1. Некоторые исследователи думают, что возвещение — это голос Самого Господа Иисуса, Который воскрешает мертвых (Ин 5:25; 11:43−44) и преображает живых. Другие, такие как Хогг и Вайн, говорят, что это восклицание — глас архангела.
2. Глас Архангела Михаила обычно понимают как приказ к сбору ветхозаветным святым, потому что Архангел Михаил близко связан с Израилем (Дан 12:1; Иуд 9; Откр 12:4−7). Другие считают, что глас Архангела Михаила воскрешает израильский народ. Некоторые полагают, что глас Архангела собирает ангелов — военную свиту для сопровождения Господа и Его святых через неприятельскую территорию назад на небо (ср. Лк 16:22).
3. Труба Божья — то же, что последняя труба в 1 Коринфянам 15:52, которая связана с воскресением верующих в момент восхищения. Она созывает святых к вечному блаженству. Ее нельзя путать с седьмой трубой в Откровении 11:15−18, возвещающей окончательное излияние суда и гнева на землю в период великой скорби. Здесь последняя труба — это последняя труба для Церкви, а седьмая труба в Откровении — последняя труба для неверующего мира (хотя она никогда не называется именно «последней трубой»).
Тела мертвых во Христе воскреснут прежде всех. Остается спорным, включены ли сюда и ветхозаветные святые.
Богословы, считающие, что сюда включены и ветхозаветные святые, ссылаются на то, что в это время раздается глас архангела, который близко связан с судьбой Израиля (Дан 12:1). Те же богословы, которые считают, что ветхозаветные святые не воскреснут при восхищении, указывают, что слова «мертвые во Христе» никогда не используются по отношению к верующим, жившим до эпохи Церкви; эти верующие, вероятно, будут воскрешены в конце великой скорби (Дан 12:2). В любом случае вполне ясно, что это еще не всеобщее воскресение. Не все святые будут воскрешены в это время, а лишь умершие во Христе.
I. Это выглядит так, будто мы не имеем надежды, cт. 13. Это значит вести себя подобно язычникам, не имеющим надежды на лучшую жизнь за гробом, тогда как мы, христиане, имея твердую надежду на вечную жизнь, которую Бог, Кому невозможно солгать, обещал нам, должны умерять как свои радости земные, так и скорби о земном. Эта надежда более чем достаточна, чтобы компенсировать все наши печали, связанные с какими-либо трудностями этой временной жизни.
II. Это есть результат неведения относительно умерших, ст. 13. Существуют некоторые вопросы, касающиеся умерших, в которых мы не можем быть сведущими, ибо страна, куда они уходят, таинственна, мы очень мало знаем о ней и не имеем никакой связи с ней. Смерть — неизвестная вещь, и мы находимся в большом неведении относительно состояния умерших, или состояния после смерти. Однако в других вопросах, касающихся умерших, особенно тех, кто умер в Господе, мы не должны быть невежественны. И если мы их действительно поймем и надлежащим образом будем размышлять о них, то они вполне успокоят нашу скорбь, вызванную смертью близких.
1. Они умерли в Иисусе. Они уснули, ст. 13. Они суть умершие во Христе, 1Кор 15:18. Смерть не уничтожила их. Она для них всего лишь сон, покой, и покой невозмутимый. Они оставили этот беспокойный мир, чтобы успокоиться от всех своих трудов и скорбей, они умерли в Иисусе, ст. 14. Будучи в союзе с Ним, они спят в Его руках, под Его особой опекой и защитой. Их души находятся в Его присутствии, а их прах — под Его попечением и в Его власти. Так что они не потерялись и ничего не потеряли со смертью, но, наоборот, приобрели нечто великое, они перешли из этого мира в лучший мир.
2. Они воскреснут из мертвых, пробудятся от своего сна, ибо Бог приведет их с Ним, ст. 14. Там они с Богом, и там им лучше, чем когда они были здесь; когда же Бог придет, Он приведет их с Собою. Учение о воскресении и втором пришествии Христа есть прекрасное средство против страха смерти и чрезмерной скорби о смерти наших друзей христиан; и мы имеем полную уверенность в этом учении, потому что веруем, что Иисус умер и воскрес, ст. 14. Само собой разумеется, что как христиане они знали это и верили этому. Смерть и воскресение Христа — фундаментальные истины христианской веры, дающие нам надежду на радостное воскресение; ибо Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших; поэтому умершие в Нем не погибли, не потерялись, 1Кор 15:18,20. Его воскресение является полным подтверждением всего, что сказано в Евангелии, то есть словом Господа, Кто принес свет и бессмертие.
3. Во время второго пришествия Христа их состояние будет блаженным, а положение — славным. Апостол говорит об этом фессалоникийцам словом Господним (ст. 15), то есть по откровению от Господа Иисуса. Ибо хотя воскресение из мертвых и будущее блаженное состояние составляли часть вероучения ветхозаветных святых, однако в Евангелии и посредством Евангелия они открыты гораздо более ясно. Благодаря этому слову Господню мы знаем:
(1) Что Господь Иисус сойдет с неба во всем великолепии и силе вышнего мира (ст. 16): ...Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... После Своего воскресения Он восшел на небо и прошел через материальные небеса до третьего неба, которое должно было принять Его до времени свершения всего. Потом Он придет опять и явится в славе Своей. Он спустится с неба в наш воздух, ст. 17. Его явление будет великолепно и могущественно, при возвещении — при возвещении царя, могущественного, облеченного властью и авторитетом, царя-победителя, и при гласе Архангела, в сопровождении бесчисленных ангелов. Возможно, один из них, генерал этого воинства Господня, подаст сигнал о Его приближении, и труба Божия возвестит о славном явлении великого Искупителя и Судии. Ибо вострубит, и этот звук трубы пробудит спящих в прахе земли. Ибо (2) Мертвые должны воскреснуть: ...и мертвые во Христе воскреснут прежде (ст. 16), прежде чем изменятся оставшиеся в живых до пришествия Господня, и тогда окажется, что оставшиеся в живых не предупредят умерших (ст. 15). Первая забота Искупителя в тот день будет об Его умерших святых, Он воскресит их прежде, чем произойдет великая перемена в тех, кто остался в живых, так что они, не уснувшие сном смерти, не будут иметь больше привилегий или радости, чем умершие во Иисусе.
(3) Оставшиеся в живых до пришествия Господня изменятся. Они вместе с ними восхищены будут на облаках в сретение Господу на воздухе, ст. 17. В момент восхищения на облаках, или непосредственно перед ним, те, что остались в живых, претерпят сильное изменение, эквивалентное воскресению умерших. Это изменение так таинственно, что мы не можем представить его, мы знаем об этом слишком мало или почти ничего, 1Кор 15:51. Знаем только, в общем, что смертному сему надлежит облечься в бессмертие, что наши тела должны стать такими, чтобы могли наследовать Царство Божие, на что плоть и кровь в их настоящем виде не имеют права. Это изменение будет во мгновение ока (1Кор 15:52), в то самое мгновение, когда воскреснут умершие во Христе, или непосредственно после него. И все вместе, воскресшие и изменившиеся, встретятся на облаках для сретения Господа на воздухе, чтобы приветствовать Его пришествие, получить венцы славы, которые Он будет тогда возлагать на них, и участвовать вместе с Ним в суде, который Он будет совершать над князем, господствующим в воздухе, и над всеми нечестивыми, обреченными на погибель вместе с диаволом и ангелами его.
(4) Тогда настанет блаженство святых: ...итак всегда с Господом будем, ст. 17. Часть этого блаженства будет в том, что все святые соберутся вместе и навсегда останутся вместе. Но самое великое счастье неба — это быть с Господом, видеть Его, жить с Ним и радоваться о Нем вовеки. Святых должно утешать в их скорби об умерших друзьях сознание того, что хотя смерть и произвела разделение, однако их души и тела вновь встретятся; мы встретимся с ними опять, и все вместе встретим нашего Господа, чтобы вечно быть с Ним и уже больше никогда не разлучаться ни с Ним, ни друг с другом. И апостол хотел, чтобы мы утешали друг друга сими словами, ст. 18. Мы должны стараться поддерживать друг друга во время скорби, не убивать дух и не ослаблять руки друг друга, но утешать. Это очень хорошо делать путем серьезных размышлений и бесед на темы, связанные с учением о воскресении мертвых, о втором пришествии Христа и о будущей славе святых.
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Ведь воистину смерть не была необходимой для божественного дела, когда в раю тек поток всяческих благ для первой четы, поселенной в раю. Но жизнь людей стала жалкой из-за проклятия за преступление, обрекшего человека на ежедневную работу и невыносимый стон. Требовалось положить конец зол, чтобы смерть восстановила то, что утеряла жизнь. Ведь если бы не дыхание благодати, то бессмертие было бы скорее бременем, чем благом. И если как следует рассудить, то сама смерть — дело не природы, но зла: ведь природа остается, а зло умирает… Итак, мы или понесем наказание за грехи наши, или примем награду за добрые дела. Ведь воскреснет та же самая природа, и еще более славная тем, что отдала долг смерти. Посему говорит апостол: мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Христу на воздухе и так всегда с Господом будем.
…Что же, будем ли мы праздники почитать, проводя их во вкушении пищи и питье? Но никто да не осуждает нас за пищу: закон духовен, а я плотян (Рим 7:14). Да никто не осуждает вас за пищу, или питье, или за какой-нибудь праздник, или новомесячие, или субботу: это есть тень будущего, а тело — во Христе (Кол 2:16 — 17), которое явил нам как бы в последней трубе Отческий глас с неба тогда, когда иудеи восклицали: это гром (Ин 12:29), — тело Христово, которое, с другой стороны, при последней трубе явится нам: потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела, и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде.
Источник: О кончине брата Сатира.
яко Сам Господь в повелении, во гласе Архангелове, и в трубе Божии снидет с небесе, и мертвии о Христе воскреснут первее
Что оставшиеся живыми в пришествие Господне не предварят умерших, это доказывает Апостол, представляя главные моменты того великого последнего события: явится Господь, воскреснут умершие, они и оставшиеся живыми восхищены будут на облаках в сретение Господу. В этом, самом дорогом преимуществе верующих, живые не будут предпочтены никакою особенностию пред умершими.
Яко Сам Господь. — Лицо, в коем сосредоточиваются все стремления и надежды христиан — начало и совершитель пакибытия, решитель окончательной участи всех.
В повелении, во гласе Архангелове, в трубе Божии. В этом или представляются только стороны и черты величия, благолепия и славы явления Господня в последний день, в противоположность смиренному сошествию Его для воплощения и в соответствии явлению Бога на Синае, или изображаются разные действия Божеские в возустроении всяческих в новом виде. В повелении, коим Бог, в Троице покланяемый, изречет определение, что время кончилось, настал момент, да воскреснут мертвые и все да явится в обновленном виде. Во гласе Архангелове. Божие повеление принято будет первым Архангелом, конечно, Михаилом, блюстителем народа Божия, — прежде Израиля, потом христиан (Дан 9:21; 10, 5, 13, 21; 12, 1). Принятое повеление будет возвещено гласом Архангела — прочим воинствам небесным, которые посредством труб Божиих разгласят повеление Божие во все концы земли. Под трубою здесь разумеется не одна труба, «труб будет много; Господь же снидет по последней трубе» (Златоуст). Божиею называется она, как передающая Божие повеление, с силою Божиею действующая. Труба будет проводником силы Божией, все проникающей и все оживляющей; она возбудит умерших и соберет их вместе с живыми воедино. Труба и в Ветхом Завете была органом созывания народа Божия для выслушания воли Божией и исполнения ее (Лев 25:9; Чис 10:2; 31, 6). И мертвии о Христе воскреснут первее. То же и в другом месте говорит Апостол: вострубит и мертвыи востанут нетленны (1Кор 15:52). Слово: первее не то значит, что прежде воскреснут умершие о Христе, то есть верующие христиане, а потом и нехристиане, как бы оставался между тем и другим воскресением какой промежуток времени, который иные расширяют даже на тысячу лет, на что никакого здесь нет намека. Апостол хочет сказать только, что прежде мертвые воскреснут, потом последует восхищение их вместе с живыми на облаках. О неверующих здесь не поминается, потому что их не касалась речь; слово Апостола к верующим было только о воскресении верующих. Но этим не исключается общее всех воскресение.
Фотий у Экумения говорит: «Господь снидет при Своем повелении, Архангеловом воззвании и возглашении труб. Повелевает Господь, Владычнее повеление провозглашает Архангел, передают его, как эхо, все чины небесные. Господь велит, Архангел передаст повеление Владыки тем, кои под Ним, а те прозвучат его во все концы мира. — И мертвии восстанут и соберутся со всей вселенной. Так подробно изображает он воскресение мертвых, чтобы глубже напечатлеть их в душах христиан. Голос Архангела повелит собраться всем ангелам и всех приготовить к принятию Судии, готового явиться. Чтобы земля отдала принятых ею изменившимися в нетление, это совершит повеление Христово, а чтоб собрать воедино рассеянных до последних земли, это сделают ангелы, по гласу Архангела, посредством трубы Божией. Прообразом этих труб служили трубы Синайские. И когда приближается Царь, трубят в трубы». Святой Златоуст: «Какое значение имеет глас Архангела? — Такое же, как и то, что сказано о девах: востаните, прииде жених. Се Жених грядет, исходите во сретение (Мф 25:6). Или об этом он здесь говорит, или о том, что тогда, когда ангелы будут служить воскресении, совершится нечто подобное тому, что бывает при царе. Именно, Бог скажет: да воскреснут мертвии! И это будет приведено в исполнение не силою ангелов, а силою Его слова: как если б царь повелел и сказал: пусть выйдут заключенные, и пусть слуги изведут их, то сии последние исполнили бы это не своею властию, а вследствие повеления царского. Об этом и в другом месте говорит Христос: послет Ангелы Своя с трубным гласом велиим и соберут избранныя Его от четырех ветр, от конец небес до конец их (Мф 24:31). — И повсюду узришь ангелов, поспешающих исполнить повеление Божие. Воскресить есть дело Всемогущего Бога, повелевающего земле возвратить вверенное, безо всякого содействия слуг, подобно тому, как было и тогда, когда Господь воззвал к Лазарю: Лазаре, гряди вон! (Ин 11:43), а привести воскресших будет дело слуг». Феодорит: «Сам Господь всяческих прежде всего явится сходящим с небес и повелит Архангелу возопить и воскресить мертвых. Трубы же будут повсюду звучать нечто великое и дивное. — Если при звуке, какой на горе Синайской соразмерен был с слухом живших тогда, народ не перенес чрезмерности страха, но сказал великому Моисею: глаголи ты с нами, и да не глаголет к нам Бог, да не когда умрем (Исх 20:19); то кто перенесет глас, который тогда прозвучит? — И мертвии о Христе воскреснут первее: мертвыми называет Апостол верных, не только уверовавших во Евангелие, но и просиявших под законом и до закона».
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Ст. 16−17 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
Ныне нужно приносить в изобилии чистый елей добрых дел и мудрости, очищенный от всякого влекущего долу тления, дабы в ожидании замедлившего Жениха и наши светильники также не погасли. Это замедление есть время до пришествия Христова; дремота и сон дев — отшествие от жизни; полночь -царство антихриста, когда ангел-истребитель пройдет по нашим жилищам; а раздавшийся крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему (Мф 25:6), — голос с неба и трубный звук, когда святые, по воскресении всех их, будут восхищены на облаках и пойдут в сретение Господу. Ибо, надо заметить, после этого крика встали все девы (Мф 25:7), как говорит слово Божие, то есть после голоса с небес мертвые воскреснут, как учит и Павел, когда говорит: Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде, то есть телесные хижины, которые умерли, разлучившись с душами. Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем — это он говорит о душах. Ибо мы, живущие, собственно суть наши души, которые вместе с телами, опять воспринятыми, на облаках пойдут навстречу Господу, неся светильники, украшенные не чуждым и мирским украшением, но светом мудрости и целомудрия, исполненным эфирного сияния подобно сияющим звездам
Источник: Пир десяти дев.
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Ибо, во время сошествия Господа нашего с неба при звуке трубы Архангела, прежде чем находящиеся тогда в живых праведники будут снаряжены новыми крылами, — прежде сего совершится воскресение мертвых во Христе.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Как говорит божественный апостол: Сам Господь… при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба. И сотворит Он отмщение Своим противникам, отделив, через святых ангелов, неправедных от праведных, проклятых от святых, или — говоря кратко — отделив идущих на поводу у плоти от тех, кто следует за Духом Божиим. И, как гласит истина божественных словес, Он воздаст на бесконечные и нескончаемые века праведное воздаяние каждому, соответственно достоинству прожитой жизни.
Источник: Мистагогия.
Ст. 16−17 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
Сам апостол Павел разъясняет: Говорю вам тайну: не все мы умрем, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся (1Кор 15:51−52). Те, кто будет жив ко Второму пришествию Спасителя, изменятся, их тела станут нетленными. Иными словами, все, что есть в них тленного, погибнет, и они непостижимым для человеческого ума образом избегут осуждения смерти и станут измененными подобно тем, кого Господь воскресит от мертвых, поскольку все получат нетленные тела, и после Страшного Суда все мы будем восхищены на небо и всегда будем с Господом. Ясно, что мы, христиане, знаем путь от смерти к бессмертию, от временного к вечному. Все на этом пути исходит от Воскресшего Господа Иисуса Христа и от нашего отношения к Нему: от веры в Него и жизни по Его Евангелию.
Верой в Воскресшего Господа и жизнью, происходящей от этой живодательной веры, мы, живя на земле, в действительности находимся на небесах. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все (Флп 3:20−21). Поскольку то, что Спаситель как Бог дал Своему воскресшему и вознесшемуся телу, Он даст и нам, даст всему человеческому роду, соделав причастниками Божеского естества (2Пет 1:4) посредством благодатной евангельской жизни в Господе нашем Иисусе Христе, Воскресшем Спасителе и Единственном Победителе смерти, в Котором обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9), чтобы и вы имели полноту в Нем (Кол 2:10).
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Тогда при гласе трубы содрогнется земля с народами, и ты возрадуешься. Мир жалобно возопиет, когда Господь пойдет на суд, и сонмы земнородных будут ударять в грудь. Могущественнейшие в былое время цари будут трепетать обнаженные. Предстанет на суд Венера со своим потомством. Приведется тогда неведомый Юпитер, и глупый Платон со своими учениками. Аристотелевы аргументы будут бесполезны. Тогда ты, необразованный и бедняк, возрадуешься, и воссмеешься, и скажешь: вот Распятый мой, вот Судья, Который, будучи повит пеленами, плакал в яслях.
Источник: Послания.
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба
Ты, говорит, не сомневаешься в том, что я говорю: и Сам Господь повелит это. Как же повелит? Во гласе Архангела, который начальствует над другими ангелами и взывает: готовьте всех, ибо Судия предстоит. Много будет труб, но Судия сойдет при звуке последней. Как у Отца на Синайской горе были и трубы, и ангелы, служившие Ему, так и Сын будет иметь это, как Царь. Или: повеление Божие сделает то, что земля возвратит тела, изменившиеся в нетление; а глас архангела, в сослужении ангелов, совершит то, что повсюду рассеянные соберутся в одно.
и мертвые во Христе воскреснут прежде
Мертвые во Христе, то есть верные. Так как они должны быть восхищены на облаках, то и воскреснут первыми. Остальные — последними, так как они не имеют ни быть восхищенными, ни встречать.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Ст. 16−17 потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем
Я полагаю, что совершенствовавшиеся и не творящие уже греха — живущие во Христе, умершие же во Христе — это расположенные в согласии с верой во Христа и выбравшие благую жизнь, но не доведшие успешно дело до конца и еще согрешающие либо по неведению точного смысла истинной праведности, либо по немощи, так как их решения побеждаются плотью, желающей противного духу (Гал 5:17). В соответствии с этим Павел, сознавая себя уже преуспевшим, говорит: Мы, оставшиеся в живых. Но те, о ком он говорит как о мертвых, имеют особую нужду в воскресении, поскольку даже живые не могут быть восхищены на облака на встречу Господа на воздухе, прежде чем мертвые во Христе первыми воскреснут. Вот почему он написал: мертвые во Христе воскреснут прежде; Потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем и прочее.
Источник: Комментарии на Евангелие от Иоанна.
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Когда огромная труба подаст сигнал, в то время как земли будут сожжены, и расколотая ось сломает полюс рушащегося мира.
Источник: Гимны на всякий день.
потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде
Сам Господь И. Христос — смотри I:10. Возвещение — keleoima — общее приглашение, призыв к живым и мертвым, который, вероятно, выйдет от Самого Господа и найдет отзвук «во гласе Архангела и трубе Божией» — (ср. все это с Мф XXIV:30, 31).
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента