Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 6 глава 4 стих)

μεν ουν вводит противопоставление: "но вы" или "нет же, вы" (RP). εχητε praes. conj. act. от εχω (#2400) иметь. Conj. в cond. 3 типа, предполагающем возможность условия, εξουθενημενουςperf.pass, part, от εξουθενεω (#2024) пренебрегать, презирать, отвергать презрительно. Вероятно, относится к тем, кого церковь не ува¬жала (Grosheide) а не к тем, кто не входил в число верующих. Вероятно, Павел иронически ссылается на высокий статус коринфских христиан (Winter, "Civil Litigation", NTS 37 [1991]: 570). καθιζετε praes. ind. или imper. act. от καθιζω (#2767) сажать, назначать.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 6 глава 4 стих)

6:4 Это довольно трудный стих, поскольку при переводе имеется большое количество вариантов. Но основное значение ясно: если христиане имеют земные ссоры и споры между собой, то неправильно, чтобы они обращались к менее осведомленным (т.е. неверующим) за разрешением таких проблем. Самые необразованные в юридических вопросах верующие, которые знают Слово Божие, послушны Духу и намного более наставлены в разрешении конфликтов между верующими, чем самые опытные неверующие, лишенные Божьей истины и Духа.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 6 глава 4 стих)

6:4 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значущих в церкви. Во многих переводах это предложение звучит утвердительно, но лучше понимать его как вопрос. Павел спрашивает, выносят ли христиане свои конфликты на суд мирских людей. Поместная церковь не должна высоко ценить неверующих судей или отводить им почетные места. Их, конечно, уважают за ту работу, которую они делают в мире, но дела, касающиеся церкви, выходят за пределы их компетенции. Таким образом, Павел спрашивает коринфян: «Когда между вами возникают споры, требующие беспристрастного суда третьей стороны, уходите ли вы из Церкви, отдаете ли себя на суд людям, за которыми Церковь не признает духовной проницательности?»


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 6 глава 4 стих)

Стихи 1−8. Здесь апостол осуждает коринфян, за то что они обращались к языческим судьям за разрешением тяжб между собою по маловажным делам, и при этом порицает всякие житейские тяжбы. В предыдущей главе он повелел им наказывать согрешающих членов внутрицерковным судом. Здесь же повелевает решать тяжбы между собою церковным советом.

I. Проступок, за который Павел укоряет их: за их обращение к суду.

1. Брат с братом судится... (ст. 6), один член церкви с другим. Даже близкие родственные связи не могут гарантировать мира и взаимопонимания. Разрушаются даже узы братской любви. — Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка (Притч 18:19), — говорит Соломон. Христиане не должны ссориться друг с другом, потому что они братья.

2. Они обращались со своими тяжбами к языческим судьям; ...судились у нечестивых, а не у святых (ст. 1), выносили свой спор на суд перед неверными (ст. 6), не могли разрешить его между собой, христианами и святыми, по крайней мере, по исповеданию. Это приводило к большому поношению христианства. Поэтому апостол говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых..?

3. Они обращались к суду, как здесь подразумевается, по житейским, маловажным вопросам, ибо апостол укоряет их, за то что они судились, вместо того чтобы снести обиду (ст. 7), откуда можно заключить, что предметы их тяжб были не очень существенны. Христиане должны уметь прощать. И для их собственной чести и спокойствия лучше снести мелкие обиды и неприятности, чем прослыть вздорным человеком.

II. Он объясняет им, что отягощало их проступок: Разве не знаете, что святые будут судить мир... (ст. 2), будут судить ангелов..? (ст. 3). Неужели вы недостойны судить маловажные дела? То, что они со своими маловажными житейскими делами обращались к языческой власти, было позором для их звания святых. Странно, что люди, должные судить мир, и даже ангелов, не могли разрешить незначительные споры между собой. Под судом, что святые будут свершать над миром и ангелами, некоторые понимают их роль экспертов Христа в день великого суда. Об учениках Спасителя сказано (Мф 19:28), что они воссядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Мы читаем также о том, что «идет Господь со тьмами святых... Своих сотворить суд над всеми...» (Иуд 1:14). Христиане не являются участниками с Господом в Его полномочиях как Судии, но они удостоены чести сидеть рядом и наблюдать за Его судом над нечестивым миром и выражать свое одобрение ему. Другие понимают под этими словами, что святые осудят мир своей верой и жизнью. Первое толкование кажется более естественным. «Неужели христиане, которые удостоятся чести сидеть рядом с Верховным Судией, недостойны судить те незначительные дела, из-за которых вы ссоритесь перед мирскими судьями? Неужели вы не можете уладить ваши взаимные разногласия? Разве можно вам, имея житейские тяжбы, поставлять своими судьями ничего не значащих в церкви», то есть судей-язычников (так некоторые понимают, и, вероятно, это самое правильное истолкование ст. 4). «Следует ли вам призывать к рассмотрению своих распрей того, чье мнение не должно иметь для вас никакого значения? И не стыдно вам?» (ст. 5). Некоторые понимают это место в ироническом смысле: «Если у вас есть такие распри, что их надо решать судебным порядком, то поставьте судьей самого незначительного среди вас. Самый наименьший из ваших членов способен будет разрешить их. Они совсем недостойны того, чтобы из-за них препираться, и так ничтожны, что их легко можно было бы разрешить, если бы вы, прежде всего, обуздали свои страсти и подошли бы к решению своих тяжб в истинно христианском духе. Будьте терпеливыми и снисходительными, и самые немудрые среди вас смогут разрешить ваш спор. К стыду вашему говорю...» (ст. 5).

III. Он советует им два пути для исправления этого зла.

1. Отдавать свои спорные вопросы на рассмотрение способного разобраться в них: «...неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? (ст. 5). Вы так высоко оцениваете свои знания и мудрость, хвалитесь своими необыкновенными дарами и талантами, и неужели среди вас не найдется ни одного способного, достаточно мудрого, кто мог бы разрешить ваши распри? Неужели в вашей церкви, известной своей мудростью и знаниями, могут возникать тяжбы между братьями, которые должны разбираться в языческих судах? Позор вам, что у вас возникают такие распри и ни один из ваших мудрых членов не вмешается, чтобы предотвратить их».

2. Терпеть обиду, чем прибегать к такому способу оправдания себя: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Обычно возбуждает судебное дело одна из сторон, за исключением действительно сомнительных случаев, требующих разрешения, когда обе стороны соглашаются подать дело в суд на рассмотрение лиц, компетентных в правовых вопросах. Кажется, апостол осуждает коринфян, главным образом, именно за это обращение их со своими распрями в суд, а не за сами распри: ...Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Христианину следует лучше смиряться с обидой, чем расстраивать себя и раздражать других судебными разбирательствами. Мир его собственной души и спокойствие ближнего дороже, чем победа в подобных тяжбах или отстаивание своих прав, тем более когда это отдается на решение врагов церкви. Но, говорит апостол, они настолько не готовы терпеть обиды, что сами обижают и отнимают, и притом у братьев. Обижать кого-то и отнимать что-то у кого бы то ни было — это уже тяжелый проступок, но он становится особенно тяжким, когда совершается против братьев во Христе.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 6 глава 4 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Ст. 4−5 А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими

«А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляйте* своими судьями ничего не значащих в церкви» (1Кор6:4). Желая с особенной силой вразумить нас, что не должно, в чем бы то ни было, обращаться к внешним судьям, и видя представляющееся возражение, он наперед разрешает его. Смысл слов его следующий: может быть, кто скажет, что между вами нет ни одного мудрого или способного разбирать дела, но все не способны к тому: что же? Хотя бы, говорит, у вас не было ни одного мудрого, поручайте это дело самым последним. «К стыду вашему говорю» (1Кор6:5). Осуждает такое возражение, как пустой предлог; потому и продолжает: «неужели нет между вами ни одного разумного?» Неужели, говорит, у вас такая скудость? Неужели у вас так редки умные люди? Последующим прибавлением еще более поражает их; именно, сказав: «неужели нет между вами ни одного разумного» — присовокупляет: «который мог бы рассудить между братьями своими». Когда брат судится с братом, то для посредника в тяжбе не нужны большая мудрость и искусство, но к разрешению спора много могут содействовать расположенность и родство.

Источник: Гомилия 16 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Житейская бо судища аще имате, уничиженых в церкви, сих посаждаете

Место это темновато, по причине неопределенности, кто суть уничиженные в церкви. Понятны первые слова: житейская судища аще имате, то есть если имеете житейские дела или столкновения, которые приходится улаживать судебным порядком. Понятны и последние слова: сих посаждаете, то есть посаждаете на судейское кресло для суда над собою, или избираете в судьи. Но что значат слова: уничиженных в церкви, не понятно. И это затемняет весь текст.

Уничиженных в церкви можно понимать двояко: или это лица, Церкви принадлежащие, верующие члены Церкви, но такие, которые в ней последние занимают места, ниже других стоят; или это лица, вне Церкви сущие, неверующие, которые по тому самому почитаются в Церкви ничего не стоющими, — для Церкви и членов ее ничего не значат, уничиженны суть.

Если под уничиженными сими будем разуметь внецерковные лица, то, поставя это место в связь с предыдущим, получим: ангелов судить имеете, не тем ли паче житейское? А вы, имея житейские дела, посаждаете на судейское кресло, или берете себе в судьи, такие лица, которые в Церкви никакого значения не имеют, как неверные, или ничто суть пред Церковию и членами ее. Какая несообразность?! — к сраму вам говорю это.— Ныне в греческом тексте место сие делают вопросным. Это не изменяет его смысла, в предложенном виде, но усиливает его, давая ему оттенок укорного неодобрения.

Если под уничиженными сами будем разуметь лица, церкви принадлежащие, но не видимые в церкви, то, — поставя настоящее место в связь с предыдущим: ангелов имеете судить, не тем ли паче житейское? — можем далее такую вести речь: что касается до житейских дел, то, если имеете нужду улаживать их между собою сторонним разбирательством, берите для сего последних верующих и посаждайте на судейское кресло. Мысль будет или такая: возьмите вы последнейших из христиан, — и те разберут; или такая: берите вы, какие попадут — христиане, хоть самые последнейшие, и вверяйте им суд над собою, только ни за что не ходите к языческим судьям. При первой мысли будет слышаться внушение, что житейские дела и сами по себе, и тем паче между христианами, должны считаться мелочными, ничтожнейшими до того, что их разберет последний христианин; а вместе с сим и укор: а вы в суды идете, будто с важным каким делом и к важным лицам, тогда как то и другое ничтожно. При второй мысли будет слышаться внушение отвращения к суду пред язычниками, как к делу, для христиан ни с чем не сообразному.

Наши все толковники читают не: посаждаете, а: посаждайте, — и в толковании выражают последнюю из приведенных мыслей. В толкуемых словах они видят ответ не предполагаемый вопрос: не ходи, говоришь, к языческим судьям; но к кому из наших отнестись-то? Некому рассудить, поневоле и идешь к язычникам— Вот слова святого Златоуста: «Желая с особою силою вразумить нас, что не должно, в чем бы то ни было, обращаться к внешним судиям, и видя представляющееся возражение, он наперед разрешает его. Смысл слов его следующий: может быть кто скажет, что между вами нет ни одного мудрого или способного разбирать дело, но все не способны к тому; что же? хотя бы, говорит, у вас не было ни одного мудрого, поручайте это дело самым последним.— Указав на уничиженных, он не то говорит, что на месте судей должны быть люди самые неспособные, а пристыждает их. Что суд надобно предоставлять людям, способным разбирать дела, это он выразил ниже в словах: тако ли несть в вас мудр ни един; а дабы совершенно заградить им уста, говорит, что если б даже между ними не было ни одного мудрого, то лучше предоставить дела на суд немудрых, нежели судиться у внешних».

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви

Итак, если житейския тяжбы будете иметь между собою, то ничтожных из народа поставляйте для суда.

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Августин (354−430)

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви

Итак, апостол желал, чтобы такие дела судили мудрые, верные и святые судьи, зарекомендовавшие себя в разных местах, а не люди, которые, проповедуя Евангелие, перемещались из одного места в другое… Если же не было мудрых судей, то следовало, как того хотел апостол, назначать их даже из ничего не значащих, так чтобы дела христиан не выносились на широкую публику.

Источник: О делах монашеских.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? (ανά μέσον του αδελφού αυτού)

Желая отклонить их от внешних судилищ, говорит: может быть, кто-либо скажет, что в Церкви нет никого мудрого, который мог бы разбирать тяжбы. Но если, по вашему мнению, нет в Церкви ни одного мудрого, то лучше поставляйте судьями уничиженных, нежели неверных. Впрочем, я сказал это к вашему стыду, если в самом деле так мало мудрых у вас, что суд производить должны люди простые и необразованные. Слова между братьями своими присовокупил для того, чтобы показать, что в таком случае, если бывает тяжба с братом, не нужны многоразличные сведения, потому что братское расположение всего более содействует к прекращению спора.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Севериан Габальский (?—~408)

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви

Самый малейший в Церкви предпочтительнее неверующего. Впрочем, как кажется, апостол опустил то, что очевидно: совершенным следует остерегаться величайших преступлений.

Источник: Фрагменты.

Амвросиаст (IV в.)

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви

Житейские тяжбы — это те, которые относятся к телу, или плотяные. И поскольку тому не должно быть, прибавляет: К стыду вашему говорю… Ибо есть в Церкви и деревянные сосуды (2Тим 2:20) — так он обозначил суровых и неосмотрительных, которые бы выбрали в судьи неопытных из братьев.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви

А вы… поставляете. — Правильнее: поставляйте, выбирайте (καθίξετε — по смыслу речи должно признавать за повел. наклонение). — Своими судьями. Речь идет не о языческих судьях-чиновниках, потому что сам Ап. учил уважать их (Рим XIII:4) и потому, что не христиане же их ставили! Вся речь Апостола здесь, очевидно, ироническая: «при таких ничтожных делах, из-за которых вы ведете между собою спор, не ищите себе посредниками людей важных — эти дела в состоянии решить и самые незначительные, с вашей точки зрения, лица в Церкви!» — Житейские тяжбы (βιωτικά) — правильнее: споры из-за материальных благ.

См. также Толкование на 1Кор 6:1


Открыть окно