Описание смерти Иуды, приведенное здесь, не противоречит информации, данной в Евангелии от Матфея (27:3−10). Матфей утверждает, что, вернув тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, Иуда вышел и повесился. Первосвященники затем взяли эти деньги и купили на них землю для погребения.
Здесь, в Деяниях, Лука говорит, что Иуда приобрел землю за эти деньги, что он упал головой вниз и выпали все внутренности его.
Сведя вместе эти два рассказа, мы можем заключить, что сделку, касающуюся земли, в действительности осуществили первосвященники. Однако Иуда купил эту землю в том смысле, что сделано это было на его деньги и что первосвященники действовали здесь как его представители. Он повесился на кладбищенском дереве, но веревка, вероятно, оборвалась, тело упало, и от удара расселось чрево его.
Когда об этом происшествии стало известно в Иерусалиме, «земля горшечника» стала называться Акелдама, то есть «земля крови», или «кровавая земля» (по-арамейски).
I. Участники собрания.
1. Собравшихся было человек около ста двадцати. Некоторые полагают, что в это число входили только лица мужского пола, отдельно от женского. Д-р Лайтфут (Dr. Lightfoot) считает, что одиннадцать Апостолов, семьдесят учеников и еще тридцать девять человек, по большей части сродников Христовых, земляков и других людей, составили указанное число сто двадцать, так что это собрание представляло собой некий род собора, синода или совета служителей, что-то вроде пресвитерии, или постоянно действующего совета пресвитеров (Деян 4:23), к которым из посторонних никто не смел пристать, Деян 5:13. По мнению того же исследователя, ученики собирались вместе до тех пор, пока гонения, обрушившиеся на них вслед за казнью Стефана, не рассеяли всех, за исключением апостолов, Деян 8:1. Однако этот ученый полагает, что к тому времени число уверовавших в Иерусалиме, если не считать упомянутых ста двадцати, достигало сотен, если не тысяч, душ. Действительно, мы читаем, что многие уверовали в Него, но ради фарисеев не исповедовали. Вот почему я не могу согласиться с высказанным до меня мнением, что они объединились в различные общины для проповеди слова и совершения других видов служения: такое просто не могло иметь место до времени сошествия Духа и массовых покаяний, описанных в следующей главе. Так зарождалась Церковь; эти сто двадцать были тем горчичным зерном, из которого выросло дерево, и той закваской, которая подняла все тесто.
2. Слово держал Петр, который был и по-прежнему оставался первым среди учеников. Это указание на ревность и усердие Петра сделано здесь с целью обратить наше внимание на то, что он к этому времени уже возвратил себе все прежние позиции, утраченные им вследствие отречения от Учителя, и что он, предизбранный апостол обрезанных, выступает по ходу повествования на первый план в той части священной истории, в которой главной является иудейская тема; точно так же, когда впоследствии священная история переходит к описанию обращения язычников, она ограничится повествованием о Павле.
II. Внесенное Петром предложение по избранию нового апостола. Он стал посреди учеников, ст. 15. Петр не восседал, словно законодатель или имеющий верховенство над остальными, а встал, как человек, желающий внести предложение и почтить своим вставанием братьев. Рассмотрим его речь.
1. Петр извещает, причем весьма детально, об освободившемся после смерти Иуды месте и, как и подобает тому, на кого дунул Христос, обращается к исполнившемуся в этом Писанию. И вот предмет его рассуждений:
(1) Власть, которая была дана Иуде, ст. 17. «Он был сопричислен к нам и получил жребий служения сего, которое было доверено и нам».
Примечание: в этом мире многих причисляют к лику святых, но многие ли останутся между святыми в день отделения драгоценного от ничтожного? Что проку почитаться учеником Христа, а духа и естества Христова не иметь? То, что Иуда обрел часть в этом служении, лишь усугубляет его грех и погибель; впрочем, то же самое ожидает и тех, которые от имени Христа пророчествовали, оставаясь при этом делателями неправды.
(2) Преступление, которое совершил Иуда, хотя и удостоился чести быть учеником Христа. Иуда был вождем тех, которые взяли Иисуса, поскольку он не только указал врагам место, где находился Христос (отыскать Его они могли бы и без личного присутствия предателя), но и открыто выступил (достало же ему бесстыдства) во главе отряда, схватившего Иисуса. Он провел их к тому самому месту и, словно исполнившись гордости от такой почести, скомандовал: «...Тот и есть, возьмите Его».
Примечание: самые отъявленные греховодники — это главари в греховных делах, а наихудшими из этих главарей являются те, которые по долгу своего служения обязаны служить путеводителями для друзей Христа, а служат проводниками для Его врагов.
(3) Смерть Иуды вследствие этого греха. Поняв, что первосвященники хотят умертвить Христа и учеников, Иуда решает спасти свою жизнь и идет на предательство, но на этом не успокаивается, потому что хочет еще и обогатиться за счет этого, надеясь на то, что мзда, полученная за предательство, была всего лишь задатком. Однако послушайте, что из этого вышло.
[1] Эту мзду Иуда растратил довольно позорно, ст. 18. Он приобрел землю за тридцать сребренников, которые как раз и были той неправедною мздою. Он приобрел эту землю не сам, за него это сделали другие, употребив для покупки его неправедную мзду, и здесь историк тонко иронизирует по поводу злого умысла Иуды, желавшего разбогатеть на подобной сделке. Он вздумал купить себе землю, что хотелось сделать и Гиезию за серебро, полученное от Неемана обманным путем (см. 4Цар 5:26), но вот эта земля становится местом захоронения странников; стало ли от этого лучше Иуде и подобным ему?
[2] Еще позорнее он погубил свою жизнь. В Мф 27:5 сказано, что он пошел в отчаянии и удавился (никакого другого значения у этого слова нет). Здесь имеется дополнение (подобное тем, которые вносят более поздние историки в свидетельства историков более ранних), что, повесившись, или удавившись, от горя и ужаса, он низринулся, то есть пал на лицо свое (по мнению д-ра Хаммонда, Dr. Hammond), и частью от вздутия, частью от силы падения расселось чрево его, причем так, что выпали все внутренности его. Если во время изгнания беса из отрока тот поверг его и стал бить и только потом вышел, чуть не убив его (см. Mк 9:26; Лк 9:42), то и неудивительно, что, распоряжаясь Иудой как своей собственностью, бес швырнул его оземь так, что разорвал его. По причине удушения, о котором сообщает Матфей, Иуда распухал до тех пор, пока не лопнул, о чем и говорит Петр. А лопнул он с большим шумом (согласно д-ру Эдвардсу, Dr. Edwards), который не могли не услышать по соседству, так что все это сделалось известно (ст. 19): ...и выпали все внутренности его... Лука описывает это событие, как врач, знающий толк в строении среднего и нижнего чрева. Изменникам выпускают кишки, и это только часть возмездия над ними. Внутренность, противная Господу Иисусу, разорвется. Возможно, что Христос предсказывал судьбу Иуды, когда говорил о злом рабе и о том, что рассекут его, Мф 24:51.
(4) Известие о самоубийстве Иуды стало достоянием гласности. ...И это сделалось известно всем жителям Иерусалима... Весь город, как если бы эту новость запустили в газеты, твердил об удивительном Божьем суде над тем, кто предал своего Учителя, ст. 19. Весть обсуждалась не только учениками, она была на устах у всякого, и никто не усомнился в ее достоверности. ...И это сделалось известно..., то есть всякий знал, что случившееся с Иудой действительно имело место. Казалось бы, это ужасное событие должно было побудить к покаянию тех, кто принимал то или иное участие в предании Христа смерти, а теперь узнал о судьбе Иуды, первым приложившего руки к этому преступлению и таким образом послужившего дурным примером. Но, увы, люди ожесточились. Что же касается тех, кому все же суждено было смягчиться, то таковых способны были растрогать слово Божье и действующий через него Дух. Известность этого случая с Иудой подтверждается тем, что поле, приобретенное на вырученные им деньги, получило название Акелдама, то есть «земля крови», ибо приобретено оно было ценою крови, что увековечило бесчестье как продавца этой безвинной, драгоценной крови, так и ее покупателей. Посмотрим, что они скажут, когда Господь призовет их к ответу за эту кровь.
(5) Исполнение в этом Писаний, в которых так ясно предсказано все, чему надлежало исполниться, ст. 16. Не стоит удивляться тому и претыкаться о то, что так закончил жизнь свою один из двенадцати, ибо Давид предсказал не только преступление Иуды (Христос обратил на это внимание, сказав: «...ядущий со Мною хлеб поднял на Меня пяту свою», см. Ин 13:18 и Пс 40:10), но и:
[1] То, что его постигнет возмездие, Пс 68:26. Жилище их да будет пусто... Этот Псалом — мессианский. Не далее как за три стиха до цитированного текста Давид упоминает, что ему дадут желчи и уксуса, так что последующие пророчества о поражении врагов Давида следует отнести ко всем врагам Христа, и в частности к Иуде. Возможно, что в Иерусалиме у него было какое-то жилище, в котором никто не решался поселиться, отчего впоследствии оно пришло в запустение. Данное пророчество предрекает судьбу человека беззаконного, о том же свидетельствуют и слова Вилдада: Изгнана будет из шатра его надежда его, и это низведет его к царю ужасов. Поселятся (англ. поселится гибель. — Прим. переводчика.) в шатре его, потому что он уже не его; жилище его посыпано будет серою, Иов 18:14−15.
[2] То, что другой займет его место. Достоинство (англ. сан епископа. — Прим. переводчика.), или его служение (таково значение этого слова), его да приимет другой, Пс 118:8. Приводя этот стих из Писания Петр делает весьма уместное присловье к последующему заявлению.
Примечание: ни об одной должности (не важно, идет ли речь о государственных чиновниках или о духовенстве) из числа учрежденных Богом не следует думать плохо, несмотря на все беззакония занимающих эту должность или позорное наказание за них. Разве Бог допустит неисполнение хотя бы одного из Его замыслов, упразднение хотя бы одного из Его поручений, крушение хотя бы одного из Его предприятий по причине отступления тех, кто не оправдал оказанного им доверия? Человеческое неверие не оставит Божьих обетовании втуне. Иуда повесился, но должность его осталась. О жилище его сказано, что не будет живущего в нем и он не оставит в нем наследника; однако ничего подобного не сказано о должности Иуды, ибо он не должен был остаться без преемника. В отношении служителей Церкви верно то же, что и в отношении других верующих: если некоторые из ветвей отломились, то другие прививаются на место их, Рим 11:17. Дело Христа никогда не остановится по причине недостаточного числа Его свидетелей.
2. Предложение Петра по избранию другого апостола, ст. 21−22. Здесь заметьте:
(1) Требования, которым должен отвечать будущий апостол. Петр говорит, что им должен быть один из тех семидесяти, которые находились с нами, постоянно сопровождали нас во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, проповедуя и творя чудеса в продолжение трех с половиной лет, начиная от крещения Иоаннова, от начала благовестия Христова до того дня, в который Он вознесся от нас. Те, кто показали себя прилежными, преданными и постоянными в исполнении своего долга в более низком звании, более всех остальных достойны того, чтобы им присвоили более высокое звание; тем, кто показал себя верным в малом, будет доверено большее. Лишь человек, хорошо знакомый с учением и деяниями Христа от начала и до конца, может стать Его служителем, проповедником Его Евангелия и руководителем Его Церкви. Апостолом же мог стать только тот, кто сопровождал остальных апостолов, причем постоянно, кто поддерживал с ними тесное общение, а не просто посещал их общество время от времени.
(2) Труд, который предстояло совершать апостолу, занявшему освободившееся место. Сказано, что он должен был быть вместе с нами свидетелем воскресения Его. Отсюда следует, что другие ученики также пребывали с одиннадцатью в то время, когда Христос являлся им, иначе они никак не могли бы быть свидетелями вместе с ними, такими же полноправными свидетелями воскресения Христа, какими были они. Самое главное, в чем апостолам надлежало удостоверить мир, — это воскресение Христа, ибо именно Его воскресение является величайшим подтверждением Его помазания и твердым основанием нашего упования на Него. Обратите внимание: апостолы были поставлены не для того, чтобы искать себе земной славы и завоевывать себе господство, а для того, чтобы проповедовать Христа и силу Его воскресения.
III. Выдвижение кандидатур на замещение апостольской должности Иуды.
1. На освободившееся место были выдвинуты две кандидатуры, два известных и постоянных спутника Христа, непорочных и чистых сердцем, ст. 23. ...И поставили двоих... Не одиннадцать взяли на себя ответственность за выдвижение кандидатур, а сто двадцать, ибо Петр говорил ста двадцати, а не одиннадцати. Имена кандидатов были Иосиф и Матфий. Следует заметить, что Писание нигде, кроме этого места, ничего не говорит об этих учениках, если не считать упоминаемого здесь Иосифа тем же лицом, что и Иисус, прозываемый Иустом, о котором сообщает Павел, Кол 4:11. О нем было известно, что он был из обрезанных, что он был рожден иудеем, что он являлся сотрудником Павла для Царствия Божия, бывшим ему отрадою. Если же все обстоит именно так, то замечательно, что, хотя этот Иуст и не стал апостолом, он все же не оставил своего служения и был весьма полезен в малом, ибо все ли Апостолы? все ли пророки? Высказывают мнение, что упомянутый Иосиф — это Иосия (Mк 6:3), брат Иакова меньшого (Mк 15:40), который был прозван Иосией-праведником, подобно тому как Иаков меньшой был прозван Иаковом-праведником. Этого Иосию некоторые путают с еще одним Иосией, о котором сказано в Деян 4:36. Но тот Иосия был родом с Кипра, а этот — из Галилеи; и, кажется, для того, чтобы их можно было различать, одному было дано прозвище Варнава, что значит сын утешения, а другому — Варсава, что значит сын обета. Иосиф и Матфий оба были достойны избрания их на апостольское служение, но выбрать одного из них как самого пригодного собравшимся не удалось, однако все они согласились между собой в том, что освободившееся место займет один из них. Не выдвигая самих себя и не борясь за место апостола, они смиренно сидели и — были выдвинуты претендентами.
2. Собрание молитвенно обращается к Богу, чтобы Он указал не на кого-то из семидесяти, поскольку никто из последних, по мнению всех, не мог соревноваться с Иосифом и Матфием, а на одного из сих двоих, ст. 24−25.
(1) Они обращаются к Богу, испытующему сердца: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, Ты ведаешь то, что не известно нам, и знаешь людей лучше, чем они сами себя знают».
Заметьте: когда возникла необходимость избрать апостола, избрание должно было проводиться с учетом сердечных настроений, нрава и наклонностей претендента. Иисус все знал о людях и, тем не менее, имея на то премудрые и святые намерения избрал Иуду в число Своих учеников. Во время молитвы о благоденствии Церкви и ее служителей мы утешаемся тем, что Бог, Которому мы молимся, знает сердца всех, и держит таковых не только перед Своими очами, но и в Своей руке, и может направить их на те пути, которые сочтет угодными Себе, и если эти люди окажутся перед Ним не таковыми, то Он может заставить их служить Своим целям, вложив в них иной дух.
(2) Они хотят знать, на которого из двух им укажет Бог. «Господи, покажи нам, чтобы мы удостоверились». Вопрос избрания Божьих служителей надлежит оставлять Богу; и если Он так или иначе, промыслом ли, дарами ли Духа, укажет, кого Он избрал или какие намерения Он имеет в отношении нас, то мы обязаны во всем с Ним согласиться.
(3) Они готовы, как брата, принять того, на кого укажет им Бог, ибо никто из них не вынашивал в себе замысла возвыситься, отстранив других, но все хотели, чтобы Божий избранник принял жребий сего служения и Апостольства, присоединился к ним в этом служении и разделил с ними славу апостольства, от которого отпал Иуда, оставив и предав Учителя. Он низринулся с места апостола, которого оказался недостоин, чтобы идти в свое место изменника — место для него самое подходящее; он отправился не просто на виселицу, но в преисподнюю — вот где было его место.
Примечание: предавшие Христа, отпадая от славного общения с Ним, обрекают себя на неминуемую гибель. О Валааме сказано (Чис 24:25), что он пошел обратно в свое место, то есть, как учит один еврейский раввин, пошел в преисподнюю. Д-р Уитби (Dr. Whitby), ссылаясь на слова Игнатия, свидетельствует, что всякому назначено ἴδιος τόπος — должное место, каждому свое, то есть Бог всякому воздаст по делам его. Наш Спаситель предрек, что Иуде уготовано свое место, и лучше было бы этому человеку не родиться (Мф 26:24): горе его будет таким, что хуже уже не бывает. Иуда был лицемером, и ад является самым подходящим местом для подобных ему; другие осужденные грешники подвергаются той же самой участи, Мф 24:51.
(4) Сомнения разрешились жребием (ст. 26), который есть обращение к Богу и (если его бросают с должным благочинием и в соответствии со всеми требованиями закона, предваряя этот ритуал молитвой веры) законный способ решения тех вопросов, которые невозможно разрешить никаким иным образом; ибо в полу бросается жребий, но все решение его — от Господа, Притч 16:33. Матфий не был назначен апостолом, как пресвитеры, через возложение рук, ибо он был избран жребием, выпавшим по воле Божьей. Поэтому ему надлежало креститься и быть поставленным на служение Святым Духом, как и случилось со всеми спустя несколько дней. Так было восполнено число апостолов; в дальнейшем, после мученической смерти Иакова, одного из двенадцати, апостолом сделается Павел.
Ст. 18−20 Сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его. И разумно бысть всем живущым во Иерусалиме
Говорит о наказании, какое понес Иуда в настоящей жизни, а не о будущем наказании; потому что души людей немощных не так обращают внимание на будущее, как на настоящее. Наблюдай: распространился не о прегрешении, а о наказании за оное; потому что Иуда не умер в петле, но жил еще и потом; так как был захвачен прежде, чем удавился. Об этом яснее рассказывает Папий, ученик Иоанна, в четвертой книге изъяснения словес Господних; он говорит так: «великий пример нечестия представлял в этом мире Иуда, тело которого распухло до такой степени, что он не мог проходить там, где могла проезжать повозка, и не только сам не мог проходить, но даже и одна голова его. Веки глаз его настолько, говорят, вспухли, что он вовсе не мог видеть света; а самых глаз его невозможно было видеть даже посредством медицинской диоптры: так глубоко находились они от внешней поверхности… После больших мучений и терзаний он умер, говорят, в своем селе; и село это остается пустым и необитаемым даже доныне; даже доныне невозможно никому пройти по этому месту, не зажав руками ноздрей. Таково зловоние, которое сообщилось от его тела и земле». Это служило для апостолов некоторым облегчением. Но как утроба Иуды излилась, так и утроба еретика Ария.
яко нарещися селу тому своим их языком Акелдама, еже есть село крове. Пишется бо в книзе псаломстей: да будет двор его пуст, и да не будет живущаго в нем, и епископство его да приимет ин
Такое название селу дали иудеи не по сему самому, а по поводу Иуды. Петр же приводит здесь этот факт, представляя в свидетели врагов, давших селу такое имя. Слова: да будет двор его пуст, сказаны об этом селе и о доме Иуды. А слова: епископство его да приимет ин, указывают на сан священства. Да будет двор его пуст. Что могло бы быть пустее кладбища и кладбища общественного, каковым стало это село?
Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.
сей убо стяжа село от мзды неправедныя, и ниц быв проседеся посреде, и излияся вся утроба его
Не так Иуда, дважды умерший: удавился и не умер, но пожил еще в нераскаянии и, заболев тяжко, проседеся посреде, как говорит апостол Петр в Деяниях апостольских.
Источник: Творения. Книга первая.
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его
Безумный предатель получил справедливое наказание, когда горло, из которого вышли слова предательства, было уничтожено именно петлей. Смерть он нашел заслуженным образом, ибо тот, кто предал Господа людей и ангелов на смерть, ненавистный для неба и земли, словно приобщенный исключительно к воздушным духам, как Ахитофел и Авессалом, которые преследовали царя Давида, погиб он в середине воздуха; к нему, особенно заслужившему гибель, сама смерть подошла так, что внутренности, которые содержали хитрость предательства, лопнув, выпали и вывернулись в пустой воздух.
Источник: Изложение Деяний Апостолов.
но приобрел землю неправедною мздою, и когда низринулся, расселось чрево его, и выпали все внутренности его
Приобрел землю неправедною мздою — ироническое выражение, имеющее в виду последствия ужасного злодеяния Иуды (Мф 27:7−8).
Когда низринулся, расселось чрево его — греч. πρηνὴς γενόμενος ἐλάκησεν μέσος.., точнее слав.: ниц быв, проседеся посреде, буквально — сделавшись наклоненным головою вниз, разорвался посреди, чревом. Евангелие говорит, что Иуда удавился. Вероятно, по удавлении, тело его оборвалось, отчего и произошло то, о чем говорит Апостол Петр.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента