Теперь Павел объясняет, почему такое отношение единственно разумное: оно — составная часть действующей в нас благодати Божьей. Прежде всего, Он нас спас. Это означает, что Он избавил нас от наказания за грех. Также Он постоянно избавляет нас от власти греха, и придет день, когда Он избавит нас от самого присутствия греха. Он также освободил нас от мира и от сатаны.
Далее, Бог призвал нас званием святым. Он не только избавил нас от зла, но и наградил всеми духовными благословениями на небесах во Христе Иисусе. Более подробно святое призвание христианина описано в Ефесянам 1−3 и особенно в главе 1. Здесь мы узнаем, что избраны, предопределены, усыновлены, приняты в Возлюбленном, искуплены Его Кровью, прощены, запечатлены Святым Духом и получили залог нашего наследия. В дополнение к этому святому призванию у нас есть вышнее звание (Флп 3:14) и небесное звание (Евр 3:1).
Спасение и призвание даровано нам не по делам нашим. Другими словами, они даны нам по благодати Божьей. Это означает, что мы не только их не заслужили, но заслужили прямо противоположное. Мы не могли их заработать; мы их даже не искали. Но Бог незаслуженно наградил нас ими, не ставя никаких условий, не запрашивая никакой цены.
Эта мысль разъясняется дальше в словах «по Своему изволению и благодати». Для чего Бог так полюбил развратных грешников, что был готов послать Своего Сына умереть за них? Почему Он был готов заплатить такую цену, чтобы спасти их от ада и привести на небеса, где они всю вечность смогут быть с Ним? Единственно возможный ответ: «по Своему изволению и благодати». Причина Его действий не в нас, а в Его собственном любящем сердце. Он любит нас потому, что любит нас! Его благосклонность была дана нам во Христе Иисусе прежде вековых времен. Это означает, что еще от вечности Бог решил осуществить этот чудесный план спасения. Он решил спасти виновных грешников посредством заместительного труда Своего дорогого Сына. Он решил предложить вечную жизнь всем, кто примет Иисуса Христа как Господа и Спасителя. Способ, каким мы могли обрести спасение, был запланирован Богом не только задолго до нашего рождения, но даже прежде вековых времен.
I. Он призывает его возгревать дар Божий, который был в нем, подобно тому как возгревается огонь под тлеющими углями. Под даром Божиим подразумеваются все дары, какими его наделил Бог для служения благовестника, дары Духа Святого, сверхъестественные дары, полученные им через возложение рук апостола. Он должен их возгревать, упражнять и таким образом развивать, чтобы они возрастали: употребляй дары — и будешь иметь их. Всякому имеющему дастся... Мф 25:29. Он должен использовать всякую возможность для употребления своих даров и таким образом возгревать их, ибо в этом состоит наилучший способ умножения даров. Являлся ли дар Божий, бывший в Тимофее, естественным или сверхъестественным (хотя я предполагаю последнее), он должен был возгревать его, так как иначе дар мог быть угашен. Далее, как мы видим, этот дар был в нем через возложение рук апостола, что следует отличать от рукоположения его на служение, ибо последнее совершалось руками пресвитеров, 1Тим 4:14. Вероятно, Тимофей получил Духа Святого с Его сверхъестественными дарами и способностями через возложение рук апостола Павла (ибо, я считаю, никто другой, кроме апостолов, не имел власти давать Духа Святого), а впоследствии, будучи богато одарен для служения, он был поставлен на него пресвитерами. Заметьте:
1. Большим препятствием для умножения даров является дух боязни. Поэтому Павел предостерегает против него Тимофея: Ибо дал нам Бог духа не боязни... ст. 7. Лукавый раб, который закопал свой талант и не пустил его в оборот, действовал именно из духа боязни, Мф 25:25. Поэтому Бог вооружает нас против духа боязни, часто напоминая нам, чтобы мы не боялись. «Не бойтесь лица человеческого, не бойтесь опасностей, какие могут встретиться вам на пути исполнения вашего долга». Бог освободил нас от духа боязни и дал нам духа... силы, любви и целомудрия (англ. — здравомыслия. — Прим. переводчика). Он дал нам духа силы, или мужества и твердости, чтобы мы могли противостоять всем трудностям и опасностям; духа любви к Богу, чтобы мы могли преодолевать все препятствия встречающиеся на нашем пути, подобно тому как Иаков легко перенес все трудности ради Рахили: дух любви к Богу ставит нас выше страха перед человеком и тем вредом, какой он может нам причинить; духа целомудрия, или уравновешенности, внутреннего покоя ибо часто нас обескураживают на нашем пути и в нашем труде мысли, являющиеся плодами нашего собственного воображения, тогда как здравый и рассудительный ум отвергает их и легко находит ответы на них.
2. Дух, который Бог дает Своим служителям, — это не боязливый, но мужественный дух. Это дух силы, ибо служители говорят во имя Того, Кто обладает всей властью как на небе, так и на земле. Это дух любви, ибо любовь к Богу и к душам человеческим воспламеняет служителя в его служении. Это дух целомудрия, ибо они говорят слова истины и здравого смысла.
II. Апостол призывает Тимофея ожидать страданий и готовиться к ним: «Не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его... Не стыдись благовестия, не стыдись свидетельствовать о нем». Заметьте:
1. Ни у кого из нас нет никаких оснований стыдиться Евангелия Христова. Мы не должны стыдиться также тех, кто страдает за Христово Евангелие. Тимофей не должен стыдиться старого Павла, хотя он и был в узах. Как он сам не должен бояться пострадать, так не должен бояться признавать свою причастность к тем, кто страдает за дело Христово.
(1) Евангелие — это свидетельство нашего Господа, в нем и через него Он свидетельствует нам о Себе, исповеданием нашей верности Евангелию мы свидетельствуем о Нем и ради Него.
(2) Павел был узником Христовым, Его узником, Ефес 4:1. Ради Него он был закован в цепи.
(3) Мы не имеем основания стыдиться свидетельства нашего Господа или Его узников. Если мы стыдимся того или другого теперь, то Христос постыдится нас впоследствии. «Но страдай с благовестием Христовым силою Бога, то есть ожидай страданий ради Евангелия, готовься к ним, чтобы разделить участь страдающих святых в этом мире. Не только сочувствуй страдающим за него, но будь готов страдать с ними и подобно им». Если наступает бедственное время для Евангелия, то надеющиеся иметь жизнь и спасение через него должны и страдать вместе с ним. Заметьте:
[1] Мы тогда можем перенести страдания, когда получаем для этого силу от Бога: ...страдай с благовестием силою Бога.
[2] Все христиане, но особенно служители, должны ожидать страданий и преследований ради Евангелия.
[3] Эти страдания будут пропорциональны силе Божией, посылаемой для перенесения их, 1Кор 10:13.
2. Упомянув о Евангелии и о Боге, Павел отмечает, какие великие дела сотворил для нас Бог через Евангелие, ст. 9−10. Чтобы вдохновить Тимофея на страдания, он приводит два довода:
(1) Сущность благовестия, за которое он призван страдать, и его славные цели. Это свойственно Павлу: упомянув о Христе и Его Евангелии, он, отклоняясь от своей темы, останавливается на них более подробно. Заметьте:
[1] Цель благовестия — наше спасение, и мы не должны считать чрезмерными свои страдания ради благовестия, которым надеемся спастись. Тот, Кто начал наше спасение, завершит его в свое время, ибо Бог называет несуществующее, как существующее (Рим 4:17), поэтому Павел и говорит о Нем как о спасшем нас.
[2] Эти страдания предназначены для нашего освящения: И призвавшего нас званием святым, то есть призвавшего нас к святости. Христианство есть призвание, святое призвание. Заметьте: все, кому надлежит быть спасенными впоследствии, в настоящее время освящаются. Когда евангельский призыв оказывается действенным, то он обязательно производит освящение призванных, ибо это святой призыв.
[3] Источником спасения является незаслуженная благодать и вечное изволение Божие во Христе Иисусе. Если бы мы заслужили его, то было бы несправедливым страдать за него, но мы спасены благодатью, а не нашими делами, и поэтому не должны считать наши страдания ради него чем-то чрезмерным. Эта благодать была дана нам прежде вековых времен, то есть она была в целях и планах Божиих от вечности. Во Христе Иисусе, ибо все дары Бога грешный человек получает через Христа и во Христе.
[4] Благовестие есть откровение Божьего изволения и благодати: Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа... Через явление Христа открылись нам благие цели Божий. Если Христос пострадал ради этих благих целей, то неужели мы посчитаем свои страдания ради них слишком тяжелыми?
[5] Благовестием Христовым разрушается смерть: ...Христа, разрушившего смерть... Он не только ослабил смерть, но разрушил ее власть над нами. Удалив грех, Он упразднил смерть, ибо жало смерти — грех, 1Кор 15:56. Смерть, некогда бывшая врагом человека, стала его другом: это врата, через которые он проходит из мира печали, тревог и греха в мир совершенного покоя и чистоты. Власть смерти разрушена, ибо она уже не торжествует над уверовавшими в Евангелие, но они торжествуют над ней. «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор 15:55).
[6] Христос явил жизнь и нетление чрез благовестие. Он явил нам иной мир более ясно, чем это было сделано во всех предшествующих домостроительствах, а также блаженство этого мира и верную награду за послушание веры: мы открытым лицом, как в зеркале, взираем на славу Господню. Он явил нам его через благовестие, то есть не только представил, но и предложил нам. Будем же более и более ценить Евангелие, ибо чрез него нам даны жизнь и нетление, и в этом явилось его превосходство над всеми прежними откровениями. Это есть Евангелие жизни и бессмертия, так как оно являет их нам, указывает готовый путь, ведущий к ним, и предлагает серьезные доводы, побуждающие нас искать славы, чести и бессмертия.
(2) Пример апостола Павла, cт. 11−12. Он был поставлен проповедовать Евангелие и, в частности, учить язычников. Он считал, что ради этого дела стоит страдать, и почему Тимофей должен думать иначе? Ни один человек не должен бояться или стыдиться пострадать за дело Евангелия: Я не стыжусь, — говорит Павел. Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день. Заметьте:
[1] Нередко добрые люди много страдают за самое лучшее дело в мире: По сей причине я и страдаю... то есть за проповедь Евангелия и за преданность ему.
[2] Они не должны стыдиться своего дела, оно поддержит их, а противящиеся ему будут постыжены.
[3] Тот, кто верит во Христа, знает, в Кого уверовал. Апостол говорит об этом со святым торжеством и восторгом, как бы желая сказать: «Я стою на твердом основании. Я знаю, что доверил великий залог в руки надежного Поручителя». ... И уверен, и далее. Что мы должны доверить Христу? Спасение наших душ, их сохранение для небесного Царства; и то, что мы доверили Ему, Он сохранит. Придет день, когда мы должны будем дать отчет за наши души, когда нас спросят: «Тебе была доверена твоя душа. Что ты сделал с нею? Кому ты доверил ее Богу или сатане? Кому отдавал ее на служение — греху или Христу?» Придет день, и это будет страшный и торжественный день когда мы должны будем дать отчет в нашем управлении (Лк 16:2), дать отчет за наши души: если мы активной и послушной верой доверяем их в этой жизни Христу, то можем быть уверены, что Он силен сохранить их, в чем мы убедимся в оный день к нашему великому утешению.
III. Павел убеждает Тимофея держаться образца здравого учения, ст. 13.
1. Под образцом здравого учения, скорее всего, следует понимать Священное Писание.
2. «Держись его, помни его, пребудь в нем, будь верен ему. Будь верным ему вопреки всем ересям и лжеучениям, разрушающим христианскую веру. Держись того, что ты слышал от меня». Павел говорил по вдохновению свыше. Хорошо быть верным образцу здравого учения, которое мы имеем в Писании, ибо они, как мы знаем, являются богодухновенными. Это здравое слово, неукоризненное, Тит 2:8. Но как держаться его? С верою и любовью... То есть мы должны относиться к нему как к верному слову и принимать его как всякого принятия достойное. Держи его в добром сердце, это ковчег завета, в котором надежно сохраняются скрижали как закона, так и Евангелия, Пс 118:11. Вера и любовь должны сопутствовать друг другу; недостаточно только верить здравому учению, высоко ценить его, но надо и любить его — верить в его истинность и любить его благость; и проповедовать это здравое учение надо в духе любви, говорить истину с любовью, Еф 4:15. С верою и любовью во Христе Иисусе. Вера и любовь должны быть христианскими, сосредоточенными на Христе Иисусе, потому что в Нем и через Него Бог говорит с нами и мы — с Богом. Тимофей как служитель должен держаться образца здравого учения ради блага других. Некоторые переводят здравое учение как целительное учение. Слово Божие содержит в себе исцеляющую силу: Он... послал слово Свое, и исцелил их... Для этой же самой цели Тимофею говорится (ст. 14): Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас. Этим добрым залогом является образец здравого учения, Христово учение, которое было доверено Тимофею при его крещении как христианину и при его рукоположении как служителю. Заметьте:
(1) Христианское учение есть залог, доверенный нам. Он доверен всем христианам, но особенно служителям. Это добрый залог, невыразимо ценный сам по себе и представляющий невыразимое преимущество для нас. Он поистине является добрым залогом, неоценимым сокровищем, ибо открывает нам неисследимое богатство Христово, Еф 3:8. Нам поручено сохранить его в чистоте и непорочности и передать тем, кто будет после нас. И мы должны хранить его, не допуская никаким примесям осквернять его чистоту, ослаблять его силу, уменьшать его совершенство: Храни его Духом Святым, живущим в нас. Заметьте: даже очень хорошо наученные не могут сохранить то, чему они были научены, так же как не могли и научиться когда-то без содействия Духа Святого. Нам не следует рассчитывать на то, что мы сохраним учение своими собственными силами, это возможно только с помощью Духа Святого.
(2) Дух Святой пребывает во всех христианах и служителях, они являются Его храмами, и Он делает их способными хранить Евангелие чистым и неповрежденным. Однако они должны прилагать все старание со своей стороны, чтобы сохранить этот добрый залог, ибо помощь и пребывание Духа Святого не исключают человеческих усилий, но очень хорошо действуют сообща с ними.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Если же Он и столь силен в призвании, и столь благ, что делает это по благодати, а не по долгу, то не должно страшиться. Если и тогда, когда нужно было спасти нас, бывших врагами Его, Он спас благодатью, то не тем ли более Он будет содействовать нам, когда увидит и нашу деятельность? Не по делам нашим, говорит Павел, но по Своему изволению — то есть не по чьему- либо принуждению или совету, но по собственному изволению, побуждаемый собственной Своею благостью, Он спас нас. Таков смысл слов: по Своему изволению.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Тимофею.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Благодать, дарованная нам Спасителем, хотя, как говорит апостол, явилась и дарована только с пришествием Спасителя, однако же предуготовляема была прежде, нежели мы получили бытие, лучше же сказать, даже прежде создания мира (1Пет 1:20). …Бог всяческих, созидая нас Словом Своим, более нас самих зная наше положение и предуведав, что мы, сотворенные совершенными, впоследствии сделаемся преступниками заповеди и за преслушание изринуты будем из рая, как человеколюбивый и благой, в собственном Слове Своем, Которым и создал нас, предуготовляет домостроительство нашего спасения, чтобы мы, хотя и отпадем, обольщенные змием, не остались, однако же, совершенно мертвыми, напротив же того, — имея в Слове предуготованное нам избавление и спасение — снова восстали и пребыли бессмертными.
Источник: Против ариан.
спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по Своему благоволению и благодати, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных
Самое домостроительство спасения Апостол живописует полно, как ему сие обычно, начиная с определения о нем в Предвечном Совете Божием, когда еще как Сын Божий благоволил приять совершение его чрез воплощение, так и все благодати вследствие того присуждены нам и даны. Но все сие было сокровенно в тайне Божества, явно же стало, когда, пришедши чрез воплощение, Сын Божий смертию разрушил смерть и воскресением воссиял жизнь и нетление сначала «в Себе Самом, чтоб потом усвоить его и всем нам» (святой Златоуст). Сие совершается благодатию ради веры в таинствах. Вера возбуждается и порождается благовествованием; последовавший благовестию с верою есть призванный; призванный облагодатствуется в таинствах и вступает в путь спасения по Божию его домостроительству, причащаясь и силы его. Все сие кратко печатлеет Апостол в мысли. И кто, созерцая все сие и тем паче причащаясь и силы спасительной, не готов будет все претерпеть за спасительную веру?
Спасшаго нас и призвавшаго Первым словом означается спасение, как оно Господом устроено, все воплощенное домостроительство, а вторым, как каждый спасаемый вступает в участие в нем, а именно: вступает, будучи призываем благовестием. Так было в начале, так и всегда потом было, есть и будет. Спасение устроено, вечеря готова. И слово Божие всюду ходит, приглашая всех желающих. Приди, вкуси и причастен будешь спасения. — Звание сие называется святым, ибо идет от Святаго Бога Отца, действуется благодатию Духа Святаго и приводит к освящению в Сыне Божием воплотившемся, всех святящем и освящающем. — Как само домостроительство спасения совершено, так и призвание к получению спасения в нем совершается Богом, не по делом нашим, но по Его благоволению, κατα προθεσιν, — по изволению, которое, поелику благо нам изволило, есть благоизволение, благоволение. Мы, — род наш, — ничего не представляли с своей стороны, за что стоило бы устроить спасение наше, кроме разве всецелого бессилия к тому и всесторонней беспомощности, вызывавших и привлекавших Божеское милосердие. Можно гадать, что оно нужно было по целям, для коих дано бытие миру и к коим он непостижимыми для нас путями ведется. Но и это все — дело благоизволения Божия. Равным образом и то, что каждый народ и каждый человек призываются к участию во спасении, бывает по благоволению и благодати Божией. Никто из нас не может ничего представить, за что заслуженно был бы он призываем ко спасению, кроме разве неизбежности погибнуть без того, которая привлекает милосердие Божие, не терпящее, чтобы творение Его погибало. Так это и бывает, испытывается и сознается всеми призванными ко спасению. Никто из них не может сказать, откуда и как приходит Дух зовущий, и глас Его слышится внятно сердцем с некиим понуждением и следовать гласу сему. Божие сие есть «милость, Божие благоволение». — «Из Себя, благостынею Своею влекомый, содевает сие Бог» (блаженный Феофилакт). Заметим при сем, что не должно смешивать звание ко спасению с самым содеванием спасения, которое не бывает без усилий и наших собственно. Оно есть плод совместного действия благодати и свободы. Оттого и не все званные спасаются, и званных больше, нежели избранных, то есть действительно улучивших спасение. — Благодать такая названа данною нам прежде лет вечных потому, что даровать ее нам определено в Предвечном Совете вместе с тем, как Сын Божий благоволил восприять на Себя дело воплощенного домостроительства спасения. Почему она, данная прежде лет вечных, есть данная и о Христе Иисусе. «Безначально и предвечно предначертано данней быти нам благодати сей о Христе Иисусе Господе нашем. Не мало для нас есть то, что Бог возблаговолил о нас сие предвечно» (блаженный Феофилакт).
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Который нас спас новым спасением и призвал нас званием своим святым, которое с неба исходит, — не по делам моим, поелику я был хулителем, — но по изволению Своему, коего я не заслуживал и не ожидал, — по благодати, которая дана мне прежде времен вечных, как и ученикам (Господа), моим товарищам: это тоже, что сказал: Я избрал вас Себе от начала творения (1Фес 2:13; Еф 1:4; Рим 8:29; Деян 15:7 ср. Ин 15:16 и др.).
Источник: Второе послание к Тимофею.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Слава Господу Иисусу Христу. После нескольких тысяч лет смерти человечества с пришествием Господа опять разлились в человечестве жизнь и нетление, так что токи этой благодатной жизни и нетления переливаются от полноты своей и на нас, грешных, например, от мощей святых угодников, от Святой Церкви как учительницы и воспитательницы нашей, от святых угодников и, главным образом, от Самого Господа.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Павел говорит: Я веру сохранил (2Тим 4:7), но он же и говорит: Я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день (2Тим 1:12), то есть вверенное мною, поскольку некоторые списки содержат не термин depositum (В данном случае Августин точно цитирует Вульгату, в которой используется термин depositum (залог, нечто переданное). — Прим ред.), а более ясный термин commendatum. Но что мы вверяем Богу, если не те вещи, о которых мы молимся, чтобы Он их сохранил, и среди них и сама наша вера? Ибо что еще вверил Господь, молясь за апостола Петра, когда Он ему говорит: Я молился о тебе, Петр, чтобы не оскудела вера твоя (Лк 22:32), — если не его веру, чтобы Бог ее сохранил, дабы не оскудела она в уступках искушениям?
Источник: О позиции Пелагия.
спасшего нас и призвавшего званием святым
Представляет доказательства силы Божией. Он, говорит, спас нас, и отчужденных призвал к Себе, чтобы сделать нас святыми. Итак, Кто спас нас, когда мы не желали, Тот тем более поможет теперь желающим.
не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати
Без всякого принуждения, без всякого совета, но по собственному изволению, то есть из Себя, благостью Своею влекомый.
данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
То есть безначально и предвечно предначертано, что будет дана нам благодать во Христе Иисусе, Господе нашем. Не мало для нас есть, то что Бог возблаговолил о нас сие предвечно.
Источник: Толкование на второе послание к Тимофею святого апостола Павла.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Истинно то, если ты спрашиваешь для ясного ответа, что никто из людей не может казаться достойным быть заместителем Христа, ведь все, кого Он избрал прежде, были грешниками. Насколько это относится к сравнению с другими людьми, они оказались достойными, а насколько — к самой сути дела, то недостойны все.
Источник: На 2-е послание к Тимофею.
спасшего нас и призвавшего званием святым, не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати, данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен
Кроме силы, имеющейся в самом Евангелии, Тимофею поможет и благодать Бога и любовь Божия, воспоминая о которой, Тимофей может освободиться от всяких колебаний при решении вопроса о том, стоит ли ему трудиться для возвещения Евангелия.
Званием святым. Зов Божий — святой, существенно отличающийся от человеческих приглашений (ср. Мф XXII:3, 14; XI:28).
Прежде вековых времен Говоря, что благодать «дана была прежде вековых времен», апостол имеет в виду очевидно не довременное бытие (δοθεῖσαν — указывает на факт исторический), а древнейшее пророчество о спасении людей от греха, т. е. Быт III:15. Христос, по представлению апостола, и есть то обетованное Семя, о Котором сказано было Адаму и Еве как о Спасителе человечества. Впрочем, Он был дан только еще как надежда (ср. Ис IX:6).
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента