По-видимому, иудаисты имели привычку проповедовать себя. Павел отмежевывается от такой компании. Он не стал бы тратить чужое время, проповедуя такой недостойный предмет.
Тема его — Христос Иисус, Господь. Он старался пробудить в людях желание преклонить колени перед Иисусом Христом и присягнуть Ему как Господину своей жизни.
Апостол представляет своих сотрудников как рабов ваших для Иисуса. Делая это, он успешно оттесняет на задний план и себя, и своих соратников. Они только рабы, готовые содействовать всему, что приведет людей к Господу Иисусу.
I. Главное, о чем говорит Павел, — это их верность и искренность в служении.
1. За явление об их верности и постоянстве в труде: «...мы не унываем (ст. 1) в трудностях и не оставляем свое дело». Этой твердостью они были обязаны милости Божией. От этой милости они получили свое апостольство (Рим 1:5), и она же даровала им силу быть преданными ему. Примечание: Мы обязаны великой милости и благодати Бога как тем, что были призваны к святости, признаны верными и определены на служение (1Тим 1:12), так и тем, что остаемся верными и стойкими в своем труде и усердии. Самые лучшие люди могут ослабеть от труда или от тяжелого бремени, если не будут получать милости от Бога. Благодатию Божиею есмъ то, что есмъ.., — сказал великий апостол в своем предыдущем послании коринфянам, 1Кор 15:10.
2. Заверения в искренности, с какой они совершали свое служение (ст. 2): ...отвергнувши скрытные постыдные дела... Скрытные дела — это постыдные дела, они не переносят света, и совершающие эти дела стыдятся их, особенно, когда о них становится известно. Апостол не допускал таких дел, но избегал и отвергал их с негодованием. Не прибегая к хитрости.., то есть к какой-то маскировке, к лукавым и коварным поступкам, но действуя в великой простоте и с открытым сердцем. Они не преследовали низменные и нечистые цели, прикрывая их благовидными предлогами и претензиями на доброе. В своих проповедях они не искажали слова Божия, но, как он говорил выше, проповедовали простым языком и не использовали свое служение для достижения каких-то корыстных или низменных целей. Они не обманывали людей, выдавая ложь за истину. Они открывали истину... совести всякого человека, возвещая только то, что сами считали истиной и в чем могли убедить совесть слушающих, чтобы они сами могли судить об истине и сами за себя дать отчет. Все это апостолы делали, как пред Богом, желая таким образом представить себя Богу и совести людей. Примечание: Непоколебимая преданность евангельской истине похвальна как для служителей, так и для всех христиан; искренность, или добросовестность, заслуживает доброй репутации среди мудрых и добрых людей.
II. Павел предотвращает возражение, могущее быть сформулированным следующим образом: «Если это так, то почему же Евангелие остается закрытым и оказывается бездейственным для некоторых из слушающих его?» Отвечая на это возражение, апостол показывает, что причина заключается не в Евангелии и не в проповедующих его. Истинными причинами являются следующие:
1. Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, ст. 3. Христос пришел взыскать и спасти погибшее (Мф 18:11), и Евангелие предназначено для спасения таковых. Если же оно не достигает и не спасает их, то они обречены на погибель, они не могут надеяться спастись каким-то другим путем, ибо нет иного способа или средства спасения. Поэтому если Евангелие закрыто для души, то это является как признаком, так и причиной ее гибели.
2. Бог века сего ослепил умы их, ст. 4. Они находятся под влиянием и властью сатаны, названного здесь богом века сего, а в других местах князем мира сего, по причине его огромного влияния на этот мир и того почтения, какое оказывают ему множество людей, а также той власти, с какой он управляет, по допущению Божиему, миром и сердцами подданных его, вернее, его рабов. И поскольку он является князем тьмы и правителем тьмы века сего, то ослепляет человеческие умы, сеет предрассудки и, действуя в своих интересах, держит их разум во тьме и слепоте посредством невежества, заблуждений и предубеждений, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.
(1) Цель Христа посредством Евангелия открыть Бога умам людей. Будучи образом Божиим, Он являет силу и мудрость Бога, Его благодать и милость с целью нашего спасения.
(2) Цель же сатаны — держать человека в неведении, и если он не может изгнать из мира свет Евангелия, то старается не дать проникнуть ему в сердца людей.
III. Павел дает доказательства их искренности, ст. 5. Задачей всей их жизни было проповедовать Христа, а не самих себя: Мы не себя проповедуем... Собственное я не было ни предметом, ни целью их проповеди. Свои собственные понятия и личные мнения они не выдавали за слово Божие и свои желания и суждения за волю Его; они не искали своего ни выгоды, ни славы. Они проповедовали Христа Иисуса, Господа, что подобало и надлежало им делать как рабам Христовым. Их задачей было возвестить миру о своем Господе как о Мессии, или Христе Божием как об Иисусе, то есть единственном Спасителе рода человеческого, и как о справедливом Господе, чтобы возвеличить и прославить Его. Примечание: Все христианское учение центрируется вокруг личности Христа, проповедуя Христа, мы проповедуем все, что должны проповедовать. «Что же касается нас, — говорит апостол, — то мы — рабы ваши для Иисуса». Он не делает им комплимента, но признает свою готовность послужить их душам, их духовным и вечным интересам, причем ради Иисуса, — не ради своих собственных или их интересов, но ради Иисуса, ради того чтобы подражать Его великому примеру и содействовать Его славе. Примечание: Служители, слуги душ человеческих, не должны быть гордыми, господствующими над наследием Божиим, но, в то же время, они не должны становиться рабами человеческих настроений и прихотей, ибо если бы они угождали людям, то не были бы рабами Христовыми, Гал 1:10. Причины этого в следующем:
1. Почему они должны проповедовать Христа. Потому что в свете Евангелия мы познаем славу Божию, сияющую в лице Иисуса Христа, ст. 6. Свет Солнца правды гораздо славнее того света, которому Бог повелел воссиять из тьмы при творении. Приятно видеть небосвод, освещенный солнцем, но еще приятнее наблюдать сердце, освещенное светом Евангелия. Примечание: Как свет появился в самом начале при творении первого мира, так просвещение от Духа Святого в новом творении является первым воздействием на сердце человека. Благодать Божия творит такой свет в душе, что те, кто были некогда тьма, а теперь — свет в Господе.., Еф 5:8.
2. Почему они не должны проповедовать себя: потому что они всего лишь глиняные сосуды, не имеющие сами по себе никакой ценности или имеющие очень незначительную ценность. Возможно, здесь есть намек на светильники, которые воины Гедеона несли в глиняных кувшинах. Сокровище евангельского света и благодати вложено в глиняные сосуды. Служители Евангелия — слабые и бренные создания, подверженные тем же немощам, что и другие люди; они смертны и вскоре разрушатся, как глиняный сосуд. И Бог распорядился таким образом, что чем слабее сосуд, тем более проявляется в нем Его сила, чтобы больше ценилось само сокровище. Примечание: В Евангелии Христа заключена огромная сила, способная просвещать разум, пробуждать совесть, обращать души и давать радость сердцам, но вся эта сила — от Бога Творца, а не от человека, так как он является лишь инструментом в Его руках, поэтому Бог должен быть прославляем во всем.
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
[Павел говорит]: «Я раб, я слуга тех, кто принимает эту проповедь, я во всем тружусь для другого и все делаю для Его славы. Поэтому, враждуя против меня, ты восстаешь против Господа».
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
И апостол говорит: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса. Итак, зная плоды смирения и наказание за гордость, подражайте Владыке в любви друг к другу и не страшитесь ни смерти, ни какой иной кары ради взаимного блага. Но каким путем прошел среди нас Бог, таким и вы шествуйте к Нему, единым телом и единой душой стремясь к вышнему призванию в любви к Богу и друг другу. Ибо любовь и страх Господень есть первое исполнение закона.
Источник: О христианском образе жизни.
Не себе бо проповедаем, но Христа Иисуса Господа; себе же самех рабов вам Иисуса Господа ради
Объяснив, почему благовестие остается прикровенным в гибнущих, в неверующих, обращается опять к указанию на тайну действия благовестия в совести способных к принятию его. Тайна сия в том, что в благовестии нашем мы себя не выставляем, — ни в образе слова, ни в образе действования, ни в целях (стих 2) нас совсем не видно, — впереди стоит Христос Господь, Его лик предначертываем мы пред совестями человеков, и они уже сами узнают в Нем Спасителя от пагубы, Целителя немощей, Подателя всякой силы бессильным. Потому прилепляются к Нему вседушно. Вот тайна действия благовестия! Сами же мы только орудия, только труженики, рабы ваши, служители вашему спасению, Господа ради. Феодорит пишет: «То же писал он и в первом послании: тако нас да непщует человек, яко слуг Христовых и строителей Таин Божиих (1Кор 4:1). А здесь сказал он о себе еще смиреннее, ибо назвал себя рабом не только Христу, но и всем верующим, из любви ко Христу; ибо сие значат слова: Иисуса ради». Святой Златоуст с другой несколько стороны взглянул на речь Апостола: «Поелику лжеучители сильно восставали на Апостолов и со всех сторон нападали на них, то он и говорит: вооружаясь против нас, вы восстаете не против нас, но против Проповедуемого нами, ибо мы не себя проповедуем. Мы рабы и служители даже тем, которые приемлют сие проповедание; мы трудимся для другого, то есть для Господа, и для Его славы все делаем, так что враждующие против нас восстают против Господа. Мы столько далеки от того, чтоб искать себе каких выгод от проповеди Евангелия, что не отказываемся быть и вашими рабами для Христа, когда Ему угодно было столько почтить вас, когда Он столько возлюбил вас и все для вас сделал. Посему и говорит: себе же рабов вам Иисуса ради. Видишь ли душу, нимало не заботящуюся о славе? Он говорит: мы не только не присвояем себе того, что принадлежит Господу, но даже и вам служим для Него».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 5−6 Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа
Ибо не себя самих проповедуем в мире, но Иисуса Христа Господа, страданиями нашими и знамениями нашими мы как бы проповедуем о себе, что мы — слуги Его; поелику Бог, изрекший в первый день творения: из тьмы, покрывающей дела, свет да возсияет, восходя и прогоняя тьму, — Он был Тот, Кто возсиял в сердцах наших, дабы познанием просветиться нам, кои лишены были всяких познаний, к просвещению, говорит, познания славы не лица Моисеева, но лица Христова.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
Выше сказал, что мы не прибегаем к хитрости, потом присовокупил о неверующих, как они были покрыты. Теперь говорит: мы не обманываем, ибо проповедуем не самих себя, как лжеапостолы. Ибо они внушали своим ученикам называть себя их именами, как и показал в первом послании: я Аполлосов, я Кифин (1Кор 1:12). Иначе: не думайте, нападающие на нас, что вы нападаете на нас, ибо мы не себя проповедуем, но Христа, почему вы восстаете против Проповедуемого нами. Мы до такой степени не себя проповедуем, что не отказываемся быть и вашими рабами для Христа, то есть ради того, что Он так возлюбил нас и все сделал для нас.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
Не мы, но Он господствует над нашей верой, принимая или осуждая вас сообразно с ней.
Источник: Фрагменты.
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
Для того апостол смиренно утверждает о себе, что он раб Христа, чтобы показать, что не себя ради проповедует, но для пользы служения благовествования. Под рабами он имеет в виду служителей. Но для демонстрации смирения он так выражается. Для того, чтобы истинно показать, что не ради своей славы проповедует Евангелие, но для славы Господа нашего, Которому подчиняется, Которому служит, как о том и Сам Господь говорит: Ибо кто больше: возлежащий или служащий ? не возлежащий ли? (Лк 22:27).
Источник: На Послания к Коринфянам
Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса
Противники Ап. указывали на то, что он не знал Господа Иисуса Христа и потому его проповедь о Христе не соответствует действительности. Они хотели сказать этим, что он стремится возвысить себя самого. На это Ап. возражает, что не себя, а только Господа Иисуса Христа он хочет возвысить. Ничего эгоистичного в его проповеди нет — он далеко от всякого самопревозношения. Напротив, он раб верующих ради Христа, чтобы исполнить Его волю.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 4:1
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента