Здесь очень важно отметить, что достоверны и авторитетны лишь те предания, или же традиции, которые являются богодухновенными высказываниями апостолов. Иисус осуждал книжников и фарисеев за то, что своими традициями они сводили на нет заповеди Бога (Мф 15:6). Предания, которые мы должны держать, — это великие истины, переданные нам в Священном Писании.
Иногда этот стих используют для оправдания существования традиций, установленных церковью или религиозными деятелями. Но любая традиция, противоречащая Слову Божьему, бесполезна и опасна. Если чисто человеческие предания поставить на один уровень с Библией, то кто же тогда должен решать, какие предания верны, а какие нет?
I. Утешение, какое могут найти фессалоникийцы перед ужасной перспективой этого отступления, ст. 13−14. Они были избраны к спасению и призваны к достижению славы. Заметьте: когда мы слышим об отступлении многих, то должны утешаться и радоваться тому, что по избранию благодати существует верный остаток, который сохраняется Богом и будет сохранен до конца; особую радость мы можем иметь в том случае, если у нас есть основание надеяться, что принадлежим к этому числу. Апостол считал себя обязанным благодарить Бога за это: Мы же всегда должны благодарить Бога за вас. Он часто благодарил за них Бога и продолжает и сейчас благодарить, и для этого была основательная причина — они были возлюбленные Господом, что доказывалось сохранением их от отступления. Это сохранение святых обязано:
1. Неизменности избрания благодати, ст. 13. Они были возлюблены Богом, потому что Бог избрал их от начала. Он возлюбил их любовью вечной. Относительно избрания Божьего мы можем заметить:
(1) Это избрание извечно — от начала, не от начала евангельского века, но от начала творения, прежде основания мира, Еф 1:4.
(2) Цель их избрания — спасение, совершенное и вечное спасение от греха и погибели, а также полное обладание всякими благами.
(3) Средством для достижения этой цели являются освящение Духом и вера истине. Таким образом, цель и средства в деле избрания связаны вместе, и их нельзя отделять друг от друга. Бог избрал нас не потому, что мы были святыми, а для того чтобы мы стали таковыми. Будучи избранными Богом, мы не должны жить так, как нам вздумается. Спасение есть цель нашего избрания, а средством для достижения этой цели является освящение, приготовляющее нас к спасению; освящение совершается Духом Святым, Автором его, а с нашей стороны — верой. Без веры в истину не может быть ни истинного освящения, ни сохранения в благодати, ни достижения спасения. Вера и святость должны быть соединены вместе, так же как святость и блаженство. Поэтому Спаситель молился о Петре, чтобы не оскудела вера его, Лк 22:32.
2. Действенность евангельского призыва, ст. 14. Будучи избранными к спасению, они были призваны к нему благовествованием. Кого Он предопределил, тех и призвал, Рим 8:30. Благовествование является внешним средством призвания Божьего, а внутреннее действие Духа Святого делает это призвание реальным, действительным. Заметьте: куда бы ни пришло Евангелие, оно призывает и приглашает людей к получению славы; это призыв к чести и блаженству, а именно: к славе Господа нашего Иисуса Христа, к славе, которую Он приобрел, и к славе, которой Он обладал, чтобы разделить ее с теми, кто верует в Него и подчиняется Его Евангелию. Они будут со Христом, чтобы созерцать Его славу, чтобы прославиться вместе с Ним и разделить Его славу. За этим следует:
II. Увещание быть стойкими и постоянными: Итак, братия, стойте и держите предания... ст. 15. Заметьте: апостол не говорит: «Вы избраны Богом, и поэтому можете жить спокойно и беспечно», — но предостерегает: Итак, братия, стойте... Божия благодать, избравшая и призвавшая нас, не только не подавляет нашего усердия и старания, но, наоборот, поощряет и вдохновляет нас к решительным действиям и усилиям. Так апостол Иоанн, обращаясь к тем, кто получил помазание от Духа Святого и в ком оно пребывало, дает им дополнительное наставление: Итак, дети, пребывайте в Нем (1Ин 2:27−28). А апостол Павел призывает фессалоникийцев твердо держаться своего исповедания: ...держите предания, которым вы научены, то есть евангельского учения, что апостол передал им, через слово или послание. Так как в то время канон Священного Писания еще не был составлен и поэтому апостолы передавали некоторые истины путем проповеди под руководством непогрешимого Духа Святого, то христиане должны были соблюдать эти истины как исходящие от Бога. Другие же истины были переданы впоследствии в письменном виде, как например в первом послании фессалоникийцам; эти послания писались авторами, движимыми Духом Святым. Заметьте: из сказанного не следует делать вывода о том, что и в наши дни, когда канон Священного Писания уже составлен, устные предания можно рассматривать как равноценные Священным Писаниям. Учений и наставлений, переданных апостолами по вдохновению свыше, мы должны твердо держаться, но только тех, которые находим в Священном Писании, так как не имеем достоверного свидетельства в пользу других, переданных ими.
Темже yбo, бpaтиe, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим
Темже, — имея такое назначение, каково прославление Господа, или получение славы Господней, такими мощными будучи вооружены средствами, каковы вера и всеосвящающая благодать Святого Духа, таким покрываемые Божиим благоволением, какое выражается в изначальном вас избрании ко спасению, стойте… Так говорит военачальник воинам, вооруженным и поставленным в строй против врагов, указывая впереди наградные венцы. И у Апостола видна мысль: есть из-за чего постоять. Вы — спасаемые — в противоположность погибающим. Вот в какой вы поставлены чин возлюбившим вас Господом. Стойте же, иначе все потеряете. «Необходимо вам, которые таких сподоблены благ, быть твердыми» (святой Дамаскин). Бог избрал вас от века, привел вас к вере, даровал благодать. Употребите же с своей стороны усилие — стоять неуклонно в порядке новой введенной у вас жизни. Свое усилие стоять есть неотложное условие спасения. Оно — главная движущая жизненная сила христиан. Все прочее — средства! Не стань его, жизнь остановится. Слова: держите предания, объясняют, в чем стоять должно: должно строго держать, хранить, соблюдать все, что преподано им Апостолами. Не слышателями только будьте, но и исполнителями. Слышали, приняли; исполняйте же, чтоб все видели, что вы не именуетесь только, но и самим делом Христовы — истинные христиане.
Предание… в нашей обычной речи значит сказание, или обычай, или поверие, переходящее от предков к потомкам с незапамятных времен. Потому граничит с неопределенною молвою, подлежащею обсуждению и критике. В слове Божием, в устах Апостола Павла, оно означает преподание Божественного учения и взято от занятия учителей, кои в классах преподают (παραδιδουν) уроки, и, когда идут в класс, говорят, что идут εις την παραδοσιν, давать урок. Таким образом, предание и здесь равносильно Божественному Откровению новозаветному и обнимает собою все, что внесено в человечество вследствие заповеди Господа: шедше научите (Мф 28:19). Блаженный Феодорит пишет на это место: «Правилом учения признавайте, что нами вам преподано, что мы проповедали вам, когда были у вас, и что написали, когда оставили вас».
Слово или послание суть способы преподания Божественной христианской веры. И писание есть такое же предание, как и слово. Но в церковном употреблении потом Преданием стало называться исключительно учение, устно Апостолами преподанное и хранимое Церковию. Так потребовалось течением церковной жизни. Когда апостольские писания стали общеизвестны и вошли в один состав, тогда ту часть Божественного откровения, которая в них заключалась, все почерпали из сих писаний. Между тем многое веровалось и было совершаемо в обществах христианских, чего нет в этих писаниях. На вопрос: откуда же это? отвечалось: так устно научили и лично учредили и завели святые Апостолы, или так предано Апостолами, или просто: предание есть. И стали, таким образом, это не писанное Апостольское учение, или Божественное откровение, называть Преданием, а какое заключалось в писаниях Апостольских — Писанием. Уважали же и то, и другое одинаково; одинаково дорожили и тем, и другим. Святой Златоуст пишет на настоящий текст: «Отсюда очевидно вытекает, что (Апостолы) не все предали (верующим) чрез послания, но многое сообщили и без письмени; между тем и то, и другое равно достоверно. Посему мы должны признавать достоверным и церковное предание. Есть предание, больше не ищи ничего». Так говорили и предшествовавшие святому Златоусту учители Церкви, и последующие ему.
Многое из преподанного Апостолами устно и заведенного ими лично вошло потом в писания преемников их, пастырей Церкви, а многое оставалось и ими незаписанным, а хранилось в сердцах, или в практике, в порядках жизни христианских. Иное намеренно не предавалось письмени, как, например, образ совершения таинств, по замечанию Кирилла Иерусалимского, ради сокрытия того от неверующих, кои недостойны ни слышать, ни читать о том, пока не уверуют. Отсюда само собою видно, как неосновательно инославные отвергают учения и чины церковные, не означенные в Писании. Не имеет цены и тот их извет, будто опасаются принять что не апостольское, потому отвергают и все, не содержащееся в Писании. Золотопромышленники собирают не то только, что явно есть золото, но часто землю и песок, и притом в большом количестве, из опасения не пропустить бы какого зернушка золота, хоть его и не видно. Так следовало поступать и им. Многое, конечно, и после Апостолов введено; но на основании апостольского предания и в том же духе. В этой же общей массе сокрыто и непосредственно апостольское. Дорого ли апостольское? — Всякому дорого. Вот и следует содержать все, содержимое Церковию, из серьезного опасения, как бы, опасаясь принять не апостольское, не попрать и апостольского. Попрание апостольского есть уже дело пагубное; тогда как принятие во уважение не апостольского (непосредственно), но согласного во всем с апостольским и проникнутого духом его, никакого вреда причинить не может. Опасение законное одно, как бы не принять чего противного апостольскому. Но за этим блюдет сама Церковь, имея постоянным законом отвергать всякое предание, которое, являясь под именем апостольского, было бы противно апостольскому учению.
Апостолы, насаждая христианство на земле, не теорию преподавали, а жизнь заводили. Пришедши в какое-либо место, преподавали людям христианское учение, здравые о всем понятия, давали заповеди, какими добродетелями следует украшать свое сердце, заводили порядки жизни, как держать себя вовне, или определяли христианское поведение, пред лицом верующих и неверов, установляли, как следует Богу молиться в общем собрании и частно дома, как совершать таинства, как поддерживать принятое учение, и, назначив лица, которые за всем этим наблюдали бы, а иное и исполняли, и освятив их, отходили в другое место. Христианская жизнь во всем своем объеме тотчас и начиналась. Так и в другом, и в третьем месте, и во всех; так один Апостол, так и другой, так и все. И во всех концах земли, куда только достигали красные ноги благовестников, водворялись христианские порядки жизни нравственно-религиозные, семейные, церковные, общественные, все в одном духе и по одному чертежу, не на земле составленному, а начертанному на небеси, подобно чертежу скинии. Отсюда, какою Церковь вышла из рук апостольских и явилась во всем мире, такою она есть по воле и определению Самого Бога, и такою она должна быть, чтоб содевать спасение гибнущего человечества. Вот и видим повсюду, с первых времен, в Церкви Божией мирян и освященные лица — диаконов, священников, епископов, на которых лежало проповедовать слово, освящать таинствами, благодать подающими, и руководить в жизни; видим установленные семь таинств и чины молитв и Богослужений: вечерню, утреню и обедню; видим, что у христиан не все дни были равны, но иные отлагались исключительно на молитву и удовлетворение религиозных потребностей, и что не подряд было мясоястие, а были дни, и многие, в которые определено соблюдать строгое воздержание, и притом не одновременно, а на все времена; видим, что среди христиан во всех частных Церквах были особые ревнители, которые, все оставя и от всего отрекшись, посвящали себя исключительно на молитву и Богомыслие, с строгим воздержанием и измождением плоти, в той неложной уверенности, что этим путем скорее искоренят в себе страсти, взойдут к чистоте и сподобятся ощутительного Богообщения, всем христианам обетованного, силою и действием всеосвящающей благодати, которою и руководимы были в сем притрудном пути. Таковым, в общем, является строй христианской жизни с первых времен. Что привносилось после, то привносилось в этот же чин не как новое учреждение, а как расширение или лучшее приспособление к Месту и времени заведенного Апостолами. Быть постам, обще всем христианам, в одно определенное время, есть апостольский закон. От Апостолов несомненно учреждены посты в среду и пятницу и пост в воспоминание страданий Господа. На этом основании потом в Церкви учреждены и все другие посты, и все чины постнические. Быть строгим подвижникам (аскетам) Апостолами положено, и общий закон им прописан даже в Писании (в послании к Коринфянам); а потом из этого разрослись все чины иноческие. Собираться воедино на молитву и едиными усты хвалить Бога и молитву Ему возносить есть апостольское учреждение. При них же введены и, может быть, ими же даны и некоторые песни церковные. Но потом из этого начала развилась вся разнообразная песненность церковная. Так и во всем. Весь строй христианской жизни, в общем, от Апостолов. И после к сему общему строю ничего не прибавлено, а только развились частности обширнее и разнообразнее. Но тут же сокрыты и апостольские частности. И все это, и по времени приложенное, и Апостолами преданное, хранится святою нашею православною Церковию. Все нам и дорого в Церкви. И все опасливые и благоговейные христиане строго соблюдают молитвенные и освятительные порядки, характеризующие нашу церковную жизнь, видя в этом необходимую поддержку и нравственно-религиозной внутренней христианской жизни.
Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
Темже yбo, бpaтиe, стойте, и держите предания, имже научистеся, или словом, или посланием нашим
Вот вместе и учение для разумения, и учение для исполнения, и заповедь о преданиях, и введение в познание преданий. Стойте и держите предания, т.е. твердо и постоянно соблюдайте: вот заповедь, выражение непременной обязанности соблюдать предания. Предания, имже научитеся или словом, или посланием нашим: вот, вместе с наименованием преданий, руководство к истолкованию сего наименования. Преданиями называет Апостол все то, чему от него научились Христиане, яко от Апостола, относительно веры, священноначалия, Богослужения, благочиния церковного и правил жизни. Далее он различает два вида Предания: Предание посредством послания, или писаное Предание, и Предание посредством слова, или неписаное Предание. Но как Предание писаное простее и обычнее означается наименованием Священного Писания, то наименование Предания обыкновенно употребляется для означения того, чему не посредством Священного Писания, но посредством слова и примера мы научились от Святых Апостолов и Святых отец.
Достойно примечания, что Апостол нераздельно и равно заповедует держаться и преданий посредством слова, и преданий посредством послания, или, иначе сказать, велит нераздельно и равно держаться и Священного Писания, и священных Преданий. Предания и Богодухновенное Писание стоят у него рядом: он требует от нас не меньшего внимания и ревности к преданиям, как и к Богодухновенному Писанию. Нужно ли более сего для удостоверения о важности преданий и для побуждения к верному соблюдению оных?
Здесь мог быть и конец учению о преданиях, если бы мы, подобно непосредственным ученикам Апостолов, имели пред глазами и непосредственное Апостольское, и потому несомненно истинное, Предание.
Но уже Христианские предания прошли чрез многие страны, народы, языки, чрез многие века. К первоначальным преданиям Апостольским присоединились предания отеческие разных степеней древности. В некоторых частях преданий оказалось разнообразие, простирающееся до противоречия. Сделалось нужно исследование подлинности и достоинства преданий, исследование не всегда удобное и не всякому доступное. Для удостоверения в подлинности и достоинстве преданий всего лучше было бы с точностью знать их начало, но оно нередко скрывается в туманной дали прошедшего. Теперь что делать?
Прежде нежели скажем, что должно делать, посмотрим, что делают. Одни обращают все внимание на то, что в преданиях есть темного и недостоверного, и отсюда выводят догадку, не суть ли оные дело если не просто человеческое, то по крайней мере преданное Провидением произволу людей и случайностям времени, и не позволительно ли освободить себя от дальней заботы о преданиях, тогда как имамы известнейшее пророческое и Апостольское слово (2Пет 1:19) в Богодухновенном Писании, могущее умудрити во спасение, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим 3:17). Другие, обращая внимание только вообще на заповедь соблюдать предания, без исследования, без рассуждения, слепо держат предания, как-нибудь упадшие на их руки, не стараясь дознать их подлинность, достоинство и чистоту. Что же должно делать? Должно остерегаться обеих крайностей, теперь указанных.
Священное Писание начато чрез Моисея. Как же до того в продолжение столь многих веков от начала мира сохранялась и распространялась истинная вера и учреждалось сообразное с нею Богослужение? По Преданию. Следственно, Предание было точно такое же орудие Божие ко спасению человеков, как и Священное Писание.
Священное Писание Нового Завета начато чрез Евангелиста Матфея, спустя восемь лет по вознесении Господнем на небо. Где же до того было Евангелие, основание догматов, учение жизни, устав Богослужения, законы управления церковного? В Предании. Писание, по свидетельству одного из священных писателей, именно Святаго Евангелиста Луки, есть только продолжение и неизменнее упроченный вид Предания. Якоже предаша нам, иже и сперва самовидны и слуги бывшие Словесе: изволися и мне поряду писати (Лк 1:2, 3).
Вы хотите все утверждать на незыблемом основании Священного Писания? Очень хорошо. Так и должно. Между тем откуда известно вам, какие книги суть священные и почему та или другая из них точно принадлежит к числу священных? Сие известно большею частью из Предания. Итак, самое Священное Писание пользуется пособием предания.
Если так важно истинное Предание — прежде Писания и вместе с Писанием, — то когда же могла бы уменьшиться его важность? Разве тогда, когда Писание, став на место Предания, сказало бы нам, что уже не нужно заботиться о Предании? Но Писание говорит противное сему: Стойте и держите предания, имже научистеся или словом, или посланием.
Впрочем, если даже Апостолов должно было испытывать в том, истинные ли они Апостолы, как сие видно из того, что в Откровении Святого Иоанна Сам Господь одобряет дело Ангела Ефесской Церкви, искусившаго глаголющаяся быти Апостолы и обретшаго их ложных (Откр 2:2), то кольми паче после Апостолов чрез столь многие руки, чрез столь многие века прошедшие предания нужно испытывать, суть ли они истинные Апостольские и святоотеческие и не подверглись ли неправым изменениям и чуждым применениям. Без сей осторожности наше служение Богу может подвергнуться тому же осуждению, которым Господь поразил фарисеев и книжников Иудейских, державших предания старец: Всуе чтут мя, учаще учением, заповедем человеческим: оставльше бо заповедь Божию, держите предания человеческая (Мк 7:7, 8).
Спросят, может быть, как же предохранить себя от сего осуждения? Как испытать предания и отличить несомнительное? Надежнейшее для сего и удобнейшее к употреблению правило извлекаю из приведенного теперь изречения Господня. Испытывай предание посредством слова Божия и посредством заповедей Божиих. Если предание противоречит слову Божию, если оно ведет тебя к нарушению заповеди Божией, то знай, что это человеческое, не истинное предание, что такое предание соблюдал бы всуе, между тем как нарушение заповеди Божией осудило бы тебя.
Другое правило для испытаний преданий можно извлечь из следующего изречения Святого Апостола Павла к Тимофею: Да увеси, како подобает в дому Божии жити, яже есть Церковь Бога жива, столп и утверждение истины (1Тим 3:15). Если Церковь есть столп и утверждение истины, то в ней должно искать истины и ею можно поверять требующую дознания истину, и особенно истину преданий, которых Церковь есть единое верное хранилище. Приемля Предание от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, стойте в нем, не колеблясь напрасными сомнениями, держите оное с упованием благоугодить Богу. Да держим, поучает Апостол, исповедание упования неуклонное, — не оставляюще своего собрания (Евр 10:23, 25), т.е. собрания Вселенской Православной Церкви, якоже есть неким обычай. Примечайте, братия, что еще в Апостольские времена были некие, имевшие обычай оставлять собрание Вселенской Церкви; не дивитесь, если и ныне встречаете неких, имеющих сей несчастный обычай. А если такие люди станут предлагать вам свое предание, то можете знать предварительно, что люди, оставившие Церковь, утверждение истины, конечно, предложат вам предание или ложное, или поврежденное, или по крайней мере краденое и неблагословенное, и, конечно, ложное не спасет, поврежденное не исцелит, краденое не обогатит, неблагословенное не принесет благословения.
Источник: Слово по освящении храма Живоначальныя Троицы в Московском Даниловом монастыре (1838 г.).
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим
Итак, твердо стойте и держите заповедь учения, коему научены от нас, или чрез слово, когда мы находились у вас, или чрез послание наше, когда мы писали к вам в отсутствии.
Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим
Отсюда ясно, что многое и без писем, чрез слово, то есть живым языком, а не только чрез послания апостолы передавали. Между тем и то, и другое равно достоверно. Поэтому мы должны признавать достоверным и церковное Предание. Есть Предание, больше и не ищи ничего. Здесь апостол показывает также, что много колеблющихся в вере.
Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим
Но раз таков план спасения, как бы продолжает Ап., Ф. должны, с своей стороны, оказаться достойными сего и твердо держаться преподанного им учения — «преданий» — τὰς παραδόσεις — учений, сообщенных им не как лишь личные воззрения, но как «весть» воспринятая свыше, причем безразлично, как бы эти учения не дошли до них — «словом» — или же «посланием». Под последним здесь несомненно разумеется наше 1 Ф.
Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента