I. Проступок, за который Павел укоряет их: за их обращение к суду.
1. Брат с братом судится... (ст. 6), один член церкви с другим. Даже близкие родственные связи не могут гарантировать мира и взаимопонимания. Разрушаются даже узы братской любви. — Озлобившийся брат неприступнее крепкого города, и ссоры подобны запорам замка (Притч 18:19), — говорит Соломон. Христиане не должны ссориться друг с другом, потому что они братья.
2. Они обращались со своими тяжбами к языческим судьям; ...судились у нечестивых, а не у святых (ст. 1), выносили свой спор на суд перед неверными (ст. 6), не могли разрешить его между собой, христианами и святыми, по крайней мере, по исповеданию. Это приводило к большому поношению христианства. Поэтому апостол говорит: Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых..?
3. Они обращались к суду, как здесь подразумевается, по житейским, маловажным вопросам, ибо апостол укоряет их, за то что они судились, вместо того чтобы снести обиду (ст. 7), откуда можно заключить, что предметы их тяжб были не очень существенны. Христиане должны уметь прощать. И для их собственной чести и спокойствия лучше снести мелкие обиды и неприятности, чем прослыть вздорным человеком.
II. Он объясняет им, что отягощало их проступок: Разве не знаете, что святые будут судить мир... (ст. 2), будут судить ангелов..? (ст. 3). Неужели вы недостойны судить маловажные дела? То, что они со своими маловажными житейскими делами обращались к языческой власти, было позором для их звания святых. Странно, что люди, должные судить мир, и даже ангелов, не могли разрешить незначительные споры между собой. Под судом, что святые будут свершать над миром и ангелами, некоторые понимают их роль экспертов Христа в день великого суда. Об учениках Спасителя сказано (Мф 19:28), что они воссядут на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. Мы читаем также о том, что «идет Господь со тьмами святых... Своих сотворить суд над всеми...» (Иуд 1:14). Христиане не являются участниками с Господом в Его полномочиях как Судии, но они удостоены чести сидеть рядом и наблюдать за Его судом над нечестивым миром и выражать свое одобрение ему. Другие понимают под этими словами, что святые осудят мир своей верой и жизнью. Первое толкование кажется более естественным. «Неужели христиане, которые удостоятся чести сидеть рядом с Верховным Судией, недостойны судить те незначительные дела, из-за которых вы ссоритесь перед мирскими судьями? Неужели вы не можете уладить ваши взаимные разногласия? Разве можно вам, имея житейские тяжбы, поставлять своими судьями ничего не значащих в церкви», то есть судей-язычников (так некоторые понимают, и, вероятно, это самое правильное истолкование ст. 4). «Следует ли вам призывать к рассмотрению своих распрей того, чье мнение не должно иметь для вас никакого значения? И не стыдно вам?» (ст. 5). Некоторые понимают это место в ироническом смысле: «Если у вас есть такие распри, что их надо решать судебным порядком, то поставьте судьей самого незначительного среди вас. Самый наименьший из ваших членов способен будет разрешить их. Они совсем недостойны того, чтобы из-за них препираться, и так ничтожны, что их легко можно было бы разрешить, если бы вы, прежде всего, обуздали свои страсти и подошли бы к решению своих тяжб в истинно христианском духе. Будьте терпеливыми и снисходительными, и самые немудрые среди вас смогут разрешить ваш спор. К стыду вашему говорю...» (ст. 5).
III. Он советует им два пути для исправления этого зла.
1. Отдавать свои спорные вопросы на рассмотрение способного разобраться в них: «...неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими? (ст. 5). Вы так высоко оцениваете свои знания и мудрость, хвалитесь своими необыкновенными дарами и талантами, и неужели среди вас не найдется ни одного способного, достаточно мудрого, кто мог бы разрешить ваши распри? Неужели в вашей церкви, известной своей мудростью и знаниями, могут возникать тяжбы между братьями, которые должны разбираться в языческих судах? Позор вам, что у вас возникают такие распри и ни один из ваших мудрых членов не вмешается, чтобы предотвратить их».
2. Терпеть обиду, чем прибегать к такому способу оправдания себя: И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Обычно возбуждает судебное дело одна из сторон, за исключением действительно сомнительных случаев, требующих разрешения, когда обе стороны соглашаются подать дело в суд на рассмотрение лиц, компетентных в правовых вопросах. Кажется, апостол осуждает коринфян, главным образом, именно за это обращение их со своими распрями в суд, а не за сами распри: ...Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения? Христианину следует лучше смиряться с обидой, чем расстраивать себя и раздражать других судебными разбирательствами. Мир его собственной души и спокойствие ближнего дороже, чем победа в подобных тяжбах или отстаивание своих прав, тем более когда это отдается на решение врагов церкви. Но, говорит апостол, они настолько не готовы терпеть обиды, что сами обижают и отнимают, и притом у братьев. Обижать кого-то и отнимать что-то у кого бы то ни было — это уже тяжелый проступок, но он становится особенно тяжким, когда совершается против братьев во Христе.
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Некоторые говорят, что здесь он разумеет священников; но нет, — он говорит о демонах. Если бы он говорил о порочных священниках, то разумел бы их выше, когда говорил: «вами суд приимет мир», — потому что порочных людей Писание обыкновенно называет миром, — и не стал бы говорить о том же в другой раз, тем более не сказал бы об этом после первого, как бы о чем-то более важном. Он говорит здесь о тех ангелах, о которых говорит Христос: «идите в огонь…, уготованный диаволу и ангелам его» (Мф 25:41), и сам Павел: «ангелы его принимают вид служителей правды» (2Кор11:15). Когда эти бестелесные силы окажутся хуже нас, облеченных плотью, то подвергнутся тягчайшему наказанию. Если же кто еще станет спорить, что здесь говорится о священниках, то мы спросим: о каких священниках? Конечно о тех, которые вели себя по-житейски? Но как же он говорит, что «мы будем судить ангелов», а не дела житейские, противопоставляя ангелов делам житейским? Это справедливо в том смысле, что они по превосходству своей природы не имеют нужды (в житейском).
Источник: Гомилия 16 на 1-е послание к Коринфянам
Не весте ли, яко ангелов судити имамы, а не точию житейских
«Апостол выражение: судити имамы употребил опять вместо: осудим; ангелами назвал демонов, потому что древле они были ангелами. Осудят их святые, потому что, будучи обложены плотию, заботились о Божественном служении, они же в бестелесном естестве возлюбили лукавство» (Феодорит).
Святой Златоуст опровергает мнение тех, которые полагают, что Апостол разумеет здесь под ангелами священников. Апостол, говорит, ангелам противопоставляет житейские дела (житейских — βιωτικα — житейское, дела житейские); а такие дела священникам не противоположны, ибо и они люди житейские; ангелам же они противоположны в том смысле, что они по природе своей не имеют нужды в житейском. «Нет, Апостол говорит здесь о злых духах, о тех ангелах, о которых говорит Христос: идите… в огнь… уготованный диаволу и ангелом его (Мф 25:41). Когда эти бесплотные силы окажутся хуже нас, облеченных плотию, то подвергнутся тягчайшему наказанию».
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Или не знаете, что ангелов судим? О товарищах своих — Апостолах, говорит, которые судят священников, названных ангелами. Если великие судища будущие переданы нам, то не тем ли более земные тяжбы сего мира?
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Ангелами называет бесов. Итак, мы и бесов осудим, если, несмотря на то, что облечены плотью, окажемся совершеннее их, не имеющих плоти.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Ангелами апостол называет демонов, потому что в древности они были ангелами.
Источник: Толкования на послания апостола Павла.
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Здесь Павел называет ангелами не ангелов по природе, но служителей-священников, учителей народа, которых, как учивших о Христе, вероятно, будут судить святые.
Источник: Фрагменты.
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Кто же способен уразуметь такое чудо? Кто способен охватить умом столь великую славу? …Все судят вместе с Христом, все, кто не отвергает заповеди Его, ибо то, что угодно Ему, и сами благочестивым изволением принимают.
Источник: Толкование Псалмов (Пс 149).
Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские
Апостол говорит больше — что мы будем судить ангелов, то есть духовные силы, о которых в другом месте говорит как о действующих в духовных. Таким же образом судимы нами ангелы будут, которым мир будет судим.
Источник: На Послания к Коринфянам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента