Библия - 2Фес. 2:5 (2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

μνημονευετε praes. ind. act. от μνημονευω (#3648) помнить, вызывать воспоминание (см. 1 Фес. 1:3). Гл. используется в вопросе, на который ожидается ответ "да": "вы помните, не правда ли?" ων praes. act. part, от ειμι (#1639) быть, ελεγον impf. ind. act. от λεγω (#3306) говорить.


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

2:5 говорил вам Несовершенный вид глагола указывает на многократность действия в прошедшем времени. Очевидно, Павел не раз объяснял им подробности Божьих планов на будущее. Здесь он напомнил им некоторые моменты, подтверждавшие неправоту лжеучителей в отношении Дня Господня. Ранее Павел говорил им о явлении антихриста накануне Дня Господня, и поскольку он еще не явился, то они не могли находится в том дне.


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

2:5 Еще находясь у фессалоникийцев, Павел не раз говорил им об этом. Тем не менее, когда до них дошли учения, противоречившие учению апостола, но очень точно, казалось бы, описывавшие то неистовое гонение, которому подвергались христиане, они забыли все, что говорил им Павел. Мы все страдаем такой забывчивостью и нуждаемся в постоянном напоминании о великих истинах веры.


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

Стихи 3−12. В этих стихах апостол опровергает ошибочное мнение, против которого он предостерегал фессалоникийцев, и объясняет им, почему они не должны думать, будто день Христов уже наступает. Несколько событий должны предшествовать второму пришествию Христа, в частности, должно иметь место I. Общее отступление: ...доколе не придет прежде отступление... ст. 3. Под этим отступлением не следует понимать отпадение в государстве, то есть отпадение от гражданского правительства, но отступление в сфере духовной, религиозной, отступление от здравого учения, от установленного богослужения, от церковного руководства и от святой жизни. Апостол говорит не об отступлении отдельных верующих из иудеев или язычников, но о некоем великом отступлении, которое будет всеобщим, хотя и постепенным, и даст возможность открыться антихристу человеку греха. Об этом, напоминает апостол (ст. 5), он говорил им, когда был с ними, с тем расчетом, несомненно, чтобы они не соблазнялись и не претыкались на этом. Мы должны заметить, что как только христианство утвердилось и укоренилось в мире, так сразу же началось и отступление. Так было и в ветхозаветной церкви: за периодами прогресса в религии следовали периоды упадка. Например: вскоре после того, как начали призывать имя Господа, всякая плоть извратила путь свой; вскоре после заключения завета Бога с Ноем люди начали строить вавилонскую башню, делая вызов небу; вскоре по заключении Богом завета с Авраамом потомки его эмигрировали в Египет; вскоре после насаждения и укоренения народа израильского в земле Ханаанской они забыли Бога и стали служить Ваалам; вскоре по возвращении из плена был общий упадок благочестия, как сообщают об этом книги Ездры и Неемии. Поэтому не следует удивляться тому, что вскоре после становления христианства должно было начаться отступление.

II. Откровение человека греха (ст. 3), то есть антихриста, возьмет свое начало из этого общего отступления. Апостол далее говорит об откровении беззаконника (ст. 8), подразумевая под этим, что тогда откроется его беззаконие на погибель его; здесь же он, по-видимому, говорит о его возникновении, которое будет вызвано общим отступлением, подразумевая при этом, что все виды лжеучений и разложения будут исходить от него. Большие диспуты велись по вопросу о том, кто или что подразумевается под человеком греха и сыном погибели. Если нельзя сказать с определенностью, что под ним подразумевается, в основном или исключительно, власть и тирания папства, тем не менее ясно, что сказанное здесь очень точно соответствует ей. Ибо заметьте:

1. Имена, какими названа эта личность, или, вернее, государство и власть, о которых говорится здесь. Он назван человеком греха, чтобы отметить его крайнее нечестие: он не только сам делает беззаконие, но и содействует греху и беззаконию других, одобряет грех и повелевает грешить. Он назван также сыном погибели, потому что сам обречен на верную гибель и является орудием погибели многих других, как тел, так и душ их. Эти имена очень подходят папскому государству, ему соответствует также:

2. Характеристика, приведенная здесь, ст. 4.

(1) Противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею. Именно такими были епископы Рима: они не только противились Божьему авторитету и авторитету гражданских властей, но ставили себя выше Бога и земных правителей, требуя большего подчинения своим повелениям, чем повелениям Бога или гражданских властей.

(2) В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Как Бог присутствовал в древнем храме и там было поклонение Ему, и как сейчас Он присутствует в Своей церкви и со Своей церковью, так и упоминаемый здесь Антихрист — это узурпатор божественной власти над христианской церковью, претендующий на божественные почести. К кому это может быть лучше применимо, как не к епископам Рима, которым давались такие богохульные титулы, как: Наш Господь Бог папа, Второй Бог на земле, Владычество Бога есть то же самое, что владычество папы ?

3. Его выдвижение, о котором здесь говорится, ст. 6 и 7. Относительно этого нам следует заметить два момента:

(1) Нечто препятствует или не допускает открыться ему, пока не будет взят удерживающий теперь. Предполагается, что это была Римская империя, которую апостол считал ненужным называть более прямо в то время; примечательно то, что пока эта власть существовала, она препятствовала епископам Рима подняться на высоту господства, какой впоследствии они очень быстро достигли.

(2) Тайна беззакония должна была постепенно достигать своей высоты. Так это и было в действительности: всеобщее извращение учения и поклонения в римской церкви происходило постепенно, узурпирование власти епископами Рима тоже было постепенным, не сразу, и благодаря этому тайна беззакония легко и незаметно пришла к господству. Апостол справедливо называет ее тайной беззакония, потому что нечестивые замыслы и действия скрывались под лживыми претензиями, по меньшей мере, они были скрыты от взора и наблюдения большинства. Под маской благочестия проникали предрассудки и идолопоклонство; под видимостью ревности о Боге и о Его славе процветали ханжество и преследования. Апостол говорит, что эта тайна беззакония уже тогда начала действовать — уже в действии. Еще во времена апостолов пришел враг и посеял плевелы. Уже в их дни были дела николаитов, то есть людей, притязавших на ревность о Христе, тогда как в действительности они были противниками Его. Гордость, тщеславие и любовь к миру среди пасторов церкви и начальствующих в ней, таких как Диотреф и подобные ему, были ранними проявлениями тайны беззакония, которая постепенно достигла ужасной высоты в видимой церкви Рима.

4. Описывается падение, или разрушение, царства антихриста, ст. 8. Имя главы этого антихристианского царства — беззаконник, то есть это беззаконная личность, которая утвердит человеческую власть вопреки и в противовес божественному владычеству Господа Иисуса Христа. Но когда он таким образом откроется как человек греха, когда это обнаружится перед миром, то это будет верным предзнаменованием его погибели и первым шагом к ней. Апостол заверяет фессалоникийцев, что Господь убьет и истребит его; убиение будет предшествовать его окончательному истреблению и будет осуществлено Духом уст Его, Его словом повеления. Чистое слово Господа, сопровождаемое Духом Божиим, обнаружит тайну беззакония и убьет и устранит власть антихриста. В свое время эта власть будет полностью и окончательно истреблена явлением пришествия Христа. Заметим: пришествие Христа для истребления беззаконника будет сопровождаться особой славой и исключительным великолепием.

5. Далее апостол описывает царство и правление этого человека греха. Здесь мы должны заметить:

(1) Его пришествие, или правление, будет, в общем, по действию сатаны, великого врага душ человеческих, противника Бога и людей. Он есть отец всякого заблуждения и лжи, заклятый враг истины, враг Иисуса и всех Его верных последователей. Более конкретно, оно будет с силою и обманом сатаны. Это царство будет претендовать на божественную поддержку, но в действительности это будет по действию сатаны. Будут претензии на знамения, видения, чудеса; именно посредством них папское владычество утвердилось вначале и поддерживалось ими. Однако это были ложные знамения для поддержки ложных учений, ложные чудеса, или только претензии на чудеса, которые служили их делу; в сущности это были подделки, или мошеннические приемы, рассчитанные на обман людей; эти диавольские уловки, с помощью которых поддерживалось антихристово царство, общеизвестны. Апостол называет их всяким неправедным обольщением, ст. 10. Другие могут называть это благочестивым обманом, но апостол называет неправедным и нечестивым обольщением. В сущности, всякий обман (все противоположное истине) является нечестивым. Человек греха будет применять много коварного искусства, выступая под различными благовидными масками, чтобы прельстить неосторожные и неустойчивые души своими лжеучениями и подчинить их своей власти.

(2) Описываются те, кто будут его добровольными подданными, или наиболее вероятно будут таковыми, ст. 10. Это те, что не приняли любви истины для своего спасения. Они слышали об истине, но не полюбили ее; они не могли выносить здравого учения и поэтому легко приняли ложное. Они имели некоторое представление о том, что истинно, но впали в сильные предрассудки и поэтому стали жертвой обольстителей. Если бы они любили истину, то были бы сохранены в ней и ею. Ничего нет удивительного в том, что они так легко оставили истину, которую никогда не любили. Эти люди названы погибающими, или потерявшимися; они находятся в погибельном состоянии, в опасности погибнуть навеки. Ибо:

6. Далее провозглашается о грехе и наказании подданных царства антихриста, ст. 11−12.

(1) Их грех состоял в том, что они не веровали истине, но возлюбили неправду. Они не любили истину и потому не верили ей, а так как они не верили истине, то находили удовольствие в неправде, в злых делах и любили ложные учения. Заметьте: заблуждающийся разум и порочная жизнь обычно сопутствуют и содействуют друг другу.

(2) Наказание их состоит в том, что пошлет им Бог действие заблуждения, так-что они будут верить лжи. Таким образом Бог накажет людей за их неверие, за их нелюбовь к истине и любовь к греху и злу. Это не значит, что Бог является виновником греха, но, оставаясь праведным, Он лишает иногда Своей благодати таких грешников, как упомянутые здесь: предает их сатане и его обольщению, предоставляет их самим себе, в результате чего, конечно, следует грех, самое худшее беззаконие, кончающееся вечной погибелью. Бог справедлив, совершая духовные суды и впоследствии подвергая вечному наказанию тех, кто не возлюбил истину Евангелия, не поверил ей, не жил в соответствии с ней, но предавался в уме своем ложным учениям, а в своей практической жизни и поведении — беззаконию.


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

Феофан Затворник (1815−1894)

Не помните ли, яко еще живый у вас, сия глаголах вам?

См. также Толкование на 2 Сол. 2:3

Ефрем Сирин (~306−373)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Не помните ли, говорит, что когда еще я был у вас, это говорил вам? Отсюда можешь видеть, что еще за много времени до того Фессалоникийцы были научены высказанному в этих словах.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Отсюда ясно, что апостол передавал фессалоникийцам великие тайны и не письменно. Видишь ли, что необходимо постоянно говорить об одном и том же, с настойчивостью повторять одни и те же слова. Вот они слышали апостола, говорящего об этом, когда он был у них, и, однако, опять имели нужду в подтверждении. Ничего, говорит, необыкновенного я не говорю, но то же, что и всегда говорил. Апостол несколько пристыжает фессалоникийцев, говоря: не помните ли? Так ли скоро вы забыли?

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?

Из этого стиха видно, что Ап., проповедуя Ф., много и подробно говорил им о парусии Христа (см.: 1 Сол. 5:1 — 2), и о временах и сроках в связи с нею, что находит подтверждение и в Деян 17:7.

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам

См. также Толкование на 2 Сол. 2:1


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(2 Фессалоникийцам 2 глава 5 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно