Прежде всего, поместная церковь должна почитать истинных вдов. Под почитанием здесь подразумевается не только уважение, но и финансовая помощь. Истинная вдова — та, у которой нет никаких источников дохода и которая в поддержании своего существования во всем полагается на Господа. У нее нет никаких родственников, которые могли бы о ней позаботиться.
I. Апостол постановляет, что материальное обеспечение от церкви могут получать только истинные вдовицы, то есть благочестивые и молящиеся, а не легкомысленные и сластолюбивые, ст. 5, 6. Только та вдова должна считаться истинной и заслуживающей церковного содержания, которая одинока и надеется на Бога. Заметьте: одинокие должны надеяться на Бога и находить в этом свое утешение. Иногда Бог приводит человека в такое стесненное положение, что ему не на кого надеяться, с той целью, чтобы он больше надеялся на Него. Вдовство — это одинокое состояние, но Господь говорит через пророка: ...вдовы твои пусть надеются на Меня, Иер 49:11; пусть они радуются, что имеют Бога, на Кого могут надеяться. Далее, надеющиеся на Бога должны пребывать в молениях и молитвах. Истинной вдовицей была Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Лк 2:37. Но сластолюбивая, то есть распущенная, не является истинной вдовицей, ст. 6. Легкомысленная вдова не может быть истинной вдовой и не может быть принята на церковное обеспечение. Сластолюбивая заживо умерла, это не живой член церкви, а как бы труп посреди нее или атрофированный член. Это имеет и более общее применение: живущие в свое удовольствие являются мертвыми, хотя они и живут, духовно мертвыми, мертвыми по грехам и преступлениям. Они бесцельно живут в этом мире, заживо погребенные для великих целей жизни.
II. Другое правило, устанавливаемое апостолом, заключается в том, что не следует обременять церковь содержанием вдов, имеющих родственников, способных обеспечить их. Об этом упоминается несколько раз: Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью (ст. 4) и не обременяют церковь, ст. 16. Это называется почитанием своей семьи (ст. 4), то есть оказанием чести своим собственным семьям. Заметьте: под почтительностью детей к родителям подразумеваются их уважение к ним и забота о них. Это долг детей перед родителями, долг воздаяния. Дети никогда в полной мере не смогут воздать своим родителям за их попечение о них и за все переживания и скорби, которые они имели с ними, но они должны стремиться к этому. Если родители нуждаются, а дети имеют возможность помочь им, то их обязанность — сделать все возможное со своей стороны, чтобы поддержать их, ибо сие угодно Богу. Фарисеи учили, что пожертвование на храм было более угодно Богу, чем оказание помощи бедным родителям Мф 15:5. Но здесь говорится, что забота о родителях лучше, чем всесожжение и жертвы, что это угодно Богу. Апостол снова возвращается к этой теме в ст. 8: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Если мужчина или женщина не пекутся о своих бедных родственниках, то они отреклись от веры, ибо в намерения Христа входило утвердить закон Моисея, в частности пятую заповедь, гласящую: Почитай отца твоего и мать твою. Поэтому не исполняющие эту заповедь, в сущности, отреклись от веры, а тем более те, кто не пекутся о своих женах и детях, которые составляют часть их самих. Если они тратят на свои прихоти то, что следует тратить на содержание семьи, то они отреклись от веры и хуже неверных. Одна из причин, почему состоятельные родственники должны брать на себя попечение о своих вдовах и не обременять ими церковь, заключается в следующем (ст. 16): ...чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Заметьте: неуместная благотворительность является препятствием для истинной благотворительности. При выборе объекта благотворительности необходимо поступать благоразумно, не оказывать ее тем, кому не следует, чтобы можно было больше уделить тем, кто действительно нуждается в ней.
III. Апостол дает указания относительно требований, каким должны удовлетворять вдовы, принимаемые на церковное обеспечение: они должны быть не моложе шестидесяти лет, не из числа разводившихся и вступавших в повторный брак; она должна быть женою одного мужа, хранительницей семейного очага, известной по добрым делам, делам странноприимства и милосердия. Заметьте: особую заботу следует проявлять о тех, кто во время своего благополучия был усерден ко всякому доброму делу. Здесь перечисляются добрые дела, требуемые от добрых жен: ...если она воспитала детей... Он не говорит — если она родила детей (дети есть наследие от Господа, и родить их зависит от Него), но если она, даже не имея своих собственных детей, тем не менее, воспитала каких-то детей. Если она... принимала странников и умывала ноги святым, то есть оказывала гостеприимство добрым христианам и верным служителям, совершающим путешествия в связи с распространением Евангелия. Если она... помогала бедствующим, когда была в состоянии сделать это, то теперь и ей следует оказать помощь. Заметьте: кто хочет обрести милость в час бедствия, тот должен оказывать ее другим в дни своего благополучия.
IV. Апостол предостерегает Тимофея, чтобы он не принимал в это число вдов, не внушающих доверия (ст. 11): Молодых же вдовиц не принимай... Они устают от возложенных на них обязанностей, от подчинения установленным для них правилам, как жить и что делать, и желают вступать в брак... отвергая прежнюю веру. В Откр 2:4. мы читаем о первой любви, а здесь — о прежней вере, то есть о тех обязательствах, какие они давали перед церковью: вести себя хорошо, достойно оказанного им доверия. Под этим не следует, по-видимому, понимать обет о безбрачии, так как Священное Писание молчит по этому вопросу. Кроме того, апостол здесь рекомендует молодым вдовам вступать в брак (ст. 14), что он не мог бы делать, если бы им пришлось при этом нарушать свои обеты безбрачия. д-р Уайтби замечает по этому поводу: «Если бы под верой, упоминаемой здесь, подразумевалось данное перед церковью обещание не вступать в брак, то она не называлась бы прежней верой». При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно, ст. 13. Заметьте: очень редко праздные люди остаются только праздными: они становятся болтливыми и любопытными, причиняют вред своим ближним и сеют вражду между братьями. Тем, кто не мог вести себя серьезно, степенно, как подобает диаконисам (или вдовам, принятым на церковное попечение), следовало вступать в брак и рождать детей, ст. 14. Заметим: если домашние хозяйки не заботятся о своих делах, а занимаются болтовней, то они дают повод врагам христианства порочить имя христианина; такие случаи, вероятно, уже имели место, ст. 15. Итак, мы получаем следующие уроки из этого:
1. В первых церквах заботились о бедных вдовах и обеспечивали их, и наши современные церкви должны следовать их доброму примеру, насколько это в их силах.
2. При распределении церковной помощи, или милостыни надо проявлять большую рассудительность, чтобы ее получали самые нуждающиеся и самые заслуживающие ее. В первохристианских церквах не принимались вдовы, которые имели родственников, способных содержать их, или которые не славились добрыми делами, но жили в свое удовольствие: Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь, в противность Христу, желают вступать в брак.
3. Добрая репутация христианской религии и христианской церкви в значительной мере зависит от характера и поведения тех, кто допускается до какого-либо труда в церкви (например в качестве диаконис), или кто получает материальное содержание от церкви: если они не ведут себя достойно, но болтливы и любопытны, то дают этим противнику повод для поношений.
4. Звание христианина обязывает помогать нуждающимся друзьям, в частности бедным вдовам, чтобы не обременять ими церковь, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Богатому человеку должно быть стыдно заботу о своих бедных родственниках возлагать на церковь, когда она с трудом может обеспечить вдов, не имеющих ни детей, ни внуков, которые могли бы их содержать.
Вдовицы чти сущия истинныя вдовицы
Вдовы, с самого начала устроения Церкви, состояли на попечении христианских обществ. Для устроения их в первой Иерусалимской Церкви были избраны особые лица (см.: Деян 6). По этому образцу и все другие общества христианские долгом своим считали — обеспечивать вдов и сирот. А что это продолжалось и потом, указание на то можно видеть в Послании святого Игнатия к святому Поликарпу (см.: Священному ченик Игнатий Богоносец. Послание к святому Поликарпу. 4), в Первой Апологии святого Иустина (см.: Мученик Иустин Философ Первая Апология. 67), и в «Церковной истории» Евсевия (см.: Евсевий Кесарийский. Церковная история. 6, 43). Об них и говорит здесь святой Павел; и говорит: аа) сначала об устроении вдовиц вообще (см.: 5, 3 — 8); а потом: бб) частнее (см.: 5, 9−15), — о вдовицах: α) престарелых (см.: 5, 9−10) и: β) юных (см.: 5, 11−15); вв) напомнив в конце и еще, что говорил об устроении вдов вообще (стих 16). Пространно пишет, —верно, надлежала нужда в этом.
Чти — не пренебрегай, или не неради об них, а имей о них попечение. «Чти — стоит вместо: милосердуй о них и доставляй им потребное» (блаженный Феофилакт). Но чти, говорит, таких, которые суть истинные вдовицы. Какие же это истинные вдовицы? Конечно те, которые хорошо живут (стихи 5 — 7), но которым при сем жить нечем (стих 16). Блаженный Феодорит пишет: «вдовам, не имеющим никакого ниоткуда источника к удовлетворению своих нужд, надлежит пользоваться, говорит Апостол, церковным вспоможением». Святой Иустин, в своей Апологии, говорит, что «верующие жертвовали в Церковь кто что мог; а настоятели Церквей, — пастыри, раздавали потом собранное бедным, вдовам и сиротам». Вдовицы, которые сами могли содержаться или которых могли содержать их собственные семьи, не должны были тяготить собою Церкви (стих 16). «Такие не суть настоящие вдовицы» (Экумений).— Относительно них вот что заповедует святой Павел.
Вдовиц почитай, истинных вдовиц
Вдовиц почитай, кои истинно вдовы суть, то есть давай им пропитание.
Ст. 3−8 Вдовицы чти сущыя истинныя вдовицы. Аще же кая вдовица чада или внучата имать, да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, и взаем воздаяти родителем: сиe бо есть благоугодно пред Богом. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога, и пребывает в молитвах и молениях день и нощь: питающаяся же пространно, жива умерла. И сия завещавай, да непорочни будут. Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет, веры отверглся есть, и невернаго горший есть
Почему апостол Павел ничего не говорит о девственницах? Может быть в то время их еще не было. Каких вдов он называет истинными, об этом он говорит дальше. Истинных вдов он заповедал почитать, потому что они не имеют ни мужей, ни детей, — а это обстоятельство для многих казалось достойным осуждения. Поэтому-то, говорит Апостол, такие вдовы должны пользоваться почтением со стороны священнослужителя, который таким образом удержит и других от нанесения им обид. Или: вдовицы чти, т.е. доставляй им все необходимое. — Аще же кая вдовица чада или внучата имать… Такую нельзя назвать истинною вдовою; истинная вдова та, которая совершенно одинока. — Да учатся прежде свой дом благочестиво устроити, т.е. расположить, научить благочестивому образу жизни, и взаем воздаяти родителем (προγόνοις). Видишь ли благоразумие святого Павла: часто он убеждает, приводя и обыкновенные человеческие соображения. Так как предки твои, говорит он вдове, родили тебя на свете и позаботились о тебе, то ты, не будучи в состоянии воздать должное им самим, так как они умерли — воздай должное им в лице их потомков — детей своих, отплати им тою же любовью, которою ты обязана по отношению к их предкам Объясняют и иначе эти слова: дети и внуки пусть учатся свой дом благочестиво устроити (εὐσεβεῖν), т.е. оказывать честь своей матери и бабке, питая их и оказывая им всякое добро: это и будет значить — εὐσεβεῖν. Для большей убедительности Апостол говорит, что это угодно Богу. А сущая истинная вдовица и уединена уповает на Бога. Заповедавши почитать истинных вдов, Апостол теперь представляет характеристические черты их. Уединена, т. е. одинокая, не имеющая ни детей, ни внуков. — И пребывает в молитвах. Истинная вдова значит та, которая надеется на Бога и пребывает в молитвах. Лишенная помощи человеческой, она естественно прибегает к Богу. — Питающаяся пространно, жива умерла. Так как многие предпочитают оставаться вдовами для того, чтобы свободнее делать то, что не позволительно, то Апостол говорит: питающаяся пространно, т.е. проводящая веселую и роскошную жизнь, жива умерла. Как же это? Нынешнею жизнью она, по-видимому, живет, но вечную потеряла. Значит, она умерла уже для той жизни, именно вследствие своих грехов. — И сия завещавай. Видишь ли, что апостол Павел желает, чтобы это было законом? Он не предоставляет вдовам на волю — не предаваться роскошной и сластолюбивой жизни, как бы особого рода подвиг, но запрещает им это, как грех. — Аще же кто о своих, паче же о присных не промышляет. Не достаточно для спасения самому только быть добродетельным, нужно заботиться и о других. Речь здесь идет о вдове. Под своими (ἰοίους) Апостол разумеет — родных вообще, которые, как и друзья, могут жить и не в одном доме. И так вдова должна заботиться о своих, в особенности же о домашних (οἰκείους). Этого конечно не может исполнять сластолюбивая, потому что она всецело предана одной только роскоши. О своих и о присных промышляет не только тот, кто заботится только о родных, но и тот, кто заботится и о себе самом, уничтожая в себе разные страсти. Так и Климент в седьмой книге Гипотипоз разумеет здесь заботу и о теле, и о душе. — Веры отверглся есть. Как же это вдова, живущая роскошно и не заботящаяся о своих и о домашних, отреклась от веры? Потому что сказано: и домашних своих, которые от семени твоего, не презирай. — Хотя тебе и кажется, что ты не отреклась от Бога, но если ты преступаешь законы Его, ты отреклась от Него: Бога исповедуют, говорит Апостол, ведети, а делы отмещутся его (Тит 1:16). Но почему же она хуже неверного? Потому что неверные, руководясь только естественными законами, заботятся, если не о всех, то по крайней мере о родных.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Вдовиц почитай, истинных вдовиц
Почему ничего не говорит о девах? Может быть потому, что тогда еще не было их там Почитать же вдовиц он повелевает потому, что они не имеют мужей, которые бы заступались за них, а самое состояние их казалось зазорным и достойным порицания. Поэтому они должны пользоваться у священника большим уважением и больше всего, потому, что они достойны этого, как истинные вдовицы. А какие это вдовицы? — увидишь дальше. Следовательно, можно не иметь мужа и еще не быть вдовой. Выражение почитай стоит вместо: будь к ним милосерден и доставляй им потребное.
Ст. 3−7 Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителям, ибо сие угодно Богу. Истинная вдовица и одинокая надеется на Бога и пребывает в молениях и молитвах день и ночь; а сластолюбивая заживо умерла. И сие внушай им, чтобы были беспорочны
Немало забот доставляли апостольской церкви вдовы, которых в те опасные для христианства времена было довольно большое число. Тимофей должен их почитать, т. е. с уважением относиться к ним и помогать им из церковных средств. Но только это должны быть «истинные вдовицы», т. е. женщины, оставшиеся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода — имеющие детей или внучат: те, конечно, должны получать пособие от этих последних и не обременять собою церковной кассы.
Они прежде пусть учатся… Апостол говорит не о детях и внуках, а о самих вдовах (Иоанн Златоуст, Феодорит и др.) и вместо «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» (manqanetw).
Почитать свою семью — точнее: заботиться, чтобы дети или внуки приобретали благочестивые навыки (eusebein) и возрастали в почтении к предкам (t. progonoiV — по-русски неточно: родителям.)
Иное дело вдовица в истинном смысле этого слова (ст. 5): она, не имея детей или внуков, будучи вполне одинокой, конечно возложит всю надежду только на Бога и будет стоять вдали от практической домашней работы, все свое время посвящать молитве и благочестивым подвигам Если же она предается сластолюбивой жизни вместо благочестия, то этим ясно покажет, что она — только по имени христианка и причастница новой лучшей жизни: на самом деле она — духовно мертвый человек (ср. Отк. III:1). Тимофей должен постоянно внушать вдовам мысль об этом, чтобы они не служили предметом нареканий, главным образом со стороны лиц, не принадлежащих к Церкви (ср. 1Пет III:16).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента