Письмо, возможно, то, которое известно нам как 1 Коринфянам, или же какое-либо последующее письмо, до нас не дошедшее. Оскорбителем может быть человек, совершивший инцест, о чем говорится в 1 Коринфянам (1:5), или же это может относиться к каким-нибудь беспорядкам в церкви. Если Павел говорит о человеке-кровосмесителе, то оскорбленным был отец согрешившего. С другой стороны, если оскорбителем был возмутитель спокойствия, то оскорблен был сам Павел или какая-либо другая неустановленная жертва.
В Синодальном переводе последняя часть стиха гласит: «...чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом». Но в большинстве современных переводов эти слова переведены так: «...чтобы вы осознали пред лицом Божьим беспокойство свое о нас».
1. Он говорит им, что имел добрые намерения о них, когда писал свое первое послание, хотя оно могло показаться им суровым, ст. 12. Он писал его, главным образом, не ради оскорбителя, не только ради его блага, и уж тем более не для того, чтобы наказать его. И не ради оскорбленного, то есть не ради обиженного отца, чтобы он получил некоторое удовлетворение. Но для того, чтобы им открылась его большая искренняя любовь к ним и попечение о них, о всей церкви, чтобы они не пострадали, оставив такое преступление и связанный с ним позор без должного внимания и негодования.
2. Он сообщает им о той радости, какую принесло ему и Титу их покаяние, их доброе поведение. Тит радовался, и дух его успокоился их утешением, и это, в свою очередь, утешило и обрадовало и самого апостола, ст. 13. Тит был утешен, когда находился среди них, и потом, когда он вспоминал, как они приняли его, какое проявили послушание апостольским повелениям, с каким страхом и трепетом восприняли все укоризны в свой адрес, сердце его преисполнилось еще большим расположением к ним, ст. 15. Примечание: За благочестивой печалью следуют великое утешение и радость. Как грех производит общую скорбь, так покаяние и исправление производят общую радость. И Павел и Тит были обрадованы, коринфяне были утешены, поэтому должны были утешить и покаявшегося; если небо радуется об одном грешнике кающемся, то и на земле должна быть радость об этом.
3. В заключение апостол выражает свою полную уверенность в них. Он не постыдился, хвалясь ими перед Титом (ст. 14), ибо не был обманут в своих ожиданиях относительно них, выраженных ему, и теперь с великой радостью мог заявить что и в будущем во всем может положиться на них. Примечание: Великое утешение и радость для служителя, когда он имеет дело с теми, кому может доверять, на кого может положиться, что они примут все его предложения, направленные к славе Божией, к чести Евангелия и к их пользе.
Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом
«Если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного» (ст. 12). Чтобы не сказали: «зачем же ты обличаешь нас, когда мы чисты в этом деле?», — (апостол), имея в виду такое возражение и предупреждая его, и употребил приведенные слова: «не жалею, хотя и пожалел было». «Я, — говорит, — весьма далек от того, чтобы раскаиваться теперь в написанном вам тогда; напротив, я более раскаивался тогда, нежели теперь, когда вы показали себя исправными». Видишь ли опять его уменье состязаться и принуждать к согласию? Видишь ли, как речи своей он дал противный оборот? Чем думали пристыдить его, именно как бы напрасными порицаниями, в виду (оказанного ими) успеха, тем самым он доказывает, что в праве был поступить с ними так свободно. Он не отказывается уже смело говорить им и приятное, когда это стало возможно. Прежде он говорил, что «совокупляющийся с блудницею становится одно тело [с нею]» (1Кор 6:16); и: «предайте такового сатане во измождение плоти» (1Кор 5:5); также: «всякий грех, какой делает человек, есть вне тела» (1Кор 6:18), и тому подобное. Как же здесь он говорит: «не ради оскорбителя и не ради оскорбленного»? И здесь он не противоречит себе, а напротив, весьма согласен сам с собою. Каким же образом согласен? Ему очень желалось показать свою любовь к ним. Он не отрицает, таким образом, что заботился о блуднике; но вместе показывает, как замечено мною, и ту любовь, какую имел к ним, равно как и то, что он еще больше страшился за всю церковь, так как боялся, чтобы зло не распространилось и, идя далее, не обняло всей Церкви. Потому и говорил: «что малая закваска квасит все тесто» (1Кор 5:6). Но это (сказал) тогда; теперь же, когда они исправились, то же самое выражает не так, но иначе; и хотя ту же выражает мысль, но с большею приятностью, говоря: «чтобы вам открылось попечение наше о вас», «к вам, — то есть, — чтобы видели вы, как люблю вас». Это одно и то же с прежним, но, будучи иначе выражено, по-видимому, имеет другое значение. А чтобы видеть, что это одно и то же, разбери мысль его, и не найдешь никакого различия. «Так как я вас очень люблю, — говорит он, — то и опасался, чтобы вы от этого (соблазнительного примера) не потерпели неприятности, и сами за себя не были принуждены скорбеть». Подобным образом, когда сказал: «О волах ли печется Бог?» (1Кор 9:9), не разумел, что Бог не промышляет о волах, потому что ни одна вещь не может существовать без промысла Божия; а то, что Он дал заповедь преимущественно не ради волов. Так и здесь: «Я писал, во-первых, для вас, а потом и для него. Я любил вас внутренне еще и прежде моего послания; но чрез это послание хотел показать любовь мою и вам, и всем вообще».
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Аще бо и писах вам, не обидевшаго ради, ниже обидимаго ради, но за еже явитися в вас тщанию нашему, еже о вас пред Богом
Кто обидевший и кто обидимый? — Феодорит говорит: «Обидевшим Апостол называет виновного в блуде, а обидимым — отца его, потому что и по смерти оскорблен он был поруганием его ложа». Экумений и Феофилакт думают, что это соблудившие, потому что они и обидели себя взаимно, и обижены. Святой Златоуст не касается сего вопроса. Но кто бы они ни были, сила речи не в определенности понятия о них, а в указании намерения, с каким написаны такие строгие решения в первом послании. Не для них, говорит, это писано. Не то хочет сказать, что, пиша, совсем не имел их в виду; но что не для них преимущественно писал, а, главным образом, для вас, чтоб один по другому и вы все не заразились тем же злом. Теперь те исправляются, и вы исполнились ревности и негодования ко греху такому. Но хотя бы те и не исправились, а только в вас обнаружилось такое негодование, цель послания была бы достигнута. Его диктовала моя забота о всем теле Церкви. Я показал тем мое тщание о всех вас, какое имею пред Богом. Оно таково и пред Богом, каким явлено пред вами. Апостол будто слышал со стороны их возражение: когда мы чисты, то зачем нас обличал? — Теперь так, а тогда я этого мог и не предполагать; и опасение за вас, вызываемое любовию к вам, заставило меня быть строгим. Святой Златоуст говорит: «Дает чувствовать, что он страшился за всю Церковь; ибо боялся, чтобы зло не распространилось и, идя далее, не обняло всей Церкви. Посему и говорил: мал квас все смешение квасит (1Кор 5:6). Но это сказал тогда; теперь же, когда они исправились, то же самое выражает не так, но иначе, и хотя ту же имеет мысль, но предлагает ее с большею приятностию, говоря: за еже явитися в вас тщанию моему о вас, то есть чтоб видели вы, как люблю вас. Поелику я вас очень люблю, то и опасался, чтобы вы от сего соблазнительного примера не потерпели вреда и сами за себя не были принуждены скорбеть».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом
Итак, если написал я вам, то не ради оскорбившаго и не ради оскорбленнаго, но ради того, чтобы чрез это открылось пред Богом рвение послушания вашего.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ряди оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом
Дабы не сказали ему: зачем же ты обличал нас, если мы чисты были от преступления? говорит: я до того уважаю прежде писанное мной и не раскаиваюсь в обличении вас, что говорю: для того я написал то, чтобы любовь моя к вам и попечение мое о вас открылись пред Богом, то есть пред Богом, видящим, что это справедливо. Я опасался, чтобы и на вас не перешла зараза. Кого же разумеет под оскорбившим и оскорбленным? Блудодействовавших; потому что и тот, и другая оскорбили друг друга. Как же говорит, что писал не ради их? То есть, хотя я писал и ради их, но не исключительно ради их, а и ради вас, заботясь, чтобы не испортилось все общество. Так и когда говорит: разве о волах заботится Бог? (1Кор 9:9), не то говорит, что Бог не заботится о них; иначе зачем они созданы? но то, что Бог дал закон преимущественно не ради волов.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Итак, если я писал к вам, то не ради оскорбителя и не ради оскорбленного, но чтобы вам открылось попечение наше о вас пред Богом
Оскорбленным Павел называет того, кто допустил инцест (см. 1Кор 5:1); но также и тех затрагивает, о ком как об обманщиках и виновниках несправедливостей писал в Первом послании. Но не по причине того, кто остается обиженным (1Кор 6:7). Они обижены, поскольку совершили противное братьям. Этот же смысл он упоминает в начале послания, где говорит: А кого вы в чем прощаете, того и я (2Кор 2:10).
Источник: На Послания к Коринфянам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента