Страдания Христовы здесь не могут означать искупительных страданий Спасителя. Они были уникальны, и ни один человек не может разделить их с Ним. Но христиане могут страдать и страдают из-за своей общности с Господом Иисусом. Они страдают от упреков, отвержения, враждебности, ненависти, предательства и т. д. Все это и названо страданиями Христовыми, потому что Он претерпел то же, когда был на земле, и терпит до сих пор, когда страдают члены Его Тела. Во всех наших скорбях скорбит и Он (см. Ис 63:9). Но смысл сказанного Павлом в том, что воздаяние за все эти страдания велико, — это часть в утешении Христовом, и утешение это более чем достаточно.
I. Объектом апостольского благодарения является благословенный Бог, единственный достойный славы, Которого он описывает с помощью ряда славных титулов.
1. Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа. Бог является Отцом божественной природы Христа, имеющей вечное происхождение, и Отцом Его человеческой природы, получившей происхождение через зачатие во чреве девы. Он есть Отец Христа как Богочеловека и Искупителя нашего на основании завета; во Христе и через Христа как Посредника Он является также нашим Богом и нашим Отцом, Ин 20:1
7. В Ветхом Завете мы часто встречаемся с выражением Бог Авраама, Исаака и Иакова, означающим, что Бог имел с этими патриархами и их потомством отношения, основанные на заключенном с ними завете. В Новом Завете Бог именуется титулом Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, подразумевающем завет, заключенный Богом с Посредником и с Его духовным потомством, Гал 3:16.
2. Отец милосердия (англ. Отец милостей. — Прим. переводчика). Бог по Своей природе многомилостивый, и все милости происходят от Него: милость является поистине Его плодом, милость доставляет Ему наибольшее удовлетворение. Бог... любит миловать, Мих 7:18.
3. Бог всякого утешения — Он послал нам Утешителя, дал залог Духа в наши сердца, ст. 22. Все наши утешения приходят от Бога, и самые сладостные из наших утешений заключены в Нем Самом.
II. Причины благодарности апостола Богу.
1. Утешения Божии, полученные им и его сотрудниками, ибо Бог утешал их во всякой скорби их, ст. 4. В мире они имели скорби, но во Христе обретали мир. Их страдания, названные здесь страданиями Христовыми (ст. 5), умножались, но Христом умножалось и утешение их. Отметим:
(1) Мы тогда можем утешаться Божиими милостями, когда настроены воздавать Ему славу за них.
(2) Мы тогда лучше всего можем свидетельствовать о Боге и о Его благости, когда говорим на основании личного опыта, когда можем рассказать, что Он сделал для нашей души.
2. Польза, получаемая другими, ибо Бог хочет, чтоб и они могли утешать находящихся во всякой скорби (ст. 4), делясь своим познанием Божией благости и милости. Если страдания добрых христиан переносятся ими с верой и терпением, то они достигают этой доброй цели, ст. 6. Заметим:
(1) Благодеяния, оказанные нам Богом, предназначены не только для нашего ободрения, но также для того, чтобы мы могли быть полезными для других.
(2) Если мы подражаем вере и терпению святых в их скорбях, то можем надеяться на участие в их утешениях в настоящее время, и в их будущем спасении.
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Чтобы не привести в уныние учеников слишком сильным описанием своих бедствий, он показывает и великое богатство утешения, и таким образом ободряет их дух; и не только этим ободряет их, но еще и тем, что напоминает о Христе, говоря о своих страданиях, что они страдания Христовы, и, таким образом, прежде всякого другого утешения, извлекает утешение из самих скорбей. В самом деле, что может быть приятнее, как быть общником Христу, и ради Его терпеть страдания? Что может равняться с этим утешением? И не этим только, но и другим образом он восставляет души скорбящих. Чем же? Тем, что говорит: «умножаются». Не сказал: «как постигают нас страдания Христовы», но: «как умножаются», показывая тем, что (апостолы) претерпевают не только страдания Христовы, но еще большие. Мы претерпели, говорит, не только те страдания, которые Он претерпел, но и преизбыточествующие. Христос был гоним, преследуем, биен, умер. Но мы, говорит, более того претерпели. Этого одного уже достаточно для утешения. И никто не подозревай здесь преувеличения. Вот он и в другом месте говорит: «ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей» (Колос 1:24). И ни в том, ни в другом месте нет ни дерзости, ни самохвальства. Подобно тому, как (апостолы) совершили большие знамения, нежели сам Христос («верующий в Меня, — говорит Господь, — и больше сих сотворит» — Ин 14:12), — хотя все это совершает Он же, действуя в них, — так и пострадали больше Его, — хотя это опять же принадлежит одному Господу, Который утешал их и давал им силы к перенесению приключавшихся зол.
Вот почему и Павел, чувствуя сам, как много он сказал, смотри, как опять смягчает сказанное, говоря: «умножается Христом и утешение наше»; он все приписывает Господу, прославляя и этим Его человеколюбие. Не только, говорит, насколько скорбим, настолько и утешаемся, но гораздо более. Не сказал, что утешение равно страданиям, но: «умножается утешение», так что время подвигов есть вместе время и новых венцов.
Источник: Гомилии на 2-е послание к Коринфянам
Зане якоже избыточествуют и страдания Христова в нас, тако Христом избыточествует и утешение наше
Выставляет причину, почему не должно сомневаться, что они точно могут утешать находящихся во всякой скорби. Не сомневайтесь, говорит, в этом; ибо у нас как скорби с избытком, так и утешения с избытком; больше всех скорбим, больше всех и утешения подает нам Бог. У нас его много в запасе; скорби — для нас, а утешения — для вас. Сказав, что страдания у нас с избытком, Апостол не остановился на этом одном; «но дабы не привести в уныние учеников слишком сильным описанием своих бедствий, показывает и великое богатство утешения, и, таким образом, ободряет их дух; и не только сим ободряет их, но и тем, что поминает о Христе, говоря о своих страданиях, что они суть страдания Христовы, и, таким образом, прежде всякого другого утешения извлекает утешения из самых скорбей. Ибо что может быть приятнее сего, быть общником Христу и ради Его терпеть страдания? Что может равняться с сим утешением?» (святой Златоуст).
Страдания назвал Апостол Христовыми, потому что они были за Христа, за слово Его и за дело проповеди о спасении всех в Господе Иисусе Христе. Еще более можно сказать: страдания за Христа суть Христовы, потому что Он Себе их присвояет, считает их Своими. Он однажды пострадал всеобъемлющим страданием; страждущие за Него вступают в спострадание Ему, в чем, как нередко уверяет Апостол, и состоит таинство нашего спасения. Причащение страданиям Христовым вводит в причастие и жизни Его, а в этом все.
Поставив так близко страдания за Христа к страданиям Христовым, Апостол в этом общении со Христом чрез страдания указывает и источник утешения. Страдая за Христа, вступаем в общение страданий Христовых; но как Христос теперь во блаженной славе, то естественно чрез Христа избыточествовать утешениям, несмотря на скорбность, или в самой скорбности, так что скорбность остается только совне, внутри же царствует одно утешение, и иначе сему быть нельзя. Это не помышлениями какими утешительными производится в сердце, а утешение, помимо всяких усилий ума и самоутешительных соображений, льется в душу от лица Христа Господа и, водворяясь в ней, преисполняет ее. Христом, говорит, избыточествует утешение наше, — избыточествует и над страданиями и поглощает их. Так понимает святой Златоуст: «Апостол прославляет человеколюбие Господа еще и тем, что говорит: мы гораздо более утешаемся, нежели сколько скорбим. Поелику не сказал, что утешение равно страданиям, но утешение, говорит, избыточествует, так что время подвигов есть вместе и время преизбытка утешения. Оттого страждущие за Христа никого не боятся и не трепещут, и среди самых напастей бывают спокойнее и радостнее всех: ибо они тут же сподобляются бесчисленных утешений от Самого Христа».
Источник: Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Поелику, как умножаются страдания Христовы в нас, так и чрез Христа умножается моление наше, то есть: открывается дверь к тому, чего просим.
Источник: Толкование на священное Писание. Второе послание к Коринфянам
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Он называет утешением созерцание, что значит «видение души». Ведь видение рождает утешение.
Источник: Слова подвижнические.
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Не унывай, говорит, никто, кто слышит о скорбях и страданиях, ибо в той мере, как они умножаются, увеличиваются и утешения. Не просто также сказал: страдания, но Христовы, чтобы и этим воодушевить коринфян. Христовы суть страдания те, которые мы претерпеваем и чрез то становимся общниками Ему в страданиях. Поэтому величайшим утешением для тебя да будет то самое, что ты переносишь скорби Христовы и не их только, но большие. Ибо, говорит, умножаются в нас страдания Христовы: то есть мы терпим больше нежели сколько претерпел Христос Чувствуя однако, сколь великое сказал, смягчает то же самое, говоря: умножается Христом и утешение наше, ибо все относит к Нему. И не сказал, что утешение равно скорбям, но умножается, — гораздо больше скорбей.
Источник: Толкование на Второе послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Если по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше, то мы должны с полнейшей готовностью обрекать себя на страдания. Пусть они чрезмерно отягчают нас, желающих преизбыточного утешения от Христа, которым все плачущие действительно утешатся (Мф 5:4), но, конечно, не в равной мере. Если бы утешение было равномерным, то не было бы написано: по мере; как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше. Причастные страданиям соразмерно страданиям, которым они причастны для Христа, будут причастны и утешению. Этому научает вас тот, кто в полной уверенности говорил: Мы знаем, что вы участвуете как в страданиях, так и в утешении.
Источник: Увещание к мученичеству .
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Ясно, что Тот, за Кого страдаем, помогает нам, утешая нас, и освобождая нас, и спасая нас от скорби Своим Божественным вмешательством.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ибо по мере, как умножаются в нас страдания Христовы, умножается Христом и утешение наше
Верно ли, однако, что Апостол и его спутники получают утешение от Бога? Да, это совершенная правда, и утешение это становится все изобильнее, по мере того как увеличиваются страдания Апостола и его спутников. — Страдания Христовы. Это не страдания за Христа или ради Христа, но страдания Христа, которые переносит каждый страдающий за Евангелие, или такие, какие испытал при проповедании Своего Евангелия Сам Христос (ср. Мф 20:22; Флп 3:10; Кол 1:24). Некоторые из древних церковных толкователей (Злат., Феофилакт и др. ) видят здесь страдания, какие терпит Сам Христос в Своих членах, т. е. верующих. Но мысль о продолжающихся и теперь страданиях Христа противоречит идее Его прославления.
Источник: Толковая Библия.
См. также Толкование на 2Кор 1:3
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента