Слова «Христос Иисус» подчеркивают, что наш Господь — Бог. Тот, Кто пришел с небес на землю, был прежде всего Бог (Христос), а потом Человек (Иисус). На предвечное существование Спасителя указывают слова «пришел в мир». Вифлеем не был началом Его существования. Он обитал с Богом Отцом от вечности, но пришел в мир как Человек по Его особому поручению. Свидетельство Его прихода мы найдем в нашем календаре: сейчас — 19... год эры, начавшейся в год Его прихода. Для чего Он пришел? Чтобы спасти грешников. Не для того, чтобы спасти людей добропорядочных (ибо таковых нет!). И не для того, чтобы спасти тех, кто полностью исполнял закон (ибо никто этого не сделал).
Здесь мы подходим к самой сути отличия истинного христианства от всех других учений. Лжерелигии говорят человеку, что есть то, что он может сделать или чем он может стать, чтобы завоевать благорасположение Бога.
Евангелие говорит человеку, что он грешен, что он погиб, что он не может спасти себя сам и что для него единственный путь на небеса лежит через смерть Господа Иисуса за его грехи на кресте. Законоучительство, описанное Павлом в этой главе, дает место плоти.
Оно говорит человеку то, что он хочет слышать, а именно, что он может внести вклад в свое спасение. Евангелие же настаивает, что вся слава за дело спасения должна принадлежать одному Христу, что человек способен только на грех, что все спасение от начала и до конца совершает Господь Иисус.
Дух Господень привел Павла к осознанию того, что он первый из грешников, или же, согласно другим переводам, главный среди грешников. Если он и не был главным среди грешников, то, несомненно, находился в первых рядах. Обратите внимание, что звание «первого из грешников» дано не человеку, погрязшему в идолослужении или разврате, а отпрыску ортодоксальной еврейской семьи, человеку глубоко религиозному! Его грех относился к вероучению; он не принял Слово Божье о Личности и деле Иисуса Христа. Отвержение Сына Божьего — величайший из грехов.
Необходимо отметить и то, что Павел говорит: «из которых я первый», не «был» первый, а «есть». Острее всего свою греховность осознают самые благочестивые из святых.
В 1 Коринфянам 15:9 (написанном около 57 г. н.э.) Павел назвал себя «наименьшим из апостолов». Позже в Ефесянам 3:8 (написанном около 60 г. н.э.) он назвал себя «наименьшим из всех святых». Теперь в 1 Тимофею, написанном спустя несколько лет, он называет себя первым из грешников.
Этим нам наглядно представлен рост Павла в христианском смирении. Первым он был и по отношению к израильскому народу. Другими словами, Его обращение было уникальным предзнаменованием будущего обращения израильского народа. Он был «извергом», родившимся преждевременно (1Кор 15:8), в том смысле, что родился свыше до возрождения своего народа. Так как Павел был спасен через прямое откровение с небес, без всякого человеческого посредничества, то вполне вероятно, что и еврейский остаток будет спасен таким же образом во время великой скорби. Это толкование скорее всего родилось из слов «первый» и «в пример» стиха 16.
I. Воздает благодарность Иисусу Христу, за то что Он определил его на служение. Заметьте:
1. Ставить человека на служение это дело Христа, Деян 26:16−17. Бог осуждал ложных пророков в Израиле следующими словами: Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали, Иер 23:21. Служители не могут, строго говоря, сделать сами себя служителями, ибо это дело Христа как Царя и Главы, Пророка и Учителя церкви.
2. Кого Христос ставит на служение, того Он и готовит к нему, кого Он призывает, тех и наделяет способностями. Те служители, которые оказываются непригодными для своего дела, не имеющими способностей для него, не были поставлены Христом на служение, хотя и существуют различные таланты, как в отношении даров, так и в отношении благодати.
3. Тому, кого Христос ставит на служение, Он дает не только способности, но и верность: ...Он признал меня верным... Никто не может быть признан верным, кроме тех, кого признает таковыми Христос. Христовы служители — это преданные слуги, и они должны быть таковыми, ибо им вверено столь великое поручение.
4. Призыв к служению является великим благоволением Божиим, за что призванные к нему должны воздавать благодарность Иисусу Христу: Благодарю... Христа Иисуса Господа нашего, что Он признал меня верным, определив на служение.
II. Чтобы более возвеличить благодать Христа, определившего его на служение, апостол описывает свое обращение.
1. Кем он был до своего обращения: ...хулитель и гонитель и обидчик... Савл дышал угрозами и убийством против учеников Господних (Деян 9:1), опустошал церковь, Деян 8:3. Он был хулителем Бога, гонителем святых, обидчиком и Бога, и святых. Многие из предназначенных Богом для великого и славного служения до своего обращения были предоставлены самим себе и предавались большим беззакониям: для того чтобы милость Божия могла более прославиться в их прощении, и благодать Его в их возрождении. Большие грехи не являются преградой для нашего примирения с Богом, нет, и даже для того, чтобы быть употребляемым Им для служения, если только мы искренно раскаемся в них. Заметьте здесь:
(1) Хула, гонения и обиды неимоверно большие и ужасные грехи, и тот, кто виновен в них, крайне грешен перед Богом.
(2) Искренне раскаявшиеся грешники не отказываются признать свое прежнее состояние, в каком они находились до своего обращения к Богу; апостол Павел часто рассказывал о своей прежней жизни, Деян 22:4; Деян 26:10−11.
2. Великое благоволение Бога к нему: ...но помилован... Это было поистине благословенное но, величайшее благоволение: такой великий мятежник обрел помилование своего Царя.
(1) Если бы Павел преследовал христиан сознательно, зная, что это дети Божии, то был бы, я уверен, виновен в непростительном грехе. Но так как он делал все по неведению, в неверии, то обрел милость. Заметьте:
[1] То, что мы делаем по неведению, менее преступно, чем то, что делается сознательно, хотя грех неведения тоже есть грех, ибо раб, не знавший воли господина своего и сделавший достойное наказания, будет бит, хотя и меньше, Лк 12:48. Неведение в некоторых случаях смягчает вину, но полностью ее не снимает.
[2] В основании поступков, совершаемых грешниками по неведению лежит их неверие: они не верили предупреждениям Божиим, иначе бы не стали делать то, что делали.
[3] Павел обрел милость по причине неведения и неверия: ...но помилован потому, что так поступал по неведению, в неверии.
[4] Это было помилование хулителя, гонителя и обидчика: «Но я, хулитель, гонитель и обидчик, был помилован».
(2) Апостол отмечает обильную благодать Иисуса Христа, ст. 14. Обращение и спасение великих грешников обязано благодати Христовой, Его изобилующей благодати, той самой, что открылась в Его славном благовестии (ст. 15): Верно и всякого принятия достойно слово, и далее. В этих словах — Христос Иисус пришел в мир — заключена суть всего Евангелия. Сын Божий принял на Себя нашу природу, сделался плотью и обитал среди нас, Ин 1:14. Он пришел в мир призвать не праведников, но грешников к покаянию, Мф 9:13. Его назначением в мире было искать, найти и спасти погибших, Лк 19:10. Это подтверждается словами: Верно и всякого принятия достойно слово... Эта благая весть достойна всякого принятия, и как бы она ни была хороша, тем не менее она истинна, ибо это слово верно. В заключение стиха Павел применяет его к себе: ...из которых я первый. Павел был грешником первого ранга, он сам признавал это, ибо дышал угрозами и убийством против учеников Господних. Гонители — это наихудшие из грешников, а Павел был гонителем. Признанием себя первым из грешников Павел выражал свое великое смирение. В другом послании он называет себя наименьшим из всех святых (Еф 3:8), здесь же — первым из грешников. Заметьте:
[1] Христос пришел в мир, и таким образом пророчества о Его пришествии исполнились.
[2] Он пришел спасти грешников, пришел спасти тех, кто не мог спасти самого себя или помочь себе сам.
[3] Хулители и гонители — это главные из грешников.
[4] Первые из грешников могут стать первыми из святых. Таковым был апостол Павел, ибо у него не было никакого недостатка против высших апостолов, 2Кор 9:5.
[5] Это великая истина, верное слово, которому мы можем доверять.
[6] Оно заслуживает принятия, того, чтобы мы все уверовали в него, для нашего утешения и ободрения.
(3) Павел говорит о милости, полученной им от Бога, несмотря на большие преступления, совершенные им до обращения:
[1] Он делает это для того, чтобы побудить и других к покаянию и вере (ст. 16): Но для того я и помилован, чтоб Иисус Христос во мне первом показал все долготерпение, в пример тем, которые будут веровать в Него к жизни вечной. Это было проявлением долготерпения Христа, что Он переносил человека, так много раздражавшего Его. И это должно было стать примером для всех других, чтобы самые величайшие грешники не отчаивались в милости Божией. Заметим здесь:
Во-первых, наш апостол был одним из величайших грешников, обращенных в христианство.
Во-вторых, он был обращен и помилован ради других, так же как и ради его самого, он был примером для других.
В-третьих Господь Иисус Христос показывает Свое великое долготерпение в обращении великих грешников.
В-четвертых, получившие милость веруют в Господа Иисуса Христа, ибо без веры Богу угодить невозможно.
В-пятых, верующие во Христа веруют в Него к жизни вечной, они веруют к спасению души, Евр 10:39.
[2] Павел вспоминает об этом, чтобы прославить Бога. Он не мог продолжать свое послание, не выразив благодарности Богу за Его благость к нему: Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во веки веков. Аминь. Заметьте: Во-первых, та благодать, которая дает нам утешение, должна принести славу Богу. Кто сознает себя обязанным милости и благодати Божией, тот должен исполниться хвалой Богу. В данном тексте Бог прославляется как Царь веков нетленный. Во-вторых, познав Божию доброту, мы не должны забывать прославлять Его, Его благие помыслы о нас должны не ослаблять, но возбуждать в нас возвышенные помыслы о Нем. Бог проявлял особую заботу о Павле, удостоил его общения с Собою, и однако Павел называл Его Царем веков нетленным. Милостивое отношение Бога должно наполнять нас восхищением Его славными свойствами. Он вечный Бог, без начала дней и без конца их и без тени перемены. Он есть Ветхий днями, Дан 7:9. Он бессмертен и является источником бессмертия, единый имеющий бессмертие (1Тим 6:16), ибо Он не может умереть. Он невидим, ибо Его невозможно видеть смертными очами, Он обитает в неприступном свете, никто из людей Его не видел и не может видеть, 1Тим 6:16. Он единый премудрый Бог (Иуд 1:25), Он единственный бесконечно премудрый и является источником всякой мудрости. «Ему слава во веки веков», или: «Да буду я вечно возносить Ему честь и славу, как это делают тысячи тысяч», Откр 5:12−13.
Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешныя спасти, от нихже первый есмь аз.
Апостол не говорит буквою: если хочешь спастися, веруй; а только указывает самое надежное средство ко спасению. Желающий спасения уже сам собою устремится к нему. Верно слово и всякаго приятия достойно — слово о спасении грешников в Господе Иисусе Христе. Сам Он свидетельствовал: изыдох от Отца и приидох в мир (Ин 16:28). Чего ради? Не праведников взыскать, но грешников на покаяние спасительное (см.: Мф 9:13). Пошла проповедь: покайтеся и веруйте во Евангелие (Мк 1:15), и потекли на глас сей все сокрушенные сердцем и смиренные. Потекли, и спасаются. Возвещаемое словом Евангелия спасение исполняется в них делом. Ни одного истинно уверовавшего и искренно взыскавшего не обманула надежда. Все спасаются. И всякий, кто бы ни восхотел приступить к Господу, спасен будет. Удостоверяю в том собственным моим примером. Я первый из грешников и спасен. Какому же еще грешнику после меня возможно не быть спасену? Почему и удостоверяю, что слово о сем верно и всякаго приятия достойно. Верно, —«то есть не ложно и истинно» (блаженный Феодорит). Всякаго приятия достойно — достойно приятия открытым сердцем, без малейшей тени сомнения и колебания. «Поелику казалось невероятным, чтобы человек, несмотря на то, что он всю предшествовавшую жизнь провел (не принеся никакой) пользы и тщетно истратил ее на злые дела, мог потом спастись чрез одну веру: поэтому он и говорит: верно слово. — И в доказательство сего приводит себя самого: меня, хульника и гонителя, помиловал Бог, и не только помиловал, но и соделал верующим. Он не только не стыдится, называя себя грешником, но еще особенно радуется о сем; так как чрез это он лучше всего мог показать великое чудо попечения Божия (о грешниках)» (святой Златоуст).
Апостол называет себя первым из грешников. Это по чувству сокрушения и раскаяния, что прежде хулил Господа и гнал Церковь Его. Хоть и было здесь некое извинение в неведении; но сердце сокрушенное не любит выставлять смягчающие вину обстоятельства, а прибегает к одной милости, безответно считая себя виновным, и, получив помилование, все его в целости относит к милости, как к единому источнику. Уже в этом Апостол являет настоящий образец для всех кающихся; но еще более в том, что он так говорит о себе и так себя чувствует, после стольких трудов во славу Божию и после стольких милостей к нему Божиих. Не перестает болеть сердце, если сознает себя оскорбившим возлюбленного, хотя он оскорбляем был прежде возлюбления. Блаженный Феодорит пишет, что «Апостол, называя себя первым из всех грешников, простирается за самый предел смирения».
Но другие иное некое предлагают при сем рассуждение. Святой Златоуст говорит: «как Апостол, сказав в другом месте, что он по правде законней непорочен (ср.: Флп 3:6), здесь говорит, что он грешник и первый из грешников? Это потому, что в сравнении с тою праведностию, которой причастниками соделал нас Бог (во Христе Иисусе) и которой поистине нужно искать, грешны даже те, которые были праведны в законе: вcи бо согрешиша и лишены суть славы Божия (Рим 3:23). Поэтому он не просто сказал: по правде, но: по правде законней. Ибо подобно тому, как человек, который приобрел много денег, хотя сам по себе и кажется богатым, однако когда сравнит свои стяжания с сокровищами царскими, то увидит себя весьма бедным и первым бедняком: так и здесь, сравнивая одну (законную) праведность с другою (благодатною), святой Павел показывает ничтожество (первой). И не только сие говорит, но еще признает грешниками тех, которые стяжали первого рода (праведность)». Ту же мысль выражает и блаженный Феофилакт, с некоторым особым оттенком. «Святой Павел ставит себя в ряду грешников, потому что пред правдою, яже о Христе, правда, яже по закону, ныне грех есть, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдою, подобно как в ночи и луна, и свеча свет есть. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует, кто пользуется свечою (подзаконной правды), когда воссияло солнце (правды Христовой)».
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый
Верно это слово и всякаго принятия достойно, что Иисус Христос пришел грешников спасти, как и Сам Он сказал: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Лк 5:32). На мне совершилось на деле слово Его, ибо я глава (первый из) грешников.
Ст. 15−17 Верно слово и всякаго приятия достойно, яко Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первом покажет Иисус Христос все долготерпение, за образ хотящих веровати Ему в жизнь вечную. Царю же веков нетленному, невидимому, единому премудрому Богу, честь и слава во веки веков. Аминь
Верно слово, т. е. истинно то, что я буду говорить; удостоверьтесь на моем примере. От нихже первый есмь аз. Но в другом месте Апостол говорит: по правде законней быв непорочен (Флп 3:6); почему же здесь он называет себя грешником и первым из грешников? На это ответим, что праведность по закону, в сравнении с праведностию по вере, не только не есть праведность, но даже первый грех: вси бо согрешиша, и лишени суть славы Божия (Рим 3:23). Таким сравнением Апостол воспользовался и в другом месте, где сказал: ибо не прославися прославленное в части сей, за превосходящую славу (2Кор 3:10). Но сего ради помилован бых. Смотри, с каким уничижением говорит о себе Апостол. Если я, согрешивший больше всех, спасен, то не должно после этого сомневаться в спасении. Апостол Павел хочет показать, что он спасается не потому, что достоин спасения, но для того, чтобы другие не отчаявались в своем спасении. Все долготерпение. Вот как велико смирение Апостола! Ниспал я, говорит он, во всякий вид зла, нуждался во всем долготерпении, а не в некоторой только части его, как нуждаются согрешившие отчасти. За образ, — для примера, для утешения, для доказательства. В жизнь вечную. Вера во Христа бывает в надежде получить жизнь вечную. Царю же веков… Это понимай о святой Троице, потому что все эти наименования употребляются и о Боге Отце, и Сыне, и Святом Духе: в одном месте все это говорится о Сыне, в другом — о Духе, а здесь — об Отце. Единому премудрому Богу. Рассуждая о любви Иисуса Христа, Апостол упоминает и об Отце и воссылает Ему славословие, чтобы кто-либо не подумал, что Отец не участвует в любви к нам За любовь к нам нужно славить Пресвятую Троицу, потому что любовь эта обща всем лицам Пресвятой Троицы.
Источник: Пастырские Послания апостола Павла
Припомним, как святой апостол Павел описывает свои прегрешения и душу свою ставит на самом последнем и низшем месте, говоря: Христос Иисус прииде в мир грешники спасти, от нихже первый есмь аз. Но сего ради помилован бых, да во мне первем покажет все Свое долготерпение. Ибо вначале был я гонителем, досадителем и хульником, но помилован бых, яко неведый сотворих в неверствии (1Тим1:13). Когда же и в какое время сказал он это? После великих подвигов, исполненных силы дел, после проповеди, по благовествованию Христову, проповеданной им в целом мире, после многократных смертей, многообразных скорбей, какие терпел от иудеев и язычников. И все еще взирал он на первые свои дела, не только не почитал себя достигшим чистоты, но не помышлял даже признать себя, как следовало, учеником. Ибо говорил: несмь достоин нарещися Апостол, зане гоних Церковь Христову (1Кор15:9). И когда паче всех людей одержал победу над страстями, говорил: умерщвляю тело мое и порабощаю, да не како иным проповедуя, сам неключимь буду (1Кор9:27). Если же скажешь, что Апостол в иных местах повествует о себе и великое, то пусть сам он убедит тебя в рассуждении этого. Ибо говорит, что делал сие не добровольно, не ради себя, но для проповеди. И когда повествует о сем для пользы верных, представляет себя за таковую похвалу себе лишенным всякого разума, взывая и уверяя: вы мя понудисте (2Кор12:11); и еще: не глаголю по Господе, но яко в безумии, в сей части похвалы (2Кор11:17). Вот сие справедливое и верное правило, какое дал нам святой Павел.
Источник: Слово 55.
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников, из которых я первый
Грешники! Восклоните главы ваши: Христос вас пришел спасти. И вот вам пример: великий гонитель христиан спасен Христом.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришел в мир спасти грешников.
Сказав выше, что Он помиловал меня, гонителя, продолжает: не удивляйся и не сомневайся в величии дара. Ибо для этого Он и пришел в мир, чтобы спасти всех грешников. Итак, верно слово и достойно приятия. Потому что невозможно не доверять дарованному, напротив, так как бесконечна благость Подателя, оно заслуживает доверия и приятия. Это направлено также против иудеев, преданных закону, чтобы показать им, что без веры невозможно спастись.
Из которых я первый.
Почему же он, сказав в другом месте: по правде законной непорочный (Флп 3:6), теперь ставит себя первым из грешников? Потому что пред правдой во Христе правда по закону ныне грех, так как время ее уже прошло. Пока было ее время, она была правдой, подобно тому как ночью луна и свеча — свет. Но когда явился Христос, как солнце, тогда затмил ее. Итак, погрешает и неразумно действует тот, кто пользует свечой подзаконной правды, когда воссияло солнце правды Христовой. И в другом месте апостол говорит об этом: прославленное даже не оказывается славным (2Кор 3:10).
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента