Библия - Деян. 1:4 (Деяния 1 глава 4 стих)

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (Деяния 1 глава 4 стих)

συναλιζομενος praes. med. (dep.) part, (temp.) от συναλιζω (#5259) букв, совместно питаться или, возможно, жить вместе с кем-л. (Bruce — ЕТ). О проблемах этого текста см. Barrett; ТС, 278-79. παρηγγειλεν aor. ind. act. от παραγγελλω (#4133) повелевать. χωριζεσθαι praes.pass, (dep.) inf. от χωριζομαι (#6004) уходить. Inf. передает содержание приказа, περιμενειν praes. act. inf. от περιμενω (#4338) ждать кого-л. ηκουσατε aor. ind. act. от ακουω (#201) слышать, с obj. в gen.


Учебная Библия МакАртура (Деяния 1 глава 4 стих)

1:4 собрав их Предпочтительнее другой вариант: «вечеряя с ними» (ср. 10:41; Лк 24:42,43). То, что Иисус вкушал пищу, служит дополнительным доказательством Его телесного Воскресения. ждите обещанного от Отца Иисус неоднократно повторял, что Бог пошлет им Своего Духа (Лк 11:13; 24:49; Ин 7:39; 14:16,26; 15:26; 16:7; см. пояснение к Ин 20:22).


Толкование Мэтью Генри (Деяния 1 глава 4 стих)

Стихи 1−5. В этих стихах:

I. Феофилу, а вместе с ним и нам, напоминается о Святом Благовествовании от Луки, которое было бы полезно пробежать глазами, прежде чем приступить к изучению этой книги, чтобы не только обратить внимание на то что она начинается с того, на чем заканчивается первая из двух упомянутых книг, но и усмотреть в деяниях апостолов, как в воде лицо — к лицу, деяния их Учителя, деяния Его благодати.

1. Покровителем Луки, которому посвящается эта книга (его, наверное, лучше было бы назвать учеником Луки, ибо писатель, начиная с такого посвящения, намерен скорее наставлять и направлять его, нежели искать от него поощрения или протекции), выступает некий Феофил, ст. 1. В письменном посвящении, предпосланном Евангелию, этот человек назван достопочтенным Феофилом; здесь же Лука называет его просто Феофил. Не то чтобы тот утратил свои достоинства или его достоинства умалились, стали менее славными, но, скорее всего Феофил к тому времени уже оставил занимаемое им прежде место, каким бы оно ни было, место, требовавшее такой формы обращения. Другой возможной причиной этого могла быть та, что, войдя в зрелые годы, он стал с большим пренебрежением относиться к подобным почетным титулам, или же Лука, поддерживающий теперь с Феофилом более короткие отношения, мог при обращениях к нему чувствовать себя свободнее. В древности посвящение книг частным лицам было, в общем-то, обычной практикой как среди христианских, так и среди языческих писателей. Посвящение же некоторых книг Священного Писания следует понимать как указание считать их предназначенными каждому лично, ибо все, что писано было прежде, написано нам в наставление.

2. Его Евангелие названо здесь первой книгой, которую написал он и которую и теперь не выпускал из виду, трудясь теперь уже над второй своей книгой, поскольку намерением автора было продолжить и подтвердить τὸν πρῶτον λόγον — то предыдущее слово. Письменное Евангелие истинно так же, как и устное; даже более того, на сегодняшний день не существует ни одного предания, которому можно было бы доверять, кроме тех, которые находят свое подтверждение в Писании. Он написал первую книгу и теперь обрел силу свыше, чтобы приступить к написанию второй, так как христианам нельзя не поспешать к совершенству, Евр 6:1. И потому их наставникам следует ободрять их, учить народ знанию (Еккл 12:9) и не считать при этом, что труды былые, какими бы полезными они ни были, освобождают их от трудов грядущих; более того, в прежних трудах им следует находить побуждение и ободрение для совершения будущих трудов, подражая в этом Луке, заложившему основание в первой книге и намеревающемуся возводить на нем во второй. Итак, одно да не заменяет собой другое; пусть новые проповеди и новые книги не вынуждают нас забывать прежние, а напоминают и помогают нам употреблять их с большей для себя пользой.

3. Его Евангелие рассказало о всем, что Иисус делал и чему учил от начала; о том же самом писали и три других евангелиста. Заметьте:

(1) Христос делал и учил. Он преподавал учение, подтверждая его чудесами, свидетельствовавшими о том, что Он — Учитель, пришедший от Бога, Ин 3:2. Благой и милостивый, Он преподавал и пояснял при помощи Своих дел, чтобы оставить нам пример, также свидетельствующий о Нем как об Учителе, пришедшем от Бога, ибо сказано: по плодам их узнаете их. Превосходными служителями обычно бывают те, которые делают и учат, те, чья жизнь сама является непрестанной проповедью.

(2) Он делал и учил от начала. Он положил основание всем делам и учению Церкви. Его апостолам предстояло продолжить и исполнить начатое Им, предстояло делать то же и учить тому же. Христос поставил апостолов и оставил их одних, поручив им идти далее, однако Он же послал им Своего Духа, Который должен был облечь их силой, чтобы они и делали, и учили. В том и заключается утешение для всех стремящихся продолжить дело благовестия, что в начале этого дела стоял Сам Христос. Столь великое спасение было сначала проповедано Господом, Евр 2:3.

(3) Четыре евангелиста, и в частности Лука, повествуют обо всем, что Иисус делал и чему учил от начала; причем передают они не все конкретные подробности (миру их не вместить), а все основные моменты, приводя наглядные примеры всего в таком множестве и разнообразии, что на основании их можно судить обо всем остальном. Мы имеем начало Его учения (Мф 4:17) и начало Его чудес, Ин 2:11. Передавая и объясняя все речения и дела Христа и не вдаваясь при этом в подробности, Лука дает общее представление о них.

4. Евангельский рассказ завершается днем, в который Он вознесся, ст. 2. В тот день Христос оставил этот мир и уже не появлялся в нем в телесном виде. Святое Благовествование от Марка заканчивается словами: И так Господь... вознесся на небо... (Mк 16:19); то же самое находим и у Луки, Лк 24:51. Христос делал и учил до последнего дня, в который Он вознесся для иного труда, назначенного Ему во внутреннейшем за завесой.

II. Утверждается и удостоверяется истина воскресения Христа, ст. 3. Эта часть из рассказанного в первой книге была настолько существенна, что ее следовало повторять при каждом удобном случае. Верным доказательством воскресения Христа было то, что Он явил Себя живым апостолам; воскресший Христос являлся им живым, и они видели Его. Это были верные люди, и на их слово можно положиться; но и они могли обмануться, ведь такое иной раз случается даже с теми, кто действует из самых благих побуждений. Однако апостолы не обманулись, ибо:

1. Это были верные доказательства, τεκμηρίοις — ясные указания того, что Он был жив (Он встречался и разговаривал, ел и пил с ними), и того, что это был Он Сам, а не кто-то другой, поскольку Он не раз показывал им рубцы на Своих руках, и ногах, и в боку, что было самым неоспоримым доказательством из всех имеющихся или требуемых.

2. Этих верных доказательств было много, причем они часто повторялись: Он являлся им в продолжение сорока дней и, не обитая с ними всегда, но часто являясь им, шаг за шагом совершенно их этим удовлетворил, что избавило их от всякой печали, вызванной Его вознесением. Уже возвеличенный и прославленный, Христос не оставлял земли в течение сорока дней, чтобы за это время укрепить в учениках веру и утешить их сердца. Это стало доказательством Его исключительного снисхождения и сострадания к верующим, образцом, совершенно удостоверяющим то, что мы имеем не такого первосвященника который не может сострадать нам в немощах наших.

III. В общих чертах приводятся на память повеления, которые Христос, теперь уже оставляющий Своих учеников, дал им. Теперь они могли вместить их лучше, нежели прежде, поскольку Он дунул на них и отверз им ум к уразумению.

1. Он наставил их в деле, которое им предстояло совершать: Он дал повеления Апостолам, которых Он избрал.

Примечание: Христово избрание всегда сопряжено с поручением от Него. Избранные Христом на апостольское служение полагали, что Он возвысит их, но вместо этого Он дает им повеления. ...Отходя в путь... дал слугам своим власть, и каждому свое дело... (Mк 13:34), дав Святым Духом повеления, — Духом, Которым Сам был преисполнен как Посредник и Которого вдунул в них. Он дал им Святого Духа и оставил им повеления; и, поскольку Утешитель должен был быть Наставником, на Него возлагалась обязанность напоминать им все, что Христос говорил им. Он дает Святым Духом повеления Апостолам; так надо понимать эти слова. То самое обстоятельство, что они приняли Духа Святого, стало основанием, узаконившим их полномочия, Ин 20:22. Он не вознесся до тех пор, пока не дал им повелений и на том не завершил Своего дела.

2. Говоря им о Царствии Божьем, Он наставляет их в учении, которое им надлежит возвещать. Об этом Царстве и о времени установления его на земле Он уже говорил им в общих чертах (см. притчу Спасителя в Mк 13 гл.); здесь же Он учит их больше о природе его как Царства благодати в этом мире и Царства славы в ином мире и объясняет им этот завет — пожалованную верховной властью великую хартию, которой это Царство учреждается. Он говорит им о Царстве Божьем для того:

(1) Чтобы приготовить их к тому, чтобы получить Святого Духа и пройти через будущие испытания. Христос тайно наставляет их тому, что они должны будут возвещать миру явно; они обнаружат, что тот самый Дух истины, явившись, будет наставлять их тому же.

(2) Чтобы это стало доказательством (одним из многих) воскресения Христа. В данной ситуации все происходит так: ученики, которым Он явил Себя живым, узнавали Его не только по тому, что было им явлено, но и по тому, что было Им сказано. Никто, кроме Христа, не был в состоянии говорить о Царствии Божьем настолько вразумительно и совершенно. Он не развлекал их разговорами о политике и культуре, философии и физике, а заповедовал им чистое учение и наставлял их в Царстве благодати, что было ближе им и более всего волновало их и тех, к кому они были посланы.

IV. Собрав учеников для беседы на известной горе в Галилее, по всей видимости, на той самой, на которую перед смертью Своей Он повелел им идти (ибо они, как написано, сошлись, чтобы присутствовать при Его вознесении, ст. 6), Христос особо заверяет их в том, что вскоре они получат Святого Духа, и в связи с этим повелевает им ждать, ст. 4−5. Хотя сейчас они и собрались в Галилее по Его повелению, пусть они не думают оставаться там всегда; им еще нужно будет возвратиться в Иерусалим и уже не отлучаться оттуда. Заметьте:

1. Он повелевает им ждать. Это повеление должно было воскресить в них надежды на что-то великое, а повод ожидать от прославленного Искупителя чего-то весьма великого у них уже был.

(1) Им нужно ожидать назначенного срока, который наступит чрез несколько дней. Верой уповающим на обещанные милости надо набраться терпения и ожидать того момента, когда эти милости явятся во время, в назначенное время. Если же приблизилось время, как оно приблизилось теперь, то в таком случае надлежит сосредоточенно, как Даниилу, ждать его наступления, Дан 9:3.

(2) Им нужно ожидать в указанном месте, и это место — Иерусалим. Впервые именно там должен был излиться Дух, ибо Христос должен был быть помазан Царем над Сионом, святою горою; ибо слово Господне должно было выйти из Иерусалима — здесь должна была образоваться церковь, от которой впоследствии должны были отделиться другие церкви. Здесь Христос был предан позору, и потому здесь Ему должна была быть воздана эта почесть. Такое благоволение было явлено Иерусалиму, для того чтобы наставить нас тому, как надлежит прощать своим врагам и гонителям. Оставаться в Иерусалиме апостолам было весьма опасно, находиться же в Галилее было не так страшно; но, обретя покой в Боге и неустанно исполняя свои обязанности, можно жить без страха. Ныне апостолам надлежало приступить к общественному служению, а для этого им нужно было отважиться на открытые выступления. Иерусалим же был наилучшим подсвечником для свечей, которые должны были быть установлены в нем.

2. Он заверяет их в том, что их ожидание не будет напрасным.

(1) Уготованное им благословение явится, и они найдут его достойным ожидания. ...Вы... будете крещены Духом Святым, то есть:

[1] «Дух Святой изольется на вас преизобильно, как никогда прежде». На них уже было повеяно Святым Духом (Ин 20:22), и они уже успели оценить преимущество этого; ныне же они должны были в большей мере принять Его блага, дары и утешения: они будут крещены ими. Эти слова, по-видимому, содержат в себе намек на ветхозаветные обетования об излиянии Духа, Иоиль 2:28; Ис 44:3; Ис 32:15.

[2] «Дух Святой омоет и очистит вас», как вода, которой священники крестились и очищались перед посвящением на священнодействие. «Вода для священников была знамением; для вас же она будет тем, на что она указывала. Вы будете освящаться истиной, когда Дух шаг за шагом будет вести вас ее стезей, и ваша совесть будет очищаться свидетельством Духа, чтобы вам послужить своим апостольством Богу Живому».

[3] «Через это вы больше, нежели прежде, доверитесь Учителю и Его водительству, подобно Израилю, крестившемуся в Моисея в облаке и в море, и прилепитесь к Христу так, что уже никогда не оставите Его, как оставили однажды, устрашившись страданий».

(2) О Святом Духе Он говорит им:

[1] Как о даровании, обещанном от Отца, о чем они слышали от Него и на что поэтому могли уповать.

Во-первых, Дух был дан по обетованию, и это обетование для того времени было таким же великим, каким прежде для своего времени было обетование Мессии (Лк 1:72) и каким ныне представляется обетование жизни вечной, 1Ин 2:25. Если преходящие блага исходят от Провидения, то Духом и благословениями Бог наделяет по обетованию, Гал 3:18. Дух Божий дается не так, как дается дух человеческий и как образуется он внутри человека в силу естественных причин (Зах 12:1), а по слову Божьему:

1. Чтобы этот дар больше ценили, Христос сделал обетование Духа наследием для Своей Церкви.

2. Чтобы обетование Духа было еще неизменнее и чтобы наследники обетования убедились в непреложности Божьего определения о нем.

3. Чтобы дар Святого Духа был даром благодати, даром особой благодати и принимался по вере, согласно этому обетованию и в уповании на него. Как Христа принимают верой, так и Духа принимают верой.

Во-вторых, это обетование было обещанием от Отца:

1. Отца Христа. Христос как Посредник не сводил глаз с Бога, Отца Своего, ревнуя о намерениях Его и принимая их от начала за Свои.

2. Отца нашего, Который, усыновив нас, непременно подаст нам и Духа усыновления, Гал 4:5−6. Он подаст нам Духа, поскольку Он есть Отец светов, Отец духов и Отец милосердия, — все это и означает получить обещанное от Отца.

В-третьих, об этом обетовании Отца апостолы много раз слышали от Христа, особенно в Его прощальной проповеди, которую Он произнес в кругу учеников незадолго до Своей смерти. В ней Он снова и снова уверял их в том, что Утешитель придет. Услышанное нами от Иисуса Христа подтверждает Божье обетование и побуждает нас довериться ему, ибо в Нем все обетования Божьи «да» и «аминь». «Вы услышали об этом от Меня — Я сдержу Свое слово».

[2] Как о даровании, предсказанном Иоанном Крестителем, ибо теперь Христос побуждает их обратить свои взоры на него, ст. 5. «Вы слышали это пророчество не от одного Меня, но также и от Иоанна. Направляя вас ко Мне, Иоанн говорил: ...я крещу вас в воде... но Идущий за мною... будет крестить вас Духом Святым... (Мф 3:11)». Великая честь, которую оказывает Христос Иоанну, заключается не только в том, что Он приводит его слова, но и в том, что вскоре Он даст ученикам великий дар Духа, чтобы в них исполнилось пророчество Иоанна. Так Он утверждает слово рабов Своих, Своих посланников, Ис 44:26. Однако Христос силен сотворить больше, чем все Его служители. Для таковых распоряжаться средствами благодати является почетным правом, однако давать Духа благодати является исключительным правом Христа. Он будет крестить вас Духом Святым; Он наставит вас Своим Духом и сделает так, что Его Дух будет ходатайствовать за вас, что превыше молитвы лучших служителей, проповедующих у нас.

(3) О том, как апостолы примут обещанное, предсказанное и ожидаемое дарование Святого Духа, мы прочтем в следующей главе, где это обещание найдет совершенное исполнение. Исполнение этого обетования должно придти, и мы не ожидаем иного, ибо здесь сказано, что оно придет чрез несколько дней после сего. Христос не указывает конкретного дня, потому что этот дар они должны были быть готовы принять в любой день. Если в других местах Писания говорится о даре Святого Духа, данном рядовым верующим, то здесь — о Святом Духе, Который наделил необычной силой первых благовестников и основателей Церкви и Который сообщил им способность без всяких искажений преподавать учение Христа с утверждающими его свидетельствами своему поколению и записать его для будущих поколений. Поэтому, благодаря этому обетованию, а также его осуществлению, мы и возлагаем на Новый Завет свои упования, принимая его как богодухновенное Писание.


Толкование отцов церкви (Деяния 1 глава 4 стих)


Разделяя с учениками трапезу, (Спаситель) говорил им «о Царствии Божием. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». Да, мы слышали от Тебя, Господи; Ты говорил: «восхожу к Отцу Моему» (Иоан. 20:17), и умолю Его, и пошлю вам Духа истины, Утешителя». Ты действительно говорил это, но когда обещал Отец? Не сказал (Господь): «ждать обетования Моего», но — «обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня». «Именно, — говорит, — обещал Отец, а Я напомнил». Где же обещал Отец? Ты можешь просмотреть все Евангелие, но не найдешь Слов Отца, обещающего ученикам дать Духа Святого. Где же Он обещал? Устами пророков, как говорит Павел: «Павел, раб Иисуса Христа, призванный Апостол, избранный к благовестию Божию, которое Бог прежде обещал через пророков Своих, в святых писаниях, о Сыне Своем» (Рим 1:1−3).

Итак, предвозвестивший Евангелие обещал дать и Духа Святого. Где же обещание Духа? Я ищу с вами вместе, как один из вас по вере и любви ко Христу. Итак, где обещал Отец Духа Святого? Говорит Бог устами пророка Иоиля: «в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян 2:16−17; ср. Иоиль 2:28). Вот обещание. Где же исполнение? В сошествии Духа Святого на апостолов, когда Он разделил между ними роды языков, и они начали говорить (разными) языками. (Тогда) их заподозрили, что они пьяны, и Петр говорит: «Мужи Иудейские и все живущие в Иерусалиме!… они не пьяны, как вы думаете, ибо теперь третий час дня; но это есть предреченное пророком Иоилем: И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» (Деян 2:14−17; Иоил., 2:28). Вот обещание Отца. Откуда, однако, видно, что от лица Отца было это обещание? Если я знаю, что и Сын говорил через пророков, то как узнать, Отец ли был говорящим в этом случае? «Излию от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши… И покажу чудеса на небе вверху и знамения на земле внизу, кровь и огонь и курение дыма» (Деян 2:17, 19). Я много раз говорил о крови, исшедшей из ребра, потому что это было величайшее чудо — видеть кровь, исходящую из мертвого тела; (пророк и провидел) кровь, истекшую из ребра — огонь, сошедший на апостолов. «Кровь и огонь и курение дыма. Солнце превратится во тьму, и луна — в кровь, прежде нежели наступит день Господень, великий и славный» (Деян 2:19−20). Из того, как выражается о Сыне, убедись, что говорит Отец: «прежде нежели наступит день Господень», а не сказал — «день Мой». Почему? Если Ты даешь знамения, то почему к другому обращаешь мысль, говоря: «прежде нежели наступит день Господень, великий и славный»? Нужно заметить это. Или, может быть, кто-нибудь скажет, что пророк говорит от своего лица: «прежде нежели наступит день»? Но нельзя было пророку (о себе) сказать: «прежде нежели наступит день Господень, великий и славный. И будет: всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Деян 2:17−21). Так мог говорить только Бог через пророков. А Павел прибавляет к этому: «Один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». И потом, показывая, что это сказано о Христе, продолжает: «Но как призывать Того, в Кого не уверовали? Как веровать в Того, о Ком не слыхали? Как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? Как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!» (Рим 10:12−15). Заметь это, прошу тебя. «Повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня, ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым». После сорока дней оставалось десять до дня Пятидесятницы, когда явился Дух Святый и крестил апостолов не водой, а огнем.

Источник: Беседа на Вознесение Господа нашего Иисуса Христа.

Иларий Пиктавийский (~315−367)

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня

Он им приказывает ожидать обещанного от Отца, о чем было услышано из Его уст. Это, несомненно, даже и теперь является выражением обещания Его Отца. Через это действие добродетелей обнаруживается Дух. Дар Духа не скрыт там, где слышатся слова мудрости и жизни; или там, где есть знание божественного узнавания, чтобы мы не были незнакомы, подобно скоту, незнающему о Боге, с Творцом нашей жизни; или через веру в Бога, чтобы мы, не веря Евангелию Бога, не оказались вне Евангелия Бога; или через дар врачевства, чтобы мы свидетельствовали о милости Того, Кто это даровал, врачеванием болезней; или через действие добродетелей, чтобы было ясно, что то, что мы делаем, есть добродетель Бога; или через пророчество, чтобы через понимание учения было ясно, что мы научены Богом; или через различие духов, чтобы мы разбирались в том, кто говорит Святым Духом, а кто — злым; или через разные языки, чтобы в знак данного Святого Духа давалось знание языков; или в объяснении языков, чтобы из-за незнания не подвергалась опасности вера слушающих, когда толкователь объясняет смысл сказанного незнающим языка. Во всех этих случаях, распределенных для пользы каждого, есть проявление Святого Духа, ибо, разумеется, дар Духа не скрыт в этих удивительных возможностях, данных каждому человеку.

Источник: О Троице.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

С ними же и ядый повеле им от Иерусалима не отлучатися, но ждати обетования Отча, еже слышасте от Мене

Сам Господь, назвал царство, в котором обещал ученикам пить вместе с ними новую чашу, царством Отца, называя новым питием то, которое пил вместе с ними после своего воскресения; в это время Он вкушал вместе с ними и пищу новую, — вкушал не таким образом, как ел и пил с ними прежде до воскресения; потому что тогда, сделавшись подобным нам по всему, кроме греха, Он ел и пил, как мы, добровольно предоставляя плоти требовать необходимого употребления пищи; поэтому добровольно допускал состояние алкания. После же воскресения пил и ел уже не по нужде, а только для того, чтобы все уверовали в истинность Его телесного естества, равным образом и в то, что Он пострадал добровольно и воскрес, как подобает Богу. Итак новою пищею и новым питием назвал ту необыкновенную пищу, которую Он ел, и то необыкновенное питие, которое пил вместе с учениками после воскресения; потому что говорится: денми четыредесятми с нимиже и ядый, то есть, употребляя общую с ними соль и общую пищу. А как это, — объяснять не нам; потому что это было нечто необыкновенное, было не потому, что бы природа требовала пищи, но по снисхождению, с целию доказать воскресение. И открывая им тайны, яже о царствии Божии, повеле им и пр. Почему повелел им так поступать? Прежде, когда они страшились и трепетали, Он вывел их в Галилею, чтобы они могли безбоязненно выслушать то, что Он имел сказать им; так как они готовы были отказаться от дела, на которое были призваны; теперь, когда они выслушали и провели вместе сорок дней, Он повеле им от Иерусалима не отлучатися. Почему же это? Потому, что как никто не допускает, чтобы воины, имеющие напасть на большую силу (противников), вышли против них прежде, чем успеют вооружиться, и как никто не согласится выпустить лошадей прежде, чем сядет возница: так и Господь до сошествия Святого Духа не позволяет апостолам являться на состязание, чтобы громадное большинство не победило их и не пленило. Впрочем Господь не позволяет им отлучаться от Иерусалима не поэтому только, но и потому, что и здесь многие имели уверовать, а в-третьих потому, чтобы не сказал кто-либо, что, оставив своих, они отправились искать славы у чужих. Поэтому они распространяют несомненные доказательства (воскресения) среди тех самых людей, которые убили Господа, которые Его распяли и погребли, и в том самом городе, где имели дерзновение совершить такое беззаконие. Когда же они услышали такое повеление? Тогда, когда Он говорил им: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не приидет к вам (Ин 16:7); и еще: Аз умолю Отца, и иного Утешителя даст вам (Ин 14:16). От чего же не при Нем и не тотчас по отшествии пришел Утешитель, но спустя восемь или девять дней, то есть, в то время, когда настал день пятьдесятницы? Притом каким образом, когда еще не сошел Дух Святый, Он говорил: приимите Дух Свят (Ин 20:22)? На это нужно сказать, что Он говорил так, с целию подготовить в них желание, готовность и способность к принятию Св. Духа; а приняли они Его, когда Он сошел; — или о том, что имело быть, говорил, как уже о существующем и настоящем, подобно тому, когда Он говорил о возможности наступать на змию и скорпию и на всякую силу вражию. Впрочем следует сказать и то, что дарования Духа различны и многообразны: есть дар очищения и совершенствования, дар освящения и силы освящающей, дар языков и пророчества, дар чудес и толкования и множество иных даров. Итак при различии и многообразии дарований Духа ничто уже не препятствовало апостолам принять благодать Духа различным образом. Но полное, соделавшее апостолов совершенными и способными совершенствовать других, сообщение им Духа было во время пятьдесятницы, когда Он сошел на них в виде огненных языков и всецело исполнил их своею силою. Господь отошел, и тогда уже Дух Святый пришел, и пришел во время пятьдесятницы, а не тотчас, — для того, чтобы они прониклись желанием и тогда уже получили благодать. А если бы Дух Святый пришел при Сыне и потом Сын отошел бы, а Дух остался, то для них не было бы столько утешения; потому что они очень неохотно разлучались с своим Учителем. Поэтому Он восходит и Дух приходит не тотчас, чтобы после некоторого уныния пробудить в учениках желание и сознание необходимости данного им обещания и чтобы во время сошествия они испытали чистое и полное удовольствие. Впрочем следовало сначала явиться плоти нашей на небесах и совершиться полнейшему примирению, и тогда уже сойти Духу Святому. Знай же, какую необходимость оставаться в Иерусалиме Господь возложил на них данным обещанием. Чтобы по вознесении они снова не разбежались, — этим ожиданием, как бы какими узами, Он удерживает всех их там и обещанием более выгодных надежд располагает их к сильнейшему желанию этих надежд даже при неизвестности их. Но никто не погрешит, если скажет, что и тогда они получили некоторую силу и благодать Духа, не такую, чтобы воскрешать мертвых, но получили силу отпускать грехи. Поэтому и прибавил: имже отпустите грехи, отпустятся им и т. д. (Ин 20:23), показывая этим, какой именно род силы дарует им. Тогда Он облек их этою именно силой; а по прошествии сорока дней дарует им силу творить чудеса; поэтому и говорит: приимете силу и проч.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Исаак Сирин (~640−700)

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня

Не сомневайся, наконец, что приятая человеком сила таинств совершает в нем это, во всякой добродетели, без его трудов. Это есть сила, которую прияли блаженные апостолы в виде огненном. Для нее-то заповедал им Спаситель от Иерусалима не отлучатися, пока не приимут силы свыше. Иерусалим сей есть добродетель, сила — смирение, а сила свыше — Утешитель, иначе толкуемый Дух утешения. Сие-то и значит сказанное о Нем в Божественном Писании, что тайны открываются смиренномудрым. Сего же Духа откровений, показующего тайны, сподобляются приимать внутрь себя смиренномудрые. Посему-то и сказано некоторыми святыми, что смирение усовершает душу Божественными созерцаниями.

Источник: Слово 53.

Евсевий (Орлинский) (1806−1883)

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня

С ними же и ядый. Иисус Христос и ел со своими учениками. Об этом сейчас вы слышали. Это служило также очевидным свидетельством того, что Иисус Христос воскрес из мертвых и являлся Своим ученикам с воскресшим телом, хотя эти явления и это Его участие в трапезе с учениками были и чудесные, так как в прославленном теле Господь был невидим в другое время, когда не хотел быть видимым, и в этом состоянии Он уже не имел нужды в пище и питии, — а ел и пил только для удостоверения учеников в истине Своего воскресения. Так и апостол Петр, в подтверждение истины воскресения Господа Иисуса, говорил: Сего Бог воскреси в третий день, и даде Ему явлену быти: не всем людем, но нам свидетелем преднареченным от Бога, иже с Ним ядохом и пихом, по воскресении Его от мертвых (Деян 10:40, 41).

Господь повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня. Апостолы не должны были отлучаться из Иерусалима, пока не получили обещанного от Отца; потому что не были еще готовы или вполне способны к прохождению апостольского служения. Обещанное от Отца, или обетование Отца — это Дух Святый, которого Иисус Христос неоднократно обещал Апостолам ниспослать от Отца, о чем слышали вы ныне, и говорил им: Аз истину вам глаголю: уне есть вам, да Аз иду: аще бо не иду Аз, Утешитель не придет к вам: аще ли же иду, послю Его к вам (Иоан. 16, 7). Потому Господь и присовокупил: еже слышасте от Мене. Не новое обещание теперь дает Он, а только снова повторяет то, которое прежде было уже дано Апостолам Повелел Господь ожидать обещанного в Иерусалиме, а не где-нибудь в другом месте: угодно было Господу, чтобы Иерусалим, бывший свидетелем крайнего уничижения Его в страданиях и крестной смерти, был также свидетелем и Его прославления чрез сошествие Святого Духа, при чрезвычайных знамениях, о которых будем говорить, если Господь позволит, в другой беседе.

Источник: Беседы на воскресные и праздничные чтения из Апостола.

Лопухин А.П. (1852−1904)

И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня

И собрав их.. — греч. καὶ συναλιζόμενος, слав. точнее — «с ними же и ядый». Буквально — «и в собрании их вкушав пищу». Вкушение пищи и повеление не отлучаться от Иерусалима — на первый взгляд как-то кажутся не столь удобосвязуемыми в одно предложение мыслями. Это сочетание мыслей не покажется, однако, странным, если внести в них одну, при беглом чтении ускользающую нотку. Мысль апостола приобретает тогда такой ход: «Он вознесся, дав Святым Духом повеления апостолам, которых Он избрал, которым и явил Себя живым по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря им о Царствии Божием, обрадовавши их и удостоверив Себя пред ними до того, что даже вкушал пред ними пищу, повелел им от Иерусалима не отлучаться…». Таким образом, выражение «с ними же и ядый» — συναλιζόμενος — как бы увенчивает величайшее основание радости апостолов и веры их в Спасителя, Который опять поставил Себя живым пред ними по страдании Своем, уверив это многими верными доказательствами, в числе коих вернейшим и радостнейшим для неверовавших от радости и чудящихся апостолов (Лк 24:41) было очевидное пред всеми вкушение пищи.

Не отлучаться от Иерусалима — Господь повелевает апостолам для того, чтобы, начав проповедь в отдаленных местах, они не были бы оболганы, т. е. обозваны лжецами (синаксарий на Вознесение Господне). В Иерусалиме это удалось бы гораздо труднее, ибо столько было, помимо апостолов, других свидетелей и достоверных вестников проповедуемых ими событий. И так еще жив был в памяти всех Сам проповедуемый!

С повелением от Иерусалима не отлучаться соединяется завет — ждать Обещанного от Отца, т. е. ниспослания Утешителя Духа Святаго — Ин 14:16; Ин 16:7, 13 и др.

Обещанного от Отца — греч. ἐπαγγελίαν τοῦ πατρὸς… точнее слав. — «обетования Отче» (ср. еще Лк 24:49), обетования Отеческого, обетования Отца. Ниспослание Духа Святого Господь называет обетованием Отца, Который еще в Ветхом Завете (Ис 44:3 и Ин 3:1 и др. ) чрез пророков дал такое обетование об излиянии Духа Святого во времена Мессии.

О чем вы слышали от Меня — точнее греческий и славянский тексты: ἣν ἠκούσατέ μου, «еже (т. е. обетование Отца) слышасте от Мене. — Здесь, таким образом, Господь дает понять, что Его Обетование есть именно то самое обетование Его Отца, которое дано в Ветхом Завете и теперь еще раз высказано устами Сына. Звучит также в словах Господа и та мысль, что Он, как «едино с Отцом», изрек Свое обетование, и это обетование приняло силу, как обетование в тоже время Отца, волю Которого в данном случае творил Сын. Излагая подробнее суть этого Отеческо-Сыновнего обетования, Дееписатель и приводит его словами Сына (Лк 3:16; Ин 1:33 и паралл. ).


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(Деяния 1 глава 4 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно