Библия - 1Тим. 4:1 (1 Тимофею 4 глава 1 стих)

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским,


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Тимофею 4 глава 1 стих)

ρητως (#4843) adv. ясно, понятно, безошибочно; "ясными словами". Это слово означает, что стали доподлинно известны детали будущих событий (Guthrie; Lock), υστερος (#5731) более поздний, последний, καιρος (#2789) период времени, сезон (TDNT; Trench, Synonyms, 209; NIDNTT). αποστησονται fut. ind. med. (dep.) от αφιστημι (#923) уходить, удаляться, отпадать, становиться отступником. Gen. της πιστεως указывает на то, что они оставляют, в объектном значении: христианскую доктрину, здравое учение (Kelly), προσεχοντες part. act. part, от προσεχω (#4668). Используется с dat. обращать внимание, посвящать себя, быть внимательным к (см. 1 Тим. 1:4). πνευμα (#4460) дух. Здесь dat. pl. Очевидно, это сверхъестественные злые духи, которые действуют через людей и противостоят Духу Святому, упомянутому ранее (Guthrie; EGT; Fairbairn). πλανος (#4418) сбивающий с толку, обманчивый, обольщающий, διδασκαλια (#1436) учение, δαιμονιον (#1228) бес.


Учебная Библия МакАртура (1 Тимофею 4 глава 1 стих)

4:1 Дух же ясно говорит Павел повторяет предупреждение Тимофею, которое уже звучало для руководителей Ефесской церкви гораздо раньше (Деян 20:29,30). Дух Святой посредством Писания неоднократно предупреждал об опасности отступничества (ср. Мф 24:4−12; Деян 20:29,30; 2Фес 2:3−12; Евр 3:12; 5:11−6:8; 10:26−31; 2Пет 3:3; 1Ин 2:18; Иуд 18).). в последние времена Период от Первого Пришествия Христа до Его возвращения (Деян 2:16,17; Евр 1:1,2; 9:26; 1Пет 1:20; 1Ин 2:18). Отступничество будет существовать в продолжение этого периода, достигнув пика незадолго до возвращения Христа (ср. Мат. 24:12). отступят… от веры Те, кто сделался жертвой лжеучителей, оставили христианскую веру. Русское слово «отступить» происходит от греческого и обозначает человека, отказывающегося от своих первоначальных убеждений. Люди, только считающие себя христианами, объединяются с теми, кто искренне верит в благую весть. Поверив лжи и обману, они обнаружили свою истинную природу необращенных. См. пояснения к 1Ин 2:19; Иуд 24. духам обольстителям Эти демонические духи действовали прямо или через лжеучителей, которые отошли от истины и призывали других поступить подобным образом. Наиболее точным словом для описания всех действий сатаны и его бесов является «обман» (ср. Ин 8:44; 1Ин 4:1−6). учениям бесовским Имеется в виду не учение о бесах, но лжеучение, которое возникло под их воздействием. Следовать этим учениям — значит слушать ложь бесовских сфер (Еф 6:12; Иак 3:15; 2Ин 7−11). Влияние бесов достигнет пика во время Великой Скорби (2Фес 2:9; Откр 9:2−11; 16:14; 20:2,3, 8,10). Сатана и бесы постоянно несут обман, чтобы извратить и исказить Слово Божие.


Комментарии МакДональда (1 Тимофею 4 глава 1 стих)

4:1 Как может Дух ясно о чем-то говорить? Во-первых, через Павла; ведь то, что апостол собирался написать, было, несомненно, открыто ему Богом.

Во-вторых, Он делает это и через остальное Писание, ведь оно, в особенности НЗ, ясно учит, что для последних времен будет характерно отступление от веры.

Под последними временами здесь подразумеваются более поздние времена, которые наступят после того дня, когда писалось это письмо.

Отступят некоторые от веры. Слово «некоторые» весьма типично для 1 Тимофею. Меньшинство в Первом послании во Втором станет уже большинством. То, что эти люди отступят, или же отпадут, от веры, не означает, что они вообще были когда-то спасены; они просто называли себя христианами. Они знали о Господе Иисусе Христе и слышали, что Он — единственный Спаситель. Какое-то время они утверждали, что следуют за Ним, но потом отступили от веры.

Когда читаешь эти строки, мысли невольно обращаются к всевозможным сектам, появившимся в наши дни.

Здесь очень точно описывается, как распространяются все лжеучения. Большинство членов сект — люди, когда-то посещавшие так называемые христианские церкви. Может быть, когда-то эти церкви и держались здравого учения, но потом постепенно уклонились к социальному Евангелию. Все эти называющие себя христианами люди становятся легкой добычей для сектантов, предлагающих им более высокие ценности.

Они добровольно внимают духам обольстителям и учениям бесовским. Выражение «духи обольстители» здесь использовано в переносном смысле для описания лжеучителей, действующих по указке злых духов, обманывающих неосторожных. Учения бесовские — это доктрины, внушаемые бесами или берущие начало в мире демонов.


Толкование Мэтью Генри (1 Тимофею 4 глава 1 стих)

Стихи 1−5. Мы имеем здесь пророчество об отступлении последнего времени, о чем Павел уже говорил как о явлении, известном среди христиан и ожидаемом ими, в 2Фес 2 гл.

I. В конце предыдущей главы было дано изложение тайны благочестия, поэтому в начале этой главы вполне уместно излагается тайна беззакония: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры... Апостол подразумевает под этим предсказания Духа либо в Ветхом Завете, либо в Новом, либо в том и другом вместе. Пророчество относительно антихриста, так же как и пророчество о Христе, исходит от Духа Святого. В обоих Заветах Дух Святой ясно говорит об общем отступлении от веры во Христа и чистого поклонения Богу. Это будет иметь место в последние времена эпохи христианства, ибо они называются последними днями; в последующие века церкви, ибо тайна беззакония уже начала действовать. Отступят некоторые от веры, или будет отступление от веры. Некоторые, но не все, ибо в самые плохие времена Бог будет иметь Свой верный остаток по избранию благодати. Они отступят от веры, однажды преданной святым (Иуд 1:3), то есть от здравого евангельского учения, некогда переданного им. Внимая духам обольстителям, то есть людям, претендующим на водительство Духа Святого, тогда как, в действительности, они не были Им водимы. 1Ин 4:1: Возлюбленные! не всякому духу верьте, то есть не всякому претендующему на вдохновение от Духа Святого. Заметьте здесь следующее:

1. Одним из величайших примеров отступления (обращения к бесовским учениям, или учениям о бесах) является поклонение святым и ангелам как промежуточным божествам, посредникам между бессмертным Богом и смертным человеком; язычники называли их бесами и поклонялись им как таковым. Теперь к этому пришла римско-католическая церковь; одним из ее первых шагов к великому отступлению было сохранение мощей святых мучеников, воздаяние им божеских почестей, воздвижение в их честь алтарей и сожжение курений, посвящение им изображений и храмов, вознесение молитв и славословий умершим святым. Это не что иное, как поклонение бесам, оживление язычества, образа первого зверя.

2. Орудия, содействующие распространению этого отступления и обольщения.

(1) Обольщение будет осуществляться через лицемерие лжесловесников (говорящих ложь), через агентов сатаны, обольщающих с помощью лжи, вымыслов и претензий на чудеса, ст. 2. Через лицемерие исповедующих веру во Христа и в то же самое время противостоящих Его помазанным служителям и всем Его установлениям. Это относится также к лицемерию тех, кто сожжен в совести своей, то есть полностью отвергших самые элементарные принципы добродетели и нравственной честности. Если бы совесть людей не была сожженной, то они не пользовались бы властью освобождать от присяги ради блага католичества, не могли бы потерять остатки человечности и сострадания и под видом защиты интересов церкви предаваться самой варварской жестокости в борьбе против еретиков.

(2) Другая характерная особенность этих людей — они запрещают вступать в брак, в частности священнослужителям, очень неодобрительно отзываются о браке, хотя он является установлением Божиим. Они также велят воздерживаться от пищи, сводя религию к воздержанию от нее в определенные дни и периоды, с целью господства над совестью людей.

3. В целом, следует заметить:

(1) Отступление последнего времени не должно удивлять нас, потому что оно ясно было предсказано Духом.

(2) Дух есть Бог, иначе Он не мог бы так ясно предвидеть столь отдаленные события, которые для нас являются случайными и непредвиденными, зависящими от нравов, настроений и похотей людей.

(3) Разница между предсказаниями Духа и языческими предвещаниями очень велика: Дух говорит ясно, а предсказания языческих оракулов всегда туманны и неопределенны.

(4) Утешительно знать о том, что не все, а только некоторые будут увлечены этим общим отступлением.

(5) Это обычное явление, когда обманщики и обольстители притязают на водительство Духа, исходя из предположения (в котором все убеждены), что вероятнее всего можно получить признание того, что претендует на происхождение от Духа.

(6) Люди должны ожесточиться, и совесть их должна стать сожженной, прежде чем они смогут отступить от веры и других привлекать на свою сторону.

(7) Когда люди повелевают то, что Бог запрещает, в частности поклонение святым и ангелам и запрещают то, что Бог разрешает и повелевает, например употребление пищи и вступление в брак, то этим самым они обнаруживают свое отступление от веры.

II. Упомянув о лицемерных постах отступников от веры, апостол пользуется случаем, чтобы изложить учение о христианской свободе, дарованной нам Евангелием, — о свободе пользоваться творением Божиим: различия между чистой и нечистой пищей (какие виды животных можно есть и какие нельзя), соблюдавшиеся под законом, теперь уничтожены, мы ничего не должны считать скверным или нечистым, Деян 10:15. Заметьте:

1. Мы должны смотреть на свою пищу как на творение Божие, мы получили ее от Него и поэтому должны пользоваться ею ради Него.

2. Бог предназначал Свои творения особенно для верных и познавших истину, для христиан, имеющих право на них на основании завета, тогда как остальные обладают только обычным правом.

3. То, что Бог сотворил, должно приниматься с благодарением. Мы не должны отвергать дары Божией щедрости и не должны быть щепетильными, делая различия там, где Бог не делает их, но с благодарностью принимать все, признавая власть Бога как Творца их и щедрость Его как их Подателя: Всякое творение Божие хорошо и ничто не предосудительно... ст. 4. Это означает полную свободу от всех различий, установленных в Ветхом завете обрядовым законом, в частности относительно свиного мяса, которое было запрещено есть иудеям, но нам, христианам, разрешено, на основании правила: Ибо все творение Божие хорошо, и далее. Заметьте: творения Божии тогда хороши и вдвойне сладостны для нас, когда они принимаются с благодарением. Потому что освящается словом Божиим и молитвою, ст. 5. Желательно, чтобы все земные блага принимались нами освященными. Они освящаются:

(1) Словом Божиим. Не только его разрешением вкушать всякую пищу без различия, но и обетованием напитать нас пищей, подходящей для нас. Это делает наше употребление земных благ освященным.

(2) Молитвой, благословляющей нашу пищу. Мы должны обращаться к слову Божьему и молитве во всех наших поступках и делах, и тогда все все у нас будет по вере. Заметьте:

[1] Всякое творение Божие, ибо Он создал все. Ибо Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор. Знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною, Пс 49:10−11.

[2] Всякое творение Божие хорошо. Когда Бог обозрел все сотворенное Им, то увидел, что все весьма хорошо, Быт 1:31.

[3] При Божием благословении всякое творение становится полезным для нас; человек живет не хлебом единым, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф 4:4); поэтому ничто не следует отвергать.

[4] Мы должны просить Его благословения в молитве и таким образом освящать молитвой принимаемые нами творения.


Толкование отцов церкви (1 Тимофею 4 глава 1 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим и учением бесовским

В этом стихе определяется умовая сторона лжеучителей, и именно: откуда они позаимствуют свое лжеучение, а в следующем — нравственная, именно: каковы они в отношении к совести. То и другое, хотя крайне обличительно, но может быть относимо ко всем лжеучителям, с редкими исключениями.

Дух, — явственно глаголющий, есть Дух Святый, пребывавший в Апостолах и преизобильно исполнявший их святыми дарами Своими, напоминавший им бывшее и предуказывавший имевшее быть, — всё в отношении к Царству Божию. Он и святому Павлу открыл, что имело быть по сих; а святой Павел открытое Святым Духом судил нужным сообщить верующим. Слова: Дух глаголет — «равно боголепны, как и выражения (пророческие): сия глаголет Господь — и: сия глаголет Бог Саваоф» (блаженный Феодорит). «Не умалчивает же Апостол об открытом Духом Святым будущем в назидание и предостережение Церквей; чтоб предуведомленные о сем Церкви заботливую держали осмотрительность, как бы не обошли их такие люди» (Амвросиаст).

Кому Дух глаголет: святому Павлу или всюду по Церквам? Были случаи, что глаголание Духа шло по Церквам Божиим, и Апостол слышал его уже от Церквей. Таково было свидетельство Духа об ожидавших Апостола в Иерусалиме узах, слыша о коем Апостол говорил: не знаю, что такое будет (см.: Деян 20:22−23; 21, 11). Но были случаи, когда Дух явственно самому Апостолу глаголал. — Так Он возбранил ему глаголать слово во Асии и не позволил пойти в Вифинию (см.: Деян 16:6−7). В настоящем случае можно допустить то и другое: и по Церквам шел глагол сей, и святой Павел его слышал от Духа Святаго. И слышал явственне, ρητως, — членораздельным словом изреченный глагол. Как? И в ушах мог он отзываться, и печатлеться прямо в уме и сердце, но тоже определенным словом. Прибавил же такое слово: ρητως — Апостол, чтоб дать знать, что свидетельство Духа о сем «очевидно, ясно, беспрекословно, так что вовсе не остается места сомнению» (святой Златоуст).

Так знайте наверно, говорит, что в последняя времена отступят нецыи от веры. — Последняя времена — не те, что будут пред концом мира и вторым пришествием Христовым, — а те, кои будут после нас, — последующие. Отступят — прямо значит: оставят веру Христову и сделаются нехристианами, как Юлиан Отступник. Но, судя по указанным ниже предметам лжеучения грядущего, можно положить, что это отступление будет от чистоты веры христианской. Лжеучение зародится между христианами и из христианских начал, неправо понятых и криво истолкованных человеческим суемудрием помимо голоса Церкви. И лжеучители, и увлеченные ими будут считать себя христианами, и даже совершеннейшими из христиан, как оказалось потом.

И эти, отступить имеющие, сами же и лжеучителями будут, или лжеучители будут особо, ниже характеризуемые, а здесь говорится только о тех, кои увлечены будут их лжеучением? Отступят — указывает прямо на имеющих отступить по увлечению других; но в объяснении, как они отступят, нельзя не видеть изображения и того, как отступят и самые увлекатели к отступлению. То и другое будет. У одних, суемудрых, зародится лжеучение; отпадши по причине его от единости веры и чрез то от единого тела Церкви, они и других, нетвердых в вере, увлекут. Это святой Павел предсказал ефесянам гораздо прежде, в речи, которую держал к пресвитерам их, прощаясь с ними в Милете: внидут волцы тяжцы в вас, не щадящии стада. И от вас самех востанут мужие глаголющии развращенная, еже отторгати ученики вслед себе (ср.: Деян 20:29−30). Блаженный Феодорит пишет: «Апостол показал, что некоторые, сперва присоединясь к церковному телу, впоследствии станут учителями лжи. Ибо сие значат слова: отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчим». И святой Златоуст говорит: «Будет время, говорит Апостол, когда те, которые сделались причастниками веры, станут действовать достойно осуждения, подавая гибельные советы не только касательно пищи, но и касательно браков и всего тому подобного».

Внемлюще духовом лестчим. Вот как зарождаться будет лжеучение и происхождение отступления! Две силы будут влечь к отступлению: духи лестчи и учение бесовское; то — свнутри, а это совне. Станут внимать духам лестчим, примут ложные воззрения, признают их истинными и отступят от веры, истину возвещающей относительно того, о чем они приняли ложные воззрения и убеждения. Отступлению от веры видимому, отпадением от Церкви выражаемому, предшествует отпадение от нее внутреннее, происходящее от согласия на несообразные с верою внушения духов лестчих. Лестчие духи — это нечистые силы, слуги отца лжи, демоны или бесы. Лестчими названы, потому что увлекают в ложь лестию, прельщением, обманом. Прикрывают ложь видимостию истины и увлекают. Но как? непосредственно сами или чрез других людей? Апостол не различает этого, а указывает только, откуда ложь. Вонмут, говорит, духам лестчим и отступят от веры. Можно так положить: заметив лица, более падкие на новости, духи лжи внутренно собьют их с пути истины к отступлению, а потом других станут увлекать при помощи их, и внешно, чрез слово их лжеучительное, и внутренно, чрез обольщение в помыслах. Как и увлечение сих последних или окончательное их согласие на ложь не обходится без внутреннего воздействия духов лестчих, то Апостол это наперед и выставляет на вид, как неточное начало отпадения от истинной веры в ложь. Тут то же бывает, что и при падениях в грех. Ко греху и примеры других, и свои некие позывы влекут; но самое увлечение и падение не обходится без участия нечистых сил. Они отуманивают ум и призрачными прелестями окружают грех; и воля склоняется на грех. За этим внутренним падением следует уже и внешнее. Так и в отпадении от веры, —полном или в некоторых только пунктах, —участвуют и свои соображения, и речи других; но окончательное согласие на принятие лжи и последование ей не обходится без отуманения духами лжи, которые, прикрывая ложь обольстительною видимостию истины, исторгают это согласие на нее. Что и выражает Апостол словами: внемлюще духовом лестчим.

Учением бесовским — Апостол назвал тот образ воззрения на христианство, который составляется внутри под действием духов лестчих и затем, облекаясь в соответственные выражения, ходит среди людей в виде особого некоего учения, как соблазн и влечение к отступлению от истины в ложь. Бесы нападают, в сознании верующих, сначала на одну какую сторону веры, в второй им легче представить кажущуюся несостоятельность истины и призрачную состоятельность противоположной ей лжи. Успевши в этом, они затем научают и тому, как по духу сей лжи перестроить и все христианское учение.

Когда это состоится и сформированное воззрение получит свое выражение и строй, —лжеучение готово. Бесы разжигают после сего наученных ими ревностию будто по истине Божией, — и они неудержимо стремятся распространять внушенное им духами лестчими лжеучение. Внемлющий ему внемлет бесовскому учению, потому что оно от них получило начало. При этом и бесы не дремлют, но спешат прямо действовать соблазнительно на душу, в которую вход открывает им изъявленное к их лжеучению внимание. Таков второй действователь во влечении верующих к отступлению от веры. Какое нелестное происхождение лжеучения и ревности лжеучителей! «Демонам внимая, —пишет Феофилакт, — лжеучители охуждали иные яства и брак. Впрочем, Апостол разумеет при сем и все другие ереси; ибо все они от прелести духов лжи и учения бесовского». Амвросиаст же наводит из сего: «что лучше можно было наперед сказать о лжеучителях и лжеучении, чтоб побудить избегать их или паче осуждать, как назвав их воззрение прелестию и их учение бесовским? После сего, услышав речи, противные истине, всякий уже знал, что это есть учение, бесами сложенное, как предсказал чрез Апостола Дух Святый».— И в этом, конечно, имел самое сильное побуждение отвращать от него слух свой.

Ефрем Сирин (~306−373)

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским

Дух же Святый ясно говорит чрез пророков, на коих, нисходя, Он почивает, — что в последния времена, то есть в последние дни, отступят некоторые от веры, внимая духом обмана и учениям диавольским. Заметь, пожалуйста, что они уклоняются от истинной веры, следуют заблуждениям других и делаются добровольными проповедниками учения демонов, им являющихся.

Икумений Триккский

Ст. 1−5 Дух же явственне глаголет, яко в последняя времена отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским, в лицемерии лжесовесник, сожженных своею совестию, возбраняющих женитися, удалятися от брашен, яже Бог сотвори в снедение со благодарением верным и познавшым истину. Зане всякое созданиие Божие добро, и ничтоже отметно, со благодарением приемлемо: освящается бо словом Божиим и молитвою

Дух же явственне (ῥητῶς) глаголет, т.е. очевидно, ясно. Не удивляйся, говорит апостол Павел, тому, что теперь некоторые иудействующие отступают от веры. Будет время, когда вера распространится еще больше, тогда отступники от веры будут поступать еще хуже, подавая гибельные советы не только касательно пищи, но и касательно браков и многого другого. — Внемлюще духовом лестчым. Кто раз уже уклонился от веры, тот может наткнуться на всякую беду; по необходимости он должен уже внимать нечистым духам и бесам, которые уводят человека далеко от истины. И учением бесовским. Этим апостол Павел обозначает всяких еретиков, особенно же манихеев, энкратитов и маркионитов — В лицемерии: в хитрости, лукавой изворотливости. Зная, что составленное ими учение ложно, они однако ухитряются ложь свою представлять в виде истины. — В лицемерии лжесовесник, сожженных в совести своей, — конечно, вследствие худой жизни, которую они проводят. Так как они сознают за собою много нечистого, то совесть их имеет на себе неизгладимые нажеги нечистой жизни. Будучи на самом деле таковыми, эти отступники от веры, вследствие страха мздовоздаяния, извращают истинные догматы и стараются убедить себя во всем, кроме только того, что Бог есть истинный судья, что есть воскресение мертвых и воздаяние как за добрые, так и за худые дела. — Возбраняющих женитися. Что же? А христиане разве не возбраняют вступать в брак? Нисколько: честна женитва во всех, и ложе нескверно (Евр 13:4), говорит Апостол; но не желающие вступать в брак убеждаются хранит девство. Отступающие же от веры возбраняют брак, как нечто нечистое. Возбраняющих… удалятися от брашен. В словах Апостола — ἀπέχεσθαι βρωμάτων — нет ни ошибки против правильности речи, как полагали некоторые, ни какого-либо недосмотра; такое выражение свойственно аттической речи. Как в таких, напр., словах: έκώλυσε μη κλέπτειν (запретил не воровать), не заключается повеление воровать, или словами έκώλυσεἀπέχεσθαιἀρρητοποιὶας (дословно: возбранил удерживаться от невыразимо дурного поведения) запрещается дурное поведение, — так и слова: возбраняющих удалятися от брашен нужно понимать так, что лжеучители будут запрещать употребление известного рода пищи. Такого рода оборотов речи очень много как у греческих, так и не греческих писателей. — Яже Бог сотвори в снедение со благодарением. Смотри, как словом — снедение (μετάληψις — причастие, принятие) Апостол отверг наслаждение пищею (τρυφην — роскошь), так как снедение означает умеренное употребление пищи. И самое наслаждение пищею он отверг не как что-либо нечистое само в себе, а как вредное по своей неумеренности и расслаблению для души. Верующим, говорит Апостол, Бог сотворил брашна, чтобы они вкушали их с благодарением. Но не так бывает у неверующих: по своим собственным законам они воздерживаются от некоторых из них. — И познавшым истину. Все что было у иудеев, — все это было только прообразом, а теперь настала истина. Многое им было запрещено, но не потому, что оно было нечисто, а чтобы обуздать их неумеренность. Истиною Апостол называет здесь веру в Иисуса Христа. — Всякое созданиие Божие добро. Речь идет о съедомом. Апостол наперед уже опровергает ересь тех, которые утверждали, что материя не сотворена, и сюда же относили все, что употребляется в пищу. — И ничтоже отметно. Следовательно и вкушение с благодарением идоложертвенного не предосудительно, если только ты этого не знаешь; в противном случае ты сделаешься нарушителем закона, воспрещающего оскверняться идоложертвенною трапезою; значит, ты оскверняешься вследствие преступления закона. Точно также и все чистое, вкушаемое без благодарения, становится нечистым вследствие произвольной твоей неблагодарности. — Освящается бо словом Божиим и молитвою. — Если освящается, то значит оно не чисто? все само по себе чисто; но Апостол высказывает здесь две главные мысли против тех, которые утверждают, что некоторые яства нечисты: во-первых, что всякое творение Божие добро и нет ничего самого в себе нечистого, — а во-вторых, что если бы кто-либо утверждал, что то или другое творение не чисто, то против этого есть врачевство, именно: все освящается словом Божиим, т.е. молитвою. Здесь переставлены слова; а нужно помимать так: словом и молитвою к Богу.

Источник: Пастырские Послания апостола Павла.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Дух же ясно говорит.

То есть очевидно, ясно и не прикровенно, как закон и пророки.

Что в последние времена отступят некоторые от веры.

Так как выше апостол сказал, что некоторые потерпели кораблекрушение в вере, то не удивляйся, говорит, что теперь некоторые придерживаются иудейских заблуждений. Будет время, когда считающие себя христианами будут творить дела еще худшие. Это апостол говорит не об иудеях, ибо они были в древние времена, как и в то время, а о маркионитах, энкратитах, манихеях и обо всех их такого рода сборищах.

Внимая духам обольстителям и учениям бесовским.

Ибо, внимая сим, они осуждали некоторые яства и брак. Впрочем, апостол разумеет при сем и все другие ереси; ибо все они от обольщения духов лжи и учения бесовского. Ясно же не упоминает о всех ересях здесь, чтобы тем не посеять их в душах людей: он указывает на ту ересь, которая уже получила начало, именно относительно яств и брака.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским

Против истины Христовой, которая содержится в Церкви, будут вооружаться со временем разные лжеучители, с которыми предстоятели Церкви должны будут непременно вести борьбу.

Дух — т. е. различные пророки, выступавшие в то время в апостольской церкви (ср. 1Кор XII:10; XIV:31).

В последние времена — точнее: в последующие времена (ύστεροις χ, а не έσχάτοις χαιροίς).

Духам обольстителям, т. е. людям, похожим, по видимости, на истинных вдохновенных учителей, но на самом деле ведущих слушателей к погибели.

Учением бесовским. Эти лжеучители будут руководиться внушениями врагов Христа — бесов.

Источник: Толковая Библия.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Тимофею 4 глава 1 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно