Благодать и мир исходят от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Благодать предшествует миру; мы должны познать Божью благодать прежде, чем получим Его мир. Павел говорит, что источник этих благословений — Бог Отец наш и Господь Иисус Христос, указывая тем самым на равенство Отца и Сына.
I. Введение (ст. 1−2), аналогичное введению предыдущего послания. Повторение тех же самых слов и выражений, которые встречались в первом послании, показывает нам, что служители должны не столько заботиться о разнообразии языка и изяществе стиля, сколько о том, чтобы проповедовать истинные и полезные доктрины. И должны при этом остерегаться, чтобы в погоне за новыми методами проповедования и новой фразеологией не ввести понятий и учений, противоречащих основам христианской веры, на которых были утверждены как церковь в Фессалонике, так и все истинные церкви, то есть церкви, находящиеся в Боге Отце нашем и Господе Иисусе Христе.
II. Высказывание Павла о том, какое высокое мнение он имел о фессалоникийцах. Он не только питал к ним глубокую привязанность (которую выразил в своем первом послании и опять проявляет ее в своем благочестивом пожелании им благодати и мира), но и высоко ценил их.
1. Каким образом он выражает свое уважение к ним.
(1) Он прославляет Бога за них (ст. 3): Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия... Апостол предпочел выразить свое одобрение фессалоникийцам в форме благодарности Богу, а не похвалы в их адрес; что составляло предмет его радости, он почел необходимым сделать предметом благодарения Богу. Это вполне справедливо, так и должно делать, ибо мы обязаны благодарить Бога за все доброе, что находим в себе и в других; это не только акт нашей доброжелательности к нашим братьям, но и наш долг перед Богом — благодарить за них Бога.
(2) Кроме того, он хвалится ими в церквах Божиих, ст. 4. Апостол никогда не льстил своим друзьям, но ему доставляло удовольствие говорить о них хорошо, с целью прославления Бога и ради ободрения других. Павел не хвалился ни своими собственными дарами, ни своим трудом среди них, но хвалился благодатью Божией, что излилась на них, поэтому его похвала была доброй — все одобрение он отсылал в их адрес, для себя же находил удовольствие в том, чтобы благодарить и прославлять Бога.
2. За что Павел одобрял фессалоникийцев и благодарил за них Бога: за возрастание их веры, любви и терпения. В предыдущем послании (1Фес 1:3) он благодарил за их веру, любовь и терпение, здесь же за то что они возрастают в этих добродетелях, за то что они были не только искренними христианами, но и растущими духовно. Заметьте: там, где есть истинная благодать, будет и рост в благодати. Стезя праведных — как светило лучезарное, которое более и более светлеет до полного дня. А где есть возрастание в благодати, там вся слава должна принадлежать Богу. Мы так же обязаны Богу за совершенствование в благодати и за прогресс в добрых делах, как и за самый первый труд благодати в нас, за самую начальную благодать. Мы можем впадать в искушение воображать о себе, что хотя мы и не могли сделать себя хорошими, когда были плохими, но, став хорошими, можем сами себя сделать еще лучше. Однако мы так же зависим от благодати Божией в деле нашего духовного роста, как зависели от нее, когда еще ничего не имели. Предметом благодарности и прославления апостола за фессалоникийцев было следующее:
(1) Возрастание их веры, ст. 3. Они были утверждены в истине евангельских откровений, убеждены в евангельских обетованиях и в уповании на мир иной. Рост их веры проявлялся в делах веры, а где вера растет, там и другие добродетели растут соответственно.
(2) Умножение их любви, любви к Богу и ближнему, ст. 3. Примечание: где возрастает вера, там будет изобиловать и любовь, ибо вера действует любовью. Причем их любовь возрастала в каждом как друг к другу, так и ко всем, а не только к некоторым. Среди них не было разделений, как в других церквах.
(3) Их терпение, которое, так же как и вера, возрастало в гонениях и скорбях. А терпение тогда имеет свое совершенное действие, когда оно переносит все испытания. Фессалоникийцы претерпели много преследований за правду, а также и другие скорби, связанные с этим бедственным временем. Все они выдержали с верой, как бы видя Невидимого и взирая на воздаяние. И все это они вынесли с терпением, не с апатией, а с терпением, проистекающим из христианских принципов, которые хранили их спокойными и покорными, сообщали им внутреннюю силу и поддержку.
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
Благодать вам. «Большая часть людей все делает и предпринимает с тою целию, чтобы заслужить себе благорасположение и начальников, и тех, которые знатнее их, и они высоко ценят это благорасположение и считают себя счастливыми, когда достигают того, чего желали. Но если так важно для человека заслужить расположение подобных себе людей, то какую цену должно иметь для нас то, когда мы сподобляемся Божией благодати? Поэтому-то Апостол всегда в начале своих посланий полагает такого рода благожелание благодати и молится о том Богу» (Златоуст).
Благодать вам и мир. «Когда кого Бог облагодатствует, тогда для него ничего не бывает невыносимого, а все легко переносится и проходит. Почему блаженный Павел, зная, сколь великое благо в жизни есть благодать, ее желает солунянам молитвенно. Ибо коль скоро она будет присуща в них, то они не только не будут чувствовать тяготы искушений, но еще и, миром Божиим наслаждаясь, пребудут несмущенны и покойны. Поминает он им о благодати еще и для того, чтоб, если и привнидут к ним искушения, они, вспомнив о благодати, коею спасены, утешились и, подкрепившись в духе прежде полученными многоценимыми благами, не отчаивались при встрече искушений и лишений малозначительных» (Феофилакт); или (как святой Златоуст) для того, «чтоб они, вспомнив о благодати Божией, коею спасены от больших зол, не пришли в уныние, подвергаясь меньшим, но в ней находили для себя утешение».
От Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа. Не нагадал бы кто из этого, будто у Апостола та мысль, что Бог есть Отец наш и Господь Иисуса Христа. Не на это должны наводить слова Апостола, а на то, что Бог Отец и Господь Иисус Христос равночестны и равновластны. Он как бы говорит: от Бога, Который есть Отец наш, и от Иисуса Христа, Который есть Господь наш. Слова: Бог и Господь — указывают на Божеское естество единое во Отце и Сыне. В посланиях к Тимофею так и стоит: от Бога Отца нашего и Христа Иисуса Господа нашего, то есть от Христа Иисуса, Который есть Господь наш и Бог. Блаженный Феодорит пишет: «Здесь научил нас Апостол и равномощию Отца и Сына; ибо, сказав: о Бозе Отце нашем, присовокупил: и Господе Иисусе Христе, и, опять, после слов: от Бога Отца нашего, приложил: и Господа Иисуса Христа; потому что одни и те же блага подаются нам Отцом и Сыном.
Источник: Послание святого Апостола Павла к солунянам второе, истолкованное святителем Феофаном.
благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа
Благодать, говорит, чрез благодать Евангелия, которая с вами пребывает, и мир от Бога Отца нашего Иисуса Христа, а не чрез Господа нашего Иисуса Христа.
Источник: Толкование на 2-е послание к Фессалоникийцам
благодать вам и мир от Бога, Отца нашего, и Господа Иисуса Христа
Когда кого Бог облагодетельствует, тогда для того ничего не бывает невыносимого, а все легко переносится и проходит. Почему апостол Павел, зная, сколь великое благо в жизни есть благодать, ее желает фессалоникийцам молитвенно. Ибо, если она будет с ними, то они не только не будут чувствовать тяготы искушений, но еще и, наслаждаясь миром Божиим, пребудут несмущенны и покойны. Напоминает он им о благодати Божией еще и для того, чтобы, если и привнидут к ним искушения, они, вспомнив о благодати, которой спасены, утешились, и, подкрепившись в духе прежде полученными многоценными благами, не отчаивались при встрече искушений и лишений малозначительных.
Источник: Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента