Говоря о сельском хозяйстве, мы должны помнить, что земледелец пожинает не ровно то количество зерна, которое посеял, а во много раз больше.
Точно так же и с христианским даянием: назад получаешь не то, что отдал, а гораздо больше отданного. Конечно же, взамен получаешь не столько деньги, сколько духовные блага.
I. Указания апостола относительно того, какие правила следует соблюдать в деле благотворительности, чтобы оно совершалось должным образом. Очень важно, чтобы мы не только исполняли требуемое от нас, но исполняли так, как нам предписано. Заметьте, какого даяния апостол ожидал от коринфян:
1. Щедрого. В пятом стихе Павел намекал, что пожертвование должно делаться великодушно, щедро, без привкуса жадности; при этом он напоминает им о том, что люди, желающие получить хороший урожай на своих нивах, обычно не скупятся, когда сеют, так как пожинают пропорционально тому, что сеяли, ст. 6.
2. Обдуманного: Каждый уделяй по расположению сердца.., ст. 7. Дела милосердия, как и любое другое доброе дело, должны совершаться обдуманно и намеренно, в то время как некоторые делают добро по случаю. Они уступают, и, может быть, поспешно, чьей-то назойливости, без всякого рассуждения, и дают больше, чем намеревались, а потом сожалеют об этом. Или, наоборот, если бы они заранее все тщательно обдумали, то могли бы дать больше. Должное рассмотрение своего собственного положения и положения того, кому мы хотим помочь, подскажет нам, насколько щедрым должно быть наше пожертвование.
3. Доброхотного. Сколько бы мы ни давали, много или мало, мы должны давать доброхотно, а не с огорчением и не с принуждением.., ст. 7. Люди иногда дают милостыню только для того, чтобы отстать от назойливых просителей, и то, что они дают, как бы выжато из них силой. Такая нерасположенность губит все, что они делают. Мы должны давать больше, чем скромность некоторых позволяет им просить; мы должны не только хлебом делиться с голодным, но и душу свою отдавать ему, Ис 58:10. Должны давать щедро — открытой рукой, радостно — с открытым лицом, радуясь тому, что имеем возможность и средства быть милосердными.
II. Добрые поощрения к тому, чтобы совершать дело милосердия указанным образом. Апостол говорит коринфянам, что:
1. Дающие милостыню не потерпят ущерба. Это напоминание может устранить тайное возражение, могущее возникнуть против этого дела в умах некоторых, склонных опасаться, что они потерпят ущерб, если отдадут что-то. Но таковые должны учесть, что отданное бедным не пропадет, подобно тому как драгоценное семя, брошенное в землю, не пропадает, хотя и остается погребенным в ней на какое-то время; оно всходит и приносит урожай, так что сеятель получает гораздо больше того, что посеял, ст. 6. Так и дающий щедро и доброхотно может ожидать такого же хорошего прироста. Ибо:
(1) ...Доброхотно дающего любит Бог (ст. 7), а разве есть такое благо, на какое не мог бы рассчитывать тот, кого любит Бог? Может ли человек, делая угодное Богу, понести ущерб? Разве он не уверен в том, что в любом случае будет с прибылью, так или иначе? Более того, разве благоволение и любовь Божии для него не дороже всего, даже самой жизни?
(2) Бог силен обратить наше милосердие к нашей же пользе, ст. 8. У нас нет оснований не доверять благости Божией и, конечно, нет никаких оснований сомневаться в Его силе. Бог силен обогатить нас всякою благодатью, как духовными, так и материальными благами. Он силен дать нам достаток во всем; сделать нас довольными тем, что мы имеем; возместить нам то, что мы отдали, чтобы мы могли отдавать еще больше, как написано о милосердном человеке (Пс 111:9): ...расточил, раздал нищим; правда его, то есть его милосердие, пребывает во веки. Его честь — пребывающая, его награда — вечная, он сам живет в полном достатке и может щедро давать другим.
(3) Апостол возносит за них молитву к Богу о том, чтобы они не оказались в убытке, но получили прибыль, ст. 10−11. Рассмотрим здесь:
[1] К кому обращена молитва — к Богу, дающему семя сеющему, дающему такой прирост плодов земли, что мы имеем достаточно хлеба не только для пропитания в течение одного года, но и для посева на будущий год. Или к Богу, дающему достаток не только для нас лично, но также и для восполнения нужд других, чтобы мы таким образом уподобились семени, которое сеется.
[2] О чем просит Павел. Он желает для них, чтобы они могли всегда иметь достаточно хлеба в пищу для себя; чтобы Бог подал обилие посеянному ими и они могли бы сделать больше добра; чтобы Он умножил плоды правды их, чтобы они могли обильно пожать плоды своей щедрости и всем богаты были на всякую щедрость, ст. 11; чтобы они могли убедиться в том, что действительно ничего не потеряли, а приобрели. Примечание: Дела милосердия не только не доведут нас до нищеты, но напротив, поистине обогатят нас, то есть сделают истинно богатыми людьми.
2. В то время как они ничего не теряют, бедствующие святые приобретают, ибо дело служения сего... восполняет скудость святых.., ст. 12. Если мы имеем все основания считать их святыми, если мы уверены, что они принадлежат к семье Божиих детей и что они испытывают большую нужду, то с какой готовностью нам следует помочь им! Наша доброта не может быть проявлена к Богу, но мы должны щедро проявлять ее к святым, которые на земле, и к дивным Его, и таким образом мы докажем, что к ним направлено все желание наше.
3. Их милосердие послужит к похвале и славе Божией. Многие возблагодарят Бога за него — апостолы и те, кто участвовал в этом служении, ст. 11. Они благословят Бога, Который осчастливил их быть орудием в этом добром деле и дал им успех в нем. Кроме того, многие другие будут также благодарны: бедные, чьи нужды были восполнены этим служением, не преминут возблагодарить и благословить Бога за них; все те, кто доброжелательно настроен к Евангелию, прославят Бога.., видя опыт сего служения то есть доказательство покорности исповедуемому Евангелию Христову и истинной любви ко всем людям, ст. 13. Примечания:
(1) Сущность истинного христианства это покорность Евангелию, предание себя повелевающей силе его истин и законов.
(2) Мы должны доказать искренность нашей покорности Евангелию делами милосердия.
(3) Это будет способствовать доброй репутации нашего вероисповедания, похвале и славе Божией.
4. Те, чьи нужды будут восполнены, своими молитвами за своих благодетелей самым лучшим образом отплатят им за их доброту, ст. 14. И мы должны таким же образом воздавать за оказанную нам помощь, когда не в состоянии сделать это каким-либо иным путем; для бедных это есть единственное, чем они могут вознаградить своих благодетелей, а для богатых это часто является очень большим преимуществом.
Заключение. Апостол завершает эту тему славословием: Благодарение Богу за неизреченный дар Его! (ст. 15). Некоторые предполагают, что под этим неизреченным даром Павел подразумевает дар благодати, сообщаемый церкви, чтобы сделать ее способной и желающей восполнять нужды святых, что принесет неизреченное благодеяние как тем, кто дает милостыню, так и тем, кто принимает ее. Но, скорее всего, здесь подразумевается Иисус Христос, это поистине неизреченный дар Божий для всего мира, дар, за который мы имеем все основания быть благодарными.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву. Кто сеет скупо, сказано, тот скупо и пожнет. Итак, не скупой рукой будем бросать эти добрые семена, чтобы в свое время нам пожать в изобилии. Теперь — время сеяния: не упустим же его, прошу вас, чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки.
Источник: Гомилия 34 на Книгу Бытия.
См. также Толкование на 2Кор 9:5
Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет
Се же глаголю, этим я хочу сказать, то есть тем, чтоб подаяние было яко благословение, а не яко лихоимство. Объясняет, почему милостыня должна быть яко благословение, ибо она приносит благословение. Святой Златоуст выше сказал: «Видишь ли, как в самом увещании показывает тотчас и плод, подаянием приносимый, то есть что подающие исполняются благословения». Эту мысль, прежде заключенную в одно слово: благословение, полнее разъясняет теперь Апостол сравнением подаяния с сеянием. Общеизвестна истина: что посеешь, то и пожнешь. Знает это сеющий, потому сеет и с охотою, и без щадения семян. Воодушевляет его уверенность, что непременно пожнет посеянное с преизбытком, то есть в 30, 60, 100 раз больше. Это применяет Апостол к милостынеподаянию. Сеющий будто тратит, разбрасывает семена, невесть для чего. Так мог бы о нем подумать всякий, не знающий, к чему идет сеятва и что даст. Милостыню дающий будто разбрасывает свое добро незнать для чего; а между тем несомненно, что это дело приносит плод, и приносит его вернее, чем сеятва. От сеятвы не всегда урожай бывает, хотя всегда ожидается, а от сеяния милостыни неурожая не бывает, — всегда она приносит плод. Надобно только вложить в нее доброхотство, чтоб она изливалась из сердца, с желанием истощить свое для других. Это расположение то же, что дождь вовремя на сеятву. Оскудение же такого расположения в милостынеподаянии есть то же для нее, что засуха для сеятвы.— Выражения Апостола именно на это и намекают. Сеяй, говорит, — скудостию, φειδομενως с щадением и жалением семян, или, что то же, скупо, скудостию и пожнет — и пожнет φειδομενως; земля сожмет недра свои, как он руку, и прорастит ему посеянное скупо.— Сеяй о благословении, с желанием рассеять сколько можно больше, с преизливающимся из сердца своего непощадением себя и своего, о благословении и пожнет: земля также разверзет щедро ему недра свои, как он руки сеющие. Что земля дает сеющему, то Бог — подающему милостыню, соразмеряя щедрость воздаяния с доброхотством подаяния. Феодорит пишет: «Апостол весьма кстати употребил переносимый образ речи и щедрость назвал сеянием, указуя на обильный плод благотворительности; выставил на вид и тех, которые водятся скупостию, сказав, что жатва бывает соразмерна количеству посева». Святой Златоуст говорит: «Сеяй скудостию, φειδομενως. Не сказал: скупо, но употребил благороднейшее наименование бережливого (φειδολου); и сеянием назвал самое действие, дабы ты тотчас вспомнил о воздаянии, представил себе жатву и понял, что, подавая другим, более получаешь сам, нежели даешь. Посему не сказал: дающий, но сеяй. Не сказал также: если вы сеете, но общее употребил выражение. Не сказал опять — щедро, но, что гораздо важнее: о благословении».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Се же глаголю: сеяй скудостию, скудостию и пожнет; а сеяй о благословении, о благословении и пожнет
Святый Апостол Павел, в послании к Коринфским Христианам, между прочим, приглашает их собрать между собою милостыню, и приготовить для отправления в Иерусалим, в пользу тамошних бедных Христиан. Он желает от них обильнаго благотворения; но не желает вынуждать онаго: и потому притчею подает им мысль, посредством которой они сами расположились бы к щедрости. Сеяй скудостию, скудостию и пожнет: а сеяй о благословении, о благословении и пожнет. Кто сеет скудно, у того скудна будет и жатва: а кто сеет обильно, у того и жатва обильна будет. То есть: кто благотворит скупо, тот не имеет права на щедрое воздаяние; а кто благотворит щедро, тот получит обильный плод благотворения и щедрую награду от Бога.
Здесь представляется не незатруднительный вопрос: что значит: сеять обильно? Если скажем, что это значит сеять в большом количестве: то надобно будет заключить, что жребий сеять обильно, и в следствие того иметь обильную жатву, то-есть, щедрую от Бога награду, может достаться только немногим людям богатым; и что, напротив того, наибольшее число людей, люди, не обладающие богатством, по необходимости должны ограничиться скудным сеянием, и потому не могут надеяться обильной жатвы благословений Божиих. Но можно ли думать, что таков суд Божий? — Верно не таков, как можем усмотреть из примера упоминаемой в Евангелии вдовицы, которая подала в Церковь только две лепты, и однако, по свидетельству и суду Христову, посеяла обильнее всех богатых. Воистину глаголю вам, яко вдовица сия убогая множае всех вверже (Лук. XXI. 3). Если бы она имела еще две лепты, и подала их нищему: Господь, без сомнения, также сказал бы, что она обильнее всех подала милостыню.
Предлагаем меру благотворения, никогда не затруднительную, всегда верную и благонадежную: такая мера есть — любовь. Тот сеет о благословении, и о благословении пожнет, кто благотворит из любви к Богу, из любви ко Христу, из любви к ближнему.
Источник: Слово в день тезоименитства Императора Николая Павловича. 1850 г.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
Ибо кто скупо сеет это самое семя, тому не дано будет обильно пожать в будущей жизни. А кто сеет с благословением и изобилием, тот от благословения Божия пожнет жизнь при кончине мира.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
Законы физические и законы духовные, как происшедшие от одного Творца, большею частию сходны между собою. Как земледелец, посеявший немного и недобрых семян, немного и соберет их, так и тот, кто немного творит добрых дел, и не совсем чистых, доброхотных, не пожнет обильных плодов от них. Напротив, тот, кто не пожалел хороших семян бросить в землю и в достаточном количестве, получит хорошие и обильные плоды, равно как и тот, кто щедро и доброхотно творил добрые дела.
Источник: Дневник. Том II. 1857−1858.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
И поскольку сам апостол говорит: При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет, — вы должны понимать, что теперь и есть время, пока мы находимся в этой жизни, спешно и энергично стяжать дар вечной жизни, потому что, когда настанет конец мира, этот дар будет дан только тем, кто приобрел его себе верой, еще не будучи в состоянии видеть его.
Источник: Послания.
При сем скажу: кто сеет скупо (φειδομένως), тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
Переходит к другой статье, что нужно подавать с щедростью, и говорит: при сем скажу, то есть присовокупляю к сказанному, что не должно подавать с бережливостью. Не сказал «скупо», но употребил благороднейшее наименование бережливости. Самое же дело назвал сеянием, чтобы ты тотчас обратил взор на воздаяние, и понял, что более получаешь, нежели даешь. После речи о подаянии с щедростью опять напоминает о подаянии с радушием: это показывают, как и выше сказано, слова: сеет щедро.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
Павел говорит о скупце, когда говорит о сеющих скупо, и у которого приходится вымогать, дабы внес, поскольку пожалел обещанного.
Источник: На Послания к Коринфянам
При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет
Апостол, конечно, имеет в виду здесь награду, какую милостивый получит на небе (ср. Мф гл. 5).
Ст. 6−15 При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его
Апостол пользуется случаем для того, чтобы здесь сказать и о расположении, в каком должно подавать милостыню, и о могуществе Божием, в силу которого подающий может быть всегда уверен в том, что Бог всегда может дать ему средства к щедрому благотворению, и, наконец, о той пользе, какую приносит щедрая милостыня. Заключает свою речь Апостол воссыланием хвалы Богу за Его величайший дар, какой человечество получило в Христе Иисусе и какой еще более побуждает христиан быть щедрыми к другим.
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента