I. К кому обращается апостол — к Богу и Христу. Молитва должна возноситься к Богу как к Отцу, нашему Отцу, а также и к Христу, нашему Господу Иисусу Христу. Следовательно, наш Господь Иисус Христос есть Бог, так же как и наш Бог Отец есть Бог. Так Христос учил молиться Своих учеников, и так же учит нас молиться Дух Святой, Дух усыновления: Авва, Отче. Молитва должна быть возносима не только во имя Христа, но и Самому Христу как нашему Господу и Спасителю.
II. О чем он молится за самого себя и своих сотрудников и за фессалоникийцев.
1. Относительно себя и своих сотрудников он молится о том, чтобы их путь к фессалоникийцам был благоуспешен, чтобы Сам Бог направил его, ст. 11. Казалось бы, предпринять путешествие в то или другое место зависит от собственной воли человека и находится в его власти, так что апостолу незачем было обращаться к Богу с такой просьбой. Но апостол знал, что мы Им живем и движемся и существуем, то есть зависим от Бога во всех наших перемещениях и действиях, так же как от Него зависит продолжительность нашей жизни и сохранение ее; что божественное провидение устраивает все наши дела и успехом в них мы обязаны исключительно Ему; что Бог Отец управляет Своими детьми, указывая, куда им идти и что делать; что наш Господь Иисус Христос особенным образом руководит Своими верными служителями, этими звездами, которые Он держит в Своей руке. Будем же искать Бога во всех путях наших, и Он направит их.
2. Он молится о преуспевании фессалоникийцев. Представится ему возможность посетить их или нет, но он усердно молится о преуспеянии их душ. Он говорит о двух вещах, которые он желает им. Мы также должны желать их как себе, так и своим друзьям.
(1) Чтобы они исполнялись и преисполнялись любовью (ст. 12), любовью друг к другу и ко всем людям. Заметим: от всех христиан требуется взаимная любовь, и не только любовь друг к другу, но и доброе расположение ко всем людям и забота об их благополучии. Любовь от Бога и является исполнением не только закона, но и Евангелия. Тимофей принес добрые вести о вере фессалоникийцев, хотя в ней и недоставало чего-то, и об их любви, но апостол все же молится, чтобы они возрастали и изобиловали в ней. Заметим: нам следует желать возрастания во всякой добродетели, все мы нуждаемся в силе Духа Святого для возрастания в благодати, и путем к достижению этого является молитва. Мы обязаны Богу не только за то, что Он начал в нас Свое доброе дело, но также и за его продолжение его. В своих молитвах мы должны проявлять усердие. Чтобы побудить к этому фессалоникийцев, апостол снова напоминает им о своей великой любви, о преисполняющей его любви к ним. Чем более мы любимы, тем больше сами должны любить.
(2) Чтобы они могли быть утверждены непорочными в святости, ст. 11. Этот духовный плод упоминается как результат возрастания в любви: Чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне до конца. Заметьте: чем более мы возрастаем и изобилуем в благодати, особенно в благодати любви, тем более утверждаемся в святости. Заметьте также: святость требуется от всех, кто хочет войти в небо, и мы должны быть непорочными в ней, то есть во всем должны поступать так, чтобы не противоречить нашему исповеданию святости. Нашим желанием должно быть, чтобы наши сердца были утверждены в святости перед Богом и сохранены в ней до пришествия Господа Иисуса, чтобы мы были непорочны перед Богом Отцом сейчас и предстали непорочными перед престолом Его славы в день, когда Господь Иисус придет со всеми Своими святыми. Заметьте:
[1] Господь Иисус придет опять, и придет во славе.
[2] Когда Он придет, то все святые Его придут вместе с Ним: Они явятся с Ним во славе.
[3] Тогда откроется превосходство святости, равно как и ее необходимость, потому что при отсутствии ее никакое сердце не будет утвержденным в тот день, никто не окажется непорочным и не избежит вечного осуждения.
вас же Господь да умножит и да избыточествит любовию друг ко другу и ко всем, якоже и мы к вам
Благожелания солунянам в духе веры и упования. — Желает им совершенства в любви, которая одна сильна сохранить их непоколебимыми в вере и чистыми по жизни до самого второго пришествия Христова, в котором решается вечная участь каждого.
Вас же Господь. Прежде говорил: Бог и Отец, и Господь… а теперь только Господь. Это потому, что Господь и Отец — едино суть, по слову Самого Господа: Аз и Отец едино есма (Ин 10:30), и потому, что вслед за ним прилагаются благожелания по домостроительству нашего спасения, которое Триипостасный Бог совершает чрез воплотившегося Бога Сына, Господа нашего Иисуса Христа.
Да умножит и преизбыточествит любовию — это то же, что да исполнит и преисполнит любовию. Святой Златоуст выражает значение обоих слов одним: да возрастит. Блаженный же Феодорит разделяет значение каждого слова и первое относит к умножению числа верующих, а второе — к объединению всех их в любви. «Молится, чтоб восполнил их числом и сделал избыточествующими в любви, то есть приобретшими совершенную любовь, так чтобы им нимало не иметь в ней недостатка».
Любовию друг ко другу и ко всем. — Любви исключительно желает ради того, что она есть союз совершенства (Кол 3:14), есть исполнение закона (Рим 13:10). Преспеяние христианское есть преспеяние в любви (1Тим 6:11). Как Сам Господь, как другие Апостолы, так и святой Павел выше всего в христианстве ставит любовь (1Кор 13 глава).—Но кого разумеет Апостол под — ко всем? — Если под — друг ко другу — разумеет только уверовавших , солунян, то ко всем будет означать — ко всем прочим христианам Так Феодорит: «Чтобы оказывали любовь не только друг ко другу, но и ко всем единоверным, где бы они ни находились». Если же под друг ко другу разуметь христиан вообще, то ко всем будет означать всех людей. Так Экумений: «Дело христиан не только братьев любить, но и всех людей, и верующих, и неверующих». Святой Златоуст разумеет любовь ко всем, без указания на веру. «Смотри, как хочет распространить эту любовь! — Не только друг ко другу, но и ко всем. Ибо в том поистине обнаруживается любовь по Богу, что она стремится обнять собою всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то твоя любовь человеческая». Святой Апостол Павел нередко внушает любовь ко всем людям. Так Тит 3:2; 1Тим 2:1; 1 Сол. 5, 15; и подобное.
Яко же и мы к вам, — подразумевается: полны и избыточествуем любовию. Выражение усеченное требует дополнительных мыслей. Можно так: сказав о любви ко всем, он дал намек и на себя, говоря как бы: ко всем, и к нам… После сего естественно будет следовать: якоже и мы к вам — или прямо: любите себя взаимно и всех, как мы вас любим, — то есть бескорыстно, с готовностию на всякие жертвы, как говорит он о себе во 2-й главе. Свою любовь, известную солунянам и испытанную ими, ставит в образец: «Нас имейте мерою и образцом любви» (Феофилакт). Ставить себя в образец обычно святому Апостолу Павлу (2 Сол. 3, 9; Флп 3:17). Но на себе он не останавливает христиан, а от себя возводит ко Христу Господу, говоря: подражатели мне бывайте, якоже аз Христу (1Кор 11:1). Таким образом, он всех возводит к Единому. В деле нравственного воспитания пример сильнее всякого слова.
Источник: Толкование на 1-е послание святого апостола Павла к Солунянам (Фессалоникийцам).
а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам
Ведь если бы мы прежде возлюбили, чтобы по этой заслуге и Он нас возлюбил, то прежде мы Его избрали бы, чтобы и от Него избрания удостоиться. Но Тот, Кто есть истина, иное говорит, и подобному людскому тщеславию явно прекословит: Не вы Меня избрали, говорит (Ин 15:16). А если не вы избрали, то, без сомнения, и не вы возлюбили: ибо как бы избрали того, кого не любили? Но Я, говорит, вас избрал (Ин 15:16). Как же после этого не избрали и они Его и не предпочли всем благам нынешнего века? Но они избрали Его, потому что сами избраны были; а не потому избраны были, что избрали они. Не было бы никакой заслуги у людей, избирающих Бога, если бы их, избирающих, не предваряла бы Божия благодать. Потому и апостол Павел, благословляя фессалоникийцев, сказал: А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем. Это благословение, чтобы любить друг друга, нам дано от Того, от Кого нам прежде был дан закон, чтобы мы возлюбили друг друга.
Источник: О благодати и свободной воле.
а вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем
Видишь ли неудержимый порыв любви в том, что он молится о них, чтобы Господь исполнил и преисполнил их в любви. И не только друг ко другу, но и ко всем. Ибо в том и обнаруживается любовь к Богу, что она стремится обнять всех. Если же ты одного любишь, а другого нет, то это любовь человеческая.
какою мы исполнены к вам
С нашей стороны, говорит, она уже есть; просим, чтобы на будущее время была и с вашей стороны. Нас имейте мерой и образцом любви.
Источник: Толкование на Первое послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента