Это значит, что им следует оказывать хозяевам надлежащее почтение, работать послушно и усердно и стараться быть в помощь, а не в обузу. Великим стимулом к такому усердному труду будет сознание, что это отражается на свидетельстве о Христе. Если раб-христианин будет груб или непокорен, его хозяин станет проклинать имя Божье и христианскую веру. Он решит, что верующие — люди ни на что не годные.
История ранней церкви свидетельствует, что рабы-христиане на невольничьих рынках стоили намного дороже неверующих. Когда хозяин знал, что стоявший на помосте раб — христианин, он зачастую был готов заплатить за него больше, так как не сомневался, что этот раб будет служить ему добросовестно и верно. Это великая дань уважения христианской вере.
Данный стих напоминает нам, что как бы низко не стоял человек на социальной лестнице, у него есть неограниченные возможности для свидетельства о Христе и прославления Его имени. Многие указывают, что НЗ нигде не осуждает институт рабства открыто. Тем не менее по мере распространения христианства исчезало и плохое обращение с рабами.
Каждый истинный верующий должен осознавать, что он — раб Иисуса Христа. Он выкуплен дорогой ценой; себе он больше не принадлежит. Им, его духом, душой и телом владеет Иисус Христос, и Он достоин всего самого лучшего, что есть у верующего.
II. Павел предупреждает Тимофея, чтобы он удалялся тех, кто искажает учение Христа и делает его предметом словопрений, состязаний и распрей. Кто учит иному... (ст. 3,5), то есть не проповедует практического учения, не учит и не наставляет тому, что содействует серьезному благочестию; не следует здравым словам Господа нашего Иисуса Христа, словам, направленным на исцеление души. Заметьте: мы не должны считать никаких других слов здравыми, за исключением слов Господа Иисуса Христа. К словам же Господа и учению о благочестии мы должны относиться с непритворным уважением и следовать им. Учение нашего Господа Иисуса есть учение о благочестии; оно имеет своей непосредственной целью сделать людей благочестивыми. Но кто не следует словам Христа, тот горд (ст. 4), склонен к спорам, невежествен, причиняет много вреда церкви, ничего не зная. Заметьте: как правило, больше всего гордится тот, кто знает меньше всего, ибо при всех своих знаниях он не знает самого себя. Заражен страстью к состязаниям и словопрениям. Те, что отпадают от ясного практического учения христианства, впадают в споры, поглощающие жизнь и силу религии; их словопрения приносят много вреда церкви, служа поводом для распрей, злоречия и лукавых подозрений. Когда люди не следуют здравым словам Господа Иисуса Христа и учению о благочестии, но развивают свои собственные идеи и навязывают их, прибегая к словам, изученным от человеческой мудрости, а не от Духа Святого (1Кор 2:13), то они сеют в церкви всякое зло. Отсюда происходят пустые споры между людьми поврежденного ума (ст. 5), споры, содержащие в себе одно лукавство и ничего истинного. Заметьте: люди поврежденного ума чужды истины. Причиной повреждения их ума является то, что они не прилепляются к истине, которая во Христе Иисусе, думая, будто благочестие служит для прибытка, то есть делая религию средством для достижения своих мирских интересов. От таковых Тимофей должен удаляться. Заметьте:
1. Слова нашего Господа Иисуса Христа это здравые слова, это самое подходящее средство для предотвращения или исцеления ран, нанесенных церкви, так же как и для исцеления раненой совести, ибо Христу дан язык мудрых, чтоб Он мог словом подкреплять изнемогающего, Ис 50:4. Слова Христа являются наилучшим средством для предотвращения разделений в церкви, ибо никто, исповедующий веру в Него, не будет оспаривать приемлемость или авторитет Его слов, Того, Кто является их Господом и Учителем; и не может быть благополучной та церковь, где слова людей почитаются наравне с Его словами, а в некоторых случаях даже ставятся выше их.
2. Всякий, кто учит иному и не следует здравым словам, тот горд и ничего не знает, ибо гордость и невежество обычно идут вместе.
3. Павел отмечает только тех, кто не следует словам Господа Иисуса Христа и учению о благочестии: они горды, ничего не знают; других слов, более здравых, он не знает.
4. Мы знаем по печальному опыту, к чему приводит страсть к словопрениям и состязаниям: к зависти, распрям, злоречию, лукавым подозрениям и пустым спорам. Когда люди оставляют здравые слова Христа, они никогда не могут найти согласия ни в каких других словах, ни в своих собственных измышлениях, ни в измышлениях другого человека, но постоянно вступают в состязания из-за них. Они впадают в зависть, когда видят, как те, кого они считали своими единомышленниками, предпочитают слова других; это приводит к распрям и лукавым подозрениям и к пустым спорам.
5. Люди, склонные к пустым спорам, являются людьми поврежденного ума, чуждыми истины; к таковым особенно относятся те, кто поступает так из корысти, ради прибыли (составляющей все их благочестие), предполагая, что благочестие служит для прибытка, в противоположность понятию апостола, считавшего само благочестие великой прибылью.
6. Божии служители и все христиане должны удаляться от таковых. «Выйдите из среды их и отделитесь, народ Мой», — говорит Господь. Удаляйся от таких.
Доселе учил Апостол, как руководить разные лица преимущественно по положению их в Церкви. Теперь переходит к указанию образа действия на лица, судя по их положению в обществе. Как там, так и здесь не все обнимает святой Павел, а касается только: аа) рабов (см.: 6, 1−2) — и: бб) богатых (см.: 6, 3 — 19), — потому, конечно, что это особенно требовалось.
Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Божие не хулится и учение
«Сие говорит Апостол о рабах, у которых господа неверные» (блаженный Феодорит). «Учи их, говорит, и увещевай, чтоб они, хотя господа их суть неверные, слушались их, сподобляя их всякой чести и словами и делами» (блаженный Феофилакт). Иные из рабов могли подумать, а может быть, и думали, что как они получили отпущение грехов, приняты в милость Божию, имеют свободу приступать к Господу, то по сим преимуществам им не следует уже более рабствовать неверным господам Апостол в предотвращение этого заповедует святому Тимофею толковать каждому из них: «Не думай, что если ты верный, то и свободен» (святой Златоуст). «Ты свободен духовным естеством (свободен от грехов, свободно приступаешь к Господу), но раб телом. Но и это самое есть свобода, служить, говорю, о имени Христове» (блаженный Феофилакт). Расположись служить самоохотно, уверовав, что такова воля Господа о тебе, и будет работа твоя делом свободы, Богу приятным, а не игом. Это именно внушать и указывает Апостол; ибо говорит: рабы да почитают господ своих достойными всякой чести. Так стоит по-гречески. У кого есть в сердце такое убеждение, тот не будет чувствовать ига рабства. Чествующий кого охотно преклоняется пред ним и покорствует ему.
Но такое внушение, как рабам иго рабства делать легким, только намекается в словах: да почитают достойными чести. Главное же намерение Апостола — воодушевить рабов к верному служению выгодами веры. Толкуй им, говорит, что если они не будут чествовать господ верным служением, то господа станут худо думать о нашем учении и нашей вере, и они таким образом подадут повод хулить имя Божие, нареченное на христианах. А если будут служить им охотно и почтительно, особенно после прежнего неохотного и ворчливого служения, то тем дадут высокое понятие о нашем учении и расположат обратить к вере в Господа Спасителя. «Неверный, если увидит, что чрез веру люди впадают в самомнение, часто будет поносить ее как учение, располагающее к возмущению; а если заметит, что они стали более покорны, то тем скорее сам покорится, тем внимательнее будет к тому, что говорится (в проповеди Евангельской)» (святой Златоуст).— Для верного, любящего и чтущего веру, не может быть более сильного побуждения к спокойному и охотному несению ига верного рабствования неверным.
Ст. 1−2 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай
Сверх того поучай, чтобы все, кои под игом рабства находятся, да почитают господ своих достойными всякой чести, — особенно тех, кои вместе с ними подчинены игу Христову.
Ст. 1−2 Елицы суть под игом раби, своих господий всякия чести да сподобляют, да имя Бoжиe не хулится и учение. Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть: но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии, сия учи и моли
В первом стихе апостол Павел говорит о верующих рабах, которые имеют господ неверующих. — Да имя Бoжиe не хулится и учение. Если верующие рабы не будут слушаться своих господ и будут дерзкими по отношению к ним потому, что господа их не веруют, то этим подадут им повод хулить Иисуса Христа и проповедь о Нем, которая как-будто становится причиною неповиновения рабов. — Имущии же верных господий, да не нерадят о них, понеже братия суть. То, что господа ваши — братья вам по вере, не должно служить для вас причиною небрежного обращения с ними; напротив принявши во внимание, что они верующие и возлюбленны Богом, вы тем более должны служить им, соединивши со страхом и любовь. На сколько облагодетельствованы вы тем, что имеете господ братьями, на столько и сами будьте благодарны, усерднее служа им. Но паче да работают, зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии (οἱ τῆς εὐεργεσίας ἀντιλαμβανόμενοι), т.e. которые облагодетельствованы со стороны господ своих тем, что те питают их и одевают; а слова: зане верни суть и возлюблени (господа) — будут поставлены в средине вышеприведенных слов по особой риторической фигуре (ὑπέρβατον). Можно понимать все эти слова и в таком порядке, в каком они стоят в тексте: но паче да работают (рабы), зане верни суть и возлюблени, иже благодать восприемлющии, т.е. господа, которые заботливо стараются благодетельствовать рабам — Сия учи и моли. Учитель должен употреблять не только власть, но и великую кротость.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение
Учи их, говорит, и увещевай, чтобы они, хотя господа их суть неверные, слушались их, сподобляя их всякой чести и словами и делами. Ибо не думай, что ты свободен, потому что ты — верный: ты свободен духовным естеством, свободно приступаешь к Господу, но раб телом. Самая свобода, говорю, состоит в том, чтобы служить о имени Христове. А неверный, если увидит гордящегося раба, будет поносить учение, как располагающее к возмущениям. Если же увидит, что раб с любовью повинуется, то скорее будет удивляться учению, которое исправляет и рабские, трудно исправимые обычаи.
Ст. 1−2 Рабы, под игом находящиеся, должны почитать господ своих достойными всякой чести, дабы не было хулы на имя Божие и учение. Те, которые имеют господами верных, не должны обращаться с ними небрежно, потому что они братья; но тем более должны служить им, что они верные и возлюбленные и благодетельствуют им. Учи сему и увещевай
Апостол не идет против сложившихся в обществе отношений, по которым все общество разделялось на господ и рабов. Он увещевает рабов-христиан повиноваться господам показывать им почтение, чтобы не опорочивалось в глазах язычников христианское учение, как будто ведущее своих последователей к уничтожению признанных законами государства отношений. Еще с большим усердием имеют основание служить рабы-христиане своим господам — христианам, потому что эти последние, конечно, относятся к своим рабам с любовью. Ср. 1Кор 7:21, 22.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента