1. Даже служители нуждаются в том, чтобы возрастать в познании Христа и Его учения: они должны питаться словами веры.
2. Самый лучший для служителя способ возрастать в познании и вере — это напоминать братьям учение; уча других, мы учимся сами.
3. Те, кого учители учат, являются братьями для них, и они должны обращаться с ними как с братьями, ибо служители не должны господствовать над наследием Божиим.
I. Здесь Павел призывает всех, как Тимофея, так и всех остальных, к благочестию: Негодных же и бабьих басней отвращайся... ст. 7−8. С иудейскими преданиями, каковыми заполнены головы некоторых людей, не следует иметь никакого дела. Но упражняй себя в благочестии, то есть в практической религии. Кто хочет быть благочестивым, тот должен упражнять себя в благочестии, оно требует постоянного упражнения. Довод берется из той пользы, которую приносит благочестие: Ибо телесное упражнение мало полезно, или на малое время. Воздержание от пищи или брака и тому подобное хотя и считаются актами самоотречения и умерщвления плоти, однако сами по себе мало полезны. Какая польза от умерщвления тела, если мы не умерщвляем грех? Заметьте:
1. Через благочестие достигается очень много; оно приносит пользу для всей нашей жизни, ибо имеет обетование жизни настоящей и будущей.
2. Польза от благочестия заключается в данных ему обетованиях, которые касаются и настоящей жизни, но особенно будущей. В Ветхом завете обетования касались, в основном, временных благ, а в Новом — духовных и вечных благословений. Если благочестивые люди и мало имеют благ в этой жизни, то недостаток их будет компенсирован благами будущей жизни.
3. В дни апостола бытовали негодные и бабьи басни, и Тимофей, хотя он и был человеком превосходным, нуждался, тем не менее, в совете: Отвращайся...
4. Недостаточно только отвергать негодные и бабьи басни, но необходимо упражняться в благочестии. Мы должны не только отвергнуть зло, но и научиться делать добро (Ис 1:16−17), должны сделать своей постоянной практикой упражнение в благочестии.
5. Истинно благочестивые ничего не потеряют в конечном счете, что бы ни случилось с теми, кто предается телесным упражнениям, ибо благочестие имеет обетование жизни настоящей и будущей.
II. Ободрение, помогающее нам следовать путем благочестия и упражняться в нем, несмотря на все трудности и разочарования, встречающиеся на этом пути. Апостол сказал (ст. 8), что оно на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей. Но вот вопрос: Восполнит ли польза от него наши утраты? Если нет, то какая же это польза? Однако мы можем быть уверены в пользе благочестия. Павел произносит еще одно верное слово, достойное всякого принятия, — что все наши усилия и потери в служении Христу и труде на ниве Его будут щедро вознаграждены, так что если мы и теряем что-то ради Христа, однако ничего не потеряем из-за Него. Ибо мы для того и трудимся и поношения терпим, что уповаем на Бога живого, ст. 10. Заметьте:
1. Благочестивые люди должны трудиться и терпеть поношения; они должны делать добро и в то же время быть готовы терпеть зло. В этом мире нас ожидают труд и скорбь не только как общий удел всех людей, но и как особый удел святых.
2. Те, кто трудится и терпит поношения, служа Богу и трудясь на ниве Его, могут уповать на Бога живого, что не останутся в убытке. Пусть это ободряет их. Мы уповаем на Бога живого. Бог, Который обещает вознаградить нас, есть живой Бог, Он Сам имеет в Себе жизнь вечную и является источником жизни для всех служащих Ему. Сознание этого должно ободрять нас в нашем служении Богу и в страданиях за Него, особенно сознание того, что Он есть Спаситель всех человеков.
(1) В Своем провидении Он защищает человека и продлевает жизнь детей человеческих.
(2) Его благоволение к человечеству в вопросе вечного спасения простирается так далеко, что Он не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию. Он не желает смерти грешника. Он есть Спаситель всех людей, ни одного из них Он не обрекает на такое безнадежное положение, как падших ангелов. Итак, если Он Спаситель всех человеков, то из этого можно сделать заключение, что тем более Он вознаградит тех, кто ищет Его и служит Ему. Если Он так благоволит ко всему Своему творению, то тем более позаботится о благополучии тех, кто является новой тварью, кто родился свыше. Он есть Спаситель всех человеков, а наипаче верных. Спасение, приготовленное Богом для всех верующих, вполне достаточно, для того чтобы вознаградить их за все труды и страдания. Здесь мы видим, что:
[1] Жизнь христианина полна труда и страданий: Мы... трудимся и поношения терпим...
[2] Самое лучшее, на что мы можем рассчитывать в этой жизни, — это терпеть поношения за наши добрые дела, дела веры и труд любви.
[3] Истинные христиане уповают на живого Бога, ибо проклят человек, надеющийся на человека или на что-либо другое, кроме живого Бога, а уповающие на Него никогда не постыдятся. Надейся на Него во всякое время.
[4] Бог есть Спаситель всех людей, так как Он всем дает возможность для спасения. Но особенно Он является Спасителем истинных верующих; следовательно, существует общее и особое спасение.
III. Апостол заканчивает главу наставлениями лично Тимофею.
1. Проповедывать сие и учить, то есть то, чему его сейчас учит Павел. «Повелевай им упражняться в благочестии, учи их тому, что благочестие полезно и что, служа Богу, они служат Тому, Кто поддерживает и защищает их».
2. Вести себя серьезно и благоразумно, чтобы приобрести уважение, несмотря на свою молодость: «Никто да не пренебрегает юностью твоею, то есть никому не давай повода пренебрегать твоею юностью». Никто не будет пренебрегать юностью человека, если он не делает себя достойным пренебрежения своим юношеским легкомыслием и безрассудством. Это может произойти и со старым человеком, и если им пренебрегают, то он должен благодарить за это самого себя.
3. Подкреплять учение добрым примером: ...будь образцом для верных... Заметьте: те, что учат других словом, должны учить и своей жизнью, иначе они будут одной рукой строить, а другой — разрушать построенное. Они должны быть образцом как в слове, так и в житии. Их слово должно быть назидательным, и тогда оно будет образцом для других. Их поведение должно быть строгим, и тоже будет образцом. Они должны быть образцом в любви, в любви к Богу и ко всем добрым людям; образцом в духе, то есть в духовной настроенности, в духовном поклонении; образцом в вере, то есть в исповедании христианской веры, и в чистоте, или целомудрии.
4. Павел обязывает Тимофея усердно учиться: Доколе не приду, занимайся чтением, наставлением, учением, ст. 13. Несмотря на то что Тимофей был наделен экстраординарными дарами, он должен был пользоваться и ординарными средствами. Возможно, здесь подразумевается общественное чтение Священного Писания: он должен читать и наставлять, то есть читать и объяснять прочитанное, доводить его до понимания слушателей. Он должен объяснять его как путем наставления, так и путем преподавания; он должен учить их, что они должны делать и во что верить. Заметьте:
(1) Служители должны учить тому и повелевать то, чему сами были научены и что им было повелено исполнять. Они должны учить людей соблюдать все, что повелел Христос, Мф 28:20.
(2) Самый лучший способ, каким служитель может избежать пренебрежения к себе, — это учить тому и осуществлять в своей жизни то, чему он сам научен. Если служители не учат, чему должно учить, или поступают совершенно противоположно преподаваемому ими учению, вместо того чтобы быть образцом для верных, то они оказываются в пренебрежении, что и не удивительно, ибо служитель должен быть примером для своей паствы.
(3) Служители, самым наилучшим образом одаренные для своего служения, должны, тем не менее, заботиться о своем обучении, о совершенствовании в познаниях, а также о своем труде; они должны заниматься чтением, наставлением и учением.
5. Он призывает его остерегаться нерадения: Не неради о пребывающем в тебе даровании... ст. 14. Дары Божии увядают, если о них нерадеют. Это предупреждение можно отнести либо к служению, на какое был поставлен Тимофей, либо к тем дарам, какими он был наделен для этого служения. Назначение на служение совершалось естественным путем, а наделение дарами — сверхъестественным. Вероятно, здесь имеется в виду первое, то есть служение, ибо сказано, что оно было дано Тимофею через возложение рук. Обратим внимание на то, каков библейский способ назначения на служение: оно осуществлялось путем возложения рук, причем возложения рук священства (англ. пресвитеров. — Прим. переводчика). Заметьте: Тимофей был поставлен на служение через служителей. Сверхъестественный дар был ниспослан ему, как мы читаем в другом месте, через возложение рук апостола Павла, а на служение он был поставлен через возложение рук пресвитеров. Мы можем отметить здесь:
(1) Служение — это дар, дар Христа; когда Он восшел на высоту, то получил дары для человеков и поставил одних апостолами, других пророками, иных евангелистами, иных пастырями и учителями, Еф 4:8,11; и эти дары были чрезвычайно полезны для Его церкви.
(2) Служитель не должен пренебрегать даром, данным ему, будь то дар, подразумеваемый в данном случае, то есть призвание к служению, или одаренность для совершения служения; он не должен пренебрегать ни тем, ни другим.
(3) Хотя в случае Тимофея имело место пророчество (дарование было дано ему по пророчеству), тем не менее оно сопровождалось возложением рук пресвитеров; именно таким путем он был поставлен на служение, и я полагаю, что рукоположение пресвитерами было достаточно правомочным в данном случае, так как апостол Павел не имел, по-видимому, никакого отношения к рукоположению Тимофея на служение. Это верно, что сверхъестественные дары были ниспосланы Тимофею через возложение рук Павла (2Тим 1:6), но что касается назначения его на служение, то даже если Павел и принимал в этом участие, пресвитеры при этом не были исключены, ибо они особо упоминаются. Из этого можно заключить, что пресвитеры имеют полное право рукополагать служителей.
6. Приняв вверенное ему служение, Тимофей должен всецело посвятить себя ему, пребывать в нем: «Всецело отдайся ему, дабы успех твой для всех был очевиден». Он был достаточно мудрым, знающим человеком, однако нуждался в том, чтобы более преуспевать, чтобы всем было очевидно его совершенствование в познании. Заметьте:
(1) Служители должны много размышлять (заботиться, в русском тексте: о сем заботься). Они должны заранее думать о том, что и как им говорить. Они должны размышлять об огромной ответственности, возложенной на них, о достоинстве и ценности бессмертных душ и о том, что они должны будут дать отчет за них.
(2) Служители должны предать себя этому, размышлять об этом как о главной задаче и главном деле своей жизни: ...всем пребывай (англ. — предай себя всецело этому. — Прим. переводчика).
(3) И тогда их успех будет очевиден во всем и для всех; таков путь к преуспеванию в познании и благодати и в полезности для других.
7. Павел настоятельно советует ему быть предельно бдительным: «Вникай в себя и в учение, наблюдай за тем, что ты проповедуешь, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя». Заметьте:
(1) Служители заняты спасением душ, и это доброе дело.
(2) Служитель в первую очередь должен заботиться о своем спасении: «Спасай прежде всего себя, тогда ты сможешь быть орудием спасения слушающих тебя».
(3) В своей проповеди служитель должен ставить своей целью, после спасения своей собственной души, спасение слушающих его.
(4) Самый лучший способ достижения той и другой цели — вникать в себя, наблюдать за собою.
Телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго
О каком телесном обучении здесь говорится? Об укреплении тела гимнастическими упражнениями и приучении его к скорым и ловким движениям: ибо говорит: σωματικη γυμνασια — телесное упражнение. Зачем же приводится оно здесь на мысль? Затем, чтоб чрез это возбудить к большей ревности упражняться в делах и трудах благочестия. Апостол говорит как бы так: те, которые на играх желают получить венцы, усердно упражняются в телесной гимнастике, чтоб укрепить тело свое и приучить его к ловким движениям. Но если для тленных венцов столько употребляют трудов в гимнастике телесной, то как не употребить гораздо больше трудов в гимнастике духовной, то есть в обучении себя благочестию для венцов нетленных?! То телесное обучение или упражнение вмале полезно, — то есть полезно на малое нечто или на малое время, «то есть только для тела и только для настоящей жизни» (Экумений). Полезно на малое нечто, именно — на укрепление тела, приучение его к легким движениям и чрез то на получение венцов в состязаниях на играх народных, а то и другое малозначительно; полезно на малое время, —только на настоящую жизнь, и то не всю. А благочестие на все полезно, то есть и для благоденствия в настоящей жизни, и для вечного блаженства в будущей, — обетование имуще живота нынешняго и грядущаго. Обетование имуще указывает на то, что Сам Бог, по неизменной правде Своей и неистощимой благости, благоволил сочетать с благочестием, или жизнию в духе веры Христовой, и благоденствие временное, и блаженство вечное. Под животом разумеется не жизнь как жизнь, а качество жизни, жизнь желанная, счастливая и блаженная, без чего жизнь не жизнь. Если таково благочестие, то соответственно сему должно быть ведено и упражнение в нем, то есть со столь же большею ревностию, во сколько плод его выше плода, доставляемого телесным упражнением.
Под телесным обучением, вне контекста, иные, особенно Отцы-подвижники, разумеют телесные подвиги и в словах Апостола видят определение относительной их цены, сравнительно с подвигами духовными. Но в контексте, по течению речи, здесь разумеются гимнастические упражнения тела. Святой Златоуст говорит: «некоторые полагают, что это сказано о посте. Но с этим нельзя согласиться: пост составляет не телесное, а духовное упражнение. Ибо если бы он был телесным упражнением, то питал бы тело. Если же он истощает, утончает и иссушает тело, то и не составляет телесного упражнения. Следовательно, не об этом говорит он, а о телесных (гимнастических) упражнениях, которыми иные занимаются и не во время состязаний и, как ратоборцы, всё делают, от всего воздерживаются, тяжелый переносят труд. Но для чего, спросишь ты, упоминает он здесь о телесном (гимнастическом) упражнении? Для того, чтобы чрез сравнение показать превосходство духовных подвигов (в благочестии); потому что первое (телесная гимнастика), будучи соединено с большими трудами, не приносит большой пользы и ничего такого, о чем стоило бы говорить; а последние (подвиги благочестия) приносят неизменную и обильную пользу.—Первого рода упражнение не приносит выгоды, а только несколько пользы доставляет телу. А упражнение в благочестии приносит плод и на будущую жизнь: и здесь и там доставляет утешение». Объясняя это последнее, блаженный Феофилакт прибавляет: «и здесь, говорит, снабдевает человека благочестие. Ибо, не обличаемый совестию ни в чем худом, и здесь веселится духом, верные имея обетования будущих благ, там же и самым делом заживет истинною жизнию». Первую, впрочем, часть этого объяснения он взял у того же святого Златоуста, У которого она пространнее изложена: «и здесь мы пребываем в благом уповании. Ибо тот, кто не знает за собой никакого преступления и творит добрые дела, радуется и в настоящей жизни. Между тем как человек порочный не только там, но и здесь переносит наказание, постоянно живя в страхе, ни на кого не смея взглянуть с дерзновением, трепеща, бледнея, томясь. Разве не таковы корыстолюбцы, воры, которые не уверены в том, чем владеют? Разве прелюбодеи и человекоубийцы не ведут самой тягостной жизни, с недоверчивостию взирая на самое солнце? Неужели это есть жизнь? Это не жизнь, а скорее самая тяжелая смерть».
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Телесные подвиги вмале полезны (1 Тим 4:8), т.е. они могут только укротить страсти, а не искоренить их. Благочестие же, которое состоит в невидимом упражнении ума и сердца, при православной вере, на все полезно: при нем только может человек ощутить жизнь вечную, вкушаемую святыми здесь отчасти, как в обручении, вполне раскрывающуюся по разлучении души с телом. Жизнь вечная заключается в многообразном действии благодати в душе, которое ощущается по мере очищения от страстей.
Источник: Аскетические опыты. Том 2.
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Ибо телесное упражнение тех, кои занимаются им, на мало (есть) полезно, пока то есть живет тело их, оно оказывает им помощь, — дела же праведности, в коих упражняются души, всегда оказываются полезными: здесь — тем, что снискивают доброе имя, а в будущем веке — тем, что дают нам блаженство вечной жизни.
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Не всё занимайся телесным обучением, но, определив для тела посильный подвиг, весь ум обрати на внутреннее: телесное бо обучение вмале есть полезно: а благочестие на все полезно есть (1Тим 4:8).
Источник: Преподобного Исихия, пресвитера Иерусалимского, к Феодулу душеполезное и спасительное слово о трезвении и молитве.
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Не все пекись о плоти, но определив ей подвиг по силе ее, весь ум свой обрати на внутреннее. Ибо телесное обучение вмале есть полезно, а благочестие на все полезно есть, и проч.
Источник: Главы о любви.
ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Будем обучать ум благочестию, если телесное обучение уже с успехом кончено. «Телесное бо обучение вмале есть полезно» как подобное учению детскому, «а благочестие на все полезно есть» (1Тим 4:8), доставляя душевное здравие желающим приобрести победу над противоборствующими страстями. Ибо как для борцов, обучающихся еще детским играм, прилично упражнять тело и часто приводить в движение члены, а борцам возмужавшим свойственно прилагать попечение о подвижнической крепости и умащать себя на великие подвиги; так и в отношении добродетели: только приступающим к богочестию хорошо прилагать попечение о том, чтобы остановить действенность удовольствий, в которых они выросли, и страстей, которыми, так сказать, непроизвольно увлекаются, и преодолеть их; а соделавшиеся способными к деятельной добродетели да употребят все усердие позаботиться о движениях мысли и охранить помысл, чтобы, придя в беспорядочное движение, он не увлекся к чему-либо бесполезному. И короче сказать, одни стараются о том, чтобы управлять телесными движениями, а другие о том, чтобы дать правильное направление стремлениям помысла, так, чтобы он стремился к только любомудренному образу жизни, и никакое мирское представление не отвлекало его от Божественных помышлений. Ибо вожделение богочестивого человека должно быть всецело направлено к возлюбленному им, так чтобы человеческие помыслы вовсе не находили времени приводить в действие свои страсти. И если каждая страсть, когда она приведена в движение, держит помысл обладаемого ею в связанном состоянии, то почему же и ревности о добродетели не удерживать мысль свободною от всего прочего? Ибо ощущает ли что-либо внешнее человек огорченный, борясь мысленно с представлением огорчившего лица? Человек непотребный, нередко сидя с кем-нибудь в обществе, не владеет своими чувствами и, представляя любимый им образ, беседует с ним, забыв о присутствующих, и сидит, как столп безгласный, не знает, что делают или говорят у него перед глазами, но, погрузившись в себя, весь занят представлением любимого лица. Если же это в такой мере овладевает помыслом по пристрастию к сатанинской любви и делает чувства недеятельными, то гораздо более любовь к духовному любомудрию заставляет ум отрешаться и от чувственного, и от чувств, восхищая его в высочайшее, и, заняв созерцанием представляемого уму, приводит его в нерасторгаемое единение с Богом.
Источник: Письма на разные темы. Письмо 3.252.
Злостраданиями пресекать и приводить в бездействие возбешение плоти и воспламеняющееся в теле сластолюбие — Божественный Апостол называет «телесным обучением». «Благочестие же», — говорит он, — на все полезно есть» (1Тим 4:8). И оно действительно таково, потому что при содействии Божием может совершенно уничтожить страстные воспоминания и приобрести, наконец, постоянную чистоту ума.
Источник: Письма на разные темы. Епископу Вевиану.
Телесное упражнение мало полезно, а благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Теперь всюду в странах уделяют огромное значение физической культуре телесной. Конечно, с христианской точки зрения, эта культура приемлется, но как второстепенное начало: главное для христианина — культура духа. Что есть духовная культура? — Работа над своею грешной душой, чтобы при помощи Божией достичь нам возраста мужа совершенного во Христе (Еф 4:13).
Культура физическая дает силу и красоту тела. Но если у человека нет христианских добродетелей, то эта культура легко может погибнуть… Разве не слышим теперь сплошь и рядом, как цветущие физически юноша или девушка, потеряв веру в нравственность, легко впадают в разврат, получают болезни, от коих гниет их тело и которые делают уже безсмысленными все физические упражнения!.. Ты заботишься о здравии своего тела. А если ты больной от природы: хилый, хромой, горбатый, слепой. Что же, физическая культура только для избранных?.. Значит, у них ничего уже нет?..
А духовная культура доступна всем: и здоровым и больным… Культура тела только предохраняет несколько от болезней. Но она не может уберечь людей от болезней, тем более смерти… А культура духа христианская именно делает безвредными болезни и смерть… Христианин не боится смерти и болезней: он даже стремится скорее оставить этот мир и перейти к вечной жизни, в полном общении с Христом Богом (Флп 1:20−23).
Источник: Письма и статьи. Над Словом Божиим (Толкование на Cвященное Писание).
Ибо телесное упражнение мало полезно
Некоторые полагают, что под постом разумеется телесное упражнение. Это неправда: пост есть духовное упражнение. Но под телесным упражнением он разумеет то, которое хотя требует больших трудов, однако мало приносит пользы и притом на время.
А благочестие на все полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей
Здесь, говорит, помогает человеку благочестие. Ибо не обличаемый совестью ни в чем худом и здесь веселится духом, имея верные обетования будущих благ, там же самым делом заживет истинной жизнью. Чрез сравнение апостолов показывает превосходство благочестия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента