I. В общем, он говорит им, что брак, согласно повелению Христа, заключается на всю жизнь, поэтому вступившие в брак не должны помышлять о разводе. ...Жена не должна разводиться с мужем (ст. 10), и муж не должен оставлять жены своей, ст. 11. Это не я повелеваю, — говорит апостол, — а Господь. Сам Господь запретил такие разводы, Мф 5:32; Мф 19:9; Mк 10:11; Лк 16:18. Никакая причина, кроме единственной, указанной Иисусом Христом, не может служить основанием для развода. Поэтому апостол советует женщине, разводящейся с мужем, по своему добровольному решению или решению мужа, оставаться безбрачною и искать примирения с мужем, чтобы снова соединиться с ним. Супругам вообще не должно ссориться, а если ссора все-таки произошла, то им следует быстро примириться. Они соединены друг с другом на всю жизнь. Они не могут сбросить это бремя, но должны подставлять под него свои плечи и, сколько могут, облегчать его друг для друга.
II. Этот общий совет апостол теперь применяет к случаю, когда один из супругов неверующий (ст. 12): Прочим же я говорю, а не Господь.., то есть Господь не высказывался по этому поводу, как Он это сделал по поводу развода. Но это не значит, что апостол говорит без авторитета от Господа или что он сам принял решение по этому вопросу, без вдохновения от Духа Святого. В конце главы он высказывает совершенно противоположное заявление (ст. 40): ...а думаю, и я имею Духа Божия. После такого вступления следует сам совет:
1. Если неверующие муж или жена согласны жить с верующими женой или мужем, то последние не должны разводиться, ст. 12−13. Призвание христианина обязывает его не разрушать брак, а укреплять его. Однако если неверующий хочет развестись, то в таком случае брат или сестра не связаны (ст. 15), то есть не обязаны рабски привязываться или прилепляться к тому, кто без уважительной причины оставляет их, или не обязаны оставаться безбрачными, если, после того как все средства к примирению были испробованы, оставивший свою семью заключил другой брак или впал в прелюбодеяние. В таком случае оставленный супруг (или супруга) имеет право вступить в повторный брак. Некоторые считают, что злонамеренное оставление мужа или жены так же нарушает брачное обязательство, как и смерть. Ибо как могут двое оставаться одной плотью, когда один из них злонамеренно оставляет или прогоняет другого? Что же касается виновного в разводе, то он остается связанным брачным договором, поэтому апостол говорит (ст. 11): Если жена разведется с мужем, то должна оставаться безбрачною. Но оставленному супругу или супруге предоставляется больше свободы, он может вступить в повторный брак (как я предполагаю, при условии, если были предприняты все возможные средства разубедить желающего развестись и другие обстоятельства вынуждают к этому). Совершенно неразумно оставаться связанными, когда нормальная супружеская жизнь становится невозможной по вине одного из супругов, в таком случае брак превращается в настоящее рабство. Однако при всей свободе, какую христиане имеют в таких случаях, они не имеют права разводиться только потому, что муж или жена неверующие; если неверующий супруг согласен жить с верующим, то брачные отношения должны сохраняться.
2. Чем руководствовался Павел, давая такой совет.
(1) Брачные отношения освящаются святостью одного из супругов (ст. 14): Ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)... Супружеские отношения являются святыми для верующего. Для чистого все чисто.., Тит 1:15. Брак есть Божие установление; согласно Его предназначению, это пожизненный договор. Если бы жизнь с неверующим оскверняла верующего, делала его неугодным в глазах Божиих, тогда бы брак потерял свой смысл и цель. Но апостол говорит им, что хотя они и соединены браком с неверующими, тем не менее если сами они святы, то и брак для них свят, и супружеская жизнь, даже с неверующей половиной, освящается. Если один из супругов становится святым, то никакие супружеские обязанности не могут осквернить его и сделать неугодным Богу, хотя второй из супругов и остается неверующим. Неверующий муж освящается благодаря верующей жене, а неверующая жена благодаря верующему мужу. Двое одна плоть. ...Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы, ст. 14. Дети, рожденные супругами, один из которых христианин, должны рассматриваться как принадлежащие к церкви, а не к миру.
(2) Другая причина заключается в том, что Бог призвал христиан к миру, cт. 15. Христианство обязывает нас поступать миролюбиво во всех взаимоотношениях, как в родственных, так и в общественных. Мы должны, если возможно с нашей стороны, быть в мире со всеми людьми (Рим 12:18), и тем более содействовать миру и благоденствию своих ближайших родственников, тех, с кем мы составляем одну плоть, даже и неверующих. Состоящие в брачных узах должны усердно стремиться, насколько это возможно, сделать друг друга счастливыми.
(3) Третья причина состоит в том, что, возможно, верующий супруг станет орудием в руках Божиих в деле спасения неверующего (ст. 16): Почему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены?
Заметьте: Прямая обязанность имеющих близких родственников — искать их спасения. «Не разводитесь. Вы теперь призваны к новым обязанностям. Супружеские отношения обязывают нас к самой большой любви; эти отношения пожизненные.
Как может христианин оставить свою неверующую половину, если ему представляется возможность дать самое славное доказательство любви? Приложите все старание к тому, чтобы обратить своего родственника. Стремитесь спасти душу. Это не невозможно. Даже если вероятность успеха не велика, спасение души является таким добрым и великим служением, что надо воспользоваться и самой малой возможностью».
Заметьте: Одно наличие возможности успеха уже является достаточным мотивом, для того чтобы побудить нас приложить все старания к спасению наших родственников. Почему я знаю, что не спасу его (или ее) душу? Эти слова должны побудить христианина попытаться спасти своего неверующего супруга (или супругу).
если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей
Если же отделится — оставаться безбрачною, если изберет себе чистоту, или с мужем своим примириться, а не отдаваться другому.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
если же разведется, то должна оставаться безбрачною, или примириться с мужем своим,- и мужу не оставлять жены своей
Таково суждение апостола, что, уйдя от дурного обращения мужа, жена уже безбрачной осталась. Или помирится с мужем своим. Если же сдержать себя не может, поскольку не хочет бороться с плотью, пусть помирится с мужем. Не разрешается, чтобы жена вступала в брак, если она мужа своего по причине своего блуда или измены оставила, или если кто под воздействием недозволенного распутства, использования ищет [чужой] жены… Тем не менее, если муж изменил или стремится к внебрачным отношениям, то жена может не выходить за другого и не возвращаться к мужу. А муж в этом случае да не разводится с женой. Подразумевается, за исключением случаев блуда.
Источник: На Послания к Коринфянам