Когда Павел говорит, что буква убивает, он говорит о служении закона. Закон осуждает всех, кто не соблюдает его святые предписания. «Законом познается грех» (Рим 3:20). «Проклят всяк, кто не исполняет постоянно всего, что написано в книге закона» (Гал 3:10). Бог никогда не предназначал закон для того, чтобы тот давал жизнь. Скорее, он был предназначен для того, чтобы дать осознание греха и обличить грех. Новый Завет здесь называется духом. Он представляет духовное исполнение прообразов и теней Ветхого Завета. То, чего закон требовал, но не мог произвести, сейчас производит Евангелие.
Дж. М. Дэвис обобщает:
«Это служение убивающей «буквы» иллюстрируется тремя тысячами убитых на Синае при заключении Ветхого Завета; а служение Духа, животворящее служение, иллюстрируется тремя тысячами спасенных в день Пятидесятницы». (J. M. Davies, The Epistles to the Corinthians, pp. 168−169.)
I. Он видит различие между буквой и духом даже в Новом завете, ст. 6. Наделенные способностью быть служителями Нового завета, они были служителями не просто буквы то есть читающими написанное слово или проповедующими только букву Евангелия, но также и служителями Духа; Дух Божий сопутствовал их служению. Буква убивает. Это делает буква закона, ибо он есть служение смертоносным буквам; и если мы останавливаемся на букве Евангелия, то никогда не станем лучше, ибо в таком случае оно будет для нас запахом смертоносным на смерть; но Дух Евангелия, сопровождающий евангельское служение, дает жизнь духовную и жизнь вечную.
II. Он показывает различие между Ветхим и Новым заветами и превосходство Евангелия над законом.
1. Ветхозаветное домостроительство было служением смертоносным буквам (ст. 7), или служением смерти (англ. Прим. переводчика), в то время как новозаветное служение жизни (или духа). Закон обнаруживает грех и открывает гнев Божий и проклятие Его. Он открывает нам Бога, Который над нами, и Бога, Который против нас; а Евангелие открывает благодать и Еммануила — Бога, Который с нами. По этой причине Евангелие более славно, чем закон, хотя и закон имел славу, о чем свидетельствовало сияние лица Моисея (как знак славы Божией), когда он сходил с горы со скрижалями в руке.
2. Закон был служением осуждения, так как осуждал и проклинал всякого, кто не исполнял постоянно всего, написанного в нем; а Евангелие есть служение оправдания, в нем открывается праведность Божия через веру. Оно показывает нам, что праведный верою жив будет. В нем открываются благодать и милосердие Божие через Иисуса Христа для прощения грехов и получения вечной жизни. Поэтому слава Евангелия настолько превосходна, что, в некотором смысле, затмевает славу домостроительства закона, ст. 10. Как свет горящего светильника меркнет, когда солнце встает и поднимается в силе своей, так и слава Ветхого завета по сравнению со славой Нового.
3. Закон был преходящим, а Евангелие пребывает и будет пребывать, ст. 11. Преходяща не только слава Моисеева лица, но и слава его закона, более того, сам закон ныне упразднен. Старое домостроительство было установлено только на определенное время, в то время как Евангелие будет пребывать до конца мира и всегда останется сильным, преуспевающим и славным.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
Различие духа и буквы апостол также показывает в форме изречения, когда сравнивает закон и Евангелие: буква убивает, а дух животворит. Буквой он называет закон, как это подтверждается из предыдущего и последующего, а духом — учение Господа, поскольку сам Господь сказал: Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь (Ин 6:63).
Источник: О крещении.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
Верно говорит Павел, что буква убивает, а дух животворит. Ведь буква обрезает небольшую часть тела, а понимающий дух обеспечивает обрезание всей души и всего тела, дабы, лишившись ненужного — а что еще так не нужно, как греховная алчность и вожделение, которые не природа дала, а произвел грех? — и поста держаться, и умеренность возлюбить. Телесное обрезание — это знак, обрезание же духовное — истина; первое отнимает часть тела, второе отнимает грех.
Источник: Послания 68.
Что же удивительного в том, что Дух, Который животворит как Отец, Который животворит как и Сын, есть податель жизни? И более: кто же станет отрицать, что давать жизнь — свойство вечного Величия?.. Итак, посмотрим, животворится ли Дух или Сам животворит. Но написано: буква убивает, а дух животворит. Значит, животворит Дух. А чтобы ты понимал, что животворное действие Отца, Сына и Святого Духа нераздельно, запомни, что существует единство животворения, поскольку Сам Бог животворит через Дух. Павел так сказал: Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас (Рим 8:11).
Источник: О Святом Духе.
Иже и удоволи нас служители быти Нову Завету, не писмене, но Духу: писмя бо убивает, а Дух животворит
«Что значит: удоволи нас? — То, что Бог сделал нас способными к таковому служению. Ибо великое дело — сообщить вселенной такие скрижали и писмена, которые гораздо важнее первых. Потому присовокупил: не писмене, но Духу. Вот различие ветхих и новых скрижалей! Моисей принес не Дух, а писмена, а нам вверено преподание Духа» (святой Златоуст). «Сам Бог всяческих преподал нам силу, достаточную к тому, чтобы служить благодати Духа. Ибо предлагаем не ветхие писмена Закона, но новый дар Духа» (Феодорит). «Бог удоволил нас, исполнил силою Своею, сделал нас служителями, пригодными к такому великому и Божественному делу, служителями Нового Завета, не писмене, но Духа. И Закон был духовен, но Духа не подавал, как подает Новый. Нам, говорит, вверено преподание не писмени, как Моисею, но Духа. Апостолы не учение только о духовном и Божественном преподавали, но подавали Духа, возлагая руки на верующих» (Феофилакт).
Вот существо Нового Завета — одуховление верующих. Слово, исходившее из уст Апостолов, было такое же, как и ветхозаветное; и если б апостольское служение одною проповедию ограничивалось, то Новый Завет не был бы выше Ветхого, хотя бы понятия, сообщаемые проповедию, были и выше ветхозаветных. Не в понятиях сила Нового Завета, а в благодати Духа. Слово благовестия только приготовляло к принятию Духа; но дело новозаветное совершал Дух, приемлемый чрез Божественные таинства, коих первыми служителями были Апостолы. Дух, вошедши в сердце, не писал только Новый Завет, но совершал его, преобразуя внутреннего человека по духу Нового Завета. Дух все делал: Он и веру воображал; Он и новую жизнь устроял; Он пути жизни направлял. И тут Апостол не новое что возвещает, а указывает исполнение того, что предвозвещено издревле пророками. Пророк Иеремия предрекал: се, дние грядут, глаголет Господь, и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, не по завету, егоже завещах отцем их.., дая законы моя в мысли их, и на сердцах их напишу я (Иер 31:31−33). Пророк Иезекииль дополняет сие пророчество: И дам им сердце ино, и дух нов дам им, и исторгну каменное сердце от плоти их, и дам им сердце плотяно, яко да в заповедях Моих ходят, и оправдания Моя сохранят и сотворят я: и будут Ми в люди, и Аз им буду в Бога (Иез 11:19−20). Предсказания сии исполнились, когда Господь излил Духа Своего Святого на святых Апостолов, а потом ими, чрез посредство Богоучрежденных таинств, и на всех верующих. Верующие все принимали Духа и становились новы в самых исходищах жизни. Так это и всегда бывает со всеми, которые искренно веруют и нелицемерно идут путем веры. Вот, говорит, какого завета быть служителями удоволил нас Бог, — не писмене, но Духа!
Писмя бо убивает, а Дух животворит. «Апостол о том и другом выразился, взирая на конец, потому что закон наказывал преступающих, а благодать животворит верующих» (Феодорит). «Письмом здесь называет он закон, угрожающий наказанием преступникам закона, а Духом — благодать, чрез таинство крещения животворящую умерших грехами. Прежде сказал он, что один завет написан на скрижалях каменных, а другой на сердцах плотяных. Но ему показалось, что такое различие еще невелико, а потому присовокупил, что прежний Завет написан буквами и чернилами, а Новый — Духом. Но как и сие различие еще не вполне могло возбудить его слушателей, то он указывает в них еще нечто такое, что сильно было окрылить их, то есть то, что писмя убивает, а Дух животворит. Что же это значит? — По ветхому закону грешник подвергается наказанию, а по новому он прибегает к крещению и становится праведным; а соделавшись правым, он оживает, освободившись от смерти греха. Закон, если поймает убийцу, то осуждает его на смерть; а если постигнет убийцу благодать, то она освящает и оживляет его. Но что я говорю об убийце? Закон и того схватил и побил камнями, который собирал дрова в субботу (Числ. 15, 32−36). Вот что значит: писмя убивает! Напротив, благодать ловит бесчисленных человекоубийц и разбойников и, омывши их водами крещения, разрешает от прежних зол. Вот что значит: Дух животворит! Закон кого поймает, того из живого делает мертвым, а благодать преступника из мертвого (духовно) соделывает живым. Благодатию крещения омываются грехи, заглаждаются прежние неправды; человек оживает, и всякая благодать напечатлевается в его сердце, как на скрижали» (святой Златоуст).
К настоящему времени и христианство все заключено в письмена. Духодвижное слово апостольское составляет наше откровение новозаветное; духоносные таинства обставлены благолепною обрядностию; руководительные мановения Духа исполняются в отношениях пастырей и пасомых. И все сие определено уставом. Но устав — писмя, буква; исполнение его — форма внешняя. Во всем этом можно и не быть духу жизни. Можно двигаться в жизненных формах без жизни. Можно знать на память и понимать весь Новый Закон, и не иметь Духа, просвещающего верою живою; можно строго исполнять все чины церковные и не иметь Духа оживляющего, или не иметь жизни духовной; можно пребыть и в полном подчинении пастырству, не встречая руководства, истинно от Духа исходящего. Истинно духовная жизнь движется во всех этих порядках, но не необходимо ими предполагается. Все живем по установившемуся чину; но одни одуховлены, а другие нет. Из двух стоящих в храме, и даже действующих, один может быть духоносен, а другой нет. Итак, как же? И тут писмя убивает? — Писмя, буква, форма везде одну цену имеет; и когда нет при них Духа, они ничто. Дух же идеже хощет дышит, и не веси, откуду и как приходит. Без веры и таинств не приходит; но и они могут быть исправляемы лишь по форме, без проявления внутренней силы. Что все это так, повсюдные опыты удостоверяют. Они у нас пред глазами. Но как и почему так делается, тут мы ума приложить не можем. Великим секретом закрыл Господь зарождение и спеяние жизни от Духа. Так Его воле угодно; воля же Его свята, и праведна, и блага. Одно утешение: ищите и обрящете.
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
Не надо смотреть на написанное так, чтобы закрывать для себя Божественное, а согласовываться тому, что сказано возвышенным апостолом: «…буква убивает, а дух животворит». А говоря наоборот, написанное не убивает смотрящих прямо, а Дух не оживляет относящихся к написанному пренебрежительно. Итак, почтим Дух, чтобы разуметь написанное.
Источник: Вопросы св. Сильвестра и ответы прп. Антония. Вопрос 38.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
Как же животворит дух? Он обеспечивает исполнение буквы, так чтобы она не убивала.
Пусть Дух соединится с законом, ибо, если ты принял закон, но помощи Духа не имеешь, ты не исполняешь того, что в законе, ты не исполняешь того, что тебе повелевается… Пусть присоединится Дух, пусть Он помогает: так исполнится то, что требуется. Если же Дух отсутствует, то буква убивает тебя… Незнание не извиняет тебя, потому что ты принял закон. Теперь, узнав, что ты должен делать, незнание не прощает тебя… Почему же апостол говорит: буква убивает, а дух животворит? Каким образом Дух дает жизнь? — Он делает возможным исполнение буквы так, чтобы она не убивала. Святы те, кто исполняет закон Божий даром Божиим. Но закон может повелевать — он не может помогать. Дух же приходит как помощник, и тогда заповедь Божия исполняется с радостью и удовольствием. Конечно, многие соблюдают закон из страха, и те, кто держится закона из страха наказания, предпочли бы, чтобы того, чего они боятся, не было. Соблюдающие закон из любви к праведности радуются и тогда, потому что закон им не враждебен.
Источник: Проповеди 251.
Итак, вы, боящиеся Господа, восхваляйте Его, а чтобы чтить Его не как рабы, но как свободные, учитесь любить Того, Кого вы боитесь, и тогда вы будете в состоянии восхвалять то, что любите. Боясь Бога, люди ветхого завета, в силу буквы, которая устрашает и убивает, и не имея духа, который животворит, бежали в Храм с жертвоприношениями и предлагали кровавые жертвы. Они и не знали, что было прообразовано этими жертвами, — грядущая кровь [Христа], которой мы искуплены.
Источник: Послания 140.
Итак, Бог повелевает нам быть сдержанными и дает нам сдержанность; Он повелевает через закон, дает через Дух; ибо закон без благодати ведет к умножению преступления (ср. Рим 5:20), а буква без духа убивает (Ср. 2Кор 3:6). Он повелевает так, чтобы научить нас испрашивать помощи благодати, когда мы пытаемся соблюдать Его заповеди и в силу слабости нашей, изможденные, падаем под законом; а также быть благодарными Тому, Кто помогает нам, когда нам удается совершить какое-либо доброе дело.
Источник: Послания 157.
Разве закон не от Бога? Такое подумать может лишь нечестивец. Но поскольку закон повелевает через букву и не помогает через дух, то слушающий закон так, что ему кажется, будто он достаточно понимает, что закон предписывает или запрещает, а также верящий в силу своей свободной воли, достаточную для исполнения закона, и не ищущий прибежища в вере, дабы обрести помощь в приближении к духу, который животворит, и не предстать виновным пред буквой, которая убивает, — такой человек ревнует о Боге, но не согласно знанию.
Источник: Послания 186.
Если ты отнимешь Дух, какая будет польза от закона? Он делает преступником. Потому и сказано: буква убивает. Закон повелевает, ты же не следуешь ему… Что-то повелевается законом, а ты этого не делаешь; что-то им запрещается, а ты делаешь это. Отсюда — буква убивает.
Источник: Проповеди 250.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
В Св. Писании слово «дух» употребляется обыкновенно тогда, когда нужно бывает обозначить что-нибудь противоположное настоящему грубому и плотному телу. Так, напр., в Писании говорится «письмя убивает, а дух животворит» (2Кор 3:6). Здесь, без сомнения, выражением «письмя» Писание обозначает телесное, а словом «дух» — умственное, что иначе мы называем духовным. Ведь и апостол говорит: «даже до днесь, внегда чтется Моисей, покрывало на сердце их лежит, внегда же обратятся ко Господу, взимается покрывало. (Господь же дух есть) а идеже Дух Господень, ту свобода» (2Кор 3:15−17) Действительно, пока кто-либо не обратится к духовному пониманию, на сердце его лежит покрывало, каковым покрывалом, т. е. грубым пониманием, и закрывается самое Писание. Такое-же покрывало и лежало на лице Моисея, когда он говорил к народу (Исх 34:36), или что то же — когда закон читался для народа. Если же мы обратимся к Господу, у Которого есть слово Божие и у Которого Дух Святой открывает духовное знание, то тогда покрывало снимется, тогда с открытым лицом мы будем созерцать в Писании славу Божию.
Источник: О началах. Книга 1.
Даже и в Евангелиях, не только в Ветхом Завете, говорится о том, что буква убивает. Буква, которая убивает, — тот, кто не воспринимает в духе сказанное. Если по букве будешь следовать написанному: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь (Ин 6:54), — убивает эта буква. Желаешь ли тебе и другую из Евангелия приведу букву, которая убивает? Кто не имеет меча, да продаст тунику и купит меч (Лк 22:36). И это также есть буква Евангелия, но при этом убивает. Если же духовно ее поймешь, тогда не убьет, поскольку присутствует в ней и дух животворящий — дух животворит. И потому сказанное и в законе, и в Евангелии понимай в духе, поскольку духовный судит о всем, а о нем судить никто не может (1Кор 2:15).
Источник: Гомилии на Книгу Левит.
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
Буква дана была Моисею для того, чтобы презревших закон лишать жизни согласно праву природы. Дух же, то есть неписаный закон веры, который содержится в разумной душе, оживляет даже повинных в смертных грехах, обращая их в истинную веру, чтобы, сделавшись правоверными, более не грешили.
Источник: На Послания к Коринфянам
Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит
Нового Завета. В Новом Завете условием получения спасения является не исполнение закона Моисеева, а вера в Искупителя (1Кор 11:25; Рим 10:5 и сл.). — Не буквы, но духа. Ветхий Завет назвав буквою (gramma) потому, что он представляется существующим в письменных памятниках и притом не имеющим в себе животворящего начала. Новый же Завет назван духом (pneuma) потому, что в нем действующим началом является животворная сила Св. Духа. Не буквою, а Духом руководятся и проповедники Евангелия. Хотя и закон по своему существу также духовен (Рим 7:14) и его слова — живые (Деян 7I:38), но сила греха парализовала эту силу закона. — Буква убивает. Ап. здесь указывает причину, по которой Бог не сделал его служителем буквы. Умерщвление, производимое буквою закона, нужно понимать в том смысле, в каком говорит Ап. о законе в VII гл. посл. к Рим (ст. 5−7 и сл.; ср. 1Кор 15:56). Чрез заповедь закона сила греха, дотоле бездействовавшая в человеке, пробуждена была к жизни и произвела в человеке всякую похоть, которая и привела человека к духовной смерти, т. е. к удалению от Бога.
Ст. 6−18 Он дал нам способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит. Если же служение смертоносным буквам, начертанное на камнях, было так славно, что сыны Израилевы не могли смотреть на лице Моисеево по причине славы лица его преходящей,- то не гораздо ли более должно быть славно служение духа? Ибо если служение осуждения славно, то тем паче изобилует славою служение оправдания. То прославленное даже не оказывается славным с сей стороны, по причине преимущественной славы последующего. Ибо, если преходящее славно, тем более славно пребывающее. Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением, а не так, как Моисей, который полагал покрывало на лице свое, чтобы сыны Израилевы не взирали на конец преходящего. Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается. Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа
Ап. сначала высказывает главную мысль своего рассуждения: Ветхий Завет есть служение смертоносной букве, новый — служение оживляющему духу. Раскрывая эту мысль, он говорит: было величие и у служения Ветхого Завета, но что значить это величие по сравнению с величием ново-заветного служения? Ведь новозаветное служение — не престающее и ведет не к осуждению, как ветхозаветное, а к прославлению. В виду этого Апостол радуется и в противоположность людям Ветхого Завета, которые не могли прямо смотреть на величие Божие, открытым лицом взирает на славу Господню и все более и более просвещается этою славою. И это Ап. говорит не только о себе, а и о всех истинных христианах.
Источник: Толковая Библия.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента