Все внешние признаки говорят о слабости, а на самом деле присутствует несравненная сила. Когда он говорит: «Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены», — он имеет в виду, что на него постоянно давят враги и трудности, но они не могут полностью воспрепятствовать свободному изложению Благой Вести.
Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся. С человеческой точки зрения Павел часто не знал, что его проблемы вообще можно как-то решить, и все же Господь никогда не позволял ему впадать в отчаяние. Он никогда не попадал в такое узкое место, из которого нет выхода.
I. Как описываются их страдания и их терпение в этих страданиях, ст. 8−12. Апостолы были великими страдальцами, следуя по стопам своего Учителя. Христос говорил Своим ученикам, что в мире они будут иметь скорбь, и они ее имели; однако в этой скорби они испытывали чудесную поддержку, облегчение и утешение. «Мы отвсюду притесняемы, но не стеснены.., cт . 8. Мы не связаны и не ограничены, потому что видим помощь в Боге и от Бога потому что имеем к Нему свободный доступ». Далее: «...мы в отчаянных обстоятельствах.., мы часто не уверены относительно своего будущего, и поэтому не всегда наш дух спокоен, ...ноне отчаиваемся (ст. 8), зная, что Бог способен поддержать и избавить нас, и мы полагаем в Нем свою надежду и упование». И еще: «Мы гонимы.., гонимы человеческой ненавистью и жестокостью, как люди, недостойные того, чтобы жить, ...ноне оставлены Богом» (ст. 9). Добрые люди могут иногда быть оставлены своими друзьями и гонимы своими врагами, но Бог никогда не оставит их. Далее: «Мы низлагаемы, враги могут торжествовать, наш дух начинает ослабевать, внутри могут быть страхи, а отвне — нападения, но не погибаем» (ст. 9). Они все еще живы и не пали духом. В каких бы условиях ни оказались дети Божии в этом мире, они имеют утешение в этих словах «но не»: их положение бывает иногда плохое, даже очень плохое, но не безвыходное. Апостол говорит, что он постоянно страдает и что его страдания являются уподоблением Христовым страданиям, ст. 10. Страдания Христа, в некотором смысле, повторяются в страданиях христиан, так что они носят... мертвость Иисуса Христа в своих телах, представляя миру великий пример Его страданий, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти их (ст. 11), то есть чтобы люди могли увидеть силу Христова воскресения, действенность благодати, пребывающей в живом Иисусе и исходящей от Него, чтобы являться в тех и для тех, кто все еще остается жив, несмотря на то что непрестанно предаются на смерть (ст. 11) и смерть действует в них (ст. 12), они постоянно подвергаются смерти, и смерть готова поглотить их. Страдания апостолов были так велики, что в сравнении с ними другие христиане, даже в то время, благоденствовали: ...смерть действует в нас, а жизнь в вас, ст. 12.
II. Что сохраняло их от отчаяния и уныния в этих страданиях, ст. 13−18. Каковы бы ни были страдания и тяжести в жизни добрых людей, они имеют достаточно причин, для того чтобы не унывать.
1. Вера хранила их от уныния: Мы имеем тот же дух веры (ст. 13), то есть веры, являющейся плодом Духа; они имели ту же самую веру, посредством которой ветхозаветные святые совершали великие дела и переносили великие страдания. Примечание: Вера — это превосходное средство против малодушия во время скорби. Дух веры поддерживает дух человека в его немощах; как апостол подражал примеру Давида, сказавшего: «Я веровал и потому говорил», так нам апостол оставляет свой пример для подражания: «...мы веруем, потому и говорим». Как мы сами получаем поддержку и ободрение от доброго слова и доброго примера, так должны стараться быть примером для других.
2. Надежда на воскресение сохраняла их от отчаяния, ст. 14. Они знали, что Христос воскрес и что Его воскресение было залогом и гарантией их воскресения. Их надежда была твердой, так как основывалась на том, что Тот, Кто воскресил Христа, Главу, воскресит и члены Его тела. Примечание: Надежда на воскресение должна ободрять нас в дни скорби и поднимать выше страха смерти; ибо какие могут быть основания для страха перед смертью у верного христианина, умирающего в надежде на радостное воскресение?
3. Искание славы Божией и блага Церкви сохраняло их от изнеможения под гнетом страданий, cт. 15. Их страдания служили к пользе всей Церкви (2Кор 1:6) и приносили славу Богу. Ибо когда Церковь созидается, тогда Бог прославляется. Мы можем терпеливо и радостно переносить страдания, когда видим, что они служат ко благу других — наставляют, назидают, ободряют и утешают их. Примечание: Страдания служителей Христа, так же как их проповедь и их поведение, предназначены для блага Церкви и для славы Божией.
4. Их удерживала от уныния также мысль о той пользе, какую их души получали благодаря страданиям тела: ...если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется, ст. 16.
Отметьте здесь:
(1) У каждого из нас есть внешний и внутренний человек, тело и душа.
(2) Если внешний человек тлеет, то против этого нет никаких средств, это неизбежно, этому надлежит быть, он сотворен смертным.
(3) Но наше счастье, если разрушение внешнего человека способствует обновлению внутреннего, если внешние скорби приносят пользу внутреннему человеку, если в слабом и болезненном теле живет сильный и здоровый дух. Даже лучшие из людей нуждаются в постоянном и ежедневном обновлении внутреннего человека. Там, где начато доброе дело, необходимо приложить еще больше труда, чтобы оно продвигалось вперед. Как пороки нечестивых людей с каждым днем становятся хуже, так добродетели благочестивого человека с каждым днем становятся прекраснее.
5. Перспектива вечной жизни и вечного блаженства также хранила их от уныния и служила им сильным ободрением и утешением.
(1) Апостол и его товарищи по страданиям видели, что их скорби работают для неба и в конце концов прекратятся, ст. 17. Они верно взвесили все на весах святилища: положив на одну чашу весов небесную славу, а на другую — земные страдания, они определили, что страдания — легкие, а слава неба безмерно преизбыточествует. То, что их чувствам казалось тяжелым и продолжительным, вера воспринимала как легкое и кратковременное. С другой стороны, ценность и достоинство венца славы значительно превосходят все, что может человек представить или о чем помыслить; они таковы сами по себе, и должны так же оцениваться верующей душой; мы найдем особую поддержку в наших страданиях, если будем воспринимать их как предназначенные для нашего приготовления к будущей славе.
(2) Вера помогала им правильно судить о всем: ...мы смотрим не на видимое, но на невидимое.., ст. 18. Именно верой мы видим невидимого Бога (Евр 11:27), верой представляем себе невидимое небо и невидимый ад, и вера есть уверенность в невидимом. Примечание:
[1] Невидимое так же реально, как и видимое.
[2] Между ними существует огромная разница: невидимое — вечно, а видимое — временно.
[3] Верою мы не только познаем видимое и невидимое и огромную разницу между ними, но также избираем своей целью невидимое, смотрим, главным образом, на невидимое и не стремимся к тому, чтобы избегать зла в этой жизни или искать ее временных и преходящих благ, но стараемся избежать будущего зла и достичь будущих благ, которые невидимы, но реальны, определенны и вечны. Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом, Евр 11:1.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
Вопрос. Что значит слова: «в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся»?
Ответ. Апостол, показывая несомненность своего упования на Бога из противоположения мудрованию человеческому, соответственно этому и располагает каждую мысль, заключающуюся в этом месте, именно: что до человеческого мудрования, то, говорит: «Мы отовсюду притесняемы»; а что до упования на Бога, то — «но не стеснены»; опять, что до человеческого мудрования, «мы в отчаянных обстоятельствах»; а что до упования на Бога, «не отчаиваемся»; подобно сему и прочее. Таково же у него сказанное в другом месте: «нас почитают умершими, но вот, мы живы; мы нищи, но многих обогащаем; мы ничего не имеем, но всем обладаем» (2Кор 6:9, 10).
Источник: Правила, кратко изложенные в вопросах и ответах.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
(Апостол) продолжает еще доказывать, что все сказанное им выше есть дело силы Божией, низлагая таким образом гордость тех, которые хвалятся самими собою. «Не то одно, — говорит, — только чудно, что мы храним это сокровище в скудельных сосудах, но и то, что, подвергаясь бесчисленным бедствиям и, будучи отовсюду поражаемы, сберегаем его, а не теряем. Между тем, как и адамантовый сосуд не мог бы ни носить такого сокровища, ни устоять против стольких наветов, ныне (и скудельный сосуд) вмещает его и остается невредим по благодати Божией». «Мы отовсюду притесняемы, — говорит, — но не стеснены». Что значит — «отовсюду»? Т. е., «Отовсюду мы терпим скорби — от врагов, от друзей, от недостатка самого необходимого, и от других нужд, от недоброжелателей и от своих, — но остаемся нестесненными». И смотри, какие он указывает противоположности, чтобы и здесь показать силу Божию: «притесняемы, — говорит, — но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся», т. е., «не теряем до конца надежды. Мы часто скорбим и не получаем, чего ищем, однако не так, чтобы теряли уже надежду получить то, к чему стремимся, потому что Бог попускает такие искушения не для того, чтобы поразить нас, но чтобы усовершить нас».
Источник: Гомилия 9 на 2-е послание к Коринфянам
Ст. 8−9 Во всем скорбяще, но не стужающе си; нечаеми, но не отчаяваеми; гоними, но не оставляеми; низлагаеми, но не погибающе
Сказал выше, что великое Божие сокровище носят они в скудельных сосудах, чтобы чрез то всеми была исповедана сила Божия, действующая в них. Теперь живописует, какие получают они отвсюду удары, а между тем остаются целы. При таких поражениях следовало бы сокрушиться скудельным сосудам и сокровищу, содержимому ими, сгибнуть, а они остаются не сокрушенными и сокровище сохранным. Не явная ли в этом сила Божия? «Не только то, говорит, чудно, что мы храним сие сокровище в скудельных сосудах, но и то, что, подвергаясь бесчисленным бедствиям и будучи отвсюду поражаемы, сберегаем оное и не теряем. Ибо и адамантовый сосуд не мог бы устоять против таких наветов Но вот ныне и скудельный сосуд остается невредим по благодати Божией, и сокровище сохранно» (святой Златоуст). «Если бы не приразилось к нам все это, не сделалось бы явным и величие силы Божией. Но поелику уподобляемся мы как бы растениям, которые цветут в огне, то сим-то самым, что, страдая, сохраняемся невредимыми, проповедуем силу защищающего нас Бога» (Феодорит).
Во всем скорбяще. Во всем, «во всякое время и всяком месте, от всего и от всех» (Феофилакт). «От врагов и от друзей, от неприятелей и от своих, от недостатка необходимых потребностей и от других вещей, в коих нуждаемся» (святой Златоуст). Скорбяще, θλιβομενοι. Не внешние только лишения и беды терпим, но прискорбности, сердце поражающие. Нам причиняют скорбь, уязвляют чувствительно душу, раны наносят сердцу; но мы не стужаем, ου στενοχωρουμενοι. Это не стесняет груди, не захватывает дыхания, не сжимает сердца. Мы не бесчувственны к этим прискорбностям, но Бог посылает такую широту сердцу нашему, что они не теснят и не душат. «Не стужаем си, потому что Бог расширяет сердца наши» (Феофилакт). «Чтобы не стужать си в прискорбностях, это есть дело благодати Божией» (Экумений). Эту благодать Божию и Божию помощь сердцу должны были видеть и исповедать все сторонние свидетели прискорбностей апостольских, когда по всем расчетам следовало бы им быть убитыми духом, а они и во взоре, и в словах, и действиях обнаруживают полное благодушие. Или, может быть, ου στενοχωρουμενοι — не стесняемы есмы, относится не к внутренней стесненности сердца, а к внешней. Апостол хочет, может быть, сказать: но это не стесняет круга нашей деятельности; несмотря ни на какие скорби, мы делаем свое дело, не стесняясь. Скорбь не отбивает у нас охоты действовать в своем чине, не помеха нам
Нечаеми, απορουμενοι, но неотчаяваеми, ουκ εξαπορουμενοι. Απορια — поражение ума нечаянностию и необычайностию, так что он в себя прийти и сообразить ничего не может. Εξαπορειν — растеряться. Мы, говорит, бываем в таких обстоятельствах, что ума не приложим, как быть, бываем в безвыходном положении. Но не теряем присутствия духа, зная, что с нами Бог и что против воли Его никто ничего с нами сделать не может. И всегда бывает так, что Бог устрояет нам недомыслимый для нас выход из крайностей. Незнать откуда и как приходит помощь и дает нам свободу. «Не отчаяваеми, то есть не теряем надежды. Ибо хотя часто мы скорбим, впрочем, не так, чтобы потеряли уже надежду» (святой Златоуст). «В обстоятельствах безвыходных находим для себя спасительные исходы» (Феодорит). «Часто бывает, что ума не приложишь, как быть при нападках от всех и стеснениях отвсюду; но это поражает нас не настолько, чтоб мы терялись, то есть падали духом, это не убивает нас» (Экумений). «Впадая в крайности и безвыходности, не отчаяваемся и не падаем под тяжестию их, а стоим бодро, и Бог устрояет наш исход и являет нас победителями» (Феофилакт).
Гоними, но не оставляеми. Нас гонят, но при всем том нельзя о нас говорить: это люди, всеми оставленные. Нас не оставляет Бог. «Бог таковые искушения попускает на нас не для того, чтобы оставить нас, но чтобы усовершить и возвысить» (святой Златоуст). «Гонят нас люди, но не оставляет Бог. Не для того это нам от Него попущение, чтоб нас победили, но чтобы дать нам случай вступить в борьбу и явиться победителями силою Его» (Экумений). «Попущает сие Бог для упражнения нас, чтоб научить нас побеждать» (Феофилакт). Может быть, не оставляеми, разумеет Апостол, людьми же, то есть верующими. Одни гонят, а другие с нами, на нашей стороне. Часть Божия, в массе человечества скрытая, всегда к нам прилепляется и составляет с нами одно. Тут мы всегда находим приют и пригрение. Те, которые гонят нас, не могут хвалиться: ну, теперь прогнали; ибо мы неотлучно пребываем с своими, и свои нам с нами.
Низлагаеми, но не погибающе. Бывает, что враги совсем повергают нас долу; торжествовать бы им победу, но мы оказываемся целы и живы, не погибаем. Это очень напоминает то обстоятельство, как побили святого Павла камнями и выбросили за город, а он потом явился живым и здоровым (Деян 14:19−20). «Судя по величию искушений, надо бы говорить: ну, погибли; но по благодати Божией мы все не гибнем. И в смертных крайностях Бог отверзает нам дверь спасения» (Экумений). «По телу и внешнему положению, бывает, что враги совсем низлагают нас; но всегда стоит твердо душа наша и наша ревность о деле Божием, Бог же сохраняет и самое тело наше» (Феофилакт).
Апостол изобразил возрастающую силу бедствий, беря пример с борющихся. Из борющихся слабейший сначала получает удары и раны, потом изнемогает и не знает, что делать, далее предается бегству, наконец поражен и низвержен. Мы, говорит, всегда являемся на какой-либо из сих степеней немощи пред нападающими на нас, но, даже и до последнего низложения быв доведены, не бываем побеждаемы. Кто не увидит в сем силы Божией? Следовало бы вдребезги разбиться скудельному сосуду нашему, а он цел; и не только цел, но даже и не боится вперед быть разбитым. Искушения бывают сильны, но следствия их никогда не оправдывают. Святой Златоуст говорит:«Хотя постигают нас искушения, но не постигают следствия сих искушений; и это все происходит действием силы и благодати Божией. В других местах он говорит, что такие искушения попускает на нас Бог для того, чтобы и смирить нас самих, и предостеречь других. Так, да непревозношуся, говорит, дадеся ми покостник плоти (2Кор 12:7), или: да не надеющеся будем на ся (2Кор 1:9). А здесь говорит: да премножество будет силы Божия, а не от нас. Видишь ли, какая польза от искушений? Чрез них становится очевиднее действие силы и благодати Божией, ибо говорит: довлеет ти благодать Моя, сила бо Моя в немощи совершается (2Кор 12:9). Они одних привели к смиренномудрию, а других, по крайней мере, заставили умерить свою гордость и сделали более великодушными и снисходительными. Ибо терпение, говорит, соделывает искусство, искусство же упование (Рим 5:4). Ибо те, кои подвергались бесчисленным бедствиям и освобождались от них только надеждою на Бога, сим научались и во всяком другом случае всего более держаться сей надежды».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
Во всем скорбь терпим, но не стесняемся: так как, благодаря надежде на обетованную жизнь, мы ничего не лишаемся, — и если терпим нужду, однако не колеблемся, ибо не впадаем в нерешительность из-за какой либо беды.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
Если бы к нам не приложилось все это, то и не проявилось величие Божией силы.
Источник: Толкования на послания апостола Павла (2Кор 4:8).
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены
В такой мере, говорит, все есть дело силы Божией, что хотя мы скудельные сосуды и подвергаемся стольким и столь разнообразным искушениям, однако не разбиваемся и не теряем находящегося в нас сокровища. Ибо подвергаемся скорбям во всякое время, во всяком месте и во всякой вещи, между друзьями, между врагами, но не стеснены, потому что Бог расширяет сердца наши.
Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
То есть, хотя подвергаемся бедствиям и стеснениям, однако, стоя твердо, не отчаиваемся и не побеждаемся, но в Боге находим помощь и побеждаем.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся
Бог избавляет нас от скорбей не так, что нас более не посещают никакие скорби (ведь и Павел говорит: Мы отовсюду притесняемы так, что никогда не остаемся без скорби), но так, что с Божией помощью мы никогда в скорбях не оказываемся в затруднительном положении. Выражение «быть притесняемым» в еврейском обычно означает несчастье, постигающее нас против нашей воли, тогда как выражение «быть стесненным» употребляется о ком-либо, кто добровольно позволяет притеснениям побеждать себя и поддается им.
Источник: О молитве.
Ст. 8−9 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем
Мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся означает, что и в случившихся лишениях Бог был нашим пастырем. Мы гонимы, но не оставлены. Истинно так, ибо все видит Бог, и враги верующих не одолеют.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ст. 8−9 Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем
Но раз эта сила, которою владеет Павел, от Бога, то она никогда не может быть подавлена, никакими преследованиями.
Источник: Толковая Библия.
См. так же Толкование на 2Кор 4:7
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента