I. Он упрекает их, за то что они не встали на его защиту, как должны были бы сделать, и таким образом вынудили его самого так много говорить в свое оправдание. В некотором смысле, они принудили его хвалиться, тогда как им бы надлежало хвалить его, ст. 11. Если бы они не пренебрегли своим долгом, то ему не пришлось бы так много говорить о себе. У коринфян были особые причины хорошо отзываться о Павле как о служителе, не имевшем ни в чем недостатка против высших Апостолов, потому что он дал им исчерпывающие доказательства своего апостольства, признаки Апостола оказались перед ними всяким терпением, знамениями, чудесами и силами. Заметим:
1. Наш долг перед добрыми людьми — встать на защиту их репутации; тем более мы обязаны это делать по отношению к тем, через кого получили пользу, особенно, если эта польза духовная: мы должны признать, что они являются орудиями в руках Божиих для нашего блага, и защищать их, когда они подвергаются нападкам со стороны других.
2. Как бы высоко ни оценивали нас другие, мы сами должны думать о себе скромно. Пример этого мы видим в жизни великого апостола, который считал себя за ничто, хотя, в действительности, ни в чем не уступал высшим апостолам. Он был совершенно далек от искания славы от людей, хотя и призывал их защищать его доброе имя; далек от того, чтобы хвалиться собою, хотя и вынужден был защищать себя.
II. Он подробно останавливается на описании своего поведения и своих добрых намерений в отношении коринфян, откуда мы можем увидеть характер верного служителя Евангелия.
1. Он не хотел обременять их, он искал не имущества их, но их самих. Он говорит, что не был им в тягость в прошлом (ст. 13) и не будет отягощать их и тогда, когда придет к ним опять, ст. 14. Он щадил их кошельки и не домогался их денег: ...я ищу не вашего, а вас. Он искал не своего обогащения, а спасения их душ: он не стремился сделать их своей собственностью, а хотел приобрести их для Христа, рабом Которого был сам. Заметим: Кто ищет только прибыли от стада и не заботится об овцах, тот наемник, а не добрый пастырь.
2. Он с радостью готов издерживать свое и истощать себя ради них (ст. 15), то есть трудиться и терпеть убытки ради их блага. Он готов тратить свое время, свои силы и способности, чтобы служить им, более того, готов истощать себя, уподобляясь свече, которая сгорает, чтобы дать свет другим.
3. Павел не ослабевал в своей любви к коринфянам, несмотря на недостаток любви и благодарности к нему с их стороны; он с радостью трудился среди них, хотя, чрезвычайно любя их, он был менее любим ими, ст. 15. Это применимо и к другим ситуациям: если кто-то не исполняет своего долга в отношении нас, то из этого вовсе не следует, что мы должны пренебрегать своим долгом в отношении его.
4. Павел заботился не только о том, чтобы самому не обременять коринфян, но чтобы и ни один из его помощников не был в тягость им. Таков, кажется, смысл того, что мы читаем в ст. 16−18. Если, как мог кто-то возразить, Павел сам и не обременял их, но, будучи хитр, лукавством брал с них, то есть посылал к ним тех, кто обирал их а затем делился с апостолом: «Ничего подобного, — говорит Павел, — как я сам ничего не брал у вас, так и никто из посланных мною, ни Тит ни кто другой; мы действуем в одном духе и ходим одним путем». Они все были единодушны в том, чтобы делать все возможное со своей стороны для блага коринфян, ничем не обременяя их, чтобы содействовать успеху Евангелия среди них и, по возможности, облегчить им принятие его.
5. Павел был из тех, кто все делает к назиданию церкви, ст. 19. Его главной целью и намерением было делать добро, хорошо положить основание, а затем с усердием и тщательностью созидать на нем.
6. Павел не хотел уклоняться от своего долга из страха не угодить коринфянам, хотя и очень старался быть не в тягость им. Поэтому он решительно осуждает грех, несмотря на то что они могли найти его таким, каким не желали, ст. 20. Апостол перечисляет некоторые грехи, слишком распространенные среди верующих и заслуживающие самого строгого порицания: ...раздоры, зависть, гнев, ссоры, клевета, ябеды, гордость и беспорядки. Хотя виновные в этих грехах едва переносят обличение в них, тем не менее верные служители не должны бояться обидеть грешника острым обличением, в публичной проповеди или в личной беседе.
7. Павел был угнетаем предчувствием того, что он обнаружит в коринфской церкви также и позорные грехи, в каких они не раскаялись как должно. Это будет для него причиной великого уничижения и плача. Примечания:
(1) Падения и ошибки верующих не могут не унижать верного служителя, и Бог иногда избирает этот путь, для того чтобы смирить искушаемых славой: Опасаюсь.., чтобы не уничижил меня у вас Бог мой...
(2) Мы имеем основания оплакивать тех, кто грешит и не кается, оплакивать многих, которые согрешили прежде и не покаялись.., ст. 21. Если они все еще не получили благодати покаяния, чтобы самим плакать и сокрушаться о своем состоянии, то их положение более чем плачевно, и те кто любит Бога и любит их, должны оплакивать их.
Ст. 13−15 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами
Потом, чтобы кто-нибудь не сказал: «Хотя ты велик и сделал много, однако, не столько, сколько апостолы в других церквах», (Павел) присовокупил: «Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами?» (ст. 13). «И вы, — говорит, — в сравнении с прочими церквами причастны не меньшей благодати». Но, может быть, кто-нибудь скажет: «Для чего он переводит речь на апостолов, оставив борьбу с лжеапостолами?» Для того, чтобы больше возбудить их внимание и показать, что он не только лучше их (лжеапостолов), но и не ниже великих апостолов. Вот почему, рассуждая о них (лжеапостолах), он говорит: «я больше»; а когда сравнивает себя с апостолами, то считает достаточным для себя быть не ниже их, хотя и более их потрудился. Вместе с тем он показывает чрез это, что (коринфяне) обижают и самих апостолов, когда равного им ставят ниже лжеапостолов.
«Разве только того, что сам я не был вам в тягость?». Апостол опять делает (коринфянам) строгий упрек; а последующие слова еще сильнее: «Простите мне такую вину». Но и при всей строгости, в них выражается любовь и похвала (коринфянам), если только и сами они считают для себя обидою, что апостол не соглашался ничего брать у них, и не осмеливался получать от них себе пропитания. «Если, — говорит, — вы обвиняете меня в этом, то (не сказал: «несправедливо обвиняете», но гораздо благосклоннее) прошу извинения, простите мне этот грех». И заметь, какое благоразумие! Так как этот упрек, часто повторяемый, наносил им бесчестие, то он каждый раз смягчает его. Так, выше сказав: «По истине Христовой во мне [скажу], что похвала сия не отнимется у меня» (11:10), вслед затем говорит: «Потому ли, что не люблю вас? Богу известно! …чтобы не дать повода ищущим повода, дабы они, чем хвалятся, в том оказались [такими же], как и мы» (ст. 11, 12). И в первом послании: «За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно» (1Кор 9:18). И здесь опять говорит: «Простите мне такую вину». Везде он старается не показать, что не берет по причине их немощи. Поэтому и здесь говорит: «Если вы это ставите мне в вину, то прошу прощения». А, говоря таким образом, он и наносит им рану, и врачует ее. Не говори: «Если хочешь нанести удар, то для чего извиняешься? Если хочешь врачевать, то для чего наносишь удар?» В том и состоит благоразумие, чтобы и рассечь, и перевязать рану. Потом, чтобы не подумали, как я и прежде сказал, что (апостол) часто обращается к одному и тому же с намерением получить что-нибудь от них, он отклоняет такое подозрение, подобно тому, как и в первом послании, когда говорил: «написал это не для того, чтобы так было для меня. Ибо для меня лучше умереть, нежели чтобы кто уничтожил похвалу мою» (1Кор 9:15). (То же самое, только) приятнее и благосклоннее, (выражает он) и здесь. Как же именно? «Вот, в третий раз, — говорит он, — я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей» (ст. 14). Смысл его слов такой: «Не прихожу к вам не потому, что не беру; напротив, я приходил уже в другой раз, и в третий готов идти, и опять не буду вам в тягость». И причина тому уважительная. Не сказал: «Не хочу быть вам в тягость, потому что вы скупы, потому чтобы этим обременитесь, потому что вы немощны». Но что говорит? — «Ибо я ищу не вашего, а вас». А ищу большего: вместо денег — душ, вместо золота — спасения«. Потом, так как оставалось еще место подозрению, что он огорчен ими, он представляет и рассуждение. Они естественно могли сказать: «Разве нельзя искать и нас, и нашего?» Поэтому он оправдывает их с великою благосклонностью, говоря: «Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей». Вместо наименований «учителя и ученики», употребляет слова «родители и дети», и показывает, что вменяет себе в обязанность и то, к чему не был обязан, так как Христос не дал такого повеления, а (апостол) из снисхождения (к коринфянам) говорит это. Потому же присовокупляет и нечто большее: сказал не только то, что дети не должны снискивать для родителей имения, но еще и то, что родители обязаны это делать. Итак, если родители обязаны давать, то «Я, — говорит, — охотно буду издерживать [свое] и истощать себя за души ваши» (аз в сладость иждиву, и иждивен буду по душах ваших (ст. 15). «Родителям собирать имение для детей повелел закон природы, а я, — говорит, — не только это исполняю, но даже отдаю самого себя». Верх щедрости — не только ничего не брать, но и отдавать свое, и отдавать не просто, но с великим усердием, даже при недостатке. Не это и указывает (апостол) выражением «истощать себя». «Хотя бы нужно было изнурить самую плоть, не пощажу ее ради вашего спасения». Следующие за этим слова выражают и любовь, и упрек: «несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами». «И это, — говорит, — я делаю для тех, которых я люблю, и которые не любят меня в той же мере». Итак, смотри теперь, сколько здесь степеней: надлежало брать, а он не брал — это первая заслуга; не брал, находясь в бедности — это вторая; не брал, когда им проповедовал — это третья; сам дает им — это четвертая; и не просто дает, но с избытком — это пятая; отдает не имение только, но и самого себя — это шестая; отдает себя за тех, которые не очень его любят — это седьмая; и которых он весьма любит — это восьмая.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей, разве точию, яко аз сам не стужих вам? Дадите ми неправду сию
Могли подумать: не отрицаем, что все это явлено среди нас; но в других Церквах, где действовали другие Апостолы, явлено это в большем количестве и в большей степени. Апостол говорит: осмотрите все Церкви, и ни в одной не найдете ничего такого, чего бы вы лишены были. Что у других есть, то есть и у вас. Будто жалобу слышит Апостол: пришел ты к нам, упредив других, мы приняли тебя с верою, а ты нам не дал того, что другие дают; лучше бы нам тех дождаться. Апостол говорит: не беспокойтесь, обойдите все Церкви, и увидите, что вы не умалены ни пред одною.— «Чтобы не сказал кто: хотя ты велик и сделал много, однако же не столько, сколько Апостолы в других Церквах, Павел присовокупил: что бо есть, егоже лишистеся паче прочих церквей? То есть и вы в сравнении с прочими Церквами причастны не меньшей благодати» (святой Златоуст).
Есть одно, чем вы обделены, то, что аз сам не стужих вам, не докучал вам содержанием. Все другие Церкви, и мною основанные, и другими Апостолами, не свободны от этого. В отношении к вам одним я так действую. Но если вы считаете это несправедливостию с моей стороны в отношении к вам, дадите ми неправду сию, χαρισασθε, подарите, милость и снисхождение в сем покажите мне, или, сделайте милость, простите. «Если, говорит, вы обвиняете меня в сем, то прошу извинения, простите мне сию вину. Заметь, какое благоразумие! Поелику напоминание о сем могло казаться упреком и будто наносит бесчестие, то он всякий раз, как повторяет его, смягчает пояснительными словами. Так выше сего сказал: есть истина Христова во мне, яко похваление сие не заградится о мне в церквах Ахайских (2Кор 11:10). И тотчас прибавил: зане не люблю ли вас? Бог весть: но да отсеку вину хотящим вины (2Кор 11:11−12). И в первом послании говорит: кая убо ми есть мзда? Да благовествуяй без мзды положу благовестие Христово (1Кор 9:18). И здесь опять говорит: дадите ми неправду сию. Ибо везде старается не показать, что не берет по причине их немощи. Посему и здесь говорит: если ставите сие мне в вину, то прошу прощения» (святой Златоуст).
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину
Ибо (что есть такое), в чем вы умалены были против прочих церквей, если только не тем, что я нисколько не отягчил вас, то есть едва допустил нечто принять от вас?
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину
Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами
Чтобы кто-нибудь не сказал: правда, ты велик, но все же не сделал того, что сделали апостолы в других церквах, посему говорит: чего у вас недостает? разве вы получили меньший дар сравнительно с прочими церквами?
Разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину
Порицает их с великой Строгостью, говоря: если вы ставите мне в вину то, что я не отягощал вас, но проповедовал вам Евангелие, не вводя вас в издержки, то прошу снисхождения; *простите мне эту вину. Вместе с тем слова эти содержат и похвалу им, поскольку они считали за обиду то, что он не удостоил ничего взять от них.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину
Видимо, для того апостол Павел здесь себя подает через уничижение, чтобы показать коринфянам, что ни в чем не меньше они других церквей, но больше — ибо сам благовествование Бога даром им проповедовал, что ни в какой из церквей не принято, поскольку сказал Господь: ибо трудящийся достоин награды за труды свои (Лк 10:7).
Источник: На Послания к Коринфянам
Ст. 13−15 Ибо чего у вас недостает перед прочими церквами, разве только того, что сам я не был вам в тягость? Простите мне такую вину. Вот, в третий раз я готов идти к вам, и не буду отягощать вас, ибо я ищу не вашего, а вас. Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами
Ср. (2Кор 2:7) и сл. Апостол с горькой иронией просит простить ему бескорыстие, какое он обнаружил в Коринфе. И теперь он в третий уже раз собирается в Коринф — и снова он не намерен что-либо брать с Коринфян в качестве вознаграждения за свои апостольские труды. Напротив, он будет тратить на них и то, что сам имеет, хотя они не могут назваться любящими его, своего духовного отца, чадами.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 12:11
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента