Диаконы должны быть людьми честными, достойными и уважаемыми. Они должны быть не двуязычны, то есть не должны предоставлять разным людям или в разное время отчеты, противоречащие один другому. Они должны быть последовательны в своих делах и словах.
Они не должны быть пристрастны к вину. НЗ не запрещает употреблять вино в лечебных целях или как напиток в тех странах, где источники воды загрязнены. Но, хотя Библия и разрешает умеренное употребление вина, христианин должен принять во внимание и то, какой пример он являет этим миру. В то время как в одних странах употребление христианином вина не оказывает ни малейшего отрицательного воздействия на его свидетельство, в других это может стать для неверующих камнем преткновения. Поэтому употребление вина хоть и позволительно, но не всегда целесообразно.
Диаконы не должны быть корыстолюбивы. В обязанности диакона может входить распоряжение денежными средствами поместной церкви. Человека, любящего деньги, здесь может подстерегать сильнейшее искушение запустить руку в казну. Иуда был не последним казначеем, предавшим своего Господа ради денег.
1. В первых христианских церквах было только две категории служителей: епископы и диаконы, Флп 1:1. Все остальные были изобретены позднее. Задача епископа, пресвитера, пастора заключалась в молитвенном служении и служении слова, а задача диакона сводилась, главным образом, к обслуживанию столов.
2. Основным занятием диаконов, упоминаемых в Писании, было пещись о столах, а не проповедовать и не крестить. Правда, диакон Филипп проповедовал и крестил в Самарии (Деян 8.), но мы читаем о нем в Деян 21:8, что он был благовестником и поэтому мог проповедовать и крестить и совершать любой другой вид духовного служения. Но все-таки назначением диаконов было заботиться о материальных нуждах церкви, таких как содержание служителей и попечение о бедных.
3. Даже от этих служителей, более низкого ранга, требовались определенные качества: Диаконы также должны быть честны....
4. Прежде чем допускать кого-то до служения в церкви или что-то поручать, его необходимо испытать: Таких надобно прежде испытывать...
5. Непорочность и честность в исполнении низшего служения являются путем к продвижению на более высокое положение в церкви: Они приготовляют себе высшую степень...
6. Это также дает человеку великое дерзновение в вере, в то время как недостаток непорочности и добросовестности делает его робким, боязливым, пугающимся даже своей собственной тени. Нечестивый бежит, когда никто не гонится за ним, а праведник смел, как лев, Притч 28:1.
Диаконом такожде чистым, не двоязычным, не вину многу внимающим, не скверностяжательным
Блаженный Феодорит, как видели, полагает, что выше словом: епископы — обозначаются пресвитеры. Но святой Златоуст утверждает, что сим словом означаются епископы, а пресвитеров Апостол пропустил, давая судить о них по епископам «Сказавши о епископах, и начертав их образ, и показав, что они должны иметь и чего избегать, Апостол опускает чин пресвитеров и переходит к диаконам Почему так? Потому что не велико расстояние между пресвитерами и епископами. И первые получили тоже дар учительства и также суть предстоятели Церкви; поэтому то же самое, что он сказал о епископах, приличествует и пресвитерам Ибо первые одним только тем отличаются от последних, что совершают рукоположение их, —и в этом одном заключается их преимущество пред пресвитерами». Того же мнения и Экумений с Феофилактом. — Приходит на мысль, не было ли так, что Апостолы поставляли только епископов, которые одни и совершали всё по Церкви. Пресвитеров же епископы избирали и посвящали в помощь себе только в таком случае, если сами одни не могли всем управиться.
Диаконом такожде. «То есть и им должно иметь то же самое, что и епископам Что же это то же самое? То есть быть непорочными, целомудренными, странноприимными, кроткими, не сварливыми, не сребролюбцами» (святой Златоуст). «И они да водятся такими же законами» (блаженный Феодорит).
Чистым, σεμνους, — честным. «Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность» (блаженный Феофилакт). Σεμνος — от: στβω — чту, благоговеинствую, в религиозном порядке, —означает и того, кто достоин некоего священного и благоговейного почитания, и того, кто сам благоговеен, страха Божия исполнен, — богобоязнен. Разумеется честность не житейская, а нравственная степенность и религиозное благоговеинство.
Не двоязычным, μη διλογους, —не двословным, — «не говорящим одному одно, а другому другое, но украшающим язык истиною» (блаженный Феодорит); или «не одно на уме держащим, а другое говорящим» (блаженный Феофилакт). Как такого рода речи, кроме неискренности, обличают и некое лукавство, то святой Златоуст говорит: «не двоязычным, — то есть не лукавым, не хитрым. Ибо ничто столько не делает человека бесчестным, как лукавство; и ничто столько не приносит вреда Церкви, как хитрость».
Не вину многу внимающим. Много вину внимает, кто любит выпить. Но, «кому вверяется служение в Церкви, тем преимущественно надлежит освободиться от этой страсти» (блаженный Феодорит). «Не сказал: не пьяницам (упивающимся), потому что это уж крайне грубо и низко, но: не многопийцам Ибо, хотя и не упивается кто, пьет, однако ж, много, — все же настроение души его делается никуда не гожим. Древние, вступая в служение во святилище, совсем оставляли употребление вина» (блаженный Феофилакт, Экумений).
Не скверностяжательным. «Скверностяжатель не тот, кто, как предполагали, не чуждается получать какие-либо выгоды, но кто охоч собирать выгоды с вещей срамных и крайне неприличных» (блаженный Феодорит) — или «кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь скверностяжателя за скупого любостяжателя и сребролюбца» (блаженный Феофилакт). «Скверными стяжаниями Достоит называть и те, которые заботливо приобретаются под видом благочестия» (Амвросиаст). Последнего тем паче надлежало опасаться в диаконах, что их дело было успокоить нуждающихся верующих из церковного достояния.
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую
Диаконы также да будут святыми служителями, — в душах своих чистыми от любостяжения, а в телах своих свободными от страстей.
Ст. 8−10 Диаконом такожде чистим, не двоязычным, не вину многу внимающым, не скверностяжательным: имущым таинство веры, в чистей совести. И сии убо да искушаются прежде, потом же да служат, непорочни суще
Почему апостол Павел не упомянул пресвитеров? Потому что он не разделяет их здесь от епископов. Сказанное им о епископах вполне прилично и пресвитерам, которые точно также священнодействуют и имеют дар учительства. — Не двоязычным…, не лукавым, не хитрым. — Не вину многу внимающым. Не сказал Апостол: «не пьяницам», так как это уж слишком грубо, но: не пьющим много. Хотя бы такие и не упивались, но все-таки они портят этим настроение своей души. — В чистей совести… Апостол требует и веры, и соответственной ей жизни. — И сии убо да искушаются. Это то же требование, какое высказано по отношению к епископам словом: не новокрещенну.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Диаконы также.
Почему же апостол опустил пресвитеров? Потому что все, что он сказал о епископах, относится и к пресвитерам Действительно, и они получили право учительства и предстоятельства в Церкви, и уступают епископам только в праве совершать рукоположение. Итак, говорит, и диаконы также, то есть должны иметь то же самое, именно: быть страннолюбивыми, кроткими, несварливыми, и прочее.
Должны быть честны.
Они должны, говорит, кроме сказанного, иметь и честность.
Не двоязычны.
То есть не лукавы, не хитры, не держа одно на уме, а говоря другое, — одно одним, а другое другим.
Не пристрастны к вину, не корыстолюбивы.
Не сказал: не пьяницы, потому что это уже крайне низко, но: не пристрастны к вину. Ибо кое-кто, хотя и не упивается, однако пьет много и настроение души ослабляет. Древние, входя в святилище, совсем оставляли употребление вина. Корыстолюбивый — тот, кто не отказывается ни от какой выгоды, откуда бы она ни приходила. Принимай здесь не корыстолюбивого за неподкупного и несребролюбивого.
Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую
После епископов апостол переходит к диаконам (о них см. Деян VI:1 и сл.; Флп I:1). Как лица, имеющие иерархическую степень, диаконы должны вести себя достойно своего сана. Они должны остерегаться того же, чего остерегаются и епископы, — апостол не считает нужным снова говорить об этом — но, кроме этого, они должны иметь непременно особые свойства, необходимые в их служении.
Честны — (semnouV), т. е. должны держать себя с достоинством.
Не двоязычны, т. е. не должны говорить то так, то иначе об одном и том же деле, к чему они легко могли побуждаться необходимостью входить в постоянные сношения с нуждающимися в помощи от Церкви.
Не пристрастны к вину. Диаконам приходилось постоянно иметь в своих руках запасы вина для вечерей любви.
Некорыстолюбивы. Диаконы имели в своем заведовании денежные суммы.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента