Библия - 2Фес. 1:3 (2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами,


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

ευχαριστει ν praes. act. inf. от ευχαριστεω (#2373) благодарить (P. Τ. O'Brien, "Thanksgiving and the Gospel in Paul", NTS 21 [1974]: 144-55). οφειλομεν praes. ind. act. от οφειλω (#4053) быть обязанным, с inf. Это слово обозначает особую, личную обязанность, не вызванную положением вещей (Best); "мы обязаны перед Богом" (Moore). О необходимости и уместности благодарности, особенно во время преследований, см. Roger D. Aus, "The Liturgical Background of the Necessity and Propriety of Giving Thanks According to II Thess. 1:3", JBL 92 (1973): 432-38. παντοτε (#4121) всегда, καθως (#2777) подобно тому, как. Это слово имеет легкий оттенок причинности, оно подводит итог и объясняет обязанность благодарить (Frame), αξιον (#545) подобающий. Это слово значит, что благодарность соответствует обстоятельствам (Moore), υπεραυξανει praes. ind. act. от υπεραυξανω (#5647) расти обильно, перерастать, разрастаться. Это образ дерева веры, которое разрастается во все стороны (RWP). Предложное сочетание усиливает и преувеличивает обычное значение слова (Best; Bruce; ΜΗ, 326). πλεοναζει praes. ind. act. от πλεοναζω (#4429) увеличивать, εκαστος (#1667) каждый, αλληλων (#253) друг друга, возвратное pron.


Учебная Библия МакАртура (2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

1:3 должны благодарить Духовная обязанность — благодарить Бога в молитве за совершаемые Им великие дела в жизни Его святых. Она была присуща послушным фессалоникийцам, которые возросли в вере и любви со времени первого послания. Это явилось непосредственным ответом на молитвы Павла (ср. 1Фес 1:3; 3:12).


Комментарии МакДональда (2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

1:3 Письмо начинается со слов благодарности за святых. Читать их — значит слышать биение сердца истинного слуги Христа, радующегося о своих любимых духовных детях. Благодарение было для Павла его постоянным долгом перед Богом, а, учитывая веру и любовь христиан, этот долг был еще и справедливым. Их вера делала поразительные успехи; каждый из них, без исключения, проявлял все больше любви к другим. Это был ответ на молитву апостола (1Фес 3:10,12).

Обратите внимание на последовательность: сначала вера, потом любовь. «Вера приводит нас в соприкосновение с вечным источником любви в самом Боге, — пишет Ч. Х. Макинтош, — и, как неизбежное следствие этого, наши преисполненные любви сердца начинают тянуться ко всем, принадлежащим Ему».


Толкование Мэтью Генри (2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

Стихи 1−4. Здесь содержатся:

I. Введение (ст. 1−2), аналогичное введению предыдущего послания. Повторение тех же самых слов и выражений, которые встречались в первом послании, показывает нам, что служители должны не столько заботиться о разнообразии языка и изяществе стиля, сколько о том, чтобы проповедовать истинные и полезные доктрины. И должны при этом остерегаться, чтобы в погоне за новыми методами проповедования и новой фразеологией не ввести понятий и учений, противоречащих основам христианской веры, на которых были утверждены как церковь в Фессалонике, так и все истинные церкви, то есть церкви, находящиеся в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе.

II. Высказывание Павла о том, какое высокое мнение он имел о фессалоникийцах. Он не только питал к ним глубокую привязанность (которую выразил в своем первом послании и опять проявляет ее в своем благочестивом пожелании им благодати и мира), но и высоко ценил их.

1. Каким образом он выражает свое уважение к ним.

(1) Он прославляет Бога за них (ст. 3): Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия... Апостол предпочел выразить свое одобрение фессалоникийцам в форме благодарности Богу, а не похвалы в их адрес; что составляло предмет его радости, он почел необходимым сделать предметом благодарения Богу. Это вполне справедливо, так и должно делать, ибо мы обязаны благодарить Бога за все доброе, что находим в себе и в других; это не только акт нашей доброжелательности к нашим братьям, но и наш долг перед Богом — благодарить за них Бога.

(2) Кроме того, он хвалится ими в церквах Божиих, ст. 4. Апостол никогда не льстил своим друзьям, но ему доставляло удовольствие говорить о них хорошо, с целью прославления Бога и ради ободрения других. Павел не хвалился ни своими собственными дарами, ни своим трудом среди них, но хвалился благодатью Божией, что излилась на них, поэтому его похвала была доброй — все одобрение он отсылал в их адрес, для себя же находил удовольствие в том, чтобы благодарить и прославлять Бога.

2. За что Павел одобрял фессалоникийцев и благодарил за них Бога: за возрастание их веры, любви и терпения. В предыдущем послании (1Фес 1:3) он благодарил за их веру, любовь и терпение, здесь же за то что они возрастают в этих добродетелях, за то что они были не только искренними христианами, но и растущими духовно. Заметьте: там, где есть истинная благодать, будет и рост в благодати. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. А где есть возрастание в благодати, там вся слава должна принадлежать Богу. Мы так же обязаны Богу за совершенствование в благодати и за прогресс в добрых делах, как и за самый первый труд благодати в нас, за самую начальную благодать. Мы можем впадать в искушение воображать о себе, что хотя мы и не могли сделать себя хорошими, когда были плохими, но, став хорошими, можем сами себя сделать еще лучше. Однако мы так же зависим от благодати Божией в деле нашего духовного роста, как зависели от нее, когда еще ничего не имели. Предметом благодарности и прославления апостола за фессалоникийцев было следующее:

(1) Возрастание их веры, ст. 3. Они были утверждены в истине евангельских откровений, убеждены в евангельских обетованиях и в уповании на мир иной. Рост их веры проявлялся в делах веры, а где вера растет, там и другие добродетели растут соответственно.

(2) Умножение их любви, любви к Богу и ближнему, ст. 3. Примечание: где возрастает вера, там будет изобиловать и любовь, ибо вера действует любовью. Причем их любовь возрастала в каждом как друг к другу, так и ко всем, а не только к некоторым. Среди них не было разделений, как в других церквах.

(3) Их терпение, которое, так же как и вера, возрастало в гонениях и скорбях. А терпение тогда имеет свое совершенное действие, когда оно переносит все испытания. Фессалоникийцы претерпели много преследований за правду, а также и другие скорби, связанные с этим бедственным временем. Все они выдержали с верой, как бы видя Невидимого и взирая на воздаяние. И все это они вынесли с терпением, не с апатией, а с терпением, проистекающим из христианских принципов, которые хранили их спокойными и покорными, сообщали им внутреннюю силу и поддержку.


Толкование отцов церкви (2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

Как же, ты спросишь, может возрастать вера? Как? Когда мы терпим ради нее какие-нибудь бедствия. Поэтому много значит оставаться непреклонным в вере и не колебаться помыслами. Когда усиливаются порывы ветров, когда идут проливные дожди, когда со всех сторон поднимается жестокая буря, когда сгущаются волны, и мы, несмотря на это, остаемся непоколебимыми, то это служит признаком не чего-либо другого, как только того, что возросла, и превозросла, и более возвышенною сделалась наша вера.

Источник: Гомилии на 2-е послание к Фессалоникийцам

Феофан Затворник (1815−1894)

Благодарити должны есмы Бога всегда о вас, братие, якоже достойно есть, яко превозрастает вера ваша, и множится любовь единаго коегождо всех вас друг ко другу

«Апостол изображает похвалу в виде благодарности и как удивляется вере их в Бога, так удивляется и любви их к ближнему, а тем и другим свидетельствует о совершеннейшей их добродетели» (Феодорит).

«Видишь, каково преспеяние солунян, что Апостол благодарение за них воссылает Богу, — не за то, что просто веруют, но что превозрастает вера их, и не за то, что просто любят, но что богатеют в любви» (Дамаскин).

Благодарити Бога … Хочет хвалить за преуспеяние в христианской жизни, но, сознавая, что сей успех от Бога, к Нему первее относится с благодарением, располагая к тому же и солунян. Таким образом, и хвалит, и отсекает позывы к самохвалению. Вместе с тем, указывая источник их совершенств в Боге, налагает на совесть обязательство — блюсти их, как дар свыше, и усовершать, как вверенный талант.

Должны есмы. «Исповедует себя должником Богу за успех» (Амвросиаст). Совесть апостольская обязывает к тому. Апостолы глубоко к сердцу принимали всякий успех христиан. Не внешно относились к делу христианства, а сердцем прилежали к нему. Не так, что проповедь — сказана, Евангелие — возвещено, а там, как себе всякий хочет. Они считали своим долгом не возвестить только о Христе, но укоренить христианство в сердцах и ввести его в жизнь. Почему всеусердно заботились о том и непрестанно молились, а затем радовались, когда исполнялось их желание, и благодарили за то Бога. И о солунянах молился Апостол, чтоб Бог преисполнил их христианскими добродетелями (1 Сол. 2:12; 3:12). Теперь, видя, что его благожелания и молитвы исполняются, благодарит за то Бога.

Якоже достойно есть. Или — благодарить должны, как и следует, как долг велит, по справедливости. Сознавая, что успех ваш от Бога, по справедливости и долгу обязаны мы благодарить Бога, ибо успех ваш — и наше благо. Или — благодарить должны по достоинству, достодолжно, в такой мере, в какой великим считаем благом ваше преспеяние, «чтоб за неоцененный дар величайшее воздать благодарение» (Амвросиаст). — То и другое можно совместить в следующей мысли: как требует светлое состояние ваше в христианстве, которое (состояние) от Бога. Несправедливо разлучать эти черты и, принимая одну, отвергать другую. Они в жизни неразлучны. Кто не восчувствовал блага, тот не станет благодарить; а кто восчувствовал, тот вместе с тем сознает себя обязанным благодарить и старается выразить свою благодарность соответственно чувству блага полученного. Древние толковники и не разлучают их, а принимают то и другое. Экумений: «Или «праведно» — есть или «весьма много», как следует благодарить Того, Кто даровал такие великие блага». Феофилакт: «Сказал так для того, чтоб мы не возносились и самою благодарностию, как бы делали этим нечто особенное, ибо тут мы делаем то, что должны делать. Почему назвал это дело (благодарность) долгом. Или говорит так для того, чтоб внушить, что благодарить должно и словом, и делом, ибо только такая благодарность есть настоящая благодарность».

Из этого действия святого Павла, что он Бога благодарит за успех солунян в христианстве, несмотря на скорби и гонения, блаженный Феофилакт выводит следующие уроки: «Трем вещам научает нас здесь Апостол: если что окажется в нас исправное, то мы не себя за то должны честить, но Бога благодарить и, Ему все приписывая, не возноситься тем; если кто страждет, то это не плача и слез достойно, а благодарения к Богу, — и этим (страждущим) надо радоваться, а не падать в духе; не должно завидовать тем, кои являются преуспевшими, а радоваться о том и благодарить Бога за своих братий, — так что уязвляющиеся добром, которое видят в других, Самого Бога бесчестят». «Если Павел благодарит Бога за чужие блага, то что должно постигнуть тех, которые не только не благодарят, но еще терзаются завистию?» (святой Златоуст).

Так к Богу возносит Апостол ум солунян, чтоб отвлечь их внимание от внешних скорбей. С тою же целию и в них самих он указывает не на что другое, а на веру и любовь, говоря как бы: не смотрите на внешнее, каково бы оно ни было, а смотрите лучше на те сокровища, какие зреют в сердце вашем, под сим внешним гнетом. Вера и любовь, точно, суть сокровища христианского сердца, об умножении и хранении коих у христиан должна быть первая и главная забота.

Вера превозрастает, любовь множится, или богатеет, расширяя круг деятельности в разнообразии дел любви и в количестве лиц, ею согреваемых и благодетельствуемых. Вера, в себе пребывая, есть основа, точка опоры и отправления для любви — растет, пребывая непоколебимою среди искушений и бед. Любовь ширится на основании веры, множась, как цветы на хорошей почве.

Говоря: «вера превозрастает», Апостол дает мысль, что она поднимается выше всех неприятных случайностей, перерастает их, стоит, как утес, среди волн несокрушимый. Беды за веру глубже внедряют веру в сердце и делают ее непоколебимою. Тут она входит в сок и кровь и становится неотделимым элементом жизни. Оттого дорогою бывает и хранится, как жизнь, и потеряна или отнята быть не может даже и вместе с жизнию. Апостол и ставит умножение бед признаком возрастания веры. Святой Златоуст пишет: «Когда усиливаются порывы ветров, когда идут проливные дожди, когда со всех сторон поднимается жестокая буря, когда сгущаются волны, и вы, несмотря на это, остаетесь непоколебимыми, то это служит признаком не чего-либо другого, как только того, что возросла и превозросла, и более возвышенною сделалась вера ваша. Подобно тому, как при наводнении все низменные места покрываются водою, а возвышенные остаются недостижимыми для нее, — так и вера, которая достигла известной высоты, уже не ниспадает. Посему-то не сказал Апостол: возрастает, но: превозрастает.

Надо заметить, что вера у солунян росла в силе и напряжении; это не мешало, однако ж, некоторым предметам веры быть неверно понимаемыми. Апостол знал, что так было, и, однако ж, свидетельствует, что вера их превозрастает. Вера может быть сильна и при неполноте содержания. Сильная вера, стоя непоколебимо в усвоенных истинах, питает готовность охотно принять и хранить всякую истину, которая во Христе Иисусе. Таковая по ошибке может принять за истину и какие-либо неправые мысли, но вместе чужда упорства — стоять в однажды принятом, хотя бы обличаема была и неправость того, а тотчас оставляет ложь, как только она разъяснена бывает. Апостол пишет к ним как к таковым.

Множится любовь. Общие скорби теснее сближают скорбящих за одно и то же. Далее скорби вызывают сострадание, сострадание — взаимное вспомоществование и поддерживание, что и есть дело любви. Так скорби усиливали любовь; любовь же в свою очередь облегчала страдания и придавала мужество. «Видишь ли, — говорит святой Златоуст, — что в скорбях помогает нам и то, когда мы взаимно ограждаем и поддерживаем друг друга. Это доставляет тоже великое утешение».

Единаго коегождо вас друг ко другу. Столько речений употреблено, чтобы выразить, что у них в любви никто другому не уступал; все равно пламенели ею, друг пред другом ревнуя о ней. И она всех их тесно связывала, как братьев или членов одной семьи. «Апостол показал сим, — говорит Экумений, — что взаимная друг ко другу любовь была равна у всех их, и никто не имел ее ни больше, ни меньше». Указывая на то же, святой Златоуст выводит из того и очень назидательный урок о неуместности между христианами исключительной к некоторым любви. «Обрати внимание на любовь солунян. Они не так поступали, чтобы одного любить, а другого нет; напротив, их любовь была равна ко всем. Ибо на то указывает Апостол, когда говорит единаго коегождо вас друг ко другу; потому что их любовь в равной мере простиралась на всех как на членов одного тела. Правда, и в наше время мы находим любовь между многими, но такую любовь, которая бывает причиною раздора. Ибо когда мы будем по два или по три соединяться между собою, и эти два, или три, или четыре будут находиться между собою в большем согласии, а от всех прочих будут отделяться, так что между теми и другими уже не будет взаимного содействия и во всем доверия, то это будет расторжение любви, а не любовь. Если любовь, которая должна распространяться на всю Церковь Божию, сосредоточим мы на одном или двух только, то этим повредим и самим себе, и им, и вообще всем. Какая польза от того, что такого-то ты любишь весьма сильно? Это любовь человеческая. А если не человеческая, но ты любишь его для Бога, то люби также и всех. Ибо Бог заповедал столько же любить и врагов. Если же Он заповедал любить врагов, то тем более тех, которые нас ничем не огорчили».

Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

Благодарить должны мы всегда Бога за вас, потому что слышим, что возрастает вера ваша, посредством терпения вашего, и со дня на день умножается любовь каждого из вас друг к другу, при взаимном вашем старании о сем.

Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам

Иоанн Кронштадтский (1829−1908)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

О, если бы мы, пастыри стада Христова, могли сказать то же, что и апостол. Но мы, кажется, лишены этого счастия: в наше время многие из христиан живут почти без веры; любовь также на самой низшей степени у большей части последователей Христовых, если только можно назвать таковых последователями.

Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия

Трем вещам научает здесь апостол: если что окажется в нас исправное, то мы не себя за то должны хвалить, но Бога благодарить, и, Ему все приписывая, не возноситься тем; если кто страждет, то это не плача и слез достойно, а благодарения к Богу, — и страждущим надо радоваться, а не падать духом; не должно завидовать тем, кои являются преуспевшими, а радоваться о том и благодарить Бога за своих братий, — так что уязвляющиеся добром, которое видят в других, Самого Бога бесчестят. Выражение по справедливости апостол употребил для того, чтобы мы не возносились и самой благодарностью, как бы делая этим нечто особенное; ибо тут мы делаем то, что должно делать. Почему назвал благодарность справедливостью. Или говорит так для того, чтобы внушить, что благодарить должно и словом, и делом; ибо такая благодарность есть настоящая благодарность.

потому что возрастает вера ваша

Если нахлынувший поток искушений за веру не потопил вас, то это служит признаком не чего-либо другого, как того, что вера ваша возросла и сделалась более возвышенной. Подобно это тому, как и в древнем потопе возвышенные места не скоро были затоплены. Посему и сказал: возрастает, чтобы указать на значительную высоту веры.

и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

Обрати внимание на любовь фессалоникийцев. Они не так поступали, чтобы одного любить, а другого нет, напротив, их любовь во всем была равна ко всем. На это указывает апостол, когда говорит: каждого и: друг ко другу. Ибо, если мы любим только некоторых, то это не любовь, а расторжение любви. Если ты любишь для Бога, то люби всех; если же любишь только некоторых, то это дружба человеческая. Заметь, что тесное общение и взаимное поддерживание много помогают в скорбях.

Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.

Августин (354−430)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

Не было бы никакой заслуги у людей, избирающих Христа, если бы их, избирающих, не предваряла бы благодать Божия. Потому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, говорит: А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем (1 Сол. 3:12). Это благословение: любить друг друга — нам дал Тот, Кто прежде дал нам закон, чтобы мы возлюбили друг друга. Наконец, в другом месте, к ним же обращаясь (ибо, несомненно, в некоторых из них уже было то, что он благословлял их обрести), Павел говорит: Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша и умножается любовь каждого друг к другу между всеми вами.

Источник: О благодати и свободной воле.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами

ὀφείλομεν εὐχαριστεῖν — «благодарити должны есмы» (2 Сол. 2:13). Οφείλω указывает на «специальное, личное обязательство» (Westcott, The Epistles of. st. John, стр. 50. 1902), на долг со стороны. Ап. благодарит Бога за духовный рост своих последователей. Kαθὼς ἄξιόν ἐστιν — яко же достойно есть. Здесь нет никакой тавтологии. «Мы можем сказать, пишет Лайтфут, что ὀφείλομεν указывает на божественную, а Kαθὼς ἄξιόν ἐστιν не человеческую сторону обязательства. Мы можем это место перефразировать так: это не только долг по отношению к Богу, который нам предписывает наша совесть, но оно (благодарение) заслужено также и вашим поведением» (Lightfoot, Notes, стр. 97). Далее, здесь упомянуты лишь две христ. добродетели — вера и любовь. В первом послании (2 Сол. 3:10) Ап. выражал опасение касательно того, «что недоставало вере» Ф; здесь же он благодарит Бога за то, что вера их «возрастает». Слова «любовь каждого друг к другу между всеми вами» показывают, как хорошо Ап. знал лично всех членов Ф. общины (1 Сол. 2:11), и как подробно сообщено было Ап. относительно состояния церкви в Ф-ке.

Ст. 3−12 Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами в доказательство того, что будет праведный суд Божий, чтобы вам удостоиться Царствия Божия, для которого и страдаете. Ибо праведно пред Богом — оскорбляющим вас воздать скорбью, а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его, когда Он приидет прославиться во святых Своих и явиться дивным в день оный во всех веровавших, так как вы поверили нашему свидетельству. Для сего и молимся всегда за вас, чтобы Бог наш соделал вас достойными звания и совершил всякое благоволение благости и дело веры в силе, да прославится имя Господа нашего Иисуса Христа в вас, и вы в Нем, по благодати Бога нашего и Господа Иисуса Христа

Здесь содержатся благодарение и молитва Ап. за Ф. церковь. Ап. благодарит Бога за прогресс в вере и любви, сделанный Ф., и говорит, что он хвалится ими в церквах Божиих. Упоминание о гонениях на Ф. дает случай Ап. сказать несколько слов о спасительном значении страданий и о наказании «оскорбляющих». Весь отдел заканчивается молитвою Ап. за Ф. христиан.

Источник: Толковая Библия. Толкование на Второе послание Святого Апостола Павла к Фессалоникийцам


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(2 Фессалоникийцам 1 глава 3 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно