Стих 5 очень важен, потому что описывает суть работы пресвитера. Он должен пещись о Церкви Божьей. Обратите внимание: пещись (заботиться) о церкви, а не править ею. Пресвитер — не деспот и даже не милостивый правитель, а тот, кто ведет народ Божий, как пастух ведет овец. Слово «пещись» еще раз встречается в НЗ лишь в притче о добром самарянине (Лк 10:34). Пресвитер, заботящийся о церкви, будет делать это с той же любовью и нежностью, с какой добрый самарянин заботился о жертве грабителей.
I. Служение — это дело, труд. Хотя в настоящее время оно мыслится как преимущество, как почетное положение, тогда на него смотрели как на доброе дело.
1. Звание епископа установлено Самим Богом, а не человеком. Священство учреждается не государством, и очень жаль, когда служитель делается орудием в руках государства. Это звание существовало в церкви прежде, чем власти стали покровительствовать христианству, ибо оно является одним из великих даров, излитых Христом на церковь, Еф 4:8−11.
2. Служение епископа — это дело, требующее усердия и прилежания: апостол говорит о нем как о деле, а не как о высокой чести и преимуществе, ибо служители всегда должны больше заботиться об успехе своего дела, нежели о славе и привилегиях своего звания.
3. Это дело доброе, исключительно важное и имеющее целью высочайшее благо человека. Служитель — это попечитель душ, он заботится не менее как о жизни и счастье бессмертных душ. Это доброе дело, ибо оно призвано возвещать о совершенствах Бога, приводящего многих сынов в славу, открывать глаза людям, обращать их от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, Деян 26:18.
4. Кто хочет посвятить себя на это служение, должен ревностно желать его. Если человек желает епископства, то должен желать его ради того, чтобы принести больше славы Богу своим служением и как можно больше пользы душам человеческим. Посвящавшим себя на это служение в Англии предлагался следующий вопрос: «Вы уверены в том, что принимаете на себя это служение по побуждению Духа Святого?»
II. Для того чтобы осуществлять это служение, делать это доброе дело, необходима определенная квалификация.
1. Служитель должен быть непорочен, не опозоривший себя ничем; он должен стараться не давать никакого повода для поношений, насколько это возможно с его стороны, чтобы не вызывать предубеждений против своего служения и не навлекать нареканий на него.
2. Он должен быть мужем одной жены, то есть не должен быть разведенным и вступившим в повторный брак, а также не должен иметь несколько жен одновременно, что в те дни было обычным явлением как среди иудеев, так и среди язычников, но особенно среди язычников.
3. Он должен быть трезв и бдителен против нападок сатаны, этого коварного врага. Должен бодрствовать над самим собой и над душами тех, кто вверен его попечению и над кем он поставлен блюстителем; должен использовать все возможности, для того чтобы делать им доброе. Служитель должен трезвиться и бодрствовать, ввиду того что противник наш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить, 1Пет 5:8.
4. Он должен быть целомудрен, то есть воздержан во всех своих поступках и в пользовании земными благами. Целомудрие и бдительность часто упоминаются в Священном Писании вместе, потому что они дополняют друг друга: Будь целомудрен, будь бдителен.
5. Он должен быть благочинен (честен), то есть быть доброго поведения, а не легкомысленным, тщеславным и пустым человеком.
6. Он должен быть страннолюбивым: проявлять милосердие к странникам, принимать их, насколько позволяет ему его состояние, как человек, который не привязан к земному богатству и поистине любит братьев.
7. Учителей. Следовательно, Павел описывает проповедующего епископа, который способен и склонен учить других, передавать им те знания, какими наделил его Бог; который может учить и готов использовать все возможности для наставления других, будучи сам хорошо наставлен в истинах Царства Небесного и могущий передать свои знания другим.
8. Не пьяница: Не пристрастен к вину. Священники не должны были пить вина, когда находились на служении, чтобы не извратить закона, будучи в пьяном состоянии, Лев 10:8−9.
9. Не бийца, не сварлив, не склонный прибегать к насилию, но делающий все с кротостью и любовью. Рабу Господню не должно ссориться, но быть приветливым ко всем... 2Тим 2:24.
10. Не корыстолюбив, не пристрастен к наживе, не использующий свое служение в каких-либо светских целях и интересах; он не должен прибегать ни к каким низким, нечестным способам добывания денег, должен быть мертвым для богатств этого мира, жить выше его, так чтобы это было видно всем окружающим.
11. Тих, миролюбив. Он должен быть спокойного, терпеливого, а не буйного нрава. Таковым является Христос, великий Пастырь и Блюститель душ. Он не должен быть склонен к гневу или сварливости, ему не позволительно распускать руки или давать волю языку. Ибо как может человек учить других управлять своими языками, если он сам не держит своего языка под контролем?
12. Не сребролюбив. Сребролюбие — это плохое качество в любом человеке, но хуже всего оно в служителе, призванном много беседовать о другом мире.
13. Он должен держать свой дом в добром порядке: Хорошо управляющий домом своим, чтобы подавать добрый пример другим отцам семейств и чтобы дать доказательство того, что он способен заботиться о церкви Божией: Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещисъ о Церкви Божией? Заметьте: семья служителя должна быть образцом для всех других семей. Служители должны держать своих детей в послушании. Со всякой честностью (англ. — со всякой серьезностью. — Прим. переводчика). Самый лучший способ держать младших в подчинении это быть с ними серьезным. Не со всякой властностью держать своих детей в послушании, а со всякой серьезностью.
14. Он не должен быть из новообращенных, из тех, кто только лишь поверхностно знаком с христианством, ибо таковые склонны к гордости: чем невежественнее человек, тем больше он гордится: ...чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. Мы должны остерегаться гордости, потому что диавол пал через гордость, именно этот грех превратил ангелов в демонов.
15. Он должен иметь добрую репутацию от внешних, среди своих соседей, не должен иметь никаких нареканий со стороны своих прежних знакомых, ибо диавол может использовать это как повод для соблазна других и для отвращения их от учения Христа, из-за того что проповедующие его пользуются дурной репутацией.
III. Ознакомившись кратко с требованиями к епископам, можно сделать следующие выводы:
1. Мы имеем все основания воскликнуть вместе с Павлом: ...Кто способен к сему? (2Кор 2:16). Поистине это дело. Какое благочестие, какое благоразумие, какое усердие, какое мужество, какая верность, какая бдительность над самими собою — своими похотями, страстями и вожделениями — и над теми, кто вверен их попечению! Какая святая осторожность необходима в этом труде!
2. Разве самые квалифицированные, самые верные и добросовестные служители не имеют достаточных оснований для недовольства собою и для жалоб на то, что так много требуется данных и как много надо трудиться? И как далеки они от того, чем должны быть и что должны делать!
3. И тем не менее те, кого Господь сделал способным и признал верным, поставив на это служение, пусть благословляют и благодарят Бога: если Бог благоволил сделать их в какой-то степени способными и верными, пусть будет Ему за это хвала и слава.
4. Ободрением для всех служителей является обетование Христа: Се, Я с вами во все дни до скончания века, Мф 28:20. А если Он с нами, то сделает нас способными для нашей работы, проведет через все трудности ее с утешением, великодушно снисходя к нашим несовершенствам, и вознаградит нас за нашу верность неувядающим венцом славы, 1Пет 5:4.
Аще же кто своего дому не умеет правити, како о Церкви Божией прилежати возможет?
Слово: не умеет — указывает на недостаток или благоразумия, или характера, а слово: прилежати — обличает леность, недостаток усердия к благосостоянию дома. Если, судя по домоправлению, в ком не предвидится ни усердия, ни характера, ни благоразумия по управлению Церковию, от того как можно ожидать хорошего управления ею, — ожидать, что он позаботится о ее благе? От меньшего Апостол заключает к большему. «Кто не умеет распоряжаться малым, тому можно ли вверять попечение о важнейшем и Божественном?» (блаженный Феодорит). «Домом управлять легче. Поэтому как может управлять делами церковными тот, кто и дом свой нехорошо устрояет?» (святой Златоуст). «Если он не мог быть хорошим правителем того, что и не велико, и удобоопределимо, то где ему управить стольких душ нравы и помыслы, недомыслимые?» (блаженный Феофилакт).
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией
Управь прежде дом свой — то есть душу и тело, а потом уже в состоянии будешь управлять другими. Обуздай свои страсти, исправь дурные привычки — и тогда в состоянии будешь, при помощи Божией, обуздать страсти других.
Источник: Дневник. Том III. 1859−1860.
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией
Ведь если своих сыновей он не может держать в повиновении, то как сможет наблюдать порядок в церкви Божией?
Ст. 5−7 Аще же кто своего дому не умеет правити, како о церкви Божией прилежати возможет! Не новокрещенну, да не возгордевся в суд впадет диавол. Подобает же ему и свидетельство добро имети от внешних, да не в поношение впадет и в сеть неприязнену
Почему это апостол Павел запрещает епископам такие грубые пороки и предписывает самые обыкновенные добродетели: не пиянице, не бийце…, но кротку… и т.п., между тем как своим ученикам он же повелевал: умертвите уды ваша, яже на земли (Кол 3:5), — и еще: иже Христовы суть, плоть распяша (Гал 5:24)? И Сам Иисус Христос всем повелел взять крест свой и следовать за Ним (Мф 6:24). Отчего он не сказал, что епископы должны быть ангелами, особенно в сравнении с мирянами? На это скажем, что в такой высокой степени добродетельных людей бывает немного, а епископов требовалось много, для каждой отдельной церкви. И вот, чтобы не представить какою-то необыкновенною и невозможною обязанность епископов, которые в то время были необходимы, апостол Павел требует от них так сказать умеренной добродетели, показывая, что это дело легко достижимо. — Како о церкви Божией прилежати возможет, где бывает больше и больших дел. — Не новокрещенну (μὴ νεόφυτον — не новонасажденну) — не означает юного по возрасту, но юного по вере. Сам Тимофей был сравнительно молод, так как к нему апостол Павел пишет: никтоже о юности твоей да нерадит (1Тим 4:12). Если кто-либо сделает учителем такого, который должен быть еще учеником, то он будет гордиться и превозноситься. — В суд впадет диавол…, чтобы не подпал тому же осуждению, какому тот подвергся за свою гордость. — От внешних, т.е. еллинов (язычников). Обрати внимание на то, какую точность в этом случае соблюдает Апостол. Но если кто-либо на самом деле худой человек, а свидетельство имеет хорошее? Это невозможно. Конечно, весьма желательно, чтобы человек во всех отношениях безукоризненный имел хорошее свидетельство и от врагов; но Апостол требует этого только между прочим, на что указывает союз — и: и свидетельство имети. Но если кто-либо на самом деле хороший человек, но свидетельства не имеет хорошего относительно своей жизни? Это тоже едва ли возможно, но такого не следует поставлять епископом. Само собою разумеется, что если требуется доброе свидетельство от внешних, то тем более от своих же братий. — Да не в поношение впадет. Будучи худым, он легко подпадет поношению и позору. И в сеть неприязнену. Если он худой человек в каком-либо одном отношении, то легко подставить себе и другую сеть. Когда его будут поносить и дерзко поступать с ним, то он легко впадет в гнев и злопамятство, потому что никто, кажется, не может равнодушно переносить обиды и поношения со стороны других.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла.
Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?
Дом есть не что иное, как малая церковь. Поэтому, если он не может быть хорошим правителем того, что не велико, и легко определимо, и легко ведомо, то где ему управлять нравами и помыслами недомыслимыми стольких душ? Достоин внимания вопрос, почему апостол, предъявляя к мирянам такие требования: умертвите земные члены ваши (Кол 3:5), и еще: те, которые Христовы, распяли плоть (Гал 5:24), от епископа требует теперь меньшего, не соответствующего столь высокому званию, именно: быть не пьяницей, не бийцей и так далее. И Христос, повелевая взять крест свой, говорит: пастырь добрый полагает душу свою за овец (Ин 10:11). Поэтому Павлу следовало требовать от епископа, чтобы он проводил почти ангельскую жизнь, чуждую страстей, приличную высоте его жизни. Послушай, что с такой строгостью в образе жизни немного можно было найти людей, между тем епископов требовалось много, которые бы предстоятельствовали в каждом городе. Поэтому апостол и требовал умеренной добродетели, которой можно было найти у многих. Но ныне, увы! Куда мы — епископы — упали, так что в нас не обретается и тени даже такой умеренной добродетели! Помилуй нас, Господи!
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента