Его взаимоотношения с молодыми женщинами должны быть чисты. Он не только должен избегать всего однозначно греховного, но и остерегаться неблагоразумных поступков и поведения, за которым кто-либо мог бы усмотреть зло.
2. При обличении необходимо делать разницу между обличаемыми, учитывая их возраст, положение и другие обстоятельства. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением, Иуд 1:22. Правила заключаются в следующем: 1. Старших по возрасту или по положению в церкви надо укорять очень мягко. Необходимо уважать их возраст и положение и поэтому нельзя допускать с ними резкого или начальственного тона. Даже Тимофей, хотя и благовестник, должен обращаться с ними, как с отцами, ибо это самый надежный способ воздействовать на них и достичь успеха.
2. Младших надо обличать, как братьев, с любовью и нежностью, не с намерением разоблачить их ошибки или найти повод для ссоры, но с целью их исправления, из желания добра им. При обличении тех, кто заслуживает обличения, требуется большая доля кротости.
3. Стариц следует обличать, если есть для этого повод, как матерей.
4. Молодых тоже надо обличать, но как сестер, со всякою чистотою. Если Тимофей, распявший себя для этого мира, для плоти и похотей ее, нуждался в таком предупреждении, то тем более нуждаемся в нем мы.
Старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою
Стариц — учи, увещавай, склоняй на добро, как матерей. «Причина сему та же, что и в отношении к старцам» (Экумений) — «смягчение горечи исправительной речи теплотою сыновней любви и почтительности» (блаженный Феофилакт). «Старицы, видя, что их учат кроткою речью, будут без горечи принимать ее, так как при этом соблюдается почтительность к ним. Старым горько принимать уроки от младших. Почему, когда это бывает неизбежно, Апостол велит смягчать это действие кротостию и почтительностию, чтоб оно послужило в пользу и учащему, и слушающим» (Амвросиаст).
Юниц, — то есть девиц или молодых жен, учи, увещавай и исправляй, как сестр. Причина и здесь та же, что в отношении к юношам, потому что и им не чужды продерзость и непокоривость. «Юниц велит Апостол учить, как сестр, чтоб они с готовностию подчинялись дисциплине доброго жития. Ибо, видя, что им не властно повелевают, а доброжелательно внушают, чего требует добрая жизнь, они беспрекословно на то соглашаются, смиряясь пред увещателем. Ласковостию скорее можно достигнуть того, в чем не всегда успевает авторитетная власть» (Амвросиаст). «Но как беседы с молодыми женщинами с трудом избегают подозрения, а между тем епископ должен и это делать, то Апостол прибавляет: со всякою чистотою, — показывая тем, что говорить с ними надлежит со всякою чистотою. Если же Тимофею заповедует он это, то пусть подумают все другие, каков должен быть епископ, чтобы не подать случая к подозрению, ни даже тени оправдания для тех, которые захотели бы клеветать» (святой Златоуст). Но кажется, святой Павел имеет при сих словах в виду не столько подозрения других, сколько предотвращение сердечного сочувствия юницам Это сочувствие и далее влечение естественно вызывается при встрече с женами, особенно юными. Но оно не неизбежно и тем менее таково, чтоб необходимо властвовало над сердцем. Его можно пресекать, при самом зарождении или первом движении, и прогонять, когда оно против воли прорвется. Вот об этом отторжении от сердца сочувствий и говорит здесь Апостол. «Апостол присовокупил: со всякою чистотою, — пишет блаженный Феодорит, — научая при телесном целомудрии сохранять и душевное и не допускать в себя никакого вреда посредством зрения или слуха».
Старицы, якоже матери: юныя, якоже сестры, со всякою чистотою
То есть чистотою мыслей и сердца как по отношению к истинам слова Божия, так и по отношению к лицам женского пола, — и чистотою побуждений. Нечистота, как отвратительный гад, при обращении с женским полом незаметно вползает в душу и омрачает совесть.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
См. Толкование на 1Тим 5:1
Источник: Дневник. Том IV. 1860−1861.
Стариц, как матерей.
Так как обличение тяжело переносится, особенно когда молодой человек, обличает старого — тогда оно становится втройне безрассудным, поэтому, говорит, ты смягчай его кротостью.
Молодых, как сестер.
Так как этот возраст отличается большой смелостью и не переносит обличений, поэтому, говорит, должно смягчать их снисходительностью.
Со всякою чистотою.
Так как беседы с молодыми женщинами порождают подозрения, а между тем епископ должен беседовать и с ними, то ты, говорит, должен не только остерегаться греховного соединения, но не должен подавать и никакого повода к подозрению. Апостол заповедует это Тимофею не ради него, а ради нас, последующих епископов, чтобы мы остерегались подозрений.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента