Кстати, этот стих звучит почти так же, как Притчи 3:3−4 в Септуагинте.
I. Апостол хвалит Тита:
1. За его усердие и сердечное попечение о коринфянах, за его готовность содействовать их благополучию. Он упоминает об этом с благодарностью Богу, ст. 16. Если Бог вложил в чье-то сердце усердие сделать нечто доброе нам или кому-то другому, то это хороший повод для благодарности Ему.
2. За его готовность к данному служению. Он принял это поручение и ревностно отправился выполнять его, ст. 17. Просьбы об оказании помощи другим многими воспринимаются как неблагодарное дело, однако это доброе служение, и когда нас просят исполнить его, нам не следует уклоняться от этого.
II. Он рекомендует другого брата, посланного вместе с Титом. Согласно общепринятому мнению, этим братом был Лука. Апостол представляет его:
1. Как человека, во всех церквах похваляемого за благовествование, ст. 18. Он был хорошо известен по многим видам служения и показал себя достойным похвалы во всем, что бы он ни делал.
2. Как избранного церквами (ст. 19) сопутствовать апостолу в этом деле благотворения. По всей вероятности, это было сделано по инициативе и просьбе самого Павла, с той целью, чтобы ему не подвергнуться от кого нареканию при таком обилии приношений, вверяемых его служению, ст. 20. Апостол проявлял осторожность, чтобы не дать никакого повода злонамеренным людям очернить его. Он не хотел давать повода к обвинению себя в нечестности или в пристрастии и считал своим долгом стараться о добром не только пред Господом, но и пред людьми, как должен делать всякий христианин, то есть действовать во всем благоразумно, чтобы предотвратить, насколько это в наших силах, всякие несправедливые подозрения относительно себя и всякие поводы к позорным обвинениям. Примечание: Мы живем в мире критики и должны постараться лишить всякого повода ищущих повода для укоризн. Укоряющие или критикующие нас без причины совершают преступление, а мы допускаем неблагоразумие, если даем им к этому какой-то повод, когда у них нет никакой действительной причины для этого.
III. Он рекомендует также еще одного брата, который был послан вместе с первыми двумя. Есть предположение, что этим братом был Аполлос. Кем бы он ни был, но он был хорошо испытан во многом и поэтому вполне годился для дела благотворения. Кроме того, у него было большое усердие к этому делу, потому что он имел уверенность в коринфянах, или доброе мнение о них, ст. 22. Это очень утешительно — видеть занятыми добрым делом тех, кто показал себя усердным еще раньше.
IV. В заключение апостол дает общую хорошую характеристику о всех посланных (ст. 23) — как о сотрудниках его, посланниках церквей, как о славе Христовой, как о служивших во славу имени Его, как о бывших орудиями Божиими, получившими от Христа честь оказаться Ему верными и пригодными для служения. Поэтому он увещевает коринфян показать свою щедрость, соответственно тем большим ожиданиям какие имели о них другие, чтобы посланники церквей и сами церкви могли увидеть доброе доказательство их любви к Богу и милосердия к бедствующим братьям, показать, что он, Павел, справедливо хвалился ими ст. 24. Примечание: Доброе мнение других относительно нас должно побуждать нас к добрым делам.
Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми
Что может сравниться с Павлом? Он не сказал: «Пусть будет несчастным и пусть погибнет тот, кто станет подозревать в чем-либо подобном; доколе не обличает меня совесть, мне нет дела до подозревающих». Напротив, чем они были слабее, тем более снисходил к ним. Не негодовать нужно на больного, но помогать ему. Между тем, от какого греха мы столько далеки, сколько он далек от таковых подозрений? Если бы кто был подобен даже демону, и тот не мог бы подозревать блаженного (апостола) в этом служении. И все же, как ни далек он был от худых подозрений, он все делает и устраивает так, чтобы не оставить и малейшей тени для тех, которые захотели бы хотя сколько-нибудь подозревать его в худом. Он избегает не только обвинения, но и худого мнения, малейшей укоризны и простого подозрения.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Промышляюще добрая не токмо пред Богом, но и пред человеки
Мы стараемся, говорит, делать добро не только так, чтобы оно было чисто и совершенно пред Богом и нашею совестию, но и так, чтоб таким видели его и другие, не похвал бы ради, но да не соблазним брата. «Не довольствуясь одним свидетельством Господа, желаем, чтобы и люди имели о нас доброе понятие и извлекали из сего пользу» (Феодорит). Соблазн других неразумным деланием добрых дел много умаляет добротность сих дел. Нельзя так говорить: совесть моя чиста; пусть как хочет думает любящий подозревать. Это обличает жесткое сердце, никакого внимания не хотящее иметь к немощам немощных, сердце и горделивое, презирающее других. Так действовать — значит идти напролом. Бывают обстоятельства, когда и так неизбежно действовать, но не всегда. В обычном течении дел необходимо щадить совести немощных, ибо и это относится к кругу дел, которыми исполняется правило: немощи немощных носить и не себе угождать (Рим 15:1). Этого закона держась, Апостол и сам действовал так, как говорит.— Святой Златоуст говорит на это: «Кто может сравниться в мудрости с Павлом? Он не сказал: да будет несчастен и да погибнет то, кто станет подозревать в чем-либо подобном; доколе не обличает меня совесть — мне нет дела до подозревающих. Напротив, чем они были слабее, тем более снисходил к ним. Не негодовать на больного, но помогать ему должно. Между тем от какого греха мы столько далеки, сколько он далек от таковых подозрений? Если бы кто был подобен даже демону, и тот не мог бы подозревать блаженного Апостола в сем служении. Однако же сколько ни далек он был от того, чтобы могли худо о нем думать, все делает и устрояет так, чтобы не оставить даже и малейшей тени для тех, которые захотели бы хотя сколько-нибудь подозревать в худом. Он избегает не только обвинения, но и худого мнения, малейшей укоризны и пустого подозрения».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми
Пресвитеры должны быть сострадательны, милостивы ко всем, обращать заблудших, посещать всякого немощного, не презирать вдов, сироту или нищего, но всегда стараться о добром пред Богом и людьми5*, воздерживаться от всякого гнева, лицемерия, несправедливого суда, удаляться от всякого сребролюбия, не быть легковерными к обвинениям против кого-либо, жестокими на суде, зная, что все мы должники греха.
Источник: Послание к Филиппийцам
Ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми
Смотри, как беспокоилась душа Павла, чтобы не подать братиям повода к соблазну. Ибо не сказал: я чист, пусть клевещет, кто хочет, но как пред Богом, говорит, так и пред людьми, стараемся о добром, то есть стараемся явиться безукоризненными, и чем они слабее, тем более должно снисходить им, потому что мы снисходим и малым детям, когда нянчим их.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми
Павел старается о добром пред Господом, поскольку учит тому, что Бог повелевает о служении святым или нуждающимся. Старается о добром пред людьми. Ибо апостол Павел посылает на служение тех, кто может быть честен и не допустит преткновения; он побуждает помощников поступать всегда так, чтобы его доброе учение не пострадало и не унизилось порицанием из-за небрежных служителей.
Источник: На Послания к Коринфянам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента