В одном из английских переводов этот стих интерпретируется так: «Мы не заходим слишком далеко в похвальбе, как оно было бы, если бы мы не пришли к вам, ибо мы дошли до вас с благовествованием Христовым».
II. Павел устанавливает для себя более совершенное правило, а именно: Мы не без меры хвалиться будем, той меры, какую назначил нам Бог.., ст. 13. Это может означать либо то, что он не хотел хвалиться сверх того, чем Бог в действительности одарил его, большей благодатью или большими добродетелями, большей силой или властью; либо то, скорее всего, что он не хотел превышать свои полномочия и преступать границы, предписанные ему, как это делали лжеапостолы, хвалясь чужими трудами. Павел твердо держался своего собственного удела, в пределах тех стран, какие определил ему Бог. Его задачей как апостола была проповедь Евангелия повсюду, особенно среди язычников, поэтому он не ограничивался одним местом, однако соблюдал указания Божиего провидения и Духа Святого относительно конкретных мест, куда ему идти и где ему оставаться.
III. Он действовал согласно правилу: Мы не напрягаем себя сверх меры, ст. 14. В частности, он придерживался этого правила в Коринфе, как в проповедовании, так и в применении своей власти, ибо пришел туда по повелению Божиему и многих привел там к Христу; поэтому, хвалясь ими, он поступал не вопреки своему правилу, так как хвалился не чужими трудами.., ст. 15.
IV. Он заявляет, что действуя по этому правилу, он добился успехов. Он надеялся, что вера коринфян возрастает и что Евангелие будет принято и в соседних с ними местах, вплоть до самых отдаленных районов Ахаии. И при всем этом он не превышал свои полномочия и не вторгался в чужую сферу.
V. Он останавливает себя, как если бы слишком много хвалился собою. Несправедливые обвинения и упреки его врагов заставили его оправдываться; неправильный метод, принятый ими, дал ему возможность упомянуть о лучшем правиле, какого он держался; однако он боялся хвалиться, то есть приписывать себе какую-то славу, поэтому он предлагает два увещания, достойные нашего внимания:
1. Хвалящийся хвались о Господе, ст. 17. Если мы способны установить добрые правила для своего поведения, действовать согласно им, достигать успеха соблюдая их, то вся слава и хвала должна быть приписываема Богу. Служители должны быть особенно осторожны, чтобы не возгордиться своими успехами, но всю славу за свой труд и за успехи в нем воздавать Богу.
2. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь, ст. 18. Из всех видов лести наихудшей является лесть самому себе, и самовосхваление не лучше, чем самообман. В самом лучшем случае, самовосхваление не есть слава и часто бывает таким же безумием, как и гордость. Поэтому, вместо того чтобы хвалиться собою, нужно стараться заслужить Божие одобрение, оно будет для нас наилучшей похвалой.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
«Не только были мы у вас, но и благовествовали, проповедовали, убеждали, исправляли». Вероятно, порицавшие Павла просто только приходили к ученикам апостольским, и вследствие этого одного прихода весь успех дела приписывали себе. «Но мы, — говорит (апостол), — не так поступили: никто не может сказать нам, что мы не могли придти к вам, и что только на словах распространяем похвалу свою и до вас, потому что мы и вам проповедовали слово (веры)».
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Не яко бо не досяжуще до вас паче простираем себе; даже бо и до вас достигохом благовестием Христовым
Простираем себе, сами в себе себя расширяем в мечтательном самовосхвалении, ширимся в похвалах себе. Судя по сему, мысль текста будет такая: «Никто не может сказать, что мы, не достигши до вас, ширимся, говоря, что достигли до вас, трубя про себя в пустом велеречии. Ибо мы в самом деле до вас достигли, и достигли благовестием Христовым, то есть не просто дошли до вас, но возвестили вам и Евангелие» (Экумений). «Не только были мы у вас, но благовествовали, проповедовали, убеждали, исправляли. Ибо вероятно, что порицавшие Павла приходили только к ученикам апостольским, и вследствие своего прихода весь успех дела приписывали себе. Но мы, говорит Апостол, не так поступали: никто не может сказать нам, что мы не могли прийти к вам и что только на словах распространяем похвалу свою и до вас, ибо мы и вам проповедали слово (веры)» (святой Златоуст).
Но слова: паче простираем себе υπερεκτεινομεν εαυτους, может быть, лучше перевесть: простираемся далее и далее, паче и паче, разумея расширение круга деятельности апостольской. Апостол хочет сказать: мы ведь идем постепенно, от места к месту простираясь. Теперь пока дошли только до вас, и дальше не простираемся. Надо вас прежде утвердить в вере как следует; когда же утвердитесь, пойдем и далее, как говорится в следующем стихе. Не дошедши до вас, простираться далее было бы непохвальное дело. Кто похвалит земледельца, который оставляет позади себя невозделанные полосы? Мы и не делаем так; но идем шаг за шагом. Дошли до вас с благовестием — и слава Богу! Это сделано нами; это пока и говорим
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
Ибо не (так,) как бы не проповедали мы еще вам, распростираем (напрягаем) себя к прославлению у вас: ибо и до вас достигли мы благовествованием Христовым.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
Вероятно, ложные апостолы и отправившиеся куда-либо без всякой проповеди хвалятся одним простым пришествием и все приписывают себе самим. Итак, апостол говорит: мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, ибо мы достигли не просто, но благовествованием Христовым, то есть не только пришли, как те, но и с проповедью Евангелия.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
То есть не так, как если бы мы не пришли к вам: мы не напрягаем себя проповедованием, но твердо по направлению Божию к вам идем. Напрягать себя означает также простираться далее, чем обычно, но не за пределы; ибо Бог дал меру, которую хранили евангелисты Его и которую сохраняет и сам апостол Павел. Для того показывает им это Павел, чтобы знали, что он послан к коринфянам Богом; и оттого они должны повиноваться увещеваниям его, чтобы презирающие его не вступили в противоборство с самим Богом, Который направил к ним апостола.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ибо мы не напрягаем себя, как не достигшие до вас, потому что достигли и до вас благовествованием Христовым
Мы не напрягаем себя. Очевидно, противники Павла говорили о нем Коринфянам, что он «слишком много себе присваивает» (напрягается), что не он «достиг» Коринфа, т. е. не ему Коринфяне обязаны своим христианским просвещением. В самом деле, некоторым Коринфянам могло казаться, что для них большее значение в деле оглашения евангельским учением имел, быть может, Аполлос или кто либо другой, помимо Павла (ср. 1Кор 1:12).
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 10:12
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента