Что здесь означает любовь Христова: Его любовь к нам или нашу любовь к Нему? Нет сомнения в том, что это Его любовь к нам. Единственная причина, благодаря которой мы вообще любим, в том, что Он первый возлюбил нас. Именно Его любовь объемлет нас, движет нами точно так же, как увлекает человека за собой окружающая его толпа покупателей в переполненном магазине. Павел, созерцая поразительную любовь, которую проявил к нему Христос, не может остаться в стороне от служения своему прекрасному Господу.
Умирая за всех, Иисус был нашим Представителем. Когда Он умер, все мы умерли в Нем. Как грех Адама стал грехом его потомства, так и смерть Христа стала смертью тех, кто верует в Него (Рим 5:12−21; 1Кор 15:21−22).
1. Говоря в предыдущих стихах об их верности и усердии, он делал это не с тем, чтобы похвалиться, не ради самих себя, а также не потому, что сомневался в их добром мнении о них.
2. Истинная причина заключалась в его желании дать коринфянам аргументы, которые они могли бы противопоставить обвинителям, тщетно хвалившимся только своей внешностью, чтобы дать им повод хвалиться ими, или защитить их от укоров противников. Если они могут засвидетельствовать, что слово было открыто их совести, что оно содействовало их обращению и назиданию, то это будет самой лучшей защитой для служителей слова против всех поношений, каковым они подвергаются.
II. Он объясняет им причины своего великого усердия и ревности в служении. Некоторые из противников Павла, вероятно, укоряли его за такое усердие и рвение как проявление безумия или, на языке нашего времени, фанатизма; они приписывали его рвение религиозному исступлению, как высказался однажды римский правитель: ...большая ученость доводит тебя до сумасшествия, Деян 26:24. Но апостол объясняет им:
1. Он был таким усердным и ревностным ради славы Божией и блага Церкви: «Если мы выходим из себя или же скромны (кто как считает), то для Бога, ради Его славы, а также и для вас, то есть для вашего блага» (ст. 13). Если они в одних случаях проявляли большой пыл и страстность, а в других сохраняли полное спокойствие при самом сильном напряжении, то все это было из самых лучших побуждений, и тот и другой метод имел серьезные причины. Ибо 2. Любовь Христова объемлет нас, ст. 14. Они действовали под сладостным и сильным воздействием любви. В любви есть движущая сила, заставляющая служителей, как и всех христиан, исполнять свой долг. Эта сила действует в нашей любви к Христу; любовь Христа, явленная в великом подвиге Его смерти побуждает и нас к подвигам, если мы должным образом оцениваем ее и правильно рассуждаем о ней. Ибо заметьте, как апостол рассуждает, чтобы доказать разумность действий этой объемлющей любви, и что он заявляет:
(1) Кем мы были прежде, и оставались бы таковыми, если бы Христос не умер за нас, ст. 14. ...Если один умер за всех, то все умерли, — были мертвыми по закону, по его приговору к смерти, были мертвыми по грехам и беззакониям, духовно мертвые. Примечание: Как плачевно было положение всех тех, за кого умер Христос: они были потерянными и погибшими, и остались бы таковыми навсегда, если бы Христос не умер за них.
(2) Что должны делать те, за кого умер Христос, — они должны жить для Него. Таково было определение Христа чтобы живущие, ожившие для Бога благодаря Его смерти, жили... для умершего за них и воскресшего также для них, но не для себя, cт. 15. Примечание: Целью нашей жизни и поступков должны быть не мы сами, а Христос; Христос умер для того, в частности, чтобы исцелить нас от себялюбия и побудить к тому, чтобы мы всегда действовали под управляющим влиянием Его любви. Жизнь христианина должна быть посвящена Христу; только тогда мы живем так, как должны жить, когда живем для Христа, умершего за нас.
Смотри, какая признательность; смотри, какая высокая добродетель; смотри, какая горячая любовь! «Любы, — говорит, — Христова обдержит нас», то есть возбуждает, нудит, увлекает. Потом, желая пояснить слова свои, он говорит: «суждших сие, яко аще един за всех умре, то убо вси умроша;… и за всех умре, да живущии не ктому себе живут, но умершему за них и воскресшему». Видишь ли, как справедливо сказал он, что «обдержит нас любовь» Христова? Если, говорит, (Христос) умер за всех нас, то умер для того, чтобы мы, живущие, не для себя уже жили, но для Него, умершего за нас и воскресшего. Примем же апостольское увещание и будем жить не для себя, но для умершего за нас и воскресшего.
Источник: Беседы на книгу Бытия. Беседа 34.
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли
Каким образом один умер за всех, Который стоил всех, если страдание мыслится как свойственное просто какому-то человеку? И если Он пострадал по-человечески как усваивающий Себе страдания собственной плоти, тогда мы с полным основанием говорим, что смерть одного по плоти мыслится как стоящая жизни всех, не как одного из нам подобных, даже если Он и стал подобен нам, но потому что, будучи по природе Богом, Он, по признанию [святых] отцов, воплотился и вочеловечился.
Источник: Послания.
Ибо любы Божия обдержит нас суждших сие: яко аще един за всех умре, то убо вси умроша
Переходит к слову о существе Нового Завета благодати. Можно поставлять сию речь в связь с предыдущею так: хотя и не ясна определенная мысль Апостола в предыдущем тексте, нельзя, однако ж, не видеть, что он хотел выразить свою постоянную ревность о том, чтобы все делать во славу Божию и спасение людей. Что воодушевляло его на это? — Любовь. Блаженный Феофилакт и слово: изумихомся, в исступление пришли, толкует так, что Апостол был в исступлении от крепкой любви к Богу; она заставляла его забывать себя, так что он меры не знал в порывах самоотвержения. А эта любовь чем питалась? — Созерцанием смерти Христа Спасителя за всех людей. При мысли об этом, говорит, любовь Божия объемлет душу мою, я вхожу в чувство любви Божией, загораюсь и сам также любовию. Но в дальнейшем толковании слов Апостола лучше их не поставлять в соотношение с предыдущею речью, потому что этим можно стеснить возвышенное учение его о существе Завета благодати. Предыдущее лучше признать только поводом, или переходом, к изложению сего учения.
Любы Божия, του Χριστου, любовь Христова, любовь, которую явил Христос Господь, благоволив умереть за всех, ибо умер по единой любви. Но как в слове: любовь Божия разумеется нередко Божеская любовь, или Богоподобная, так и в выражении любовь Христова слышится любовь Христоподобная. К этому приводит и глагол обдержит, συνεχει, схватывает, объемлет. Чтобы любовь Христова схватила и обняла нас, необходимо восприять ее в чувство. Прими кто всею полнотою сердца любовь Христову, не может он не загореться такою же любовию, и она будет совмещать и теплое чувство благодарения к Благодетелю толикому, и самоотверженную ради Его готовность на все, паче же на делание всякого добра всем, и потому что это паче всего угодно Христу Господу и по чувству братства с ними во Христе. Таким образом, любовь Христова, если обдержит кого, неотложно есть и Христоподобная.
Любовь сия обдержит нас, суждших сие, обсудивших, взвесивших, умом обнявших, сколько это возможно. Нельзя возгореться любовию Христовою, не сознавши ее, не вообразив всей ее необъятности и величия. Созерцание любви Христовой, отражаясь в сердце, зажигает и его любовию. Размышление о сей любви и всегда этот плод приносит. Суждение здесь не значит постижение, а сознание непостижимого величия любви Христовой, и с той особенно стороны, на какую указывает здесь Апостол, именно ради смерти Христовой за всех, отъявшей силу смерти всех. «Ибо какой еще больше любви, как умереть за всю вселенную, лежащую во зле?» — говорит святой Златоуст. Блаженный же Феодорит пишет: «Пламенеем, говорит Апостол, любовию ко Христу, рассуждая, что когда мы подлежали смерти, Он один за нас приял смерть, чтобы всем нам приобретена была жизнь».
Аще един за всех умре, убо вси умроша. Сила слова: один за всех умер, значит все умерли. Иначе нельзя было бы говорить, что за всех умер. Смерть Его одного совмещала смерть всех. В Его смерти все умерли. Если бы было не так, «если бы не все в Нем умерли, то и Христос не за всех бы умер» (святой Златоуст). В каком это смысле, Апостол здесь не разъясняет. В послании к Евреям говорит он, что Господь Иисус Христос благодатию Божиею за всех вкусил смерть (Евр 2:9); а в послании к Тимофею разъясняет, что эта благодать нам определена от лет вечных и что Господь, вкусивший смерти, разрушил смерть (2Тим 1:10). Буквально понимая эти слова: разрушил смерть, все в Нем умерли, надо бы ожидать, что, после смерти Господа никому не следовало бы умирать. Поелику же все умирают, слово же Божие неложно; то надо положить, что есть смысл, по которому и смерть разрушена смертию Христовою и все уже умерли в Нем, а между тем все должны еще умирать, как умирают. Это ведет нас к краткому очертанию тайны всего домостроительства спасения.
Бог смерти не сотворил; она вошла в мир чрез грех. Бог сказал прародителям, что если преступят заповедь, то умрут. Преступили, и умерли. Смерть тотчас вступила в силу. Что душевно умерли, тогда же обнаружилось в их покушении спрятаться от Бога и в прикрывании греха и сваливании его одним на другого. Что телесно не умерли тотчас, то это — вследствие от лет вечных определенной нам благодати. Сия благодать вошла в планы миробытия. Ангелы пали, и оставлены в падении, по крайнему упорству их во зле и Богопротивлении. Если бы все они пали, выпало бы звено это из цепи творения и система миробытия расстроилась бы. Но как не все пали, а часть, то звено их осталось и гармония мира пребывала нерушимою. Человек создан один с женою, чтоб народить все количество лиц, имевших составлять человеческое звено в системе миробытия. Когда он пал, звено это выпало, и мир терял свой строй. Как звено это необходимо в строе мира, то надлежало, или предав смерти, как определено, падших, создать новых родоначальников, или этим доставить надежный способ восстановления в первый чин Поелику падение совершилось не вследствие, скажем так, неудачности первого творения, а потому что тварная свобода, особенно же свобода духа, физически соединенного с телом, совмещала в себе возможность падения, то, начав повторять творение, пришлось бы, может быть, повторять его без конца. Посему премудрость Божия, беспредельною благостию водимая, судила иначе устроить падшим способ восстания.
В устроении сего способа первое место должно было занять исполнение приговора вечной правды: смертию умреши; надлежало привзойти смерти, равносильной смерти всех людей, чтобы в силу ее все считались уже умершими, или уплатившими долг смерти, и чрез то получали право и оживали надеждою на жизнь. Для сего Сын Божий и Бог имел принять на Себя естество человеческое, со всеми немощами, кроме греха, и умереть им. Смерть сия, как смерть Бога во плоти, должна была иметь беспредельную цену и всеобъятность, и, как смерть невинная, могла быть вменяема другим под довлетельными условиями. В сем благодать, от лет вечных нам определенная. Определение сие вошло в планы миробытия и, где нужно, являлось действующим в промыслительной силе; но исполнению его в действительности назначено свое время. На половине шестой тысячи лет от падения пришел Сын Божий, воплотился и умер на кресте. Бог умер естеством человеческим и в единой этой смерти действительно совместил смерти всех людей. Один умер — все умерли. Созерцая это, Апостол и воззвал: любовь Христова обдержит нас суждших сие.
Но если все умерли, то смерть уничтожена? — Так сие и есть: Бог, умерши естеством человеческим, разрушил смерть (2Тим 1:10), ибо в третий день воскрес в прославленном человечестве и с того момента пребывает в сем воскресении. Человечество уже вкусило славы и величия воскресения. Если, когда один умер, все умерли; то и, когда один воскрес, все воскресли. Сила воскресения Христова действительно такова, что в нем лежит основание воскресения всех. Сия сила не вменением переходит на каждого, а самым делом вкушена будет каждым; каждый лично вкусит сей силы и воскреснет. Но на это определено свое время. Как было свое время для явления во плоти Сына Божия, чтоб умереть в ней и воскреснуть, так свое время определено, и когда все вкусят воскресения. Когда сие совершится, тогда сбудется написанное: где ти, смерте, жало? Пожерта смерть победою.
Но чтобы воскреснуть, надо умереть; чтобы умереть, надо родиться насмертником. Так и положено, чтоб прародители не тотчас по падении умерли, а остались жить на время, как насмертники, чтоб и рождать насмертников. Отсюда в порядок миробытия вошел период смертности и тления, как путь к нетленной и бессмертной жизни. Рождаются люди насмертниками каждый особо, но воскреснуть в нетлении положено всем людям вместе, чтобы все вдруг явились в предопределенной им славности. Ангелы сотворены все вместе; люди же явятся в подобном им чине все вместе уже по воскресении. Поелику люди не все вдруг являются на свет, а рождаются, как кому определяет всеправящая премудрость Божия, то каждый, умирая как насмертник, должен ждать общего воскресения. Отсюда для каждого неизбежен период существования в разлучении с телом в чаянии воскресения. Если посмотрим совне, увидим на земле царствующими смерть и тление; если пройдем мыслию в сокровенности бытия, увидим души человеческие, в несметном числе, живущие как им определил Бог, в чаянии соединения с воскресшими телами нетленными. Они воздыхают, в жилище небесное облещися желающе. Это не полная человеческая жизнь. Живя в теле, мы не можем понять, в чем состоит собственно оскудение или умаление жизни без тела, но оно должно быть и есть, как открыто было Апостолу, который и сказал выше: не хощем совлещися, но пооблещися. Скорбность этого лишения поглощается любовию, ибо все знают, что такой образ бытия и учрежден, и длится для того, чтоб народились все имеющие быть причастниками воскресения в нетлении. Закон самоотвержения проникает все степени человеческого существования. Хотя, впрочем, только ждется еще воскресение, но оно столько несомненно, что как бы уже совершилось. Все упованием так причащаются воскресения, как бы уже воскресли. Пусть его еще нет; но оно уже наше.
Вот как и умерли все во Христе, и все еще умирают; и воскресли в Нем, и пребывают не воскрешенными еще. Остается еще увидеть, зачем эта временная жизнь? — Затем, чтоб в это короткое время оживать духом. Прародители, падши, умерли духовно. Это видно из того, что думали спрятаться от Бога по падении и что вину прегрешения сваливали один на другого. Строгий приговор правды поразил их, но обетование Избавителя оживило дух их. Оттого по изгнании плакали и сокрушались, но не были поглощаемы нечаянием. Надежда избавления оживляла и воскрешала дух их. Сие оживление духом они восприяли, быв мертвы и духовно, и телесно. Но, оживши надеждою избавления в духе, они тем самым привлекли на себя и силу всеобъятной смерти Избавителя и становились причастниками воскресения в нетлении. Они стали насмертниками, чтоб в свое время восприять воскресение в нетлении. И это ради оживления духом чрез обетование Избавителя. Какими стали теперь они, такими рождались от них и все люди: рождались насмертниками телесно и мертвыми духовно, с тем, чтобы, оживши духом подобно им, иметь надежду воскресения в нетлении, несмотря на смерть. Все дело жизни сей, стало быть, есть оживление духом в порядке обетованного избавления. Святой Павел изображает сие так:
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 14−15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего
Ибо любовь Христа, Который умер ради вас, понуждает нас судить так, что как Бог за многих умер, многие же, кои сохранены от явной смерти, умирают самыми пожеланиями своими и ради нового Евангелия, дабы своею человеческою смертью воздать Сыну, Который за них умер и воскрес.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли
Итак, умерли все, не исключая никого, в грехах, первородных ли или добавленных волей, по неведению или сознательно, либо по неисполнению того, что требуется справедливостью. И за всех этих мертвых умер один Живой, то есть не имеющий никакого греха, чтобы получившие жизнь через отпущение грехов жили уже не для себя, но для Того, Кто умер за всех по причине грехов наших и воскрес ради оправдания нашего — чтобы, веруя в Него, оправдывающего нечестивого, мы, оправдавшись от нечестия, как бы ожившие от смерти, могли участвовать в первом воскресении, которое совершается ныне.
Источник: О граде Божием.
Ст. 14−15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего
Любовь Бога, которую Он явил в нас, объемлет нас и побуждает нас подвергаться опасностям за Него, когда мы обсуждаем хорошо сами с собой следующее. Так как Он умер за всех, то явно, что все мы были погибшими, и что Он для того умер за погибших и умерших, чтобы оживить нас. Итак, поскольку Он оживил нас, то мы не должны уже жить для себя, но для Того, Кем живем, Кто не только умер за нас, но и воскрес, вознесши на небо начаток наш, то есть тело Свое, чтобы всецело вознести и нас. Ибо какая нужда была Ему возноситься, если бы не имело случиться подобного и с нами? Итак, поскольку Он умер за нас, поскольку Он оживил нас, и поскольку Он дал нам залог нетления, мы должны жить для Него, а не для похотей своих.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли
Павел указывает на вид исступления, которое испытывает, сказав: Нас объемлет великая любовь Божия к нам
Источник: Фрагменты.
Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли
Поскольку Христос, заботясь о роде человеческом, дабы искупить человеков, принял смерть, апостолы, чтобы воздать Ему, человеков призывают к покорности Ему. И чтобы привлечь человеков, необходимо доказательство верности проповедуемого слова, когда иные учат худому. Да не умолчат о своем достоинстве, чтобы послужить наказанию плохих учителей. Не из высокоумия так поступали, но чтобы дар Христа был понятен всем и чтобы истинно преданные Его Ему воздавали благодарность действиями. От любви Христа, какие и сколькие дары даны почитающим Его, не молчат, и не хвастовства ради, а для привлечения слушателей к Нему — чтобы смерть Христа бесплодной не показалась, а не для расточения хвалы апостолам
Источник: На Послания к Коринфянам
Ст. 14−15 Ибо любовь Христова объемлет нас, рассуждающих так: если один умер за всех, то все умерли. А Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего
К такому самоограничению на благо Церкви побуждала Апостола любовь Христова или любовь к братиям, подобная любви Христа к человечеству. Он рассуждал так: «если Христос умер, то и все верующие во Христа умерли сами для себя. Они не живут уже для самих себя, а для Христа и ближних своих». Поэтому Апостолу чуждо теперь всякое желание отличиться чем-нибудь пред другими верующими. Он не пользуется во что бы то ни стало имеющеюся у него способностью приходить в чрезвычайное состояние восторга и стремится служить назиданию верующих в обычном спокойном состоянии.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 5:11
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента