Библия - Деян. 2:19 (Деяния 2 глава 19 стих)

И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 2 глава 19 стих)

δωσω fut. ind. act. отδιδωμι (#1443) давать, ατμιδαасс. sing, отατμις (#874) пар. καπνου gen. sing, отκαπνος (#2837) дым. Gen. описания.


Учебная Библия МакАртура (Деяния 2 глава 19 стих)

2:14−40 После Сошествия Святого Духа первым важным событием в истории Церкви была проповедь Петра, которая завершилась обращением 3000 человек и учреждением Церкви (ст. 41−47).


Комментарии МакДональда (Деяния 2 глава 19 стих)

2:16−19 Истинным объяснением происшедшего было сошествие Духа Святого, которое предречено пророком Иоилем (Иоиль 2:28 и далее).

На самом деле события дня Пятидесятницы не были полным исполнением пророчества Иоиля. Большая часть событий, описанных в стихах 17−20, в тот момент не произошла. Но случившееся в день Пятидесятницы было предвкушением того, что произойдет в последние дни, перед днем Господним, великим и славным. Если день Пятидесятницы был исполнением пророчества Иоиля, почему позднее (3:19) дается обетование, что в случае всенародного покаяния, если народ израильский примет Того, Кого он распял, Иисус вернется и настанет день Господень?

Цитата из Иоиля — это пример действия «закона двойных ссылок», согласно которому любое библейское пророчество частично исполняется в одно время и полностью — позднее.

Дух Божий излился в день Пятидесятницы, но не на всякую плоть. Окончательное исполнение пророчества произойдет в конце дней великой скорби. Перед возвращением Христа во славе будут чудеса на небе и знамения на земле (Мф 24:29−30). Тогда Господь Иисус Христос грядет на землю, чтобы сокрушить врагов Своих и основать Свое Царство. В начале Его тысячелетнего правления Дух Божий будет излит на всякую плоть, на язычников и на иудеев, и такое состояние большей частью продлится все тысячелетие. Различные проявления Духа будут дарованы людям вне зависимости от их пола, возраста или социального положения. Будут видения и сны, дающие знание, и пророчества, передающие его другим. Таким образом проявятся дары откровения и пророчества. Все это произойдет во время, названное Иоилем последними днями (ст. 17). Разумеется, имеются в виду последние дни Израиля, а не Церкви.


Толкование Мэтью Генри (Деяния 2 глава 19 стих)

Стихи 14−36. В этих стихах мы читаем о начатках проявления Духа в проповеди, с которой Петр обращается тотчас не к людям из всякого народа, к тому же на иностранном языке (ибо нам не сказано, что он ответил тем, кто изумлялся и восклицал: «Что это значит?»), а к иудеям, притом на их родном языке, а среди них и к тем, которые насмехались; ибо прежде всего он отвечает на эти насмешки (ст. 15), обращаясь к мужам Иудейским и всем живущим в Иерусалиме, ст. 14. Однако у нас имеется достаточно оснований, чтобы считать, что другие ученики между тем говорили языками, проповедуя слушателям, понимавшим каждого из них и обступившим их со всех сторон, о великих делах Божиих. Проповедовал не один Петр, говорили все, по крайней мере большинство из ста двадцати учеников, и три тысячи душ в тот день обратилось и присоединилось к Церкви. Однако только проповедь Петра была записана во свидетельство того, что теперь он совершенно поднялся после падения и обрел Божье благословение в полной мере. Некогда трусливо отрекшийся от Христа, он теперь смело исповедует Его. Заметьте:

I. Введение, или вступление, в котором он просит или, лучше сказать, требует внимания аудитории. Петр же встал (ст. 14), показывая тем самым, что он не пьян, с одиннадцатью, согласными с ним в сказанном и, по всей видимости, в свою очередь также говорившими подобным же образом и с тем же самым намерением. Апостолы, наделенные величайшей властью, поднялись, чтобы обратить свою речь к насмехающимся иудеям и противостать тем, кто противоречил и злословил, а учить благосклонных, не столь предубежденных прозелитов из всякого народа на их родном наречии оставили семидесяти. Так точно и служители Христа: одни из них, имеющие большие дарования, должны наставлять противников, обнажать меч и браться за копье; другие же, имеющие меньшие дарования, должны наставлять покорившихся, быть садовниками и земледельцами. Петр возвысил голос свой, как человек, твердо убежденный в своих словах, пришедший в сильное волнение от сказанного, открыто, без страха и упрека исповедующий это перед всеми. Он обращается к мужам Иудейским Ἄνδρες Ἰουδαῖοι (дословно: мужам, которые были иудеями) и говорит: «Сие да будет вам, особенно вам, живущим в Иерусалиме, соучастникам убийства Иисуса, известно. Вы не знали о том прежде, а теперь вознамерились узнать, поэтому внимайте словам моим, словам того, который ведет вас к Христу, а не книжникам и фарисеям, которые отлучают вас от Него. Мой Господь, Чьи слова вы часто слушали без должного благоговения и уже больше никогда не услышите по причине совершенного вами, восшел на небо, но вот через нас Он обращается к вам, поэтому внимайте нашим словам».

II. Его ответ на их кощунственное обвинение, ст. 15. «Они не пьяны, как вы думаете... Ученики Христа, которых вы теперь слышите говорящими языками, рассуждают здраво и понимают смысл всего, что говорят; так точно и слушающие их, ведомые их рассуждением к познанию чудных дел Божьих. Какая нелепость — думать, что они пьяны, ведь теперь третий час дня», то есть около девяти часов утра по нашему времяисчислению. Известно, что перед этим часом по субботним дням и священным праздникам иудеи не пили и не ели; более того, упивающиеся упиваются ночью, а не утром, и лишь находящиеся в запоях, когда проснутся, опять ищут того же, Притч 23:35.

III. Петр рассказывает о чудесном излиянии Духа, желая тем самым побудить всех собравшихся принять веру Христову и присоединиться к Церкви. Он рассматривает здесь излияние Духа как исполнение Писаний и следствие воскресения и вознесения Христа, подтверждающее реальность того и другого.

1. Ветхозаветные пророчества о Царстве Мессии исполнились, поскольку излился Дух Святой, а потому исполнились также и слова о том, что приблизилось Царство Божье, и другие пророчества о нем. Петр цитирует одно из них, а именно предсказание пророка Иоиля, Иоиль 2:28. Достойно внимания то обстоятельство, что, когда Петр исполнился Духа Святого и начал говорить на ином языке, как Дух давал ему провещавать, он не отверг Писаний и не почел себя выше их. Более того, его речь во многом представлена выдержками из Ветхого Завета, которые он приводит в подтверждение своих слов. Ученики Христа не мудрствуют сверх того, что написано в Библии, да и Дух был ниспослан свыше не для того, чтобы заменить Собой Писания, а для того, чтобы давать нам силу понимать и усовершаться в них. Заметьте:

(1) Собственно отрывок, который цитирует Петр, ст. 17−21. В нем говорится о последних днях, то есть о временах евангельских, благоприятных, которые потому и названы последними, что период Царства Божьего, созидаемого благовествованием в сердцах людей, есть последнее мироустройство благодати Божьей, и нам не следует ожидать ничего иного, как только продолжения его до скончания века. Или же в цитируемом отрывке говорится о времени, наступившем спустя много веков после того, как умолкли пророчества ветхозаветной церкви. Или же в нем говорится о времени накануне истребления иудейского народа, о последних днях нации перед великим и славным днем Господним, о котором сказано в ст. 20. «Этот день предсказан и обещан издревле, и потому вы должны ожидать его, а не дивиться, жаждать и призывать его, а не оспаривать, почитая его недостойным вашего внимания». Апостол приводит весь отрывок, ибо Писание, в целях соблюдения точности, надлежит цитировать в пределах всего контекста, без опущений. Итак, это пророчество предрекало:

[1] Что в будущем Дух благодати изольется свыше более обильным и широким потоком, чем когда бы то ни было в прошлом. Ветхозаветные пророки исполнялись Святого Духа, а о народе Израильском сказано, что Бог дал им Духа Своего благого, чтобы наставлять их, Неем 9:20. Теперь же Дух изольется не только на иудеев, но и на всякую плоть, то есть и на язычников, также как и на иудеев, хотя даже сам Петр, как видно, не понимал этого до конца, Деян 11:17. Или же на всякую плоть, то есть на людей из всяких сословий и званий. Иудейские толкователи Писания учили, что Дух нисходит исключительно на мудрецов и богачей, да и то лишь на тех из них, которые из семени Израилева. Но станет ли Бог ограничивать Себя их предписаниями?

[2] Что этот Дух в них будет духом пророчества. Дух сделает их способными предрекать грядущее и проповедовать Евангелие всей твари. Эта способность будет дана им независимо от пола: будут пророчествовать не только сыны ваши, но и дочери ваши; независимо от возраста: и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут и через них будут обретать пророческие откровения для сообщения Церкви; независимо от положения в обществе: даже рабы и рабыни (то есть, в более широком смысле, люди, которых Бог назвал Своими рабами и рабынями) получат Духа и будут пророчествовать, ст. 18. В начале ветхозаветной эпохи пророчеств существовали школы пророков, а до того дух пророчества нисходил на старейшин Израилевых, поставленных, чтобы начальствовать. Теперь же Дух должен был излиться и на простолюдинов, в том числе и на тех, которые не учились в школах пророков, ибо Царство Мессии должно было быть чисто духовным. Упоминание дочерей (ст. 17) и рабынь (ст. 18) может натолкнуть нас на мысль, что женщины, о которых говорится в Деян 1:14, получали сверхъестественные дары Духа Святого наравне с мужчинами. У Филиппа-благовестника были четыре дочери девицы, пророчествующие (Деян 21:9), а апостол Павел, найдя в коринфской общине обильные дары языков и пророчеств, не счел необходимым предоставить женщинам право пользоваться ими в собрании, 1Кор 14:26,34.

[3] Что им предстоит пророчествовать о грядущем великом суде над иудейским народом, ибо об этом суде главным образом и пророчествовал Христос (Мф 24 гл.), когда приближался к Иерусалиму (Лк 19:41) и когда шел на Голгофу, Лк 23:29. Эти суды должны были прийти на иудеев затем, чтобы они понесли наказание за свое пренебрежение Евангелием и противление ему, хотя оно и было так полно им засвидетельствовано. Ниц падет тот, кто не покорится силе Божьей благодати, явленной в чудесном излиянии Духа, и на того изольются чаши гнева Божьего. Непокорный будет сокрушен.

Во-первых, опустошение Иерусалима, имевшее место приблизительно сорок лет спустя после смерти Христа, названо здесь днем Господним великим и славным, ибо этот день положил конец Моисееву мироустройству, навсегда упразднил и отменил служение священников и левитов и обрядовый закон. Опустошение само по себе было таким, что подобного ему в человеческой истории не отмечалось нигде, такого не было ни с одним народом, ни до, ни после него. То был день Господень, ибо он стал днем возмездия, постигшим еврейский народ за распятие Христа и преследование Его служителей; то был год возмездия за кровь всех святых и мучеников, начиная от крови Авеля праведного, Мф 23:35. То был день малого суда, славный день: у Иоиля он назван страшным днем, ибо таковым он был для человеков на земле, а здесь он назван словом ἐπιφανῆ (на языке Септуагинты), то есть достославным днем, каковым он был для Христа на небесах. Этот день стал днем богоявления, Его явления, о чем Он говорил в Мф 24:30. Истребление иудеев было избавлением для христиан, которых иудеи ненавидели и гнали; а потому, чтобы ободрить страдающих христиан, пророки того времени часто говорили об этом дне, возвещали о том, что Господь близко, что пришествие Господне приближается, и вот, Судия стоит у дверей, Иак 5:8−9.

Во-вторых, здесь предсказываются ужасные знамения сопровождающие грядущее разорение: будут чудеса на небе вверху, солнце превратится во тьму, и луна в кровь; предсказываются также и знамения на земле внизу, кровь и огонь. Иосиф Флавий в предисловии к своей книге, посвященной иудейским войнам, пишет о предшествовавших им знамениях и чудесах: об ужасных громах, молниях и землетрясениях, об огненной комете, висевшей над городом в течение года, о пламенном мече, указывавшем на город сверху, о полночном сиянии, освещавшем храм и алтарь полуденным светом. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) понимает эти знамения иначе: Кровь Сына Божьего, и огонь Духа Святого, появившийся ныне, и курение дыма, в котором вознесся Христос, и солнце, превратившееся в тьму, и луна — в кровь во время страданий Христа, — все это было громким увещеванием неверующим, которое должно было побудить их приготовиться к грядущему суду над ними. Или же эти слова можно отнести, и притом весьма уместно, к предшествующим судам, которые и привели к упомянутому запустению. Кровь указывает на войны иудеев с соседними народами — самарянами, сирийцами и греками, во время которых были пролиты целые реки крови, а также на иудейские гражданские войны и подавление мятежей (как это у них называлось), которые тоже были весьма кровопролитны; тогда не было мира ни выходящему, ни входящему. Огонь и курение дыма, предсказанные здесь, имели место тогда когда горели иудейские города, селения, синагоги и, наконец, храм. Это превращение солнца во тьму и луны в кровь свидетельствует о ликвидации иудейского правления, светского и религиозного, и угашении всех иудейских светильников.

В-третьих, здесь обещано замечательное избавление народа Божьего, ст. 21. Всякий, кто призовет имя Господа Иисуса Христа (призывать имя Господа свойственно христианам, 1Кор 1:2), спасется, то есть избежит этого суда. Это избавление станет прообразом и залогом вечного спасения. Как во время разрушения Иерусалима халдеями оставался остаток, запечатленный для укрытия в день гнева Господня, так и при уничтожении Иерусалима римской армией не погиб ни один из учеников Христа. Исключительное благочестие будет отмечено особым охранением. Притом заметьте, что сказано о спасенном остатке: остатком назван молящийся народ, остаток призывает имя Господне, что указывает на то, что эти люди спасутся не своими делами и не собственной праведностью, а исключительно благодаря Божьей милости, которую надлежит испрашивать у Него в молитве. Другими словами, только имя Господне, которое они призывают, является их крепкой башней.

(2) Как это пророчество Иоиля соотносится с настоящим событием, ст. 16. ...Это есть предреченное пророком Иоилем... Излияние Духа является исполнением пророчества, причем исполнением полным. Именно излияние Духа на всякую плоть и должно было совершиться; другого излияния Духа не будет, как не будет и другого Мессии. Ибо как наш Мессия вошел в вечные обители на небе, царствуя и ходатайствуя о Своей Церкви на земле, так и этот Дух благодати, Заступник и Утешитель, дарованный ныне по обетованию, по тому же обетованию пребудет с Церковью на земле до конца и совершит все дела в ней, и для нее, и для всякого верующего, заурядного и выдающегося, посредством Писаний и служения.

2. Чудесное излияние Духа есть дар Христов, результат и свидетельство Его воскресения и вознесения. Пользуясь нынешними обстоятельствами дарования Духа Святого, Петр начинает проповедовать им Христа, и эту часть проповеди он предваряет следующим торжественным предисловием (ст. 22): «Мужи Израильские! выслушайте слова сии. Эти слова достигли вас милостью Божьей, и ваша обязанность — выслушать их». Слова о Христе должны быть приятны для ушей мужей израильских. Здесь мы находим:

(1) Краткое жизнеописание Христа, ст. 22. Он называет Его Иисусом Назореем, поскольку под этим именем Он сделался известен всему народу, однако (и этого вполне достаточно, чтобы снять позор с Его имени, ибо город Назарет не пользовался доброй славой) «Он — Муж, засвидетельствованный вам от Бога, осужденный людьми, но оправданный Богом». Бог засвидетельствовал и одобрил учение Христа, дав Ему власть творить чудеса. Человек, отмеченный Богом (так понимает это место д-р Хаммонд, Dr. Hammond), «отмеченный и выделенный из среды вас, внимающих ныне мне. Он был послан к вам, поставлен над вами. Он был сиянием славы в земле вашей, да вы и сами видели, сколь славен Он был силами и чудесами и знамениями, сверхъестественными делами, сотворенными вне и против законов природы, делами, которые Бог сотворил чрез Него, то есть такими делами, какие Христос сотворил силой Божьей, которой был наделен, и Бог явно сопутствовал Ему, ибо таких чудес никто не может творить, если не будет с ним Бог». Послушайте, какое значение Петр придает чудесам Христа.

[1] Отрицать факты невозможно. «Чудеса и знамения были явлены среди вас, в вашей стране, в вашем городе, в ваших священных собраниях, как и сами знаете. Вы являетесь очевидцами Его чудес. Поэтому я говорю это вам, попробуйте мне возразить или доказать обратное».

[2] Чудеса Христа ведут к выводу, верность которого невозможно оспорить, ибо убедительность этих чудес состоит в их очевидности. Он совершал эти чудеса, и, несомненно, Бог засвидетельствовал о Нем, явил Его в том качестве, в каком Он Сам Себя явил, Сыном Божьим и Спасителем мира, поскольку Бог истины никогда не стал бы подтверждать ложь.

(2) Повествование о Его смерти и страданиях, очевидцами которых они были всего несколько недель тому назад. И в том было чудо из чудес, что человек, засвидетельствованный от Бога, был, казалось бы, так презрен Богом и что человек, так засвидетельствованный людям и среди людей, был так презрен и самими людьми. Обе тайны открываются здесь (ст. 23), и Его смерть рассматривается:

[1] Как деяние, совершенное Богом. Во Христе это деяние было чудным и премудрым благодеянием. Бог предал Его на смерть, не только позволил умертвить Его, но и оставил Его умирать. Объяснение этого мы находим в Рим 8:32, где сказано: ...предал Его за всех нас... Однако Он был засвидетельствован от Бога, и в этом свидетельстве не было ничего, что указывало бы на неодобрение Его Богом, поскольку все произошедшее с Ним сделалось по определенному совету и предведению Божию, в бесконечной премудрости и ради святых целей, с которыми (равно как и со средствами их достижения) Христос был полностью согласен. Так должно было быть удовлетворено Божественное правосудие: грешники должны были спастись, Бог и человек — воссоединиться, а Сам Христос — прославиться. И произойти все это должно было не просто по воле Божьей, но по определенному решению, изволению воли Его, в соответствии с предвечным и неизменным советом. Это обстоятельство примирило Христа с крестом: «Отче, да будет воля Твоя, и да прославится имя Твое, да исполнится Твое определение, и да найдет оно славное осуществление».

[2] Как деяние, совершенное людьми. То были потрясающий грех и безрассудство людей. Гнать засвидетельствованного им возлюбленного Сына Божьего — значило идти против Бога; гнать Христа, величайшее благословение этого мира, — значило идти против собственных благословений. Ни предвечное Божье определение о страдании и поругании Христа, ни обращение их в вечное благо нисколько не оправдывает их греха, ибо этот грех был их добровольным деянием, явившимся результатом действующего в них греховного принципа, следуя которому они, пригвоздивши руками беззаконных, убили Христа. Вполне вероятно, что здесь находился кто-то из кричавших тогда: «Распни, распни Его!» — или как-то иначе содействовавших и подстрекавших к Его убийству, и Петр принимает это обстоятельство во внимание. Однако это преступление все же справедливо будет считать всенародным, ибо совершено оно было по решению синедриона и с согласия огромной толпы людей. Существует такая правовая норма: refertur ad universos quod publice fit per majorem partem — что делается открыто большинством, то вменяется в вину всем. Петр на основании этой частной юридической нормы обвиняет собравшихся как часть народа, который должен понести возмездие, и делает это с тем, чтобы с большей решимостью повести их к Христу и покаянию, ибо путь веры и покаяния есть единственная возможность отречься от греха и освободиться от вины.

(3) Свидетельство о воскресении Христа, совершенно снявшем позор Его смерти, ст. 24. ...Бог воскресил Его... Тот, Который предал Его смерти, избавил Его от смерти, чем засвидетельствовал о Нем более, нежели иными чудесами и знамениями, которые Бог сотворил чрез Него (или всеми вместе взятыми). По этой самой причине мысль о воскресении Христа является в проповеди Петра главной.

[1] Он описывает Его воскресение. Бог избавил Христа от смертных мучений (рус. воскресил Его, расторгнув узы смерти. — Прим. переводчика.), потому что ей невозможно было удержать Его. Слово ὠδῖνας переводится как муки смертные; кроме этого значения оно имеет еще и другое муки родовые, поэтому некоторые исследователи считают, что в этом месте говорится о боли и страдании, возмущении и борении Его души, в которых она скорбела смертельно. Именно от этих родовых мук, мук рождения души из состояния смерти, Отец и избавил Его, когда Сын вымолвил при Своей кончине: «Совершилось». Д-р Годуин (Dr. Godwin) так понимает этот текст: «Великий ужас, уподобивший Емана Езрахита убитым, лежащим во гробе (Пс 87:6,16), объял и Сына Божьего, однако Он был сильнее и преодолел его. Так свершилось воскресение души Его (сколь великим является это избавление души из глубины духовных мук!), исполнились слова о том, что Бог не оставит Его души в аде, а также о том, что Он не увидит тления, что было доказательством воскресения Его Тела; в целом же речь здесь идет о великом воскресении». Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) понимает это место несколько иначе: «Расторгнув узы смерти (ссылка на воскресение всех верующих), Бог воскресил Христа и Его воскресением лишил силы имеющего державу смерти, избавил Свой народ от власти смерти. Бог упразднил смерть, совершенно изменил ее сущность, и как смерть не могла удержать Его продолжительное время, так не сможет она удержать и народ Божий в вечности». Однако большинство толкователей понимает этот текст в смысле воскресения одного только Тела Христа. В таком случае смерть (говорит г-н Бакстер, Baxter) выступает как необходимое наказание, хотя и не прискорбное, ибо оно обращается во благо. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) же доказывает, что Септуагинта, а за ней и апостол здесь, использует это слово в значении цепи и сети (как в Пс 17:6); при таком понимании метафора избавления и содержания под стражей оказывается наиболее уместной. Христос был заключен, ввергнут в узы смерти за наши преступления, но с удовлетворением Божественного правосудия и исполнением ветхозаветных пророчеств эти узы уже не могли удержать Христа. Смерть не могла одолеть Его ни правдой, ни силой, ибо Он имел в Себе жизнь, она была в Его власти и Он превозмог князя смерти.

[2] Он подтверждает истинность факта воскресения Христа, ст. 32. «Сего Иисуса Бог воскресил, чему все мы свидетели — мы, то есть апостолы и другие из числа наших товарищей, которые близко знали Христа при жизни и по Его воскресении из мертвых пребывали с Ним в тесном общении, с Ним ели и пили». И когда сошел на них Дух Святый, они приняли силу, чтобы умело, верно и отважно утверждать воскресение Христа, между тем как недруги обвиняли их в хищении Тела.

[3] Он показал, что воскресение Христа было исполнением Писания, а поскольку в Писании сказано, что Он обязательно воскреснет, не увидев тления, постольку ни смерти, ни гробу невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о воскресении Христа из мертвых, как явствует из ст. 25. Место Писания, на которое ссылается здесь Петр, — это псалом Давида (Пс 15:8−11), который отчасти можно отнести и к самому Давиду как к святому, хотя прежде всего в нем говорится об Иисусе Христе, прообразом Которого был Давид. Здесь мы находим:

Во-первых, текст (ст. 25−28), который приводится без сокращений, ибо он целиком исполнился в Нем и говорит нам:

1. О постоянном внимании, которое Господь Иисус обращал на Отца в продолжение всего Своего предприятия. Видел я пред собою Господа всегда... Наиглавнейшей целью Христа было прославить Отца во всем, ибо Он видел, что Его страдание с избытком прославит Бога и Его Самого исполнит радостью. Ему предлежало и то, и другое, и Он не сводил с этого глаз, что бы ни делал и как бы ни страдал. Предвосхищая эту славу и радость, Он стойко держался и не отступал, Ин 13:31−32; Ин 17:4−5.

2. Об уверенности Сына Божьего в присутствии Отца и Его могуществе. «Он одесную Меня, по правую руку, которая творит, укрепляет, сопровождает, поддерживает, дабы Я не поколебался, не отступил назад, несмотря на предстоящие Мне трудности». Следующие слова являются параграфом завещания, дающего право на искупление (Пс 88:22): Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Поэтому Он уверен, что, находясь в Его руке, это дело не потерпит неудачи. Так точно и мы не поколеблемся, если Бог будет находиться одесную нас.

3. О радости, с которой Господь Иисус совершал Свое предприятие, несмотря на предстоящие скорби. «Довольствуясь тем, что Я не поколеблюсь и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Моей, возрадовалось сердце Мое и возвеселился язык Мой, поэтому мысль о скорби нисколько Меня не страшит».

Примечание: нашему Господу Иисусу всегда было приятно смотреть на подвиг души Своей и быть уверенным в том, что этот подвиг увенчается славой. И Он настолько доволен подвигом Своей души, что Его сердце радуется при мысли о том, что цель Его предприятия будет достигнута в полном соответствии с его замыслом. ...Возрадовался духом Иисус... (Лк 10:21). ...Возвеселился язык мой... В этом месте упомянутого псалма написано дословно следующее: Радуется слава Моя. Выходит, что наш язык есть наша слава, дар слова есть наша честь, и всего более тогда, когда мы прославляем Бога. Возвеселился язык Христа, ибо накануне Своих страданий, уже в самом конце тайной вечери, Он воспел гимн.

4. О порождающем радость благоуспешном исходе Его смерти и страданий. Именно этот исход придавал Христу мужества и все время исполнял Его радостью. Он теперь совлекался тела, но даже плоть Моя (говорит Он) упокоится; гроб будет для Тела, пока оно там покоится, на этом ложе покоя, а упование придаст ему сладости; плоть упокоится в уповании — ὅτι, ибо Ты не оставишь души моей в аде. Далее излагается предмет Его упования, или, точнее, уверенности:

(1) Его душа пробудет в бестелесном состоянии недолго, ибо предстоящая долгая разлука с телом не только означала бы для души определенное стеснение, но и продлила бы триумф смерти над Тем, Кто воистину одержал победу над смертью. ...Ты не оставишь души моей в аде... (ἅδες — буквально: невидимое состояние). «Хотя Ты и удалишь ее туда на время и там оставишь ее, тем не менее Ты вновь воззовешь ее оттуда. Ты не оставишь души Моей так, как оставляешь души других людей».

(2) Его Тело пробудет в гробе недолго. ...И не дашь святому Твоему увидеть тления... Его Тело оживет, не начав тлеть или разлагаться; поэтому после смерти оно оживет не позже (если не раньше) третьего дня. Христос был Святый Божий, освященный и отделенный на служение Богу для совершения дела искупления. Он должен был умереть, ибо Ему предстояло войти во святилище со Своею Кровию. И Он не должен был увидеть тления, ибо Его смерть должна была стать приятным благоуханием Богу. Прообразом этого был закон о жертве, предусматривавший, чтобы оставшееся от жертвенного мяса, которое должно съесть, хранилось только до наступления третьего дня, поскольку существовала опасность допустить тление и разложение, Лев 7:15−18.

(3) Смерть и страдания Христа будут вратами в благословенное состояние нетления как для Него, так и для Его народа. «Ты дал мне познать путь жизни, и через Меня дал познать его миру, и открыл его перед ним». Когда Отец Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе, и власть отдать ее, и власть опять принять ее, тогда же Он указал Ему путь жизни, путь туда и обратно. Для Него отворились врата смерти, и Он увидел врата тени смертной (Иов 38:17), чтобы Ему войти и выйти ими, когда Его предприятие поведет Его по пути искупления человека.

(4) По окончании всех скорбей и страданий Его ожидает совершенное блаженство. ...Ты исполнишь меня радостью пред лицем Твоим. Наградой, положенной Христу, была радость, полнота радости, которая заключалась в Божьем поощрении, том самом поощрении, которое Он выказывал Его предприятию и всем тем, кто ради Него уверует в Него. Благоволение, с которым Отец принял Сына, когда Тот по вознесении Своем дошел до Ветхого днями и был подведен к Нему, исполнило Его радостью неизреченною, а именно той радостью Господина нашего, в которую войдут все те, кто Ему принадлежит, и в которой они будут испытывать вечное блаженство.

Во-вторых, мнение Петра по поводу процитированного текста, особенно и более всего в отношении того места, в котором затрагивается воскресение Христа. Он с должным почтением обращается к своим слушателям, говоря: «Мужи братия!» (ст. 29). «Вы — мужи и потому будете держаться разумного; вы — братия и потому по-доброму воспримете то, что говорит вам человек, состоящий в близком родстве с вами, от всей души заботящийся о вас и доброжелательно настроенный по отношению к вам. Позвольте же мне с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, и пусть мои слова ни для кого не послужат камнем преткновения, если я скажу, что Давид говорит здесь не о себе самом, а об идущем за ним Христе». Давид назван здесь праотцем потому, что он явился родоначальником царской династии и был человеком именитым и выдающимся в свое время, чьи имя и память поистине драгоценны. Разбирая этот псалом Давида, надо учитывать то, что:

1. Он не мог говорить в нем о себе, ибо он и умер и погребен, и гроб его находился в Иерусалиме до сего дня (до того дня, в который Петр говорил эти слова), и в том гробе находились его кости и прах. До сих пор никто не говорил, что Давид воскреснет, потому и он никак не мог утверждать о самом себе, что ему не увидеть тления, ибо тление он увидел. В том же самом убеждает нас и апостол Павел, Деян 13:35−37. Хотя в его лице Господь нашел Себе мужа по сердцу Своему, тем не менее он отошел в путь всей земли по собственному выражению (3Цар 2:2), то есть принял смерть и был предан земле.

2. Тогда, разумеется, он говорил это, будучи пророком, и имел в виду Мессию, мучения и последующую за ними славу Которого предвозвещали пророки. Мучения и последующую славу Христа в этом псалме предрекал и Давид, на что теперь прямо указывает Петр.

(1) Давид знал, что Мессия произойдет из его колена (ст. 30), ибо Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его. Он обещал ему Сына, престол царства Которого будет утвержден навеки, 2Цар 7:13. В Пс 111:11 написано также: Клялся Господь Давиду в истине... Когда же родился Господь Иисус, было дано такое обетование: ...даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его... (Лк 1:32). Все в Израиле знали, что Мессия будет сыном Давидовым, то есть что во плоти, как человек, Он будет сыном Давида, но по Духу, как Бог, Он будет Господом Давида, а не сыном. Бог клялся ему, что Мессия, обещанный его отцам, будет его сыном и наследником, плодом его чресл и займет его престол; вот почему, слагая псалмы, он никогда не забывал об этом.

(2) Христос назван плодом чресл его и, соответственно, пребывал в чреслах Давида, когда тот слагал этот псалом (как, сказано, Левий пребывал в чреслах Авраама, когда тот отделил Мелхиседеку десятину от всего), и если сказанное от первого лица псалмопевец не относит на свой счет (а это совершенно очевидно), значит он говорит здесь о пребывавшем тогда в его чреслах сыне, в котором его род и царство достигнут своего расцвета и нетления. Поэтому его слова о том, что не оставлена будет душа его в аде и плоть его не увидит тления, надо однозначно понимать как указание Давида на воскресение Христа, ст. 31. А как Христос умер, так и воскрес по Писанию; чему все мы свидетели.

(3) Здесь также имеется намек на Его вознесение. В телесном виде, так, как это сделал Христос, Давид не восстал из мертвых и не восшел на небеса, ст. 34. И далее, в доказательство того, что, говоря об этом воскресении, псалмопевец подразумевает воскресение Христа, Петр отмечает, что в другом псалме Давид четко указывает на следующую ступень возвышения Христа и тем самым свидетельствует о другом лице, и этим другим лицом был его Господь (Пс 119:1): «Сказал Господь Господу моему, когда воскресил Его из мертвых, седи одесную Меня в вышней славе и господстве, прими владычество над Царством провидения и благодати; седи там Царем, доколе положу врагов Твоих, как и друзей Твоих, в подножие ног Твоих» (ст. 35). Христос восстал из гроба, чтобы вознестись выше; поэтому в Пс 15 Давид ведет речь о воскресении Христа, а не о своем воскресении, ибо не было никаких оснований восставать из своей могилы тому, кому не суждено было взойти на небеса.

(4) Практическое значение этой речи, посвященной смерти, воскресению и вознесению Христа.

[1] Она поясняла смысл настоящего чудесного излияния Духа, открывшегося в сверхъестественных дарах. Некоторые из народа спрашивали (ст. 12) «Что это значит?» «Я открою вам значение происходящего», — говорит Петр. Сей Иисус был вознесен одесную Бога — так понимают это место некоторые, чтобы воссесть по правую руку Бога; был вознесен десницей Божией так понимаем это место мы, правой рукой Бога, то есть Его силой и властью, что, впрочем, одно и то же. И, приняв от Отца, к Которому восшел, обетование Святого Духа, Он принял то, что дал Ему Отец (Пс 67:19), излив то, что вы ныне видите и слышите; ибо Дух Святой будет дарован тогда, когда Иисус будет прославлен, но не раньше, Ин 7:39. «Вы видите и слышите нас говорящих языками, которых мы никогда не учили». Выражение их лиц, вероятно, изменилось при этом настолько, что эта перемена была заметна так же, как слышна была перемена в их голосе и речи. Все же это было от Святого Духа, сошествие Которого свидетельствовало о том, что Иисус вознесся и принял сей дар от Отца, чтобы даровать его Церкви, а это обстоятельство прямо обнаруживает в Нем Ходатая, Посредника между Богом и Церковью. Дарование Святого Духа было:

Во-первых, исполнением уже обещанного Господом, того, что здесь названо обетованием Святого Духа. Многие весьма великие и драгоценные обетования дарованы нам Божественной властью, однако это обетование, сопоставимое по значению с обетованием Мессии, включает в себя все прочие. По этой причине, даруя Духа Святого просящим у Него (Лк 11:13), Бог дарует им все блага, Мф 7:11. Христос принял обетование Святого Духа, обещанный дар Святого Духа, и передал его нам, ибо все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь».

Во-вторых, оно было залогом всех будущих благословений; «а то, что вы ныне видите и слышите, есть только залог славнейшего».

[2] Она доказывала то, во что все мы обязаны верить, а именно то что Христос Иисус есть подлинный Мессия и Спаситель мира, и подтверждение тому — его речь. Этим в заключение quod erat demonstrandum, то есть тем, что и требовалось доказать (ст. 36), он и завершает свою проповедь: «Итак твердо знай, весь дом Израилев, что эта истина получила ныне свое полное подтверждение. Мы же обрели силу возвещать, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли». Ученикам запрещалось говорить о том, что Иисус есть Христос, до тех пор, пока Он не воскреснет из мертвых, Мф 16:20; Мф 17:9. Теперь же о том следовало провозглашать на кровлях, говорить во всеуслышание всему дому Израилеву; кто имеет уши слышать, да слышит. Эти слова стоят не в сослагательном, а в повелительном наклонении: «Твердо знайте это и то еще, что вы обязаны принять услышанное вами как верное слово».

Во-первых, Бог прославил Того, Которого они распяли. Они распяли Мессию, Которого Бог приготовил к славе, и как лжеца убили Того, Кто представил им такие неоспоримые свидетельства Своей Божественной миссии — все это усугубляло их нечестие. Вопреки тому, что они распяли Иисуса, чем надеялись поставить на Нем несмываемую печать бесчестья, Бог прославил Его, и то поругание, на которое они обрекли Его, обратилось в Его славу — все это возвеличивало Божью силу и Божью премудрость.

Во-вторых, Бог прославил Его так, что соделал Господом и Христом, что, по сути, одно и то же. Он — Господь всех, причем не узурпатор, а Христос, помазанный на то, чтобы быть Господом. Он есть один Господь для язычников, которые имели много господ; для иудеев же Он Мессия, а этот титул вбирает в себя все Его дела и служение. Он есть Царь-Мессия, как величает Его халдейский парафраз; или, как учил о том Даниила Гавриил, Он есть Христос Владыка, Дан 9:25. Вот она, великая евангельская истина, которой мы должны верить: Сей Иисус, именно этот самый Иисус, Которого распяли в Иерусалиме, есть Тот, Которому мы обязаны хранить верность и от Которого, как от Господа и Христа, мы должны ожидать защиты.


Толкование отцов церкви (Деяния 2 глава 19 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 19−21 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется

Затем (апостол) продолжает пророчество, которое заключает в себе нечто и страшное. «И покажу», говорит, «чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу» (ст. 19). Этими словами намекает и на будущий суд, и на разрушение Иерусалима. «Кровь и огонь и курение дыма». Смотри, как изобразил разрушение. «Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь» (ст. 20). Это он сказал применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого и действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставив ожидать того, что будет. «Прежде нежели наступит день Господень, великий и славный». Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не считайте себя в безопасности. Ведь это начало некоторого великого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколебал их душу, и смех обратил в оправдание? В самом деле, если это начало того дня, то необходимо следует, что им угрожала величайшая опасность. Что же? Продолжает ли он говорить о том, что наводило страх? Нет. А что? Он снова дает им отдохнуть и говорит: «и будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (ст. 21). Это сказано о Христе, как говорит Павел (Рим 10:13); однако Петр не решается высказать этого ясно. Но возвратимся к тому, что сказано выше. Прекрасно восстает Петр против смеющихся и издевающихся, говоря: «сие да будет вам известно, и внимайте словам моим». А в начале он говорил: «мужи Иудейские», называя, как мне кажется, иудеями тех, которые жили в Иудее. Предложим, если угодно, и сами слова Евангелия, чтобы ты узнал, каким вдруг сделался Петр. Вышла, говорит (евангелист), рабыня, «и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином»; а он отвечал: «не знаю, что ты говоришь», и когда снова спросили его, — «тогда он начал клясться и божиться» (Мф 26:69−74).

А здесь смотри, с каким говорит он дерзновением, с какою великою свободою. Он не похвалил тех, которые сказали: «слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих»; а, напротив, на ряду с другими отягощает и их своими словами, желая сделать их более ревностными и представить свое слово чуждым лести. Это и всегда прекрасно наблюдать, так, чтобы при снисходительности слово было чуждо всякой лести, равно как и всякого оскорбления, что — не легко. Не без причины также устроено и то, что это совершилось в третьем часу: когда показывается блеск света, тогда люди еще не заняты бывают хлопотами об обеде, тогда — ясный день, тогда все на площади. Видишь ли слово, исполненное свободы? «И внимайте словам моим». Сказав это, Петр ничего не прибавил (от себя), а присовокупил: «но это есть предреченное пророком Иоилем: и будет в последние дни». Этим показывает, что уже близка и кончина. Оттого-то слова: «в последние дни» имеют некоторую особенную выразительность. Затем, чтобы не подумали, будто это дело касается только сынов, он присовокупляет: «и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут». Заметь порядок: сначала сыны, как и Давид говорит: «вместо отцов Твоих были сыновья Твои» (Пс 44:17); и в свою очередь, Малахия: «и он обратит сердца отцов к детям» (Мал 4:6). «И на рабов Моих и на рабынь Моих». И это — знак добродетели, — потому что мы стали рабами Божиими, освободившись от греха. Да обилен и дар, когда дарование переходит и на другой пол и не ограничивается одним или двумя лицами, как было в древности, например — Девворою и Олданою. И не сказал (Петр), что это — Дух Святой, и не истолковал слов пророка, но привел лишь одно пророчество, предоставив ему говорить самому за себя. Ничего пока не говорит он и об Иуде, потому что всем было известно, какая казнь его постигла. Но он молчит, зная, что ничто на них так сильно не действует, как то, когда беседуют с ними на основании пророчества; это сильнее даже самих дел. Когда Христос творил чудеса, Ему часто противоречили; а когда Христос привел им следующие слова из пророчества: «сказал Господь Господу моему: сиди одесную Меня» (Пс 109:1), — они умолкли, так что не могли уже сказать Ему в ответ ни одного слова. Да и во многих местах Он напоминает им Писания, — например, когда говорит: «Он назвал богами тех, к которым было слово Божие» (Ин 10:35), а лучше — это всякому можно встретить везде. Потому-то и Петр здесь говорит: «излию от Духа Моего на всякую плоть», т.е., на народы; но еще не раскрывает и не объясняет (пророчества), потому что это не было полезно. Так точно не ясны и эти слова: «и покажу чудеса на небе вверху», потому что своею неясностью они еще больше устрашали их. Если бы он объяснил им, — он более вооружил бы их против себя. Потому-то он и обходит его, как будто бы оно было ясно, желая внушить такое понятие. Конечно, после он объясняет им, когда беседует с ними о воскресении, когда приготовил их к тому своим словом. Потому он охотно и обходит (это пророчество), что благодеяния не в силах были привлечь их: этого никогда не было. Ведь тогда никто не спасся; а теперь верные спаслись при Веспасиане. Вот это и означают слова (Спасителя): «и если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть» (Мф 24:22). Что было более тяжко, то случилось наперед, так как сначала жители были взяты в плен, и тогда город был разрушен и сожжен.

Затем (Петр) останавливается на иносказании, чтобы ближе представить пред взорами слушателей разорение и плен. «Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь». Что значит выражение: луна превратится в кровь? Мне кажется, он означает чрез это чрезмерность кровопролития и намеренно говорит так, чтобы внушить им великий страх. «И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется». «Всякий», говорит, будет ли то священник (хотя этого еще не высказывает), или раб, или свободный, потому что «нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал 3:28). И справедливо: это различие, действительно, имеет место лишь здесь, где все — тень. Если в царских чертогах нет ни благородного, ни неблагородного, но всякого обозначают его дела; если и в искусствах каждый ценится по своему произведению, то тем больше — в том состоянии. «Всякий, кто призовет». «Призовет» не просто, — потому что «не всякий», говорит (Христос), «говорящий Мне: Господи! Господи!» (Мф 7:21), — но призовет с усердием, при хорошей жизни, с должным дерзновением. Таким образом, слово его пока еще не тягостно, так как он вводит речь о вере, хотя не скрывает и страха наказания. Почему? Потому что показывает, что есть спасение в призывании.

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Ст. 19−21 И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма. Солнце преложится во тму, и луна в кровь, прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному. И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется

Этими словами пророк наперед ясно предсказывает и о будущем суде, и об Иерусалиме, и о плане иудеев, и о событиях, имевших быть при кресте Христовом, и наконец о том, что случилось с иудеями вследствие римской войны, когда в Иудее проливалось римлянами множество крови, когда развевался дым от сожигаемых городов и селений. Чрез это иудеи несли наказание за свою дерзость против Христа, — за дерзость, которой не перенесло и самое солнце и смежило свое око, световую силу, и луна свой сребровидный образ изменила в красный свет. Говорят однако же, будто много подобных явлений было на небе и во время разрушения Иерусалима; так свидетельствует Иосиф Флавий. Впрочем словами: луна преложится в кровь, пророк указывает и на чрезмерную жестокость заклания (т. е. распятия Господа). Но почему происходит это в третьем часу? Чтобы показать чудесность этого явления: блеск огня виден среди светлого дня, когда все на площади! Впрочем составитель богослужебных песней понимает сказанное пророком так: кровь — воплощение, огонь — Божество, курение дыма — Святый Дух, осенивший наитием Деву и исполнивший мир благовонием, а под днем Господним разумеет день воскресения. Но Господь говорит: излию от Духа моего (Иол. 2:29), прежде неже приити дню Господню (Иол. 2:31). Скажи иудею: если одно лицо и одно имя у Божества и если Бог говорит сам о Себе, то почему не сказал: прежде неже приити дню моему? Если, говорит Петр, вы согрешаете теперь безнаказанно, так на это не надейтесь; потому что это только начало того великого и трудного дня. Подвигнув этим и устрашив сердца их, он успокаивает их и дозволяет им питать добрые надежды. И будет, всяк, иже аще призовет имя Господне, спасется. Но не просто призовет; потому что говорится: не всяк глаголяй ми: Господи, Господи (Мф 7:21); нет, всяк, кто призовет с расположением и с доброю жизнию. Включив теперь в свою речь слово о вере о необходимости веры, — потому что спасение зависит от призывания, — он делает свою речь удобопонятною. Имя Господне, по объяснению Павла, призывается во имя Христа; но Петр на этот раз не решился открыть это своим слушателям.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Беда Достопочтенный (672−735)

И дам чудеса на небеси горе, и знамения на земли низу, кровь и огнь и курение дыма

Кровь из ребра Господня, огонь Святого Духа, курение раскаяния и плача, ибо как дым от огня, так курение рождается от горения Святого Духа. Ведь остается поверить и в то, что чудесным образом произошло, что кровь из мертвого тела истекла стремительным потоком (Ин 19:34), что противоречит природе наших тел. Именно для нашего спасения и для нашей жизни послужила даже Его смерть. Ведь под огнем может пониматься просвещение верующих, а под курением дыма — слепота иудеев, которые не уверовали. Поэтому и Господь, собираясь дать закон, сошел в огне и дыме (Исх 19:18), чтобы смиренных просветить ясностью Своего явления, а глаза гордых затмить туманом греха.

Источник: Изложение Деяний Апостолов.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Ст. 19−20 И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный

Таково изображение великих бедствий и переворотов, которые предстояли Иудейскому народу! Знамения на небе вверху, знамения на земле внизу. Св. Златоуст говорит: «этими словами намекает и на будущий суд и на разрушение Иерусалима. Кровь и огнь и курение дыма. Смотри, как изобразил разрушение. Солнце преложится во тму и луна в кровь (ст. 20). Это сказано применительно к положению страждущих. Впрочем, рассказывают, что много такого действительно было на небе, как свидетельствует Иосиф (Флавий). В тоже время (Апостол) этим и устрашил их, напомнив им о бывшем мраке и заставил ожидать того, что будет. Прежде даже не приити дню Господню великому и просвещенному. Если теперь, говорит, вы грешите безнаказанно, так еще не считайте себя в безопасности. Ведь это начало некоего великого и тяжкого дня. Видишь ли, как он потряс и поколебал их души, и смех обратил в оправдание?» Доселе слова Златоуста.

Изображенный пророком суд Божий, как образ, исполнился во время разрушения Иерусалима римским войском, под начальством полководцев Веспасиана и Тита. Но всемирный суд Божий, предуказанный сим образом, совершится при скончании мира, перед тем великим и страшным днем, в который Господь Иисус во славе приидет судить живых и мертвых. Сам Господь Спаситель второе свое пришествие изображает так: яко же молния исходит от восток, и является до запад: mакo будет пришествие Сына человеческаго. — Абие же по скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с небесе, и силы небесныя подвигнутся. И тогда явится знаменье Сына человеческаго на небеси: и тогда восплачутся вся колена земная, и узрят Сына человеческаго, грядуща на облацех небесных с силою и славою многою (Матф. 24, 27, 29, 30). День великий и просвещенный — этот день, как изображает апостол Павел, будет в явлении Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во Святых Своих, и явиться дивным в день оный во всех веровавших (2 Солун. 1, 7−10).

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма

Покажу чудеса С предречением обильного излияния Духа Святого в Царстве Мессии соединяется предречение о последнем суде над нечестивым миром и спасении поклонников Бога истинного. При этом предвестниками такого суда указываются особые знамения на небе и на земле. Знамения на земле: кровь и огонь и курение дыма — символы кровопролития, возмущений, войн, опустошений. Знамения на небе: затмение солнца и кровавый вид луны. На образном языке священных писателей эти явления обозначают вообще великие бедствия в мире и наступление суда Божия над ним.

Источник: Толковая Библия.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 2 глава 19 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно