Природа этого наказания охарактеризована здесь как вечная погибель. Слово, переведенное здесь как «вечный» (aiоnios), встречается в НЗ семьдесят раз. В некоторых случаях (Рим 14:24; 2Тим 1:9; Тит 1:2) оно может означать «века ограниченной продолжительности». Во всех остальных случаях оно означает «вечный, бесконечный». В Римлянам 14:25 этим словом описано бесконечное существование Бога.
Погибель никогда не означает уничтожение. Она означает потерю благосостояния, разорение в области, имеющей отношение к цели существования. Мехи для вина, о которых Господь Иисус говорил в Луки 5:37, «пропали» (здесь использовано однокоренное слово). Они не перестали существовать, но их существование утратило смысл.
Сторонники мнения о восхищении Церкви после великой скорби часто используют этот стих для подтверждения верности своих взглядов. В нем они видят утверждение, что верующие не обретут покой, а их гонители не будут наказаны до тех пор, пока Христос не вернется как Царь царей, что произойдет, по общему признанию, в конце периода великой скорби. Отсюда они заключают, что надежда верующих — это восхищение Церкви по окончании великой скорби.
Они проходят мимо того факта, что фессалоникийцы, которым это было написано, давно умерли и уже сейчас наслаждаются покоем рядом с Господом на небесах. Умерли и все их гонители и уже страдают в аду. Но почему же тогда Павел, как кажется, говорит о том, что этого не произойдет, пока Христос не вернется на землю в силе и великой славе? Только по той причине, что именно тогда наступит время, когда это все будет открыто явлено миру. Тогда-то мир увидит, что фессалоникийцы были правы, а их гонители заблуждались. Когда святые вернутся с Христом во славе, мир увидит, что они наслаждаются покоем. Погибель врагов Господа в конце периода великой скорби станет наглядным свидетельством обреченности всех, кто причинял страдания народу Божьему во все века.
Это поможет нам запомнить, что приход Христа как Царя царей — это время явления. Будет сдернуто покрывало, скрывавшее от глаз мира то, что являлось истиной испокон веков. О восхищении же такого сказать нельзя. Частью наказания нечестивых будет изгнание от лица Господа и от славы могущества Его. Погибнуть без Него — значит быть без Него всю вечность.
I. Он говорит, что уже здесь, на земле, они имеют блаженство и преимущества, связанные со скорбями, ст. 5. Страдания содействуют их усовершенствованию, в них испытывается их вера и упражняется терпение, так что они удостаиваются Царствия Божия. Их страдания были залогом того, что они достойны называться христианами, так как оказались способными страдать за Христа. Поистине, если религия чего-нибудь стоит, то она стоит всего, и те, кто не могут решиться пострадать ради нее, либо вообще не имеют религии, либо не знают, в чем состоит ее ценность либо не умеют ее ценить. Кроме того, их терпение в страданиях, с точки зрения праведного суда Божьего, делает их достойными небесной славы, достойными не на основании заслуг, но на основании соответствия, не потому, что они заслуживают неба, но потому, что становятся годными для него. Никакими страданиями и тем более никакими трудами мы не можем заслужить неба. Но терпением в скорбях мы подготавливаемся для радости неба, обещанной всем страдальцам за дело Христово.
II. Затем он говорит о будущем воздаянии, какое получат гонители и гонимые.
1. Этим будущим воздаянием будет:
(1) Наказание гонителей: Бог воздаст скорбью оскорбляющим вас, ст. 6. Нет ничего, что более верно отмечало бы человека, обреченного на вечную погибель, чем дух гонения и вражды против имени Божьего и Его народа. Как вера, терпение и стойкость святых в их страданиях являются залогом их вечного покоя и вечной радости, так гордость, злоба и нечестие их преследователей — залогом их вечной погибели. Ибо каждый человек носит в себе и вынесет с собой из этого мира либо свое небо, либо свой ад. Бог воздаст скорбью тем, кто причинял скорбь Его народу. Он делает это иногда и в этой жизни, свидетельствуя об ужасном конце многих гонителей. Но главным образом Он совершит это в будущем мире, где уделом нечестивых будет плач и скрежет зубов.
(2) Вознаграждение гонимых: Бог воздаст им отрадою (англ. покоем. — Прим. переводчика), ст. 7. Это тот покой, что еще остается для народа Божьего, покой от греха и скорби. Хотя теперь много скорбей у праведного, однако от всех их избавит его Господь. Будущий покой с избытком восполнит все его скорби в настоящее время. Нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется тогда. В небе достаточно благ, чтобы компенсировать все, что мы потеряли или выстрадали в этом мире во имя Христа. Апостол говорит: ... а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами... В небесах служители будут покоиться вместе со всем народом Божиим, все, кто страдал здесь, на земле, будут вместе радоваться на небе; самый наименьший христианин будет покоиться вместе с величайшим апостолом. Более того, если мы страдаем со Христом, то будем и царствовать с Ним, 2Тим 2:12.
2. Относительно будущего воздаяния надо заметить:
(1) Его непременность, доказываемая праведностью и справедливостью Божией: Ибо праведно пред Богом (ст. 6) воздать каждому по его делам. Мысль об этом должна устрашать всех нечестивых гонителей и ободрять гонимых праведников, ибо если существует праведный Бог, то будет и праведное воздаяние. Страдающие дети Божии ничего не потеряют по причине своих страданий, а их враги ничего не приобретут через свое преимущество перед ними.
(2) Время, когда совершится это праведное воздаяние: ...в явление Господа Иисуса с неба... ст. 7. Это будет день откровения праведного суда от Бога, ибо тогда Бог будет судить мир по правде посредством предопределенного Им Мужа, то есть Иисуса Христа, праведного Судии. Праведность Божия, проявляющаяся сейчас в делах Его промысла, не так ясно видна всем людям, как она будет явлена в процессе великого судного дня. Священное Писание определенно свидетельствует нам о том, что будет праведный суд Божий, и мы обязаны принимать откровение, данное нам здесь относительно Христа, а именно:
[1] Что в тот день Господь Иисус явится с неба. Сейчас небеса содержат Его, скрывают. Но в тот день Он откроется, станет видимым. Он придет в силе и великолепии вышнего мира, откуда мы ожидаем Спасителя.
[2] Он явится со Своими могущественными ангелами, или с Ангелами силы Его, ст. 7. Они будут сопровождать Его, придавая торжественность этому великому дню явления Его; будут служителями Его справедливости и милости в тот день; будут созывать преступников на Его суд и собирать избранных, а также будут исполнителями Его приговора.
[3] Он придет в пламенеющем огне, ст. 8. Огонь будет идти перед Ним, попаляя Его врагов. Земля и все дела на ней сгорят, стихии, разгоревшись, разрушатся от палящего жара. Это будет огонь испытывающий — для испытания дел всех людей, очищающий — для очищения святых, которым надлежит участвовать в чистоте и блаженстве нового неба и новой земли, и поядающий огонь — для нечестивых. Для всех тех, кто окажется соломой в тот день, Его свет будет проницающим и Его сила — сожигающей.
[4] Для одних это явление будет устрашающим, а для других радостным.
Во-первых, для одних это будет страшный день, ибо тогда Он будет совершать отмщение нечестивым.
1. Тем, кто грешил против законов естественной религии и противился свету природы, кто не познал Бога, хотя невидимое Его через рассматривание творения видимо, ст. 8.
2. Тем, кто восстает против света откровения, кто не покоряется благовествованию Господа нашего Иисуса Христа. Суд будет состоять в том, что свет пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет. В этом преступлении окажутся повинными многие те, кто не хочет верить Евангелию, и те, которые притязают на то, что верят, но не повинуются ему. Примечание: веровать в истины Евангелия надо для того, чтобы покоряться его предписаниям, требуется послушание веры. Для упомянутых здесь людей явление нашего Господа будет страшным, потому что они будут осуждены на погибель, ст. 9. Заметьте здесь:
(1) Они подвергнутся наказанию. Хотя наказание грешников может долго откладываться, однако в конце концов они будут наказаны. Их наказание будет соответственным их преступлениям, они получат только то, что заслужили. Они делали греховные дела и должны принять возмездие за грех.
(2) Наказанием их будет не что иное, как вечная погибель, не уничтожение их самих, но лишение блаженства, не только для тела, но и для души.
(3) Эта погибель будет вечной. Они будут всегда умирать, и никогда не умрут. Их наказание будет длиться в течение всей вечности. Цепи тьмы — это вечные цепи и адский огонь — это вечный огонь. Это наказание неизбежно должно быть таковым, так как налагается вечным Богом на бессмертные души, оказавшиеся вне Божией милости и благодати.
(4) Эта вечная погибель придет от лица Господа, то есть непосредственно от Самого Бога. Сейчас Бог наказывает грешников посредством творений, Своих орудий; но тогда Он возьмет это дело в Свои собственные руки. Это будет погибель от Всемогущего, более страшного, чем огонь, который вышел от Господа и сжег Надава и Авиуда.
(5) Она придет от славы могущества Его, или от Его славного могущества. Не только праведность Божия, но и Его славное всемогущество прославится в погибели грешников, и кто знает силу гнева Его? Он может повергнуть в геенну.
Во-вторых, для других, а именно, для святых, для тех, кто веровал в Евангелие и повиновался ему, это будет радостный день. Тогда подтвердится свидетельство апостола об этом дне, ст. 10. В этот светлый благословенный день:
1. Христос будет прославлен Своими святыми, вызовет их удивление. Они будут созерцать Его славу и восхищаться Им, будут прославлять Его благодать и восхищаться чудесами Его силы и благости к ним, воспоют Ему аллилуйя в этот день Его торжества за совершенную в них победу и за дарованное блаженство.
2. Христос будет прославлен и явится дивным в Своих святых. Его благодать и сила будут прославлены и возвеличены в тот день, когда откроется, что Он приобрел для всех верующих в Него, что сотворил в них и что излил на них. Как сила гнева Его проявятся в погибели Его врагов, так сила благодати Его возвеличится в спасении святых. Заметим: то, что совершит Христос в верующих в Него, вызовет некогда удивление мира. И теперь они являются удивлением для многих, но какое они вызовут удивление (или, точнее, Христос, Чье имя Чудный) в тот великий славный день, когда совершится тайна Божия! Христос не столько будет прославлен в ангелах, которых приведет с Собою с неба, сколько в святых Своих, Своих многих сынах, которых приведет в славу.
которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его
В каком месте будет геенна? По моему мнению, где-нибудь вне всего этого мира. Как царские темницы и шахты бывают вдали, так и геенна будет где-нибудь вне этой вселенной. Итак, станем спрашивать не о том, где она находится, но как избежать ее; а также — на том основании, что Бог не всех наказывает здесь, — ты не должен не верить будущим наказаниям: ведь Он человеколюбив и долготерпелив, потому угрожает и не тотчас ввергает в геенну. Не хочу смерти грешника (Иез 18:32), говорит Он. А если нет смерти для грешника, то это напрасно сказано. Знаю, что для вас всего неприятнее речь о геенне, но для меня нет ничего приятнее этого.
Источник: Гомилии на Послание к Римлянам
иже муку приимут, погибель вечную от лица Господня, и от славы крепости Его
Здесь объясняет Апостол, в чем будет состоять отмщение и как оно постигнет их. Муку приимут — понесут праведное по делам наказание, которое будет крайне болезненно, так что его лучше нельзя охарактеризовать, как назвав погибелью вечною. Слова: скорбь оскорбляющим — указывают только на нечто чувствительно неприятное; дающаго отмщение — дают предчувствовать грозность присуждения наказания, но не определяют его; во огни пламенне — если понимать сии слова, как орудие наказания, полнее определяют, что это будет за наказание. Но здесь уместно еще ожидание прекращения мучений. Когда же сказал: муку приимут, погибель вечную; то, этим довершив изображение картины горькой участи неверов и грешников, окончательно поражает их, присуждая им вечную безотрадность.
Погибель вечная, — прежде (1 Сол. 5:3) всегубительство, — есть вечное погибание. Будут чувствовать, что окончательно гибнут, и между тем носить убеждение, что никогда не погибнут, в каждый момент снова будто рождаясь для новых мучений: «Будут страдать и не истощаться; самый огонь будет некоторым образом возрождать их, чтоб потом пожирать» (Амвросиаст).
«Есть много людей, которые возлагают благие надежды не на то, что они воздерживаются от грехов, а на то, что полагают, будто геенна не так страшна, как говорят о ней, но слабее той, какою угрожают нам, и притом временна, а не вечна; и много умствуют по этому поводу. Между тем я со всех сторон могу представить доказательства, что она не только не слабее того, как ее представляют в угрозах, а еще гораздо ужаснее. Для подтверждения сего довольно того опасения, какое возбуждают одни слова о геенне, если мы даже не будем раскрывать их смысла. А чтоб удостовериться, что она не временна, послушай, что говорит здесь святой Павел о людях, неведущих Бога и неверующих в Евангелие, именно, что они приимут погибель вечную. Каким же это образом вечное может сделаться временным?» (Златоуст). «Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений?» (Феофилакт).
От лица Господня, по еврейскому идиому (обороту речи, который невозможно перевести дословно), то же, что от Господа, от Самого Господа, а не чрез посредников, лично услышать от Него приговор, и силою Его ввержены будут в геенну. Подобное значение в Деяниях, где выражается ожидание времен прохладных от лица Господня (Деян 3:20). Не просто же сказал: от Господа, — а от лица Господня, чтоб означить страшность Судии Господа для Неверов и грешников и при этом неумытность (неподкупность) суда и отмщения. Страшно будет взглянуть им в лице Господу: оно погонит их, или они побегут, чтобы только не встретить лица Его. Ибо очи Его «пламень огня» (Откр 19:12).
От славы крепости Его, от мощи Его славной, или от славы мощной. Этим выражается грозное величие Всемогущего Судии, яко Бога. «Не просто приидет, но со славою крепкою. И слава Его не без мощи будет, и мощь не без славы; то есть Он явится как Царь Всемощный» (Феофилакт).— Лице означает грозность; но грозность без силы — ничто. У Судии в последний день будет явно то и другое. Неверы и грешники не гнев только грозный и неумолимый увидят на лице Господа Судии, но и мощь беспредельную, которая покарает их, ввергнув в муку, из коей никто уже не изымет их никогда. То и другое ощутят они, — проникнутся чувством и грозности, и беспредельной силы карающей и, подавлены быв сим чувством, отражены будут от Него, как молниею, лишь только изыдет из уст Его грозное решение участи их: отыдите от Мене, и низринутся в геенну. Но то же самое лице и та же самая сила будут разливать неизъяснимую отраду в сердцах всех уверовавших и пребывших верными вере. Святой Златоуст пишет: «Апостол хочет здесь выразить, что наказание грешников легко совершится, что для сего не нужно великих усилий, а довольно будет только прийти и явиться Господу, и всех виновных постигнет наказание и мука. Пришествие Его для одних принесет радость, а для других мучение».
Слова: от лица Господня и от славы крепости Его, — некоторые из инославных толковников западных перефразируют так: будучи удалены от лица Господня и от славы Его, — полагая, что в этом и будет состоять мука вечная. Мысль эта, по строю речи, здесь неуместна, и вообще неверна. Точно, будущие наказания утяжелятся тем, что грешные удалены будут от лица Божия, зрением Коего услаждаться будут праведники, но состоять будут не в этом одном. И внешнее их положение будет безотрадно не по причине только отсутствия благ, но и по причине положительных мучений. Подобно как и блаженство праведных, при всеублажающем лицезрении Божием, будет иметь и внешнюю обстановку всю такую, какой прилично быть при том лицезрении.
Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его
Ибо они подвергнутся наказанию, и притом не временному, ибо то будет век не временный, но в погибели вечной, от лица Господа нашего Иисуса Христа, Который претерпел от них поругания и подвергся от них оскорблениям, — и от славы силы Его, то есть от славы, коею будут облечены Ангелы и окружающие Его Силы.
Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам
которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его
Итак, вечная мука несомненна для упорных грешников: это известно как отсюда, так и из многих других мест Священного Писания. Но Бог прославится при втором Своем пришествии во всех святых Своих в Своей бесконечной благости; апостол верил, что и обращенные им христиане верно сподобятся Небесного Царствия в страшный день Суда (уверися свидетельство наше в вас, в день он). Об этом он и молился всегда. Помолись, апостоле Христов, и о нас, да и нас сподобит Бог наш небесного звания.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
которые подвергнутся наказанию, вечной погибели
Итак, где оригенисты, баснословящие о конечности мучений? Его, то есть мучение, Павел назвал вечным. Каким же образом у вас вечное может быть временным?
от лица Господа и от славы могущества Его
Здесь апостол показывает легкость, с какой это совершится. Для этого, говорит, не нужно каких-либо усилий, но достаточно явиться Богу, — и всех непослушных постигнет наказание. Один вид Его и пришествие будет для одних светом, для других — наказанием. Ибо Он не просто приидет, но со славой крепкой. И слава Его не без могущества будет, и могущество не без славы. То есть Он явится как Царь Всемогущий.
Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его
«Вечная погибель»… Раз мы будем иметь в виду учение Ап. P. о грядущем веке, который должен всецело занять место «сего века», то погибель, конечно, будет вечная. Слово «от лица» здесь носит локальный смысл, и указывает на вечное удаление от лица Божия.
Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам
См. также Толкование на 2 Сол. 1:3
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента