Как писал доктор Денни:
«Общее собрание, свобода пророчествовать, молитвенное собрание, во время которого каждый может говорить так, как внушает ему Дух, — это одна из вопиющих потребностей современной церкви». (Denney, Thessalonians, p. 244.)
1. Всегда радуйтесь, ст. 16. Под этим следует понимать духовную радость, ибо о земных благах мы должны радоваться так, как не радующиеся, и не должны рассчитывать на то, что будем долго жить и все дни будем радоваться. Если же мы радуемся в Боге, то можем радоваться всегда. В Нем радость наша будет полной, и если жизнь наша не является непрерывным праздником, то вина в этом наша. Мы можем всегда радоваться, даже если имеем скорби по плоти, 2Кор 6:10. Жизнь с Богом — это чудесная жизнь, жизнь постоянной радости.
2. Непрестанно молитесь, ст. 17. Чтобы всегда радоваться, надо всегда молиться. Если мы хотим больше радоваться, то должны больше молиться. Надо соблюдать определенное время для молитвы и не медлить, не отлагать время молитвы. Мы должны молиться всегда и не ослабевать в молитве; не оставлять и не прекращать молитвы, до тех пор пока не придем в тот мир, где молитву сменит хвала. Это не значит, что мы ничего не должны делать, как только молиться, но ничто не должно препятствовать нам соблюдать часы молитвы. Молитва будет лишь содействовать, а не препятствовать всем прочим нашим занятиям и добрым делам.
3. За все благодарите... ст. 18. Если мы будем непрестанно молиться, то у нас всегда будет достаточно оснований, чтобы за все благодарить. Как все наши желания мы должны открывать Господу в молитве, так не должны упускать и того, чтобы за все благодарить Его, Флп 4:6. Мы должны быть благодарны за все обстоятельства, как благоприятные, так и неблагоприятные. Никогда не бывает настолько плохо, чтобы не могло быть еще хуже. Хотя у нас всегда найдется достаточно поводов для смиренных жалоб перед Богом, однако у нас не может быть никаких причин, чтобы жаловаться на Бога, но всегда имеется множество поводов, чтобы славить и благодарить Его. Апостол добавляет: ...ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе, то есть чтобы мы за все благодарили, потому что Иисус Христос примирил нас с Богом. Он дает нам в Нем, через Него и ради Него возможность всегда радоваться и велит за все благодарить. Это угодно Богу.
4. Духа не угашайте (ст. 19), ибо Он есть Дух благодати, поддерживающий нас в немощах наших и помогающий нам в наших молитвах и благодарениях. О христианах говорится как о крещенных Духом Святым и огнем. Дух Святой действует, как огонь, просвещая, оживляя и очищая души людей. И мы должны остерегаться, чтобы не угасить этот святой огонь. Как потухает пламя, когда нет топлива, так и Дух Святой угашается, если наш дух, наш внутренний человек не откликается на Его побуждения. И как пламя гасится потоками воды или кучами грязи, так и мы должны остерегаться, чтобы не угасить Святого Духа, предаваясь плотским похотям и вожделениям и помышляя только о земном.
5. Пророчества не уничижайте, ст. 20. Если мы пренебрегаем этим средством благодати, то лишаемся Духа благодати. Под пророчеством здесь следует понимать проповедь слова, толкование и применение Священного Писания. Это должно не уничижать, но высоко ценить как средство, установленное Самим Богом для нашего преуспевания и возрастания в познании и благодати, в святости и утешении. Мы не должны уничижать проповедь, если даже она проста, лишена убедительных слов человеческой мудрости и не содержит ничего для нас нового, чего бы мы не слышали прежде. Чрезвычайно полезно и совершенно необходимо возбуждать наш ум напоминанием, затрагивать наши чувства и нашу волю, направляя их к тому, что уже было известно нам прежде, к нашим преимуществам и обязанностям.
6. Все испытывайте, хорошего держитесь, ст. 21. Это предупреждение необходимо, так как хотя к проповеди надо относиться с уважением, однако не следует все слова проповедника принимать на веру, но надо проверять их в свете закона и завета. Необходимо исследовать Писание, чтобы знать, говорит ли проповедник истину или нет. Мы не должны верить всякому духу, но должны испытывать духов, от Бога ли они. Однако не следует все время испытывать и всегда оставаться неутвержденными, в конце концов мы должны определиться и держаться хорошего. Когда мы убедимся в чем-то, что оно является правильным, истинным, добрым, то должны твердо держаться его и не уклоняться и не отступать под влиянием оппозиции или преследований, могущих постигнуть нас за приверженность истине. Примечание: учения о человеческой непогрешимости, о слепом доверии и о безотчетном повиновении — это не библейские учения. Каждый христианин имеет, и должен иметь, собственное суждение и чувства, навыком приученные к различению добра и зла, истины и фальши, Евр 5:13−14. Все испытывать надо с той целью, чтобы твердо держаться хорошего. Мы не должны без конца искать и колебаться своим умом, подобно младенцам, увлекающимся всяким ветром учения.
7. Удерживайтесь от всякого рода зла, ст. 22. Наивернейший путь избежать обольщения лжеучением или колебания в вере состоит в том, чтобы удерживаться от зла. Порочные наклонности, каким дозволено гнездиться в сердце, злые поступки, допускаемые в жизни, сильно содействуют пагубным заблуждениям разума, в то время как чистота сердца и непорочность жизни располагают человека любить и принимать истину. Поэтому мы должны удерживаться от зла, от всякого зла, удерживаться от греха и всего, что выглядит греховным, что ведет к греху или граничит с ним. Кого не пугает вид греха, кто не отстраняется от того, что может послужить поводом к греху, кто не избегает искушений и не удаляется от греха, тот недолго удержится от совершения самого греха.
Ст. 21−22 вся же искушающе, добрая держите. От всякия вещи злыя (от всякого вида зла) отгребайтеся
Вся же искушающе, добрая держите. Если слова сии поставлять в связи с непосредственно предшествующими: пророчествия не уничижайте, то есть из-за ложных пророков не пренебрегайте и истинных, то в них надо видеть апостольское руководство, как поступать в отношении к пророкам ложным. Он как бы решает недоумение: «Что ж? Неужели нам принимать и лжепророков? — Нет. Но все искушайте, — то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании» (Феофилакт). Когда кто говорит как пророк, «искушайте, подлинно ли это пророчество» (Златоуст). «Распознавайте, что от Духа Божия и что от противника; и, отвергая, что от прелести, держитесь того, что от истины» (Феодорит). Для распознания, от Бога ли то, что говорят в пророческом духе, или это есть собственное мечтание говорящего и прелесть вражеская, в первенствующей Церкви был особый дар различения духов (1Кор 12:10). В наше время для различения, от истины ли речь, — воодушевленная и увлекательная, —служит положительное учение Церкви. Это пробный камень всех учений. Что с ним согласно, то принимай, что несогласно, отвергай. И это можно делать без дальних рассуждений. Дар различения духов, живя и действуя в Церкви, определенно разграничил, что истинно и что ложно. Последуя указаниям Церкви, будешь то же делать, как бы ты последовал благодатному дару различения духов.
Но если слова сии поставить в связи с словами: духа не угашайте, то в них надо видеть продолжение изображения исходного деятельного начала истинно христианской жизни. Дух жизни о Христе Иисусе, зарождаемый сочетанием благодати со свободою, обнаруживается жаром ревности о Богоугождении и спасении. К чему стремится и чего ищет сей дух, Апостол определяет то в другом месте так: елика суть истинна, елика честна, елика праведна, елика пречиста, елика прелюбезна, елика доброхвална, аще кая добродетель и аще кая похвала, сия помышляйте (Флп 4:8). Чтоб ревнующий в сем духе мог сознательно склониться на что-либо прямо не хорошее, этого и подозревать нельзя. Но и во внутренних движениях, и в соплетениях внешних обстоятельств много есть такого, что на вид только хорошо, а в существе дела не хорошо, и, последуя чему, можно уклониться от пути истины и добра. Апостол и придает к духу ревности рассуждение, которое должно определить, чего в данном случае надо держаться и от чего отклоняться. В другом послании он полнее изображает это, говоря: не сообразуйтеся веку сему, но преобразуйтеся обновлением ума вашего, во еже искушати вам, что есть воля Божия благая и угодная и совершенная (Рим 12:2). Предмет рассмотрения и исследования есть воля Божия — то, чего хочет от тебя Бог в тех или других обстоятельствах. Общая воля Божия уже выражена в заповедях и всем известна. Ее нечего исследовать. Но приложение заповедей может быть разнообразно, а какое именно следует избрать в предлежащем сочетании случайностей, это должен определить всякий сам тут, на месте, в момент действования. Определяет обновленный благодатию ум. Одно внешнее, письменное откровение уже просветляет ум и возочищает совесть. Благодать же, нисшедши в святых таинствах и сочетавшись с духом человека, образует духовное чутье воли Божией, которое негласно, но тем не менее верно определяет, как поступивши, поступишь Богоугодно. Это то же и у святого Иоанна помазание от Святаго (1Ин 2:20, 27), и что чувствия обучена… в разсуждение добра же и зла в послании к Евреям (5, 14). До этого совершенства доходит рассуждение долгим учением (там же), но зачатки его даются и открываются с самого начала. Опыты жизни у внимающего себе, при помощи записанных опытов святых и советом единомысленных, под невидимым руководством благодати Божией, — суть школа обучения. Ревнующий дух один, сам по себе, может быть слеп. Очи для него — рассуждение, указывающие, куда ему должно направляться и какой стороны держаться.
Когда рассуждение определит, что хорошо и что худо, ревнующий дух естественно уже доброго держится, а от злого удаляется. Только нерадивый и беспечный может еще внимать внушениям зла и раздумывать, не поблажить ли на этот раз позывам страстей. У кого же дух горит ревностию, кому, следовательно, присущ страх Божий, у кого жива совесть, кто полон любви к Спасителю своему, тот может чувствовать приражения злых страстей, но поблажать им — никак. Для этого надо наперед погаснуть духу — горящему, сему противовесу пламени страстей. Таким образом, добрая держать, а от всякого зла отгребаться или, что то же,- уклоняться от зла и творить благо (1Пет 3:11) суть два отправления единого жизненного христианского начала, всегда неразлучные — как бы две ноги шествующего вслед Господа путем святых Его заповедей.
Доброе держите,- узнанное добро примите в сердце, обымите его любовию и держите не однократно, а во всю жизнь, как неизменное правило вашей деятельности. От всякия злыя вещи отгребайтеся, — «не от той только или другой, но от всякой» (Златоуст). С греческого — от всякого вида зла, —то есть от зла в словах, делах, помышлениях и чувствах, или от всякой даже тени, малой черты зла. Воля Божия — норма. Противного ей ни за что не допускать, и, коль скоро недоумение предлежит, лучше пропустить дело, чем сделать сомнительное, чтоб всегда ясно было сознание исполнения точной воли Божией пред лицем всевидящего Бога. Замечательно слово: отгребайтеся. Оно заставляет представлять шествующего путем заповедей Господних похожим на идущего среди терний или густой липкой травы, которые на каждом шагу мешают свободному движению ног и вынуждают его, прежде переступания с одной ноги на другую, расчищать себе дорогу, отгребаясь от прилипшей травы или зацепившегося колючего терния. Сравнение это дает разуметь, что в ревнующем о Богоугождении и спасении против всякого доброго начинания возникает злое помышление, а иногда и влечение, источаемые неочищенным еще страстным сердцем, —и что при исполнении первого не обойдешься без того, чтоб не побороться с последними. Надо презреть их, отвергнуть, возненавидеть, и таким образом отгрестись от них, чтоб свободнее держаться доброго.—Тут намекается на то, о чем святой Павел пишет в послании к Римлянам: обретаю закон, хотящу ми творите доброе, яко мне злое прилежит. Соуслаждаюся бо закону Божию по внутреннему человеку: вижду же ин закон во удех моих, противувоюющ закону ума моего, и пленяющ мя законом греховным, сущим во удех моих (Рим 7:21−23). Таким образом, горящий духом, благодатию Божиею укрепляем, то отклоняет себя от зла, то преклоняет к добру. Противление злу и принуждение себя на добро — два постоянные его занятия, облегчающиеся по мере ослабления страстей и преспеяния в добре. Цель его стремлений — дойти до того, чтоб во всем составе естества его царствовало одно добро.
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
все испытывайте, хорошего держитесь
Все вновь испытывайте, и доброе, то есть согласное с Евангелием, содержите.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
все испытывайте, хорошего держитесь
Все испытывайте Духом Церкви, учением Церкви. Что не от нее, то вредит вашим душам, вашему спасению. Испытывайте пророчество, учения, духов. Возлюбленные, не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире (1Ин 4:1). Испытывайте людей, учителей, какого духа они придерживаются. Сам по себе человеческий дух не в состоянии ясно различать духов; поэтому Церкви дан Дух Святой, Который все проницает, и глубины Божии (1Кор 2:10), и глубины человеческой души (см.: 1Кор 2:11). Только когда человек посредством Святых Таинств и добродетелей становится истинным членом духовного тела Церкви, сочленяясь с ее общей душой и умом, тогда он может отличить Божие и Христово от безбожного и антихристова и знать дарованное нам от Бога (1Кор 2:12). Только имея ум Христов (1Кор 2:16), находящийся в соборном уме Церкви, мы можем точно определить, какое учение от Христа, так что дух зла и лжи не сможет нас обольстить.
Человеческий дух, не возрожденный Духом Божиим, не может определенно отличить добро от зла. Втайне пронизанный силой зла и греха, человеческий дух не может увидеть разделительной черты между добром и злом. Только люди, очистившие свои сердца от грехов и страстей посредством Святых Таинств и добродетелей и стяжавшие чистые сердца, могут увидеть Бога и при помощи Божией отличить добро от зла, сотворить благо и уклониться от зла. Иными словами, только святые люди истинно знают таинства добра и зла, философию добра и зла. Это знание принадлежит лишь совершенным людям, которые достигли в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова (Еф 4:13). Итак, только святые Божии знают, что есть добро и зло, поскольку живут только добром и избегают всякого зла. Поэтому держитесь хорошего (доброго) посредством следования святым умом, сердцем, совестью и желанием. Руководимые святыми, вы всегда сможете осуществить в вашей земной жизни всякое божественное добро и таким образом наполните себя всем божественным, святым и вечным. Руководимые святыми, вы окажетесь в благодатном общении с ними, будете жить со всеми святыми и сами постепенно освятитесь и увеличите в себе любовь к добру и ненависть ко злу.
Источник: Толкование на 1-е послание к фессалоникийцам святого апостола Павла.
все испытывайте, хорошего держитесь
Вопрос: Скажи мне, отец мой, должно ли снисходить к телу, когда оно требует пищи, соответствующей немощи; также можно ли принимать ее раньше обыкновенного или следует соблюдать обыкновенное время и презирать все это, хотя бы и трудно было переносить?
Ответ: Апостол говорит: Все испытывайте, хорошего держитесь. Человек должен только наблюдать, чтобы не употребить или не сделать чего-либо по страсти; а что он делает по немощи или по нужде, то не вменяется ему ни в грех, ни в расслабление. В состоянии здоровья искать телу покоя побуждает похотение; а когда будем поддерживать тело по нужде, то оно будет помогать нам при исполнении наших потребностей… Апостол, обращая внимание на болезнь и слабость желудка святого Тимофея, повелел ему употреблять вино, хотя и заповедал ему переносить скорби, исполняя дело благовестника. Итак, человек должен держаться рассуждения, и он не скоро оступится… Впрочем, как рассудишь, так и поступи.
Источник: Руководство к духовной жизни.
все испытывайте, хорошего держитесь
Думаю, что Оригена, ради учености его, нужно читать так, как и Тертуллиа- на, Новата, Арнобия, Аполлинария и некоторых других церковных писателей… чтобы выбирать их доброе и беречься дурного, согласно апостолу, который говорит: Все испытывайте, хорошего держитесь… Ибо как неправые догматы не должны быть принимаемы ради того, чему он учит, так из-за неправоты догматов не должны быть совершенно отвергаемы изданные им изъяснения на Священное Писание, если какие из них полезны.
Источник: Послания.
все испытывайте, хорошего держитесь
Итак, что же? неужели нам принимать и лжепророков? Нет, говорит. Но все испытывайте, то есть и ложное, и истинное с испытанием разбирайте, и потом пророчества, оказавшиеся добрыми, принимайте, то есть почитайте их за истинные и имейте во внимании.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
все испытывайте, хорошего держитесь
Продолжение мысли ст. 20. Духовные дары — вещь прекрасная: их нужно поддерживать; но необходимо их и испытывать. Не все виды вдохновения приходят свыше. Мысль здесь отчасти та же, что и у Иоанна 1 посл. IV:1. To kalon в нравственном смысле отлично от to agaqon; первое означает доброе само в себе: второе — доброе по своим последствиям. Первое здесь очень уместно, ибо указывает на доброе, принятое как результат испытания. «Твердо держите то, что вы приняли как результат вашего «dokimazein».
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 1 Сол. 5:16
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента