей оказывается наиболее уместной. Христос был заключен, ввергнут в узы смерти за наши преступления, но с удовлетворением Божественного правосудия и исполнением ветхозаветных пророчеств эти узы уже не могли удержать Христа. Смерть не могла одолеть Его ни правдой, ни силой, ибо Он имел в Себе жизнь, она была в Его власти и Он превозмог князя смерти.
[2] Он подтверждает истинность факта воскресения Христа, ст. 32. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели — мы, то есть апостолы и другие из числа наших товарищей, которые близко знали Христа при жизни и по Его воскресении из мертвых пребывали с Ним в тесном общении, с Ним ели и пили». И когда сошел на них Дух Святый, они приняли силу, чтобы умело, верно и отважно утверждать воскресение Христа, между тем как недруги обвиняли их в хищении Тела.
[3] Он показал, что воскресение Христа было исполнением Писания, а поскольку в Писании сказано, что Он обязательно воскреснет, не увидев тления, постольку ни смерти, ни гробу невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о воскресении Христа из мертвых, как явствует из ст. 25. Место Писания, на которое ссылается здесь Петр, — это псалом Давида (Пс 15:8−11), который отчасти можно отнести и к самому Давиду как к святому, хотя прежде всего в нем говорится об Иисусе Христе, прообразом Которого был Давид. Здесь мы находим:
Во-первых, текст (ст. 25−28), который приводится без сокращений, ибо он целиком исполнился в Нем и говорит нам:
1. О постоянном внимании, которое Господь Иисус обращал на Отца в продолжение всего Своего предприятия. Видел я пред собою Господа всегда... Наиглавнейшей целью Христа было прославить Отца во всем, ибо Он видел, что Его страдание с избытком прославит Бога и Его Самого исполнит радостью. Ему предлежало и то, и другое, и Он не сводил с этого глаз, что бы ни делал и как бы ни страдал. Предвосхищая эту славу и радость, Он стойко держался и не отступал, Ин 13:31−32; Ин 17:4−5.
2. Об уверенности Сына Божьего в присутствии Отца и Его могуществе. «Он одесную Меня, по правую руку, которая творит, укрепляет, сопровождает, поддерживает, дабы Я не поколебался, не отступил назад, несмотря на предстоящие Мне трудности». Следующие слова являются параграфом завещания, дающего право на искупление (Пс 88:22): Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Поэтому Он уверен, что, находясь в Его руке, это дело не потерпит неудачи. Так точно и мы не поколеблемся, если Бог будет находиться одесную нас.
3. О радости, с которой Господь Иисус совершал Свое предприятие, несмотря на предстоящие скорби. «Довольствуясь тем, что Я не поколеблюсь и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Моей, возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой, поэтому мысль о скорби нисколько Меня не страшит».
Примечание: нашему Господу Иисусу всегда было приятно смотреть на подвиг души Своей и быть уверенным в том, что этот подвиг увенчается славой. И Он настолько доволен подвигом Своей души, что Его сердце радуется при мысли о том, что цель Его предприятия будет достигнута в полном соответствии с его замыслом. ...Возрадовался духом Иисус... (Лк 10:21). ...Возвеселился язык мой... В этом месте упомянутого псалма написано дословно следующее: Радуется слава Моя. Выходит, что наш язык есть наша слава, дар слова есть наша честь, и всего более тогда, когда мы прославляем Бога. Возвеселился язык Христа, ибо накануне Своих страданий, уже в самом конце тайной вечери, Он воспел гимн.
4. О порождающем радость благоуспешном исходе Его смерти и страданий. Именно этот исход придавал Христу мужества и все время исполнял Его радостью. Он теперь совлекался тела, но даже плоть Моя (говорит Он) упокоится; гроб будет для Тела, пока оно там покоится, на этом ложе покоя, а упование придаст ему сладости; плоть упокоится в уповании — ὅτι, ибо Ты не оставишь души моей в аде. Далее излагается предмет Его упования, или, точнее, уверенности:
(1) Его душа пробудет в бестелесном состоянии недолго, ибо предстоящая долгая разлука с телом не только означала бы для души определенное стеснение, но и продлила бы триумф смерти над Тем, Кто воистину одержал победу над смертью. ...Ты не оставишь души моей в аде... (ἅδες — буквально: невидимое состояние). «Хотя Ты и удалишь ее туда на время и там оставишь ее, тем не менее Ты вновь воззовешь ее оттуда. Ты не оставишь души Моей так, как оставляешь души других людей».
(2) Его Тело пробудет в гробе недолго. ...И не дашь святому Твоему увидеть тления... Его Тело оживет, не начав тлеть или разлагаться; поэтому после смерти оно оживет не позже (если не раньше) третьего дня. Христос был Святый Божий, освященный и отделенный на служение Богу для совершения дела искупления. Он должен был умереть, ибо Ему предстояло войти во святилище со Своею Кровию. И Он не должен был увидеть тления, ибо Его смерть должна была стать приятным благоуханием Богу. Прообразом этого был закон о жертве, предусматривавший, чтобы оставшееся от жертвенного мяса, которое должно съесть, хранилось только до наступления третьего дня, поскольку существовала опасность допустить тление и разложение, Лев 7:15−18.
(3) Смерть и страдания Христа будут вратами в благословенное состояние нетления как для Него, так и для Его народа. «Ты дал мне познать путь жизни, и через Меня дал познать его миру, и открыл его перед ним». Когда Отец Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и власть отдать ее, и власть опять принять ее, тогда же Он указал Ему путь жизни, путь туда и обратно. Для Него отворились врата смерти, и Он увидел врата тени смертной (Иов 38:17), чтобы Ему войти и выйти ими, когда Его предприятие поведет Его по пути искупления человека.
(4) По окончании всех скорбей и страданий Его ожидает совершенное блаженство. ...Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Наградой, положенной Христу, была радость, полнота радости, которая заключалась в Божьем поощрении, том самом поощрении, которое Он выказывал Его предприятию и всем тем, кто ради Него уверует в Него. Благоволение, с которым Отец принял Сына, когда Тот по вознесении Своем дошел до Ветхого днями и был подведен к Нему, исполнило Его радостью неизреченною, а именно той радостью Господина нашего, в которую войдут все те, кто Ему принадлежит, и в которой они будут испытывать вечное блаженство.
Во-вторых, мнение Петра по поводу процитированного текста, особенно и более всего в отношении того места, в котором затрагивается воскресение Христа. Он с должным почтением обращается к своим слушателям, говоря: «Мужи братия!» (ст. 29). «Вы — мужи и потому будете держаться разумного; вы — братия и потому по-доброму воспримете то, что говорит вам человек, состоящий в близком родстве с вами, от всей души заботящийся о вас и доброжелательно настроенный по отношению к вам. Позвольте же мне с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, и пусть мои слова ни для кого не послужат камнем преткновения, если я скажу, что Давид говорит здесь не о себе самом, а об идущем за ним Христе». Давид назван здесь праотцем потому, что он явился родоначальником царской династии и был человеком именитым и выдающимся в свое время, чьи имя и память поистине драгоценны. Разбирая этот псалом Давида, надо учитывать то, что:
1. Он не мог говорить в нем о себе, ибо он и умер и погребен, и гроб его находился в Иерусалиме до сего дня (до того дня, в который Петр говорил эти слова), и в том гробе находились его кости и прах. До сих пор никто не говорил, что Давид воскреснет, потому и он никак не мог утверждать о самом себе, что ему не увидеть тления, ибо тление он увидел. В том же самом убеждает нас и апостол Павел, Деян 13:35−37. Хотя в его лице Господь нашел Себе мужа по сердцу Своему, тем не менее он отошел в путь всей земли по собственному выражению (3Цар 2:2), то есть принял смерть и был предан земле.
2. Тогда, разумеется, он говорил это, будучи пророком, и имел в виду Мессию, мучения и последующую за ними славу Которого предвозвещали пророки. Мучения и последующую славу Христа в этом псалме предрекал и Давид, на что теперь прямо указывает Петр.
(1) Давид знал, что Мессия произойдет из его колена (ст. 30), ибо Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его. Он обещал ему Сына, престол царства Которого будет утвержден навеки, 2Цар 7:13. В Пс 111:11 написано также: Клялся Господь Давиду в истине... Когда же родился Господь Иисус, было дано такое обетование: ...даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его... (Лк 1:32). Все в Израиле знали, что Мессия будет сыном Давидовым, то есть что во плоти, как человек, Он будет сыном Давида, но по Духу, как Бог, Он будет Господом Давида, а не сыном. Бог клялся ему, что Мессия, обещанный его отцам, будет его сыном и наследником, плодом его чресл и займет его престол; вот почему, слагая псалмы, он никогда не забывал об этом.
(2) Христос назван плодом чресл его и, соответственно, пребывал в чреслах Давида, когда тот слагал этот псалом (как, сказано, Левий пребывал в чреслах Авраама, когда тот отделил Мелхиседеку десятину от всего), и если сказанное от первого лица псалмопевец не относит на свой счет (а это совершенно очевидно), значит он говорит здесь о пребывавшем тогда в его чреслах сыне, в котором его род и царство достигнут своего расцвета и нетления. Поэтому его слова о том, что не оставлена будет душа его в аде и плоть его не увидит тления, надо однозначно понимать как указание Давида на воскресение Христа, ст. 31. А как Христос умер, так и воскрес по Писанию; чему все мы свидетели.
(3) Здесь также имеется намек на Его вознесение. В телесном виде, так, как это сделал Христос, Давид не восстал из мертвых и не восшел на небеса, ст. 34. И далее, в доказательство того, что, говоря об этом воскресении, псалмопевец подразумевает воскресение Христа, Петр отмечает, что в другом псалме Давид четко указывает на следующую ступень возвышения Христа и тем самым свидетельствует о другом лице, и этим другим лицом был его Господь (Пс 119:1): «Сказал Господь Господу моему, когда воскресил Его из мертвых, седи одесную Меня в вышней славе и господстве, прими владычество над Царством провидения и благодати; седи там Царем, доколе положу врагов Твоих, как и друзей Твоих, в подножие ног Твоих» (ст. 35). Христос восстал из гроба, чтобы вознестись выше; поэтому в Пс 15 Давид ведет речь о воскресении Христа, а не о своем воскресении, ибо не было никаких оснований восставать из своей могилы тому, кому не суждено было взойти на небеса.
(4) Практическое значение этой речи, посвященной смерти, воскресению и вознесению Христа.
[1] Она поясняла смысл настоящего чудесного излияния Духа, открывшегося в сверхъестественных дарах. Некоторые из народа спрашивали (ст. 12) «Что это значит?» «Я открою вам значение происходящего», — говорит Петр. Сей Иисус был вознесен одесную Бога — так понимают это место некоторые, чтобы воссесть по правую руку Бога; был вознесен десницей Божией так понимаем это место мы, правой рукой Бога, то есть Его силой и властью, что, впрочем, одно и то же. И, приняв от Отца, к Которому восшел, обетование Святого Духа, Он принял то, что дал Ему Отец (Пс 67:19), излив то, что вы ныне видите и слышите; ибо Дух Святой будет дарован тогда, когда Иисус будет прославлен, но не раньше, Ин 7:39. «Вы видите и слышите нас говорящих языками, которых мы никогда не учили». Выражение их лиц, вероятно, изменилось при этом настолько, что эта перемена была заметна так же, как слышна была перемена в их голосе и речи. Все же это было от Святого Духа, сошествие Которого свидетельствовало о том, что Иисус вознесся и принял сей дар от Отца, чтобы даровать его Церкви, а это обстоятельство прямо обнаруживает в Нем Ходатая, Посредника между Богом и Церковью. Дарование Святого Духа было:
Во-первых, исполнением уже обещанного Господом, того, что здесь названо обетованием Святого Духа. Многие весьма великие и драгоценные обетования дарованы нам Божественной властью, однако это обетование, сопоставимое по значению с обетованием Мессии, включает в себя все прочие. По этой причине, даруя Духа Святого просящим у Него (Лк 11:13), Бог дарует им все блага, Мф 7:11. Христос принял обетование Святого Духа, обещанный дар Святого Духа, и передал его нам, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь».
Во-вторых, оно было залогом всех будущих благословений; «а то, что вы ныне видите и слышите, есть только залог славнейшего».
[2] Она доказывала то, во что все мы обязаны верить, а именно то что Христос Иисус есть подлинный Мессия и Спаситель мира, и подтверждение тому — его речь. Этим в заключение quod erat demonstrandum, то есть тем, что и требовалось доказать (ст. 36), он и завершает свою проповедь: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что эта истина получила ныне свое полное подтверждение. Мы же обрели силу возвещать, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Ученикам запрещалось говорить о том, что Иисус есть Христос, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых, Мф 16:20; Мф 17:9. Теперь же о том следовало провозглашать на кровлях, говорить во всеуслышание всему дому Израилеву; кто имеет уши слышать, да слышит. Эти слова стоят не в сослагательном, а в повелительном наклонении: «Твердо знайте это и то еще, что вы обязаны принять услышанное вами как верное слово».
Во-первых, Бог прославил Того, Которого они распяли. Они распяли Мессию, Которого Бог приготовил к славе, и как лжеца убили Того, Кто представил им такие неоспоримые свидетельства Своей Божественной миссии — все это усугубляло их нечестие. Вопреки тому, что они распяли Иисуса, чем надеялись поставить на Нем несмываемую печать бесчестья, Бог прославил Его, и то поругание, на которое они обрекли Его, обратилось в Его славу — все это возвеличивало Божью силу и Божью премудрость.
Во-вторых, Бог прославил Его так, что соделал Господом и Христом, что, по сути, одно и то же. Он — Господь всех, причем не узурпатор, а Христос, помазанный на то, чтобы быть Господом. Он есть один Господь для язычников, которые имели много господ; для иудеев же Он Мессия, а этот титул вбирает в себя все Его дела и служение. Он есть Царь-Мессия, как величает Его халдейский парафраз; или, как учил о том Даниила Гавриил, Он есть Христос Владыка, Дан 9:25. Вот она, великая евангельская истина, которой мы должны верить: Сей Иисус, именно этот самый Иисус, Которого распяли в Иерусалиме, есть Тот, Которому мы обязаны хранить верность и от Которого, как от Господа и Христа, мы должны ожидать защиты.
Ст. 22−24 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили; но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его
Не из лести это сказано (апостолом): но, так как выше он сильно обличил иудеев, то теперь делает им послабление и благовременно напоминает о Давиде. Он опять начинает вступлением, чтобы они не пришли в смятение, так как он намерен был напомнить им об Иисусе. До сих пор они были спокойны, потому что слушали пророка; но имя Иисуса тотчас вооружило бы их. И не сказал: поверьте, но: «выслушайте», — что было не тягостно. И заметь, как он ничего не говорит высокого, а начинает свою речь с крайне уничиженного. «Иисуса», говорит, «Назорея», — сейчас же упоминает об отечестве, которое считалось презренным. И ничего пока еще не говорит о Нем великого, даже и того, что иной сказал бы о пророке. «Иисуса», говорит, «Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога». Заметь, как много значило сказать, что он послан от Бога. Это всегда и везде старались доказать и сам (Христос), и Иоанн, и апостолы. Послушай, например, что говорит Иоанн: «сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин 1:33). А сам Христос даже и по преимуществу внушает это, говоря: «Я не Сам от Себя пришел, но Он послал Меня» (Ин 8:42). Да и везде в Писании об этом преимущественная забота. Потому-то и этот святой вождь в блаженном лике, приверженец Христов, пламенный ученик, которому вверены были ключи небес, который принял духовное откровение, смирил их страхом, показал, что (апостолы) сподобились великих даров, и сделал их достоверными, а тогда уже беседует и о Иисусе. Ах, как он осмелился среди убийц сказать, что Он воскрес! Впрочем, не тотчас говорит: Он воскрес, а сначала: Он пришел к вам от Бога. Это же видно из того, что Он сделал. И не говорит: Он (сделал), а: Бог через Него, — для того, чтобы скромностью лучше привлечь их, при чем их же самих призывает в свидетели и говорит: «Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете» (ст. 22). Потом, когда дошел до того их ужасного преступления, — смотри, как старается освободить их от вины. Ведь, не смотря на то, что это было предопределено, все же они были душегубцы. «Сего», говорит он, «по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили» (ст. 23). Говорит почти теми же самыми словами, как и Иосиф, который также говорил своим братьям: не бойтесь; не вы меня продали, но Бог меня послал сюда (Быт 45:5). А так как он сказал, что на это была воля Божия, то, чтобы не сказали: значит, мы хорошо поступили, — он предупреждает эту мысль тем, что присовокупил: «пригвоздив руками беззаконных, убили». Здесь намекает на Иуду и вместе с тем показывает им, что они не в силах были бы это сделать, если бы Бог не попустил и сам не предал Его. Это и значит слово: «преданного». Таким образом, всю вину слагает на голову Иуды предателя, так как он предал Его лобзанием. Или это означают слова: «руками беззаконных», или он говорит здесь о воинах, выражая такую мысль: не просто вы убили Его, а чрез посредство беззаконных людей. Заметь, как повсюду (апостолы) заботятся о том, чтобы, прежде всего, были признаны Его страдания. Что же касается до воскресения, — так как это было дело великое, — (Петр) до времени прикрывает его и уже потом выставляет на вид. Страдания, именно крест и смерть, были всеми признаны, а воскресение еще нет; потому-то он и говорит о нем после, присовокупляя: «но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти, потому что ей невозможно было удержать Его» (ст. 24). Здесь он указал на нечто великое и высокое. Слова: «невозможно» — показывают, что Христос сам и позволил (смерти) удержать Себя, и что сама смерть, держа Его, мучилась как бы болезнями рождения и тяжко страдала. Известно, что болезнью смертною Писание повсюду обыкновенно называет опасность. Вместе с тем здесь выражается мысль, что Он воскрес так, что больше уже не умрет. Или словами: «потому что ей невозможно было удержать Его» — (апостол) показывает, что воскресение Христово было не таково, как воскресение прочих людей.
Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.
Ст. 22−24 Мужие исраильтестии, послушайте словес сих: Иисуса Назореа, мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреде вас, якоже и сами весте, Сего нарекованным советом и проразумением Божиим предана приемше, руками беззаконных пригвождше убисте: Егоже Бог воскреси, разрешив болезни смертныя
Слово это не есть лесть; но так как он (Петр) сильно укорил их, то теперь снисходит им и напоминает о праотцах, убеждая припомнить их веру; и снова начинает сначала, чтобы не возмутить их; так как намерен был напомнить им об Иисусе. Прежде, слушая пророка, они не могли возмущаться. И посмотри, как он ничего не говорит об истинах возвышенных, но начинает со сторон, которые говорят о великом смирении Иисуса. Назореа, говорит, называя Иисуса по отечеству, которое представлялось очень ничтожным. Как в тех случаях, когда Христос называется Божиею силою и Божиею премудростию, мы относим эти названия к Его божеству; так в тех случаях, когда Он называется человеком и умершим за грехи наши, мы относим названия эти к Его плоти. И сам Он говорил некогда: вы ищете убить Меня, человека, который говорил вам истину (Ин 18:4, 18:7, 18:37), а еще некогда говорил: Аз и Отец едино есма (Ин 10:29). Отсюда, на основании первого текста, возникла ересь самосатская, полагавшая, что Иисус простой человек. Силами и чудесы и знамении. Эту же мысль выражают и слова в послании к римлянам: о нареченнем Сыне Божии в силе (Рим 1:4), то есть, о Сыне, которого дела и чудеса доказали, что Он поистине есть Сын Отца; потому что нет никакого различия между изречением: нарещи Сына Божия в силе, и изречением: извествовать Его силами и чудесы и знамении, которые сотворил чрез Него Бог. Поистине Бог действует как бы чрез Сына; потому что чрез Него и веки сотвори. А выражением: в вас, призывает их в свидетели того, что говорит; в вас, — значит не тайно, не в уголке. Потом, напав на их беззаконие, старается снять с них ответственность за него и говорит: нарекованным советом, показывая этим, что они не своею силою сделали то, на что дерзнули, но потому, что Он сам соизволил на это и что это определено было свыше. Далее, чтобы не показалось, что они невинны, — так как хотя это и было определено, однако же убийцами были они, — чтобы не показалось так, он прибавляет: руками беззаконных, то есть, или чрез предателя Иуду, или чрез распявших Христа воинов. Хотя известно, что пригвоздившие Его ко кресту совершили беззаконие, тем не менее сначала он (Петр) говорит об этом неясно, чтобы не довести их до отчаяния. Егоже Бог воскреси. Ах! как он решился сказать среди убийц, что Христос воскрес? А если говорится, что Отец воскресил Его, так это по причине немощи слушателей; потому что посредством кого действует Отец? Посредством своей силы; а сила Отца — Христос Итак Он сам воскресил Себя, хотя и говорится, что Его воскресил Отец. Разрешив болезни смертныя. Показывает, что и смерть мучилась (как бы родами) и страшно страдала, когда обдержала Его; потому что ветхий завет болезни как бы рождающей смерти называет опасностию и бедствием для нее. Рождающая не удерживает того, что находится в ней, и не действует, но страдает и спешит освободиться. Прекрасно назвал воскресение разрешением болезней смерти, так что можно сказать: разорвав беременное и страдающее родами чрево, Христос Спаситель появляется и выходит как бы из какой рождающей утробы, то есть, из уз смерти и из среды ада. Поэтому Он и назван перворожденным из мертвых.
Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.
Якоже не бяше мощно держиму быти ему от нея
См. Толкование на Деян 2:25
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете
Словно опытный учитель, Петр сначала напоминает неверующим о вине за совершенное, чтобы потом тем, кто поражен должным страхом, более удобно показать путь к спасению, и, так как он говорит со знающими закон, показывает, что Сам Христос — это Тот, Кто был обещан пророками. Однако сначала он не называет Его Сыном Божиим, опираясь лишь на свое мнение, но называет Его хорошим человеком, праведным человеком, человеком, воскресшим из мертвых не в момент известного всеми общего воскресения, то есть воскресения в конце века, но на третий день, чтобы утверждение Его единственного и славного воскресения стало свидетельством Его вечной Божественности. Доказывая, что тела прочих людей подверглись тлениюпосле смерти, Петр утверждает, что Тот, о Котором сказано: Не дашь святому Твоему увидеть тление (Пс 15:10), лишен тленности, свойственной людям, и также доказывает, что Он превзошел пределы человеческого существа и поэтому должен скорее быть поставлен рядом с Богом, а не с людьми. Из истории с сотником Корнилием (Деян 10:34−43) и из беседы апостола Павла в Афинах (Деян 17:22−31) ты узнаешь, как апостолы начинали свою проповедь у язычников.
Источник: Изложение Деяний Апостолов.
Ст. 22−23 Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете, Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили
Мужие Исраильстии! послушайте словес сих. Петр обращается ко всему собранию слушателей и называет их Израильтянами, как почетным именем всех потомков Иакова, желая благорасположить их ко вниманию. Выслушанное пророчество Иоиля должно было приготовить слушателей к принятию теперь предлагаемого слова об Иисусе Христе. Продолжая слово, Петр не вдруг начинает говорить о Божеском величии Христа Спасителя, но постепенно приготовляет своих слушателей к принятию проповеди о Божестве Иисуса Христа.
Иисуса Назорея. Петр называет Иисуса Назореем потому, что под этим именем Он был преимущественно известен между Иудеями. Иисуса называли так к уничижению его, как происходившего из ничтожного или малоизвестного города Назарета. Назореем Он назван был и в надписи на кресте. Апостол чрез это название хотел определеннее показать, о ком он говорит своим слушателям.
Мужа от Бога извествованна в вас силами и чудесы и знамении, яже сотвори тем Бог посреди вас, якоже и сами весте. Хотя фарисеи и старейшины иудейские всемерно старались унижать Иисуса Назорея; но тем не менее Иудеям известно было, что Иисус Назорей совершал многие чудеса, показывавшие в Нем чрезвычайное могущество, и Бог свидетельствовал о Нем чрезвычайными знамениями, каковы бывшие во время Его страданий на кресте. Многие из предстоящих слушателей, без сомнения, и сами были свидетелями тех чудес и знамений, свидетельствовавших об Иисусе Христе. Поэтому апостол Петр и говорит своим слушателям так: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него среди вас, как и сами знаете. Из Евангельской истории мы знаем, как часто народ, слушая Божественное учение Иисуса Христа и видя великие чудеса, Им совершаемые, питал к Нему глубокое уважение и хотел признавать Его за обетованного Спасителя; но враги Иисуса старались всеми мерами ослаблять в народе веру в Божественное Его величие и всячески перетолковывали и унижали дела Его и учение. Следствием этой вражды против Иисуса было предание и осуждение Его на смерть. Апостол Петр, при содействии Духа Святого, который теперь исполнил избранных учеников Христовых, восстановляет в слушателях здравое понятие об Иисусе, распятом на кресте, и напоминая им о том, что совершалось среди их, и что они прежде сами знали, каковы великие Его чудеса и знамения, объясняет им истинное происхождение сих чудес и знамений от Бога и говорит: которые Бог сотворил чрез Него среди вас. Не говорит Петр, что Иисус Христос сам творил сии чудеса, как истинный Бог, чтобы не сказать им вдруг того, чего еще не могли они принять; но говорит об Иисусе, как чрезвычайном человеке, чтобы постепенно привесть их к познанию Божеского Его величия.
Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Напоминая тяжелую для слушателей истину, Апостол опять щадит своих слушателей, раскрывая истину так, что она представляется менее обвиняющею виновников великого злодеяния. Он показывает, что Иисус Назорей предан был своим врагам не случайно, не по злобе только своих врагов, искавших Его погибели, но по определенному Божескому совету и предведению (Иоан. 3, 16; Рим 8:32), давая тем разуметь, что, если бы не было сего Божеского предопределения, то враги Иисуса не могли бы иметь Его в руках своих. Вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили. Опять Апостол смягчает вину Иудеев тем, что они не сами убили Иисуса, но сделали это руками беззаконных, т. е. язычников-римлян, которые называются беззаконными потому, что они не знали истинного Бога и не принимали закона Моисеева. Но это применение к обстоятельствам слушателей, которых Апостол хочет привесть к вере в Иисуса Христа, не скрывало истины (он ясно говорит: Сего вы взяли и убили), а только облегчало слушателям принятие ее, не раздражая их, но давая им спокойно сознать истину и почувствовать свою виновность в том грехе, который премудрым Божеским промыслом направлен был к достижению великих целей.
Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.
Мужи Израильские! выслушайте слова сии: Иисуса Назорея, Мужа, засвидетельствованного вам от Бога силами и чудесами и знамениями, которые Бог сотворил через Него среди вас, как и сами знаете
Переходя к проповеди об Иисусе, апостол — по словам Златоуста — «ничего не говорит высокого, а начинает свою речь крайне уничиженно…, с мудрою предосторожностью, чтобы не отягчить слуха неверующих».
Мужа, засвидетельствованного вам от Бога, т. е. в его Мессианском достоинстве и посланничестве.
Знамениями, которые Бог сотворил чрез Него. «Не говорит: Он Сам сотворил, но Бог через Него, для того, чтобы скромностью лучше привлечь их…» — по толкованию Златоуста.
Среди вас — ближайшим образом, здесь, как и далее, разумеются, собственно, обитатели Иерусалима, а потом — и все присутствующие, не только как могущие иметь соприкосновение с Иисусом во время Его деятельности во всей Галилее и Иудее, но и как вообще представители народа, ответственного за деяние, имеющее столь важное общечеловеческое значение. В этом смысле говорится и дальнейшее — преданного, т. е. Иудою, взяли и, пригвоздив руками беззаконных, т. е. языческих властей и вообще распинателей Христовых, убили (23 ст. ).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента