Имеет ли важное значение то, что Тимофей поведал об их вере и любви, но ничего не сказал об их надежде? Может быть, сатана пошатнул их уверенность в возвращении Христа? Возможно. Как выразился Вильям Линкольн: «Сатане ненавистно это учение, потому что он знает его силу в наших жизнях». Если их надежда была несовершенной, Павел, конечно же, постарался исправить положение, написав это послание надежды.
Тимофей также сообщил, что фессалоникийцы сохранили добрую память об апостоле и его спутниках и имеют такое же страстное, как Павел, Силуан и Тимофей, желание вновь встретиться.
I. Доброе сообщение Тимофея о фессалоникийцах, ст. 6. Несомненно, он с радостью принес эти добрые вести. Это была весть о вере их, то есть о их твердости в вере, о том, что они не поколебались и не отреклись от Евангелия. О том, что их любовь также сохранилась, любовь к Евангелию и к служителям Евангелия. Ибо они сохраняли, причем всегда, добрую память об апостолах. Им были очень дороги имена апостолов и воспоминания о них, они так ценили полученное от них, что желали... увидеть их снова, чтобы получить от них еще некоторый духовный дар. Те, кто так сильно желал видеть апостолов, не могли охладеть в любви к ним. Как отрадно, когда есть такая любовь между служителями и членами церкви. Это содействует росту благочестия и успеху Евангелия. Мир ненавидит верующих, поэтому они должны любить друг друга.
II. Огромное утешение и удовлетворение, полученные Павлом от этого доброго сообщения (ст. 7−8): То мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры. Апостол почел эти добрые вести вполне достаточными для того, чтобы компенсировать все его скорби. Ему легко было переносить страдания, преследования и всякое противодействие от внешних, когда он видел успех своего служения и верность обращенных им в христианство. И его подавленное состояние, вызванное внутренними страхами, как бы труд его не оказался тщетным, теперь в значительной степени рассеялось, когда он узнал об их вере и твердости в ней. Эта весть оживила дух апостола и придала ему новое мужество и энергию в труде для Господа. Таким образом он получил не только утешение, но и большую радость: ...теперь мы живы, когда вы стоите в Господе, ст. 8. Если бы они поколебались или отступили, это было бы убийственно для апостола; с другой стороны, ничто так не могло ободрить его, как их стойкость.
III. Результатом этого были благодарность Павла Богу и молитва за них. Заметим:
1. Как велика была благодарность апостола, ст. 9. Он был полон радости, хвалы и благодарения. В минуты наибольшей радости мы должны испытывать наибольшую благодарность Богу. За все, что вызывает у нас радость, мы должны благодарить Его. Это означает радоваться пред Богом, одухотворять свою радость. Павел говорит так, как если бы он не мог найти слов для выражения своей благодарности Богу или своей радости о них. Он боялся, чтобы Бог не лишился Своей славы в том утешении, какое он имел в благополучии своих друзей. Его сердце было переполнено любовью к ним и благодарностью к Богу. Он хотел выразить то и другое так, как только мог.
2. Он молился о них ночь и день (ст. 10), утром и вечером, или очень часто, среди дневных дел или ночного отдыха его сердце возносилось в молитве к Богу. Так и мы должны молиться непрестанно. Его молитва была всеусердной. Он молился с чрезвычайным усердием и ревностью. Заметим: когда мы испытываем наибольшую благодарность, тогда должны особенно усердно молиться; те, за кого мы благодарим, еще нуждаются в наших молитвах за них. Приносящие нам радость и утешение должны быть предметом наших постоянных забот, пока они находятся в этом мире искушений и несовершенства. Вере фессалоникийцев еще чего-то недоставало, и Павел желал восполнить этот недостаток и поэтому хотел видеть их лица. Заметим:
(1) Даже лучшим из людей может чего-то недоставать в вере их, если не по существу их веры (когда они недостаточно хорошо знают некоторые тайны или доктрины или не вполне уверены в них), то в отношении ясности и уверенности их веры (когда остается еще некоторое недопонимание и сомнение), или, по меньшей мере, в отношении результатов и проявлений веры (когда они не так заметны и совершенны, как им следовало бы быть).
(2) Большую пользу для восполнения недостатков нашей веры оказывают служение слова и святые обряды, поэтому следует желать их и прибегать к ним.
теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас
«Теперь же», — говорит, — «когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей». «И добрую весть», — говорит. Видишь ли великую радость Павла? Не сказал: «возвестил», но: «принес добрую весть» — столь великим благом он считает их твердость в вере и любовь! И необходимо, чтобы усиливалась последняя, когда пребывает непоколебимою первая. Потому он и радовался о любви их, что она была признаком их веры. «И что», — говорит, — «вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас», — то есть с похвалами. Не только когда мы находились у вас и когда совершали чудеса, но и теперь, когда мы пребываем вдали от вас, терпим побои и переносим бесчисленные бедствия, вы имеете о нас добрую память. Послушайте, как восхваляют и как ублажают учеников, сохраняющих добрую память о своих наставниках. Будем подражать им: (чрез это) мы доставим пользу себе самим, а не тем, которых любим. «Желая», — говорит, — «нас видеть, как и мы вас». И это их радовало. Для любящего ведь весьма приятно и утешительно, если любимый знает, что он любим.
Источник: Беседы на послание к Фессалоникийцам
ныне же пришедшу Тимофею к нам от вас, и благовестившу нам веру вашу и любовь, и яко имате память о нас благу, всегда желающе нас видети, якоже и мы вас
Какою искренностию и любовию дышит изъявление радости по получении добрых сведений о солунянах! Эта радость была тем живее, чем неожиданнее вести. Боялся Апостол, не поколебались ли и не погубили ли труда его, считая то вероятным, по известным немощам человеческим. Оказалось же совсем прбтивное: и вера с любовию — в силе, и память об Апостоле — с теплотою. Вести превзошли ожидания — и радости Апостола нет меры. Как к сердцу принимал он все, относящееся к успехам Евангелия!
Пришедшу… Это возвращение святого Тимофея совпадает с тем, о котором упоминается в Деяниях: егда же снидоша от Македонии Сила и Тимофей (18, 5). По крайней мере другого случая, известного в Писании, указать нельзя. Принятие этого делает излишними догадки о другом каком-нибудь времени. И сколько их ни строили, все они несовместны с обстоятельствами написания послания, о коих поминается в самом послании.
Благовестившу. — «Видишь ли радость Павла? Не сказал: возвестившу, но благовестившу. Столь великим благом считал он их твердость в вере и любви» (Златоуст). Радость была столь велика, что весть о ней назвал он благовестием — словом, которое в Новом Завете обычно означает благовестив о спасении мира Господом Иисусом Христом. Эта весть касается области устроения спасения, подобно вести о рождении Иоанна Предтечи (Лк 1:19). Радость же у Апостола из-за нее вытекала из духа апостольства. Сей дух ревновал насадить всюду спасительную веру в Господа и удовлетворялся только тем, если видел, что слышавшие проповедь веровали, прилеплялись к Господу и пребывали верными Ему. Удостоверение, что солуняне таковы, успокоило и усладило дух Апостола, и он весть о сем не мог иначе наименовать, как евангелием для себя.
О чем была благая весть, принесенная Тимофеем? — Об истинно христианском настроении солунян, выражавшемся верою и любовию, и о сохранении добрых отношений к Апостолу, свидетельствуемом памятию о нем и желанием видеть его.
Благовестившу веру вашу и любовь. Вера и любовь у Апостола — существо христианства. Ни вера без любви не достойна похвалы, ни любовь без веры не имеет цены. Почему учит ли он, — учит, чтоб все держали веру, любовию споспешествуемую, уверяя, что без них все другое — ничтожно пред очами Божиими (1Тим 1:5 — 6); хвалит ли кого, — хвалит за веру и любовь. Так в начале почти всех посланий его. В словах: благовестившу мне веру вашу и любовь Апостол сказал то же, что: он возвестил мне, что вы пребываете истинными христианами.
И яко имате память о нас благу. Память благая — память с благорасположением, теплая, сердечная, — плод и свидетельство любви к Апостолу. Или благая память — память добрая в том смысле, как у нас говорят: оставил добрую о себе память, поминают Апостола добром, считая его истинным своим благодетелем, как истинного посланника Божия. «Поминаете обо мне с похвалами и одобрением», — изъясняет Феофилакт. Радует же Апостола такая память, не яко память, а ради того, что ею означалась приверженность к вере, которую он им передал. Святой Златоуст говорит при сем: «В этом заключается похвала, что не только когда мы находились у вас и когда совершали чудеса, но и теперь, когда мы вдали от вас и терпим побои, и переносим бесчисленные бедствия, имате память о нас благу».
Всегда желающе видети нас, — Всегда одни относят к: имате память благу, как в русском переводе, другие к: желающе видети нас, как в славянском. Мысли это нисколько не изменяет, но по-славянски лучше. Благая память возбуждалась постоянным желанием видеть Апостола, а это истекает из любви к нему. Память сердца, выражавшаяся желанием видеть Апостола, прочнее и непоколебимее памяти умовой. Последняя утверждалась на первой — и если была всегдашняя, то потому, что всегдашнее было желание видеть, порождавшееся любовию.
Якоже и мы вас. Если б не приложил Апостол и сего, изображение его к солунянам сочувствия было бы неполно. Взаимность есть душа общения сердечного. Утешительно, конечно, было для солунян знать, что Апостол удостоверился в их любви к нему: «ибо для любящего весьма приятно, если любимый знает, что он любим им» (Златоуст). Но несравненно утешительнее должно быть удостоверение, что и он таков же к ним, каковы они к нему.
Все сии напоминания были у Апостола не одни обычные обороты речи в письменных сношениях, но выражали самую истину и направлены были все к одной цели — воодушевлению солунян ценить веру принятую, любить ее и стоять в ней твердо.
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
Ст. 6−7 теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры
Теперь же когда (только что) пришел Тимофей к нам от вас и возвестил нам веру вашу в Бога и любовь к нам и добрую память, которую имеете о нас, и что всегда желаете нас видеть, как и мы также вас: то (посему) утешились мы в скорби нашей, которая угнетает нас еще и теперь, — успокоились в гонениях на нас, кои окружают нас доселе.
Источник: Толкование на священное Писание Первое послание к Фессалоникийцам
Ст. 6−8 теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей, и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас, то мы, при всей скорби и нужде нашей, утешились вами, братия, ради вашей веры; ибо теперь мы живы, когда вы стоите в Господе
Через вашу веру и любовь вы самым надежным образом оберегаете себя, ваши души, совесть и все существо ваше от искушений лукавого. Вы сохраняете все это посредством вечной божественной истины, правды и жизни. Но и более того: вы сохраняете это в едином Живом и истинном Боге всей вселенной, Господе Иисусе Христе, Богочеловеке.
Там, рядом с Ним, ни одна смерть не может умертвить вашу душу, вашу совесть, вашу жизнь, вашу истину, вашу любовь и радость. Когда ваша вера в Господа крепка, а любовь к Нему сильна, тогда вы действительно бессмертны и вечны! Потому и эта вера ваша — наше утешение, и радость, и слава, и жизнь — да, и жизнь наша! Потому что теперь мы живы, когда вы стоите в Господе. И ваше непоколебимое стояние в Господе посредством веры, любви, надежды, поста, молитвы, целомудрия, смиренномудрия и прочих святых добродетелей и Таинств возносит вас превыше всех смертей, всех грехов, всякого зла, и ничто не может вам навредить. Через вашу бессмертную и вечную жизнь и мы чувствуем себя более бессмертными, более вечными и более сильными, чем любая смерть, поскольку вера ваша является нашим щитом и защитой от смерти. Вы своей верой не только себя сохраняете от греха и смерти, но и нас, поскольку все мы, соединенные благодатью и святостью в одно святое Тело Христово, Церковь, составляем одно неразделимое целое.
В этом чудном Богочеловеческом Теле Христовом все мы живем один с помощью другого, один в другом и каждый ради всех. Все мы имеем одну душу, одно сердце, один ум, одно желание, а потому все мы придерживаемся одной истины, правды и вечности и благодатью Божией живем одной общей жизнью в Церкви! Этой общей жизни принадлежат не только все христиане земли, но и все христиане небес, все святые и все ангелы, поскольку Господь Иисус Христос в Своей Церкви соединил ангелов и людей, так что для всех них существует одно и то же Евангелие, одна и та же истина, одна и та же жизнь и поклонение одному и тому же Богу и Господу.
Ангелы являются ангелами, поскольку твердо стоят в Господе; святые являются святыми, поскольку твердо стоят в Господе, и христиане являются христианами, поскольку и они твердо стоят в Господе. И вообще может ли считаться человеком тот, кто не стоит в Господе? Первый из архангелов, не устоявший в Господе, стал диаволом. А что происходит с человеком, когда он отпадает от Господа? Этот человек обрекается на все смерти, все грехи и все муки! Когда он отпадает от Господа, то отпадает и от истины и сочетается с диаволом, который всем своим существом отпал от нее и стал ложью и отцом лжи. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи (Ин 8:44).
Так и человек, когда отпадает от Господа, впадает в ту же ложь и усыновляется отцом лжи, диаволом, становясь его «духовным» чадом (см.: Ин 8:38, 41, 44; 1Ин 3:8, 10). Только оставаясь в Господе, человек действительно остается человеком, постепенно с помощью Святых Таинств и добродетелей становится благодатным человеком, становится богом по благодати.
Источник: Толкование на 1-е послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
теперь же, когда пришел к нам от вас Тимофей и принес нам добрую весть о вере и любви вашей
Я, говорит, ожидал того, а случилось противоположное. Обрати внимание на великую радость Павла! Не сказал: весть, но: добрую весть. Столь великим благом считал он твердость их в вере. И радовался их любви, потому что она была знаком их веры.
и что вы всегда имеете добрую память о нас, желая нас видеть, как и мы вас
То есть вспоминаете о нас с похвалами и одобрением. Послушайте, ученики, и научитесь всегда сохранять добрую память о своих учителях. Ибо этим вы доставите пользу самим себе, а не им. Весьма великое утешение и радость для фессалоникийцев составляет то, что Павел знает, что он любим ими, — это еще более воспламенит в них любовь.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента