Библия - Деян. 1:7 (Деяния 1 глава 7 стих)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 1 глава 7 стих)

ειπεν aor. ind. act. от λεγω (#3306) говорить. υμων gen. pl. от συ (#5148)•, gen. обладания в praed.: "это не ваша забота" (BD, 89; RG, 497). γνωναι aor. act. inf. от γινωσκω (#1182) знать. Эпэкз. inf. объясняет, что именно к ним не относится. Иисус не желает отвечать на вопрос, Он отказывается говорить не о теме как таковой, а о времени исполнения того, о чем Его спрашивают (Meyer; John A. McLean, "Did Jesus Correct the Disciples' View of the Kingdom?" Bib Sac 151 [1994]: 215-27). χρονος (#5989) время, период времени, καιρος (#2789) время, подходящий момент(см. 1 Фес. 5:1; Rogers, "Davidic Covenant in Acts-Rev.", Bib Sac 151 [1994]: 73). εθετο aor. ind. med. (dep.) от τιθημι (#5502) помещать, ставить.


Учебная Библия МакАртура (Деяния 1 глава 7 стих)

1:7 Этот стих показывает, что ожидание Апостолами земного Царства в буквальном смысле отражало учение Христа и предсказания Ветхого Завета. Иначе Он исправил бы их, потому что это был очень важный аспект Его учения. времена или сроки Эти два слова подразумевают черты, эпохи и события, которые будут характерны для Его земного Царства после его наступления при Втором Пришествии Христа (Мф 25:21−34). Точное же время Его возвращения остается нераскрытым (Мк 13:32; ср. Втор 29:29).


Толкование Мэтью Генри (Деяния 1 глава 7 стих)

Стихи 6−11. В Иерусалиме через Своего Ангела Христос назначил ученикам встречу в Галилее, и, наоборот, в Галилее Он назначил им встречу в день оный в Иерусалиме. Так Он испытывал их послушание и нашел его незамедлительным и действенным: они сошлись, как и повелел им Христос, чтобы стать свидетелями Его вознесения, рассказ о котором как раз и записан в этих стихах. Заметьте:

I. О чем ученики спрашивают Христа во время этой встречи. Они сошлись к Нему; ученики явились все и, заранее переговорив и согласившись между собой nemine contradicente — единодушно, задали Ему, господину дома, вопрос: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» Вопрос двусмыслен, ибо его можно понять двояко:

1. «Несомненно, Ты восстановишь царство, но не для нынешних правителей Израиля — первосвященников и старейшин, предавших Тебя смерти, которые во исполнение этого злого умысла раболепно передали царство кесарю и стали, в сущности, его подданными. Неужели Ты вручишь бразды правления тем, кто ненавидел и гнал Тебя и нас вместе с Тобой? Не может быть, чтобы Ты поступил так». Однако более точным будет такое истолкование этого вопроса:

2. «Несомненно, теперь Ты восстановишь царство еврейскому народу, если он покорится Тебе как Царю». Следующие две предпосылки этого вопроса были неверны:

(1) Их твердая надежда на это событие как таковое. Им думалось, что Христос восстановит царство Израилю, иначе говоря, сделает иудейский народ таким же великим и заметным между народами, каким он был во дни Давида и Соломона, Асы и Иосафата; что, будучи Примирителем, Он возвратит скипетр Иуде и восстановит законодателя от чресл его. Однако Христос пришел не восстановить, то есть реставрировать, земное царство Израилю, а воздвигнуть Свое собственное Царство, Царство Небесное. Посмотрите:

[1] Как люди, в том числе и милосердные, склонны принимать за благоденствие Церкви ее внешние величие и силу, словно ни Израилю невозможно стать славным, пока не восстановится его царство, ни ученикам Христа нельзя прославиться, пока они не сделаются державными мужами. Между тем мы призваны в этом мире нести свой крест, а Царства мы должны ожидать в ином мире.

[2] Как склонны мы сохранять в себе то, что когда-то было нами усвоено, и как трудно побеждать предрассудки, привитые воспитанием! Ученики, с молоком матери впитавшие в себя понятие о Мессии как о земном царе, меньше всего думали о Его Царстве как о духовном явлении.

[3] Как естественно мы проявляем лицеприятие в отношении собственного народа. Ученики полагали, что Бог не будет иметь на земле иного царства, если прежде не восстановит царства Израилю. Между тем все царства мира покорятся Христу и прославят Его независимо от того, что суждено Израилю — погибнуть или победить.

[4] Как склонны мы заблуждаться в истолковании Писания — понимать в буквальном смысле то, что выражено на языке образов, и толковать Слово Божье согласно собственным пониманиям, тогда как, напротив, наши собственные понимания должны выстраиваться в соответствии с требованиями Писания. Но, слава Богу, когда Дух будет излит свыше, мы избавимся от своих заблуждений, как и апостолы вскоре избавились от своих ошибок.

(2) Расспросы о времени и сроках этого события. «Господи, не в сие ли время Ты сотворишь это? Не для того ли Ты и собрал нас, чтобы обсудить необходимое по восстановлению Израильского царства? В самом деле, ведь не придумать более удобного стечения обстоятельств для проведения такого совета». Но они были не правы в том, что:

[1] Стали проявлять интерес к тайному, исследовать которое Учитель никогда их не склонял и к чему никогда их не допускал.

[2] Им хотелось скорее оказаться в царстве, где каждый мечтал получить свою немалую долю и предвкушал узнать Божьи намерения относительно себя. Христос свидетельствовал ученикам, что они сядут на престолах (Лк 22:30), и, вот, им уже ничто не мило, а только подавай им престол, и притом немедленно, потому что им не терпится; но верующий в Него не постыдится, ибо он убежден в том, что Божье время есть лучшее время.

II. Как Христос порицает их за это, отвечая им в довольно резкой форме, так, как незадолго до этого ответил Петру: «...что тебе до того?..», когда тот спросил об Иоанне (ст. 7): «Не ваше дело знать времена или сроки...» Он ничего не имеет против их упований на восстановление царства, потому что:

Во-первых, излившийся вскоре Святой Дух исправит их ошибочные представления, после чего они перестанут помышлять о земном царстве. И потому что:

Во-вторых, смысл уповать на установление духовного, евангельского Царства на земле все же имеется и ошибочное понимание апостолами этого обетования не лишает его силы. Однако вот за что Христос порицает их за вопрос о времени.

1. Им не следует знать его. «Не ваше дело знать это, а потому не ваше дело и расспрашивать».

(1) Христос теперь расстается с ними, расстается в любви и все же произносит этот упрек, чтобы предупредить Церковь во все времена не претыкаться о камень, оказавшийся роковым для наших прародителей, — камень страстного влечения к запретному знанию — и не вторгаться в невидимое, скрытое Господом. Nescire velle quae magister maximus docere non vult, erudita inscitia est — Глупо — стремиться знать сверх написанного, и мудро — довольствоваться знанием, не превышающим написанного.

(2) Христос уже передал ученикам много знаний, превышающих познания других людей (Вам дано знать тайны Царствия Божия...), и пообещал им Своего Духа, Который должен был научить их еще большему. Ныне же, чтобы они не превозносились обилием откровений, Он дает им понять: есть нечто, знать о чем не их дело. Если мы помыслим о том, как много человеку неведомо, то поймем, как мало у него оснований гордиться своим ведением.

(3) Перед Своей смертью и после Своего воскресения Христос наставил учеников во всем, что было необходимо для исполнения ими своих обязанностей; теперь же Он хочет, чтобы они довольствовались этими уроками, ибо этих знаний достаточно для христианина, а пустое любопытство есть дурная наклонность, которую надлежит умерщвлять, а не ублажать.

(4) Сам Христос свидетельствовал ученикам о Царствии Божьем и обещал, что Дух будущее возвестит им, Ин 16:13. Он также дал им знамения времен, наблюдать которые вменено им в обязанность, упускать же их из виду является грехом, Мф 24:33; Мф 16:3. Но при этом им не надо ни желать, ни стремиться знать все подробности грядущих событий или их точные сроки. Хорошо нам пребывать во мраке неведения, не имея понятия о временах или сроках (как понимает это место д-р Хаммонд, Dr. Hammond), о будущем Церкви, равно как и о своем будущем, обо всех временных периодах и о последнем времени, а также о той эпохе, современниками которой мы являемся.

Prudens futuri temporis exitum Caliginosa nocte premit Deus

Мрак непрогляднейшей ночи Послал вечно мудрый Юпитер, И то, что грядет и что будет, Сокрыто от смертного очей. (Гораций).

Что касается времен года, то известно, что после зимы всегда наступает лето, хотя и нельзя точно предсказать, какой день будет погожий, а какой пасмурный. Так точно и с нашими делами в этом мире: чтобы в лето благоприятное мы не оставались беспечными, сказано, что придет зима нашей тревоги; а чтобы в эту зиму мы не теряли надежды и не предавались отчаянию, дано заверение, что наступит лето. Однако мы не можем сказать, что принесет с собой тот или иной день, поэтому нам надлежит покориться и безропотно пережить его, каким бы он нам ни показался.

2. Ведение этих вопросов принадлежит Богу, ибо только Он обладает исключительной способностью всеведения. Это знание Отец положил в Своей власти, это знание сокрыто в Нем. Никто, кроме Отца, не может открыть грядущие времена и сроки. Ведомы Богу от вечности все дела Его, ведомы Ему, а не нам, Деян 15:18. В Его и только Его власти — возвещать от начала, что будет в конце; в этом самом Он и обнаруживает Себя как Бог, Ис 46:10. «Иногда Бог открывал ветхозаветным пророкам времена и сроки (например, они знали, что египетское пленение Израиля продлится четыреста лет, а вавилонское — семьдесят), однако Он не считает нужным открывать вам времена и сроки, в частности то время, когда Иерусалим придет в запустение, хотя вы и уверены совершенно в неизменности этого события. Он, впрочем, не сказал, что вообще не даст вам узнать о временах и сроках больше того, что вы уже о них знаете». Позднее Бог дал такое знание рабу Своему Иоанну; «но давать или не давать — в Его власти, поскольку Он поступает так, как угодно Ему». Итак, все новозаветные пророчества, касающиеся времен и сроков, представляются настолько туманными и трудными для понимания, что при обращении к ним нам не следует забывать слова Христа о том, что не наше дело знать времена и сроки. Баксторф (Buxtorf) приводит одно талмудистское речение о времени явления Мессии: Rumpatur spiritus eorum qui supputant tempora — Да истребится тот, кто исчисляет время!

III. Он поручает им дело и, облеченный властью, заверяет их в том, что они смогут выйти и достичь поставленной перед ними цели. «Не ваше дело знать времена или сроки, ибо знание этого не послужит вам ко благу. Однако же твердо знайте» (ст. 8), «что вы примете силу свыше, когда сойдет на вас Дух Святый, и примете ее не напрасно, поскольку будете Мне свидетелями, свидетелями Моей славы. И ваше удостоверение не останется тщетным, ибо его примут и здесь, в Иерусалиме, и по всей Святой земле, и даже до края земли» (ст. 8). Если Христос употребляет нас ради славы Своей в наше время, то пусть одно это удовлетворяет нас и мы не будем смущать себя вопросами о грядущих временах и сроках. Здесь Христос учит их тому, что:

1. Их дело обретет честь и славу. ...И будете Мне свидетелями...

(1) Они провозгласят Его Царем и возвестят миру истины, на которых зиждутся Его Царство и господство. Им надлежит открыто и свято проповедовать миру Его Евангелие.

(2) Они удостоверят и подтвердят свое свидетельство не под присягой, как обычные свидетели, а при помощи Божьей печати чудес и сверхъестественных даров: И пострадаете за Меня, или: И будете Моими мучениками (как сказано в некоторых рукописях), так как об истине Евангелия они свидетельствовали своими мучениями и даже смертью.

2. Для этого у них хватит сил. Своей силы для этого у них не было, им также недоставало мудрости и мужества. По своей природе они суть немудрое и немощное мира: они не посмели выступить в защиту Христа на суде над Ним, да и не могли это сделать. Но вы примите силу Духа Святого, сошедшего на вас (так можно понять этот текст). «Вас вдохновит и побудит дух, который выше вашего. У вас появится сила для проповеди Евангелия, сила для того, чтобы подтверждать его ветхозаветными Писаниями» (что они, исполнившись Святого Духа, и делали к всеобщему изумлению, Деян 18:28), «и подкреплять его чудесами и перенесением страданий».

Примечание: те, кто свидетельствует о Христе, обретут силу для дела, назначенного им Господом; тех, кого Господь привлечет к служению Себе, Он приготовит для него и поддержит в нем.

3. Их влияние окажется великим и безраздельным. «Вы будете свидетелями Христа и продолжите Его дело»:

(1) «В Иерусалиме с него вы начнете, при этом немало людей примет ваше свидетельство, а те, кто не примет его, останутся без извинения».

(2) «И свет ваш отсюда воссияет над всей Иудеей, где ваши труды оставались до сих пор безрезультатными».

(3) «Затем вы продолжите свое дело в Самарии, хотя прежде вам запрещалось проповедовать в городах Самаринских».

(4) «Свидетельствуя о Христе, вы дойдете даже до края земли и станете благословением для всего мира».

IV. Отдав эти повеления, Он оставляет их, ст. 9. Сказав сие, сказав все, что хотел, Он благословил их (об этом см. Лк 24:50), и, пока ученики напряженно взирали на благословляющего их Христа, Он постепенно поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. Перед нами предстает картина вознесения Христа: Он вознесся в небо не в вихре, подобно тому как Илия был вознесен на колеснице огненной и конях огненных, а приложив собственные усилия, подобно тому как Он восстал из гроба по воскресении, поскольку с того момента Он уже пребывал в духовном теле. Все святые при воскресении обретут такие же тела, какое было у Христа, духовные, воскресшие в силе и нетлении. Заметьте:

1. Вознесение Христа началось на виду у Его учеников, в глазах их. Они не видели, как Христос восстал из гроба, потому что у них после появилась возможность увидеть Его воскресшим, что впоследствии стало для них достаточным утешением. Зато они видели, как Он восходил на небо, и, устремив на Него свои взоры, рассматривали так пристально и сосредоточенно и с таким душевным восторгом, что не могли обмануться. По всей видимости, для большего утешения учеников Он поднимался в горние выси неспешно, с должным достоинством.

2. Он стал невидим для них, скрывшись в облаке, — в темном облаке, ибо Бог сказал, что благоволит обитать во мраке, или же в светлом облаке, которое должно было подчеркнуть великолепие Его прославленного тела. Если светлое облако осенило Христа в момент Его преображения, то можно предположить, что это облако также было светлым, Мф 17:5. Возможно, облако взяло Его в тот момент, когда Он достиг того яруса в атмосфере, где в основном, и образуются облака. Кроме этого, речь здесь идет не об одном из тех слоистых облаков, которые наблюдают обычно, а о таком облаке, какое имело размеры, достаточные для того, чтобы заключить Его в себе. Вот, Он сделал облака Своею колесницею, Пс 113:3. Бог прежде часто нисходил в облаке, ныне же Он в нем вознесся. Д-р Хаммонд (Dr. Hammond) полагает, что здесь облаками, взявшими Его, названы принявшие Его ангелы, поскольку явление ангелов обычно описывают как сошествие облака, ср. Исх 25:22 и Лев 16:2. Облака представляют собой средство сообщения между вышним и нижним мирами; пар, поднимающийся с земли, образует вверху облака, которые затем в виде росы опускаются с неба на землю. Поэтому сообразно этому возносится в облаке и Тот, Кто является посредником между Богом и человеками: через Него милости от Бога нисходят на нас, а наши молитвы возносятся к Богу. Итак, наступил момент, когда люди видели Христа в последний раз. Множество очевидцев не сводило с Него глаз, пока наконец облако не приняло Его. Желающие узнать, что случилось с Ним далее, найдут в Писании (Дан 7:13) такие слова: ...с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и в облаках подведен был к Нему.

V. Христос исчез из поля зрения учеников, но они продолжали смотреть на небо, ст. 10. Так продолжалось дольше необходимого и выходило за рамки приличий. Почему?

1. Возможно, они питали надежду на скорое возвращение Христа с целью восстановления царства Израильского и не могли поверить, что расстаются с Ним навсегда; ибо они все еще испытывали потребность в прямом общении со Христом, хотя Он и учил их, что лучше для них, чтобы Он пошел. Или же они смотрели Ему вслед с мыслью о том, не вернется ли Он, подобно тому как смотрели вслед Илии сыны пророков, 4Цар 2:16.

2. Ныне, по вознесении Господа, ученики, возможно, надеялись заметить какие-нибудь перемены в видимой небесной сфере, когда устыдится солнце и покраснеет луна (Ис 24:23), которые теперь затмило сияние Его славы, или, что более вероятно, когда эти земные светила явят знамения радости и торжества. Возможно, ученики настроились увидеть славу незримых небес, отворившихся, чтобы принять Христа. Ведь Он учил, что они увидят небо отверстым, Ин 1:51. В таком случае почему бы им не увидеть его таким прямо сейчас?

VI. Два ангела явились ученикам, чтобы передать своевременное сообщение от Господа. Сонм ангелов был готов принять Спасителя, совершающего ныне священный въезд в небесный Иерусалим, и можно предположить, что этим двум Божьим посланникам не очень-то хотелось быть здесь, на земле. Тем не менее, проявляя попечение о Церкви на земле, Христос посылает к ученикам двух ангелов из числа пришедших встречать Его. Они-то и предстают перед ними в облике двух мужей в белой одежде, яркой и блистающей, ибо разве не ангелам заповедано, по уставу их служения, служить Христу тем, чтобы прислуживать Его рабам? И вот мы слышим слово, которое имели сообщить ученикам эти небесные посланники:

1. Оно должно было сдержать их любопытство. Мужи Галилейские! что вы стоите и смотрите на небо? Ангелы обращаются к ним со словами мужи Галилейские, напоминающими им о скале, из которой они иссечены. Христос оказал им великую честь, назначив их Своими посланниками на земле, однако им следует помнить, что они, в сущности, самые обыкновенные люди, земные сосуды простые галилеяне, на которых в обществе смотрят с презрением. Итак, ангелы говорят: «Что вы стоите здесь, как грубые и неотесанные галилеяне, и смотрите на небо? Чего еще вам хочется увидеть? Все, ради чего вас сюда собрали, вы уже увидели, чего же еще вы ищете? Что вы стоите и смотрите застывшим взором, словно оторопевшие и безумные?» Ученикам Христа не пристало изумляться или приходить в замешательство, ибо у них есть верное руководство для хождения и верное основание для строительства.

2. Их слово должно было укрепить в них веру во второе пришествие Христа. Учитель часто говорил им об этом, и эти ангелы были своевременно посланы к ним, для того чтобы напомнить им об этом обетовании. «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, куда вы все еще смотрите в надежде, что Он еще к вам вернется, не ушел навечно, поскольку назначен день, в который Он приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо, однако ожидать Его прихода ранее назначенного срока вам не следует».

(1) «Вернется не кто иной, как Сей Иисус, облаченный в славное тело. Сей Иисус, пришедший однажды для уничтожения греха жертвою Своею, во второй раз явится не для очищения греха» (Евр 9:26,28). «Тот, Кто однажды явился в уничижении, чтобы быть судимым, потом придет во славе, чтобы судить. Сей Иисус, поручивший вам исполнять ваше дело, вернется, чтобы призвать вас к отчету и узнать, как вы оправдали Его доверие; вернется именно Он, а не кто-то другой вместо Него» (Иов 19:27).

(2) «Он приидет таким же образом. Он вознесся в облаке и в сопровождении ангелов; и вот, Он явится в облаках, а с Ним тьмы Ангелов! Он восшел при восклицаниях и при звуке трубном» (Пс 46:6) «и сойдет с неба при гласе Архангела и трубе Божией» (1Фес 4:16). «Облака и воздух взяли Его из вашего вида, и туда, куда Он ушел, вы не можете теперь за Ним идти, но потом сможете, когда восхищены будете на облаках в сретение Господу на воздухе». Когда мы начнем увлекаться малозначащим, пусть тогда рассуждение о втором пришествии Господа пробудит нас к жизни; когда же мы начнем испытывать трепет, пусть тогда помышление о Нем утешит и поддержит нас.


Толкование отцов церкви (Деяния 1 глава 7 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Он очень заботился о том, чтобы учеников уважали и чтобы не было скрыто от них ничего; но в этом случае предоставляет Самому Отцу знать времена и сроки, дабы внушить страх к делу и воспретить им даже спрашивать о нем. Если бы это было не так, если бы в самом деле Сын Божий не знал этого, то когда же бы Он узнал? Вместе с нами? Но кто станет утверждать это? Он знал Отца совершенно, так же, как и Отец Сына, а не знал об этом дне? Кроме того, Дух все проницает, и глубины Божьи (1Кор 2:10), а Сын будто бы не знал и времени суда? Он знал, каким образом должно судить, знал тайны каждого, − и мог не знать того, что гораздо менее важно? Если все через Него начало быть, и без Него ничто не начало быть (Ин 1:3), то как может быть, чтобы Он не знал этого дня? Тот, Кто сотворил веки, сотворил без сомнения и времена; если же сотворил и времена, то сотворил и день: как же Ему не знать того дня, который Он сотворил?

Источник: Гомилии на Евангелие от Матфея.

См. также Толкование на Деян 1:6

Василий Великий (329/30−379)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Одним словом, познание этого Царства не есть познание того, что связано с плотью и кровью. Такое видение Отец положил собственному уделу, под «уделом» понимая тех, кто находится под Его властью, а под «собственным» тех, кого не коснулось заблуждение слишком низменного понимания. Времена же и сроки тоже не представляй естественными, но некоторыми этапами в познании, установленными мыслимым Солнцем.

Источник: Послания.

Амвросий Медиоланский (~339−397)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Но Отец не ошибается, и Сын не обманывает. Действительно, в божественных Писаниях есть такой обычай, о чем свидетельствуют предшествующие и многие другие примеры, что Бог делает вид, что Он не знает того, о чем знает. И этим доказывается единство Божественности и единство установления в Отце и Сыне, если так же, как Бог Отец скрывает известное, так и Сын − даже и в этом подобие Божие − скрывает то, что Ему известно.

Источник: Пять книг о вере.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Итак, Сын знает то, что знает Отец. И не является незнающим Сын, потому что знает один Отец, так как Отец и Сын пребывают в единой природе. Но то, о чем не знает Сын, в Котором скрыты все сокровища мудрости и знания, есть домостроительство молчания, как свидетельствовал Сам Господь, когда ответил апостолам, спрашивающим о временах: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти. Отрицается знание, и не только отрицается, но и забота о знании прекращается, так как не их дело знать эти времена. Теперь после воскресения определенно о временах спрашивают те, кому раньше было сказано, что даже Сын об этом не знает. Может показаться, что они не совсем поняли, что Сын не знает, так как сами спрашивают Его как знающего. Но, понимая, что таинство незнания − это домостроительство молчания, они спрашивают теперь, считая, что после воскресения наступило время говорить.

И Сын им говорит не о том, что Он не знает, но что не их дело знать, ибо Отец положил это в Своей власти. Итак, если апостолы считают, что тот день, о котором не знает Сын, является домостроительством, а не слабостью, то разве мы будем говорить, что Сын не знает об этом дне, потому что Он не Бог? Бог-Отец в Своей власти определил день не для того, чтобы это стало доступно человеческому знанию; и Сын, будучи спрошенным раньше и сказав, что Он не знает, теперь же не ответил, что Он не знает, но что не их дело знать. Ибо Отец положил времена не в Своем знании, но в Своей власти. Ведь так как день и срок существуют в пределах времен, то не может показаться, что Тот, Кто собирается восстановить царство Израиля, не знает дня и срока его восстановления. Но, наставляя нас в понимании Своего рождества через особые условия власти Отца, Он не ответил, что не знает, и, показывая, что для них возможность знания не дана, объявил, что это находится в таинстве власти Отца.

Источник: О Троице.

Исаак Сирин (~640−700)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Не ваше дело знать времена или сроки. Он скрыл это от нас, чтобы мы могли быть бдительными, и каждый из нас мог бы думать, что пришествие произойдет в течение нашей жизни. Если бы время Его пришествия было явлено, Его пришествие было бы тщетно, и народы, и времена не так желали бы этого. Он сказал, что Он придет, но Он не определил когда, поэтому все поколения и все возрасты жаждут Его.

Источник: Толкование на Диатессарон Татиана.

Беда Достопочтенный (672−735)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Он говорит, что время наступления этого царства − столь великая тайна, что открыта она лишь знанию Отца. И когда Он говорит: не ваше дело знать, Он обнаруживает, что и Сам знает, Кому принадлежит все, что принадлежит Отцу, но не сообщает об этом смертным, дабы они, никогда не зная с точностью времени пришествия Судии, каждый день жили так, словно на другой день должны быть судимы.

Источник: Изложение Деянии Апостолов.

Магн Аврелий Кассиодор

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Люди не знали того, что им не следовало знать, и никоим образом Сын Божий не мог этого не знать по немощи плоти. Поэтому, если предположить, что этого величия, о котором невозможно говорить, коснулось незнание, то тогда незнание оказалось бы непременно более сильным, чем Божественная природа, и, нелепо сказать, смогло бы оказаться сильнее провидения, которым создано все. Но так как это кажется слишком абсурдным, то следует верить, что вся Троица, имеющая единую и всемогущую природу, всегда владеет неумаляемым знанием всего.

Источник: Изъяснение Псалмов.

Евагрий Понтийский

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Под «временами и сроками» я понимаю не чувственно воспринимаемые времена и сроки, но некие протяжения ведения, возникающие благодаря умному Солнцу. Ибо надлежит, чтобы молитва Владыки нашего исполнилась. Иисус же молится так: Дай им, чтоб и они были единое с нами, как Я и Ты, Отче, единое (Ин 17:21). Ведь Бог, будучи Единым, соединяет всех, когда оказывается в каждом, а поэтому с пришествием единицы исчезает число.

Источник: Послание о вере.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Как вопрос учеников был неуместен и происходил из неправильного их понятия о царстве Израильском, о котором говорили древние Пророки (Амос 9:11, Ос 14:6; Иоиль 3:20); то Господь не благоволил дать им прямой ответ, а преподает сперва наставление о том, что они, сознавая свою ограниченность и внимая непостижимым для них судьбам Божеским, не должны испытывать то, что в делах Божеских сокрыто от их разумения. Долг человека с благоговейным смирением внимать делам Божеского промысла и повиноваться премудрому и всеблагому Его управлению. Вечность ведома одному вечному, всеведущему Богу. Времена и лета, как ограниченные проявления безграничной вечности, доколе не открылись, также ведомы одному вечному Богу. Иисус Христос, как Сын Божий, Сый в лоне Отчи, без сомнения знал все то, что Отец положил в Своей власти; но не открывал ученикам потому, что они не должны были знать это. Как бы так говорил Господь: не пытайтесь узнавать, когда и как восстановится царство Израилево; не пытайтесь узнавать и вообще сокровенные от вас времена и сроки, которые во власти Божией и ведомы одному Богу. Но не давши прямого ответа, Иисус Христос не оставил их без утешительного слова, которого значение они и теперь отчасти могли понять, а в то время, когда были просвещены сошедшим на них Святым Духом и когда стали видеть исполнение слов Господа, — без сомнения и вполне уразумели.

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти

Не ваше дело − несколько грубоватый перевод греч, − οὐκ ὑμῶν ἐστιν , − точнее слав. несть ваше. Лучше и вернее выразить ответ Спасителя в такой форме: «не вам знать» и т. д. Деликатно уклончивый ответ Господа на столь неуместный, отзывавшийся грубыми предрассудками вопрос своих возлюбленных учеников по первому впечатлению как будто оставляет их в тех же предрассудках, лишь изменяя время их исполнения; в действительности этот ответ верно рассчитывал на изменение воззрений апостолов самым ходом событий, имеющих наступить в ближайшее время: но приимите силу и т. д. Бесполезно было бы теперь же, сразу, всецело разочаровывать учеников в том, с чем они слишком сжились, тем более, что носящие характер грубого предрассудка воззрения и ожидания их так или иначе получили осуществление, лишь в высшем лучшем, благороднейшем смысле. На это можно находить указание в выражении Спасителя καιροὺς − не вам знать времена или способы обстоятельства, характер осуществления ваших надежд, что все Отец положил в Своей власти. Русский перевод выражения καιροὺς − сроки − не точно выражает мысль Господа и сообщает ей излишнюю тавтологию.

«Значение времени и способов осуществления надежд на Царствие Мессии Господь усвояет лишь Отцу − не потому, чтобы Сам не знал, но потому, что самый вопрос был излишним, и посему Он с пользою для них ответил молчанием» (Феофил. ).


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 1 глава 7 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно