Хвалясь, они, по сути, хвалились чужой работой.
Павел говорит, что не будет хвалиться тем, что лежит вне удела его собственного служения Христу. Скорее он будет хвалиться теми людьми и местами, где Бог благословил его служение.
Сюда будет включен и Коринф, потому что он ходил туда с проповедью Евангелия, в результате чего образовалась церковь.
Удачен перевод Артура С. Уэя:
«Действительно, Павел был послан Богом проповедовать Евангелие среди язычников. Это поручение, конечно, включало в себя и Коринф. Апостолы в Иерусалиме согласились с этим, но сейчас из Иерусалима стали приходить лжеучителя и вторгаться в области, которые Бог вверил Павлу».
II. Павел устанавливает для себя более совершенное правило, а именно: Мы не без меры хвалиться будем, той меры, какую назначил нам Бог.., ст. 13. Это может означать либо то, что он не хотел хвалиться сверх того, чем Бог в действительности одарил его, большей благодатью или большими добродетелями, большей силой или властью; либо то, скорее всего, что он не хотел превышать свои полномочия и преступать границы, предписанные ему, как это делали лжеапостолы, хвалясь чужими трудами. Павел твердо держался своего собственного удела, в пределах тех стран, какие определил ему Бог. Его задачей как апостола была проповедь Евангелия повсюду, особенно среди язычников, поэтому он не ограничивался одним местом, однако соблюдал указания Божиего провидения и Духа Святого относительно конкретных мест, куда ему идти и где ему оставаться.
III. Он действовал согласно правилу: Мы не напрягаем себя сверх меры, ст. 14. В частности, он придерживался этого правила в Коринфе, как в проповедовании, так и в применении своей власти, ибо пришел туда по повелению Божиему и многих привел там к Христу; поэтому, хвалясь ими, он поступал не вопреки своему правилу, так как хвалился не чужими трудами.., ст. 15.
IV. Он заявляет, что действуя по этому правилу, он добился успехов. Он надеялся, что вера коринфян возрастает и что Евангелие будет принято и в соседних с ними местах, вплоть до самых отдаленных районов Ахаии. И при всем этом он не превышал свои полномочия и не вторгался в чужую сферу.
V. Он останавливает себя, как если бы слишком много хвалился собою. Несправедливые обвинения и упреки его врагов заставили его оправдываться; неправильный метод, принятый ими, дал ему возможность упомянуть о лучшем правиле, какого он держался; однако он боялся хвалиться, то есть приписывать себе какую-то славу, поэтому он предлагает два увещания, достойные нашего внимания:
1. Хвалящийся хвались о Господе, ст. 17. Если мы способны установить добрые правила для своего поведения, действовать согласно им, достигать успеха соблюдая их, то вся слава и хвала должна быть приписываема Богу. Служители должны быть особенно осторожны, чтобы не возгордиться своими успехами, но всю славу за свой труд и за успехи в нем воздавать Богу.
2. Ибо не тот достоин, кто сам себя хвалит, но кого хвалит Господь, ст. 18. Из всех видов лести наихудшей является лесть самому себе, и самовосхваление не лучше, чем самообман. В самом лучшем случае, самовосхваление не есть слава и часто бывает таким же безумием, как и гордость. Поэтому, вместо того чтобы хвалиться собою, нужно стараться заслужить Божие одобрение, оно будет для нас наилучшей похвалой.
А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас
А мы не без меры хвалиться будем« (ст. 13), как они». Вероятно, в похвалу свою они говорили: «Мы обратили вселенную, мы доходили до пределов земли», и много другого подобного разглашали о себе. «Но мы, — говорит (апостол), — не так, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас». И, таким образом, с двух сторон открывается его смиренномудрие, с одной — в том, что он не говорит о себе ничего более того, что сделал, с другой — в том, что и это (сделанное им) приписывает Богу: «По мере удела», — говорит, — какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас«. «Как земледельцам разделяет (Бог) виноградные сады, так и каждому из нас назначил свой удел. А потому мы и хвалимся не большим чем-либо, но тем, чего дано нам достигнуть».
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Мы же не в безмерная похвалимся, но по мере правила, егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас
И это место не совсем определенно. Святой Павел имеет, кажется, в мысли свое свыше избрание быть Апостолом языков, но не хвалится этим, а только тем, что успел сделать доселе. Вся вселенная мой удел, но я не хвалюсь безмерностию такою, а только тою мерою, до которой Бог дал мне и давал достигнуть. Доселе это мне пока Бог отмерил. Этим и похвалиться могу. Противники же его, верно, в мечтательных планах своих всю вселенную полагали обтечь и, будто уж всюду воспроповедавши, величались; между тем как ничего не сделали еще, а только в чужой труд вошли. Эту несообразность и выставляет Апостол. Он свыше назначен для всех языков, а хвалится только тем пока, что сделал; те же, мечтая самопроизвольно обтечь всю вселенную, величаются будто уж обтекли ее, ничего еще не сделавши. Святой Златоуст говорит: «Вероятно, что они в похвалу себе говорили: мы обратим всю вселенную, мы дойдем до пределов земли, и много подобного разглашали о себе. Но мы, говорит Апостол, не так, но по мере правила, егоже раздели нам Бог меру, достизати даже и до вас. И, таким образом, с той и другой стороны открывается его смиренномудрие, ибо не говорит о себе больше, нежели сколько сделал, и что сделал, приписывает Богу. Бог разделил меру. Как земледелец домовладыка разделяет виноградные сады, так каждому из нас Бог назначил свой удел. А посему мы и хвалимся не большим чем-либо, но тем, что дано нам достигнуть».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас
И мы не хвалимся, подобно им, сверх меры нашей, но хвалимся пред тщеславием их по мере правильной, насколько уделил нам Бог, — то есть тем, что Бог соделал нас достойными того, чтобы быть нам благовестниками.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас
А мы не без меры хвалиться будем
Ибо, хвалясь, они, может быть, говорили: «мы достигли пределов земли и обратили вселенную». Но мы, говорит, не так.
Но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас
Как между земледельцами разделил Бог виноградники, так и между нами, апостолами, разделил вселенную. Итак, будем хвалиться по мере удела, какой назначил нам Бог. Какая же это мера? Та, чтобы достигнуть и до вас. Итак, поскольку это наша мера, то мы и до вас хвалимся.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас
Павел говорит, что в такой мере пользуется могуществом, в какой наделен Творцом, и не выходит за пределы этой меры. И потому не будет гордыни в хвале нашей, указывает он, когда мы не переходим границ данного нам могущества. Он обозначил славу полномочий своих, которыми воспользовался в порицании грешников ради их спасения. Апостол говорит об использовании славы не ради превознесения могущества, а для воспитания грешных человеков. Он открывает здесь могущество, которым если хочет хвалиться, то не к стыду своему, ибо дано ему Господом. Но пользуется им и хвалится не иначе как в достижениях верующих, неустанным исправлением грешников — чтобы прославиться спасением последних, ибо сила от Бога дана для достижения спасения, а не для высокомерия. В двух отношениях хвалит себя апостол не безмерно: поскольку хвалится в меру данного могущества, о чем и сказал; поскольку не дальше тех пределов, которые проповедование его достигает, признает за собой полномочия.
Источник: На Послания к Коринфянам
А мы не без меры хвалиться будем, но по мере удела, какой назначил нам Бог в такую меру, чтобы достигнуть и до вас
Апостол предупреждает здесь возражение, что он, сравнивая себя с самим же собою, может зайти очень далеко за границы правдоподобия. Нет, он умеет соблюсти меру в самовосхвалении. По крайней мере, Коринфяне-то уж ни в каком случае не имеют основания подозревать его в преувеличении им своих заслуг и считать его чужим для их церкви: Господь привел его в Коринф, и он здесь действительно сделал очень много — ему есть здесь чем похвалиться.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 10:12
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента