Библия - 1Тим. 5:10 (1 Тимофею 5 глава 10 стих)

известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 5 глава 10 стих)

μαρτυρουμενη praes. pass. part, от μαρτυρεω (#3456) свидетельствовать, удостоверять. ετεκνοτροφησεν aor. ind. act. от τεκνοτροφεω с#5442) воспитывать детей, εξενοδοχησεν aor. ind. act. от ξενοδοχεω (#3827) принимать путников, проявлять гостеприимство (ABD, 3:299-301). ενιψεν aor. ind. act. от νιπτω (#3782) мыть. Омывание ног, как услуга, оказываемая путникам, занимало важное место в восточном ритуале гостеприимства. Хозяйка дома должна была выступить в роли рабыни рабов Божьих (Kelly; EGT). θλιβομενοις praes. pass. part, от θλιβω (#2567) оказывать давление, расстраивать; pass, быть в расстройстве. επηρκεσεν aor. ind. act. ξς επαρκεω (#2064) помогать, облегчать, επηκολουθησαν aor. ind. act. от επακολουθεω (#2051) следовать за. Предложное сочетание имеет директивное значение (МН, 312). Гл. в этом стихе используются в cond. 1 типа, предполагающем реальность условия.


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 5 глава 10 стих)

5:3−16 В этом разделе подтверждается предписание Библии о том, что следует заботиться о женщинах, лишившихся поддержки своих мужей (ср. Исх 22:22−24; Втор 27:19; Ис 1:17). Божье сострадание к вдовам подкрепляет это наставление (ср. Пс 67:6; 145:9; Мк 12:41−44; Лк 7:11−17).


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 5 глава 10 стих)

5:10 Для того чтобы быть включенной в список, вдова также должна быть известна по добрым делам, свидетельствующим о ее высокой духовности.

Слова «если она воспитала детей», несомненно, означают, что теперь и она, и ее христианская семья могут гордиться плодами своих усилий. Заслуга матери не в том, чтобы просто вырастить детей, а в том, чтобы их хорошо воспитать.

Еще одна черта, характерная для благочестивой вдовы, — гостеприимство. Снова и снова НЗ говорит о достойной высших похвал добродетели страннолюбия.

Умывание ног гостям входило в обязанности раба. Поэтому здесь, несомненно, имеется в виду, что для христиан вдова часто исполняла самую грязную и унизительную работу. Но это может означать и то, что она умывала ноги святым в духовном смысле: «банею водною слова». Не имеется в виду, что она говорила проповеди перед толпами, нет, она приходила в дома и Словом Божьим очищала верующих от грязи, налипавшей в повседневных хлопотах.

Помощь бедствующим — это дела милосердия, совершенные для больных, скорбящих и изнемогающих.

Короче говоря, чтобы быть занесенной в этот список поместной церкви, вдова должна была отличаться усердием ко всякому доброму делу.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 5 глава 10 стих)

Стихи 3−16. Здесь даются указания относительно зачисления вдов в категорию трудящихся в церкви и получающих содержание от нее: Вдовиц почитай, истинных вдовиц. Почитай, то есть поддерживай их материально и допускай до служения в церкви. В те времена в церкви было такое служение, где использовались вдовы; оно состояло в уходе за больными и престарелыми по указанию диаконов. Мы читаем (Деян 6:1) о том, как в самые первые дни церкви, когда она только что образовывалась, была проявлена забота о вдовах в связи с подозрениями эллинистов, будто их вдовицы были пренебрегаемы в ежедневном раздаянии потребностей. Главное правило состоит в том, чтобы почитать вдовиц, истинных вдовиц, поддерживать их, помогать им с уважением и чуткостью.

I. Апостол постановляет, что материальное обеспечение от церкви могут получать только истинные вдовицы, то есть благочестивые и молящиеся, а не легкомысленные и сластолюбивые, ст. 5, 6. Только та вдова должна считаться истинной и заслуживающей церковного содержания, которая одинока и надеется на Бога. Заметьте: одинокие должны надеяться на Бога и находить в этом свое утешение. Иногда Бог приводит человека в такое стесненное положение, что ему не на кого надеяться, с той целью, чтобы он больше надеялся на Него. Вдовство — это одинокое состояние, но Господь говорит через пророка: ...вдовы твои пусть надеются на Меня, Иер 49:11; пусть они радуются, что имеют Бога, на Кого могут надеяться. Далее, надеющиеся на Бога должны пребывать в молениях и молитвах. Истинной вдовицей была Анна, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь, Лк 2:37. Но сластолюбивая, то есть распущенная, не является истинной вдовицей, ст. 6. Легкомысленная вдова не может быть истинной вдовой и не может быть принята на церковное обеспечение. Сластолюбивая заживо умерла, это не живой член церкви, а как бы труп посреди нее или атрофированный член. Это имеет и более общее применение: живущие в свое удовольствие являются мертвыми, хотя они и живут, духовно мертвыми, мертвыми по грехам и преступлениям. Они бесцельно живут в этом мире, заживо погребенные для великих целей жизни.

II. Другое правило, устанавливаемое апостолом, заключается в том, что не следует обременять церковь содержанием вдов, имеющих родственников, способных обеспечить их. Об этом упоминается несколько раз: Если же какая вдовица имеет детей или внучат, то они прежде пусть учатся почитать свою семью (ст. 4) и не обременяют церковь, ст. 16. Это называется почитанием своей семьи (ст. 4), то есть оказанием чести своим собственным семьям. Заметьте: под почтительностью детей к родителям подразумеваются их уважение к ним и забота о них. Это долг детей перед родителями, долг воздаяния. Дети никогда в полной мере не смогут воздать своим родителям за их попечение о них и за все переживания и скорби, которые они имели с ними, но они должны стремиться к этому. Если родители нуждаются, а дети имеют возможность помочь им, то их обязанность — сделать все возможное со своей стороны, чтобы поддержать их, ибо сие угодно Богу. Фарисеи учили, что пожертвование на храм было более угодно Богу, чем оказание помощи бедным родителям Мф 15:5. Но здесь говорится, что забота о родителях лучше, чем всесожжение и жертвы, что это угодно Богу. Апостол снова возвращается к этой теме в ст. 8: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного. Если мужчина или женщина не пекутся о своих бедных родственниках, то они отреклись от веры, ибо в намерения Христа входило утвердить закон Моисея, в частности пятую заповедь, гласящую: Почитай отца твоего и мать твою. Поэтому не исполняющие эту заповедь, в сущности, отреклись от веры, а тем более те, кто не пекутся о своих женах и детях, которые составляют часть их самих. Если они тратят на свои прихоти то, что следует тратить на содержание семьи, то они отреклись от веры и хуже неверных. Одна из причин, почему состоятельные родственники должны брать на себя попечение о своих вдовах и не обременять ими церковь, заключается в следующем (ст. 16): ...чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Заметьте: неуместная благотворительность является препятствием для истинной благотворительности. При выборе объекта благотворительности необходимо поступать благоразумно, не оказывать ее тем, кому не следует, чтобы можно было больше уделить тем, кто действительно нуждается в ней.

III. Апостол дает указания относительно требований, каким должны удовлетворять вдовы, принимаемые на церковное обеспечение: они должны быть не моложе шестидесяти лет, не из числа разводившихся и вступавших в повторный брак; она должна быть женою одного мужа, хранительницей семейного очага, известной по добрым делам, делам странноприимства и милосердия. Заметьте: особую заботу следует проявлять о тех, кто во время своего благополучия был усерден ко всякому доброму делу. Здесь перечисляются добрые дела, требуемые от добрых жен: ...если она воспитала детей... Он не говорит — если она родила детей (дети есть наследие от Господа, и родить их зависит от Него), но если она, даже не имея своих собственных детей, тем не менее, воспитала каких-то детей. Если она... принимала странников и умывала ноги святым, то есть оказывала гостеприимство добрым христианам и верным служителям, совершающим путешествия в связи с распространением Евангелия. Если она... помогала бедствующим, когда была в состоянии сделать это, то теперь и ей следует оказать помощь. Заметьте: кто хочет обрести милость в час бедствия, тот должен оказывать ее другим в дни своего благополучия.

IV. Апостол предостерегает Тимофея, чтобы он не принимал в это число вдов, не внушающих доверия (ст. 11): Молодых же вдовиц не принимай... Они устают от возложенных на них обязанностей, от подчинения установленным для них правилам, как жить и что делать, и желают вступать в брак... отвергая прежнюю веру. В Откр 2:4. мы читаем о первой любви, а здесь — о прежней вере, то есть о тех обязательствах, какие они давали перед церковью: вести себя хорошо, достойно оказанного им доверия. Под этим не следует, по-видимому, понимать обет о безбрачии, так как Священное Писание молчит по этому вопросу. Кроме того, апостол здесь рекомендует молодым вдовам вступать в брак (ст. 14), что он не мог бы делать, если бы им пришлось при этом нарушать свои обеты безбрачия. д-р Уайтби замечает по этому поводу: «Если бы под верой, упоминаемой здесь, подразумевалось данное перед церковью обещание не вступать в брак, то она не называлась бы прежней верой». При том же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и бывают не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно, ст. 13. Заметьте: очень редко праздные люди остаются только праздными: они становятся болтливыми и любопытными, причиняют вред своим ближним и сеют вражду между братьями. Тем, кто не мог вести себя серьезно, степенно, как подобает диаконисам (или вдовам, принятым на церковное попечение), следовало вступать в брак и рождать детей, ст. 14. Заметим: если домашние хозяйки не заботятся о своих делах, а занимаются болтовней, то они дают повод врагам христианства порочить имя христианина; такие случаи, вероятно, уже имели место, ст. 15. Итак, мы получаем следующие уроки из этого:

1. В первых церквах заботились о бедных вдовах и обеспечивали их, и наши современные церкви должны следовать их доброму примеру, насколько это в их силах.

2. При распределении церковной помощи, или милостыни надо проявлять большую рассудительность, чтобы ее получали самые нуждающиеся и самые заслуживающие ее. В первохристианских церквах не принимались вдовы, которые имели родственников, способных содержать их, или которые не славились добрыми делами, но жили в свое удовольствие: Молодых же вдовиц не принимай, ибо они, впадая в роскошь, в противность Христу, желают вступать в брак.

3. Добрая репутация христианской религии и христианской церкви в значительной мере зависит от характера и поведения тех, кто допускается до какого-либо труда в церкви (например в качестве диаконис), или кто получает материальное содержание от церкви: если они не ведут себя достойно, но болтливы и любопытны, то дают этим противнику повод для поношений.

4. Звание христианина обязывает помогать нуждающимся друзьям, в частности бедным вдовам, чтобы не обременять ими церковь, чтобы она могла довольствовать истинных вдовиц. Богатому человеку должно быть стыдно заботу о своих бедных родственниках возлагать на церковь, когда она с трудом может обеспечить вдов, не имеющих ни детей, ни внуков, которые могли бы их содержать.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 5 глава 10 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

в делех добрых свидетельствуема, аще чада воспитала есть, аще святых нозе умы, аще странныя прият, аще скорбным утешение быстъ, аще всякому делу благу последовала есть

Как выбирающие воинов ищут здоровья телесного, так и он, избирая вдову в воинство Христово, искал душевного здоровья и крепости и усердия ко всем добрым делам, говоря так: известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Каждое из этих выражений, по-видимому, есть простое слово, но заключает в себе великую жизнь.

И, во-первых, если угодно, исследуем то выражение, которое он поставил первым: если она воспитала детей. Здесь он говорит не о простом питании, которое по разумению многих состоит в том, чтобы не допускать детей изнуряться голодом: такого пренебрежения никогда не допустит и самая необходимость природы; поэтому не нужно ни повелений, ни законов, чтобы вдовы питали свое порождение; но он говорит здесь о попечении касательно праведности, о воспитании, соединенном с благочестием, так что не воспитывающие детей, таким образом, суть более детоубийцы, нежели матери. Это говорю я не только женам, но и мужьям.

Это — первое и величайшее из благ; его он, прежде всего, требовал и от вдовы; а затем говорит: принимала странников. Что говоришь ты, скажи мне? От жены вдовой ты требуешь странноприимства? Не довольно ли для нее воспитывать детей? Нет, говорит, но должно присоединить и это; вместе с управлением своими домашними, нужно иметь промышление и о чужих и открывать свой дом для странников. Скончался муж — трать все усердие к нему на странников. А что, скажет кто-нибудь, если она бедна? Но она не беднее той вдовы, которая, имея немного муки и чванец елея, приняла великого пророка Илию (3Цар17:12). И там были дети; но ни недостаток состояния, ни сила голода, ни ожидаемая смерть, ни забота о детях, ни вдовство, и ничто другое не стало препятствием для странноприимной женщины.

Сказав: принимала странников, он присовокупил: умывала ноги святым. Не служанкам ей нужно поручать служение страннику, сидя самой с гордостью, но быть самодеятельною, схватывать себе этот плод, и никому не уступать этого прекрасного сокровища. Как это, скажут, может быть? Если она благородна, знатна, блестяща и знаменита по предкам, то неужели ей самой умывать ноги странника? Не будет ли это постыдно? Напротив постыдно — не умывать, человек; хотя бы ты в тысячу раз поднимал ее благородство, знатность и блеск, она имеет одну и ту же природу с тем, кого омывают, есть раба подобная и равночестная тому, кому служит.

Этого больше всего и требует Павел, повелевая сострадать находящимся в скорби, бедности и несчастных обстоятельствах — так как бы мы сами находились в тех же несчастьях. Помните узников, говорит он, как бы и вы с ними были в узах, (Евр 13:3). Поэтому и здесь он не остановился только на этом, но прибавил и еще другое: помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу. Что значит ко всякому доброму делу? Значит и в темницу ходить, и узников посещать, и больных навещать, и скорбящих ободрять, и плачущих утешать, и всеми способами исполнять все посильное и не отказываться решительно ни от чего относящегося к спасению и успокоению наших братий. Если же от вдовой жены он требует таких правых дел, то какой защиты можем удостоиться мы — мужи, не делая того, что Павел заповедал делать вдовым женам?

Источник: Беседа на слова: Вдовица должна быть избираема не менее, как шестидесятилетняя.

Ефрем Сирин (~306−373)

известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу

Если в добрых делах имеет свидетельство, если детей своих воспитала и их не раздала чужим, — если во всяком добром деле усердствовала, — такова должна быть она.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Известная по добрым делам

Это и есть то, что делает ее достойной в числе вдов. Затем апостол перечисляет, в частности, ее дела.

Если она воспитала детей

Воспитание детей не в том состоит, чтобы просто кормить детей, а воспитать, как должно, подобно тому, как и выше сказал: если пребудет в вере и любви и в святости (1Тим 2:15).

Принимала странников

Видишь ли, что благодеяния своим он ставит выше благодеяний к чужим людям? Сказав прежде: если она воспитала детей, потом уже прибавляет: принимала странников. Хотя бы какая-нибудь вдовица и имела недостаток в чем-либо, все же она имеет дом, живет не на открытом воздухе.

Умывала ноги святым

Сказал это потому, что многие вдовицы хотя и принимают странников, но не служат им сами, а служат их служанки. Поэтому, желая, чтобы вдовица была деятельна и не ленилась, он повелевает ей служить самой: леность свойственна женщине более изнеженной. Кроме того, чтобы какая-нибудь вдовица, по нежеланию принимать странников, не оправдывалась совершенной бедностью, будто у нее нет никаких средств для этого, апостол говорит: для того, чтобы умыть ноги, нет нужды в больших издержках и богатстве. А святые — все те, которые имеют правую веру и живут благочестиво, хотя бы и не творили знамений.

Помогала бедствующим

Деньгами, заступлением и посредничеством.

И была усердна ко всякому доброму делу

Например, если сама не могла сделать, по крайней мере принимала участие в делах другой, прислуживала. Апостол побуждает вдовицу нести телесное послушание — постелить, например, постель, успокоить, к чему наиболее способны женщины.

Ориген (~185−~254)

Но и о том, что предписывается вдовам в Церквах, говорит [апостол]: «Если святых ноги омыла». Если же ты хочешь слышать яснее, кáк вдова омывает ноги святых, послушай Павла, в другом месте предписывающего вдовам и говорящего: «Хорошо обучая, дабы созидать девушек целомудренными, смывая грязь с ног девиц» (Тит 2:2−4). И эти вдовы достойны церковной чести — все, кто омывает ноги святых словом духовного учения. Святых [же], поистине, не мужчин, но женщин, ведь «учить женщине я не позволяю, как и начальствовать над мужчиной» (См.: 1Тим 2:12). Он [апостол] хочет, чтобы женщины учили хорошо, дабы призывать к непорочности не юношей, а девиц: ведь непристойно, чтобы женщина стала наставницей мужчины, но [нужно,] чтобы [вдовы именно] девицам советовали непорочность и [убеждали] любить мужей и детей своих (См.: Тит 2:4). Итак, да научимся мы омывать ноги учеников.

Источник: Гомилии на книгу пророка Исаии.

Лопухин А.П. (1852−1904)

известная по добрым делам, если она воспитала детей, принимала странников, умывала ноги святым, помогала бедствующим и была усердна ко всякому доброму делу

См. толкования на 1Тим 5:9


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Тимофею 5 глава 10 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно