I. Он предостерегает их против гордости и самодовольства, объясняя им, что всеми своими отличиями они обязаны Богу: ...кто отличает тебя? Что ты имеешь, чего бы не получил?.. (ст. 7). Здесь апостол обращается уже к служителям, возглавлявшим различные группировки. Чем им хвалиться, если все свои дары они получили от Бога? Они их получили и поэтому не могли хвалиться ими как своими собственными, не оскорбляя при этом Бога. Вместо того чтобы тщеславиться ими, они должны были бы чувствовать себя должниками Богу, обязанными Его щедрости и благодати. Но это относится и к нам, это общий принцип: у нас нет оснований гордиться своими достижениями или свершениями; всем, что мы имеем или делаем, всем, что есть в нас доброго, мы обязаны щедрой и богатой благодати Божией. Для хвастовства совершенно не остается места. Тому, кто все получил, нечем хвалиться. Если мы будем сознавать свой долг перед божественной благодатью, то избежим высокомерия и самодовольства.
II. Указывая на необходимость смирения, Павел прибегает к довольно резкой иронии: «Вы уже пресытились, вы уже обогатились, вы стали царствовать без нас... Вы имеете не только достаток, но изобилие духовных даров; более того, вы делаете их поводом для своей славы без нас, то есть в мое отсутствие, и не испытывая никакой нужды во мне». Этот постепенный переход от достатка к богатству и от богатства к царствованию показывал, как много коринфяне превозносились своим изобилием мудрости и духовных даров и как сильно это настроение распространилось среди них за время отсутствия апостола, так что они забыли, что многим были обязаны ему во всем этом. Обратите внимание: Гордость склонна переоценивать оказанные ей благодеяния и забывать о благодетеле, распоряжаться своими дарами и забывать о том, от кого они получены. Более того, она склонна преувеличивать их: «Вы стали царствовать, согласно вашему собственному мнению, — говорит апостол. — О, если бы вы и в самом деле царствовали, чтобы и нам с вами царствовать! Желал бы я, чтобы вы действительно имели такую славу как христианская церковь, какую, без всяких на то оснований, вы приписываете себе. И я хотел бы разделять с вами эту славу, чтобы и нам с вами царствовать. Я не хотел бы быть в пренебрежении у вас, как это имеет место теперь, но быть уважаемым как служитель Христа как весьма полезный для вас слуга Его».
Заметьте: Кто думает о себе, что он очень хороший, кто слишком высокого мнения о себе, тот обычно плохо знает себя. Коринфяне могли бы царствовать, а вместе с ними и апостолы, если бы не надмевались своим воображаемым царствованием. Гордость является большим препятствием для нашего совершенствования. Кто думает, что уже достиг высот, что не только имеет достаток, но и богат и даже царствует, тот остановился в своем духовном росте и совершенствовании.
III. Павел описывает обстоятельства, как свои собственные, так и других апостолов, и сравнивает их с обстоятельствами коринфян.
1. Положение апостолов: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти; потому что мы сделались позорищем (англ. зрелищем. — Прим. переводчика) для мира, для Ангелов и человеков. Павел и другие апостолы, его сотрудники, подвергались суровым испытаниям. Никто никогда в мире не переживал таких преследований и скорбей. Они каждый день умирали: ...нам, последним посланникам, Бог судил быть как-бы приговоренными к смерти.., ст. 9. Павел намекает на кровавые зрелища в Римских амфитеатрах, где победа не гарантировала жизни победителю, даже если он расправлялся со своим противником, а лишь продлевала ее до следующего боя, в котором он должен был либо быть поглощенным, либо разорванным на куски дикими зверями, так что эти несчастные преступники вполне могли быть названы людьми, приговоренными к смерти. Апостолы называются последними посланниками, по аналогии с гладиаторами, которые сражались в заключение и подвергались наибольшей опасности, так как должны были сражаться обнаженными. Главная мысль Павла заключается в том, что апостолы постоянно подвергались смертельной опасности за свое верное служение Богу. Бог как бы выставлял их на зрелище, подобно тому как римский император выставлял своих борцов на арену, хотя и не с той же самой целью. Апостолы должны были доказать, явить силу Божией благодати, подтвердить истинность своей миссии и учения и распространить христианство в мире. Это были цели, достойные Бога, прекрасные цели, способные вдохновить на борьбу. Служение апостолов было настолько же почетно, насколько и опасно: «Ибо мы сделались позорищем для мира, для Ангелов, для человеков (ст. 9), представлением (зрелищем). Ангелы и люди — свидетели наших гонений, страданий, терпения и великодушия. Они видят, как мы страдаем за верность Иисусу Христу, как жестоки наши страдания и как терпеливо мы их переносим силой Божией благодати. Наше служение трудное, но почетное, оно опасное, но и славное. Мир не может не видеть и не удивляться нашей бесстрашной твердости и непобедимому терпению».
2. Павел сравнивает свое положение с положением коринфян: «Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии, ст. 10. Мы безумны Христа ради — таково всеобщее мнение, и мы согласны считаться таковыми. Мы согласны слыть в этом мире безумцами и быть презираемыми, ради того чтобы были явлены мудрость Божия и слава Евангелия».
Заметьте: Верные служители Христовы терпят поношения, ради того чтобы явить мудрость Божию и силу Его благодати. «А вы мудры во Христе. Вы имеете репутацию мудрых и образованных христиан и поэтому оцениваете себя довольно высоко. Мы презираемы, за то что преподаем простые истины Евангелия, причем языком тоже простым и ясным, а вас уважают за ваше образование и человеческую мудрость, которую некоторые принимают за мудрость во Христе. Мы немощны, а вы крепки. Мы страдаем ради Христа (именно это подразумевается под немощью во 2Кор 12:10), в то время как вы благоденствуете и процветаете».
Заметьте: Не все христиане в одинаковой мере подвергаются страданиям. Некоторые страдают больше, чем другие, хотя все участвуют в той же самой борьбе. Знаменосцы в армии рискуют больше остальных. И служители во время гонений становятся обычно первыми и самыми большими мучениками. Не всегда тот, кто считает себя или прослыл среди людей самым опытным христианином, является таковым на самом деле. Коринфяне могли мнить себя более мудрыми и сильными во Христе, чем апостолы, и иметь среди людей такую репутацию. Но как они ошибались!
IV. Павел описывает некоторые из переживаемых ими страданий: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками.., ст. 11−12. Более того, они были как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне, ст. 13. Они вынуждены были трудиться своими собственными руками, чтобы обеспечить свое существование, но так как большую часть времени они были заняты умственным трудом и у них не оставалось достаточно времени, чтобы позаботиться о своем материальном благополучии, то им нередко приходилось терпеть голод и жажду и наготу. Они скитались по миру, не имея постоянного жилища. Действительно, жалкое положение для премьер-министров Царства Спасителя не иметь ни дома, ни семьи, нуждаться в пище и одежде! Однако оно было не хуже положения Того, Кто не имел, где приклонить голову, Лк 9:58. Но любовь и преданность Христу помогали им преодолевать все эти трудности! Как горячо они любили Бога, как ревностно жаждали спасения душ! Это была добровольная бедность, бедность довольная. Служение Христу и спасение душ были для них достаточным вознаграждением за все те недостатки материальных благ, которые им приходилось испытывать. Более того, они были как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне. С ними обращались как с людьми недостойными того, чтобы жить. В первых веках на христиан смотрели как на источник всех общественных бедствий, и они нередко оказывались жертвами народной ярости или приносились в жертву для умиротворения гнева их богов. И к апостолам относились не лучше. Они пользовались репутацией самых худших и самих негодных людей, самых достойных того, чтобы быть принесенными в жертву богам. Более того, они были прахом, всеми попираемым. Плохо быть прахом, кем-то попираемым, но быть попираемым всеми — какая ужасная участь? Как много сходства у апостолов с их Учителем! Они восполняли недостаток в плоти своей скорбей Христовых за тело Его, которое есть Церковь! (Кол 1:24). Они страдали ради Христа, и страдали по Его примеру. Он был беден и презрен в Своей жизни и в Своем служении. И каждый, кто хочет быть верным Христу, должен быть готов переносить бедность и презрение в этом мире.
Заметьте: Те, кого люди считают недостойными жизни и с кем обращаются, как с мусором, как с отбросами общества, для Бога могут быть очень дорогими и достойными чести.
V. Как вели себя апостолы в этих условиях и чем воздавали за такое злое обращение с ними: ...Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим.., ст. 12−13. Они воздавали благословением за злословие, добрыми увещаниями — за грубые поношения и оскорбления, были терпеливы в самих жестоких гонениях.
Заметьте: Ученики Христа, и особенно Его служители, должны твердо держаться своей непорочности и тщательно хранить добрую совесть, с каким бы противодействием и трудностями они ни встречались в этом мире. Чего бы им ни приходилось претерпевать от людей, они должны следовать примеру своего Учителя и исполнять Его повеления и заповеди. Они должны быть довольны тем, что их презирают и поносят за Христа.
Ст. 10−13 Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии. Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне
«Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе». Этими словами он опять укоряет их и показывает, что столь противоположным качествам невозможно соединиться в одно и столь различным предметам невозможно быть вместе. Как можно, говорит, чтобы вы были мудры, а мы безумны в Христовых делах? Мы подвергаемся биению, презрению, бесчестию, и почитаемся ни за что, а вы пользуетесь честью и от многих почитаетесь разумными и мудрыми; но возможно ли, чтобы проповедующие одинаковое учение имели противоположные качества? «Мы немощны, а вы крепки», т. е., нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь спокойствием и великим уважением: но это несообразно с сущностью проповеди. «Вы в славе, а мы в бесчестии». Здесь он обращается к благородным и превозносившимся внешними достоинствами.
Источник: Гомилия 12 на 1-е послание к Коринфянам
Высказав множество укоризн, которыя поражают больше всякого обличения, апостол говорит здесь о том же с свойственным ему достоинством. Сказав: «вы стали царствовать без нас», и: «Бог судил нам, последним быть как бы приговоренными к смерти», далее он показывает, каким образом они действительно осуждены на смерть, и говорит: «мы безумны,… и немощны, и бесчестны, и терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками», что и было признаком истинных учителей и апостолов. Но коринфские учители хвалились противоположным: мудростью, славой, богатством, почестями. Потому, желая низложить гордость их и показать, что не только не следует хвалиться этим, но еще следует стыдиться, он наперед посмеивается над ними и говорит: «вы стали царствовать без нас» (1Кор4:8). Я возвещаю, говорит он, что настоящее время не есть время почестей и славы, которыми вы наслаждаетесь, но гонений и скорбей, которые мы претерпеваем. Если же это несправедливо, а напротив настоящее время есть время воздаяний, — здесь он говорит иронически, — то вы, ученики, уже царствуете, как я вижу, а мы, учители и апостолы, которым следовало бы прежде всех получить награду, не только стали последними пред вами, но и осужденными на смерть, постоянно проводя жизнь в бесчестии, голоде и опасностях, претерпевая оскорбления, как безумные, и гонимые, и подвергаясь невыносимым бедствиям. Говорит это для того, чтобы такими внушениями убедить их, что они должны подражать апостолам, предпочитать опасности и скорби почестям и славе, потому что проповедь обещает не первое, а последнее. Впрочем говорит это не прямо, чтобы слова его не показались им слишком тяжкими, но как ему прилично было, так и делает это внушение. Если бы он стал говорить прямо, то сказал бы так: вы заблуждаетесь и обманываетесь и далеко отстали от апостольского учения, потому что апостолу и служителю Христову следует почитаться безумным и проводить жизнь в скорби и бесчестии, как происходит с нами; а вы живете напротив. Но в таком случае слова его скорее показались бы им пристрастными, как заключающие похвалу апостолам, и произвели бы в них еще большую дерзость, как обличаемых в нерадении, тщеславии и невоздержании. Потому он и употребляет не такой образ речи, а другой, более разительный, но не оскорбительный; продолжает речь ироническую и говорит: «а вы крепки; вы в славе». Если бы он не употребил иронии, то сказал бы так: нельзя называться одному безумным, другому мудрым, одному крепким, другому немощным; проповедь не требует ни того, ни другого. Если бы позволительно было называться одному так, а другому иначе, то проповедуемое вами, быть может, имело бы какое-нибудь основание; но теперь не позволительно ни почитаться мудрым или славным, ни быть свободным от опасностей. Если это несправедливо, то, значит, Бог предпочел вас нам, учеников учителям, претерпевшим бесчисленные бедствия. Если же этого никто сказать не может, то остается вам подражать нашему образу жизни. И пусть не подумает кто-нибудь, говорит, что я говорю только о прошедшем; нет, «даже доныне терпим голод и жажду, и наготу».
Видишь ли, что такова должна быть вся жизнь христиан, а не один или два дня? Так и из борцов кто увенчан за победу в одной только борьбе, тот не удостоивается вновь венца, если падет (в другой борьбе). Мы терпим голод, говорит против невоздержных: и побои — против высокомерных; и скитаемся — против покоящихся; и наготу — против богатых; и трудимся — против лжеапостолов, которые не хотели ни трудиться, ни подвергаться опасностям, но заботились о собственных выгодах. А мы не так, говорит, но при внешних опасностях еще предаемся постоянным трудам: и, что еще выше, никто не может сказать, чтобы мы негодовали на это или обвиняли гонителей; напротив, мы воздаем оскорбителям нашим добром за зло. Ведь не то важно, чтобы страдать, — это общая участь всех, — но чтобы страдая не роптать и не досадовать.
Мы же не только не досадуем, говорит, но и радуемся. Доказательством служит то, что делающим зло мы воздаем добром. А что они действительно так поступали, послушай далее: «укоряеми благословляем, гоними терпим, хулими молим: яко же отреби миру быхом», т. е. «безумны Христа ради», потому что кто терпит зло, и не мстит и не гневается, тот у внешних (язычников) почитается безумным, бесчестным и слабым. А чтобы слова его не были слишком тяжкими для них, если бы он приписал свои страдания их городу, — что он говорит? «Отреби, — говорит, — не вашему городу, но миру быхом»; и еще: «всем попрание», не вам только, но всем. Как, беседуя о любви Христовой, он не упоминает о земле, о небе, о всех тварях, но указывает на крест, так и здесь, желая расположить их к себе, умалчивает о знамениях и говорит о своих страданиях за них.
«Всеми попираемы доныне». В заключение наносит сильный удар. Всем, не гонителям, говорит, но тем, за кого страдаем, т. е. и к ним я питаю великую благодарность. Вот слова души глубоко чувствующей, впрочем, не огорчающейся, но желающей тронуть других! Хотя он мог укорить их во многом, но вместо того приветствовал. Так и Христос повелевает нам кротко переносить обиды, чтобы и сами мы научились любомудрию и других лучше вразумляли, потому что не оскорбляющий, а молчаливо переносящий обиды скорее достигает этого.
Источник: Гомилия 13 на 1-е послание к Коринфянам
Мы убо буи Христа ради, вы же мудри о Христе; мы немощни, вы же крепцы; вы славни, мы же безчестни
Наши лишения, скорби, насмертности — благо миру, не внешнее, а духовное и вечное. Доказательство тому — вы сами. Мы буи Христа ради, — «проповедуем то, что неверные признают буйством» (Феодорит). За нашу проповедь о Христе Господе Распятом все почитают нас безумными. И пусть их; мы на это не смотрим, ибо уверены, что это безумие есть истинная мудрость для тех, которые с верою принимают слово наше. Вы это знаете по опыту. Приняли вы слово наше, уверовали, прилепились к Господу и стали мудры о Христе, мудры истинною мудростию, которой никто в мире не имеет кроме верующих. Смотрите, как для вас все стало ясно; знаете вы, что есть Бог, чтó мир сей, как он начался и чем кончится, чтó человек и какая цель его, откуда зло и как уврачевать его, и проч. Кто в мире знает это так, как вы?!
Мы немощны, вы же крепцы. Надобно и здесь как в первом положении дополнение доразумевать: мы немощны Христа ради, вы же крепки о Христе. Мы немощны Христа ради в том отношении, что нас гонят, бьют, сажают в темницы; никакой в нас внешней силы нет, как нет и внешней мудрости. Но тем, которые последуют нашему учению, мы подаем нравственную крепость, которой никакая мирская сила преодолеть не может. Вы это знаете по себе. Как только положили вы последовать Господу, взяв крест Его с твердою решимостию исполнять заповеди Его, и крестились, — тотчас получили новую жизнь, и чрез возложение рук моих благодать Святого Духа, Который излил в вас нравственную силу, неодолимую для страстей, в вас восстающих, для прелестей мира, вас влекущих, для врага, вас борющего. Так стали вы крепки о Христе. Такой силы нигде в мире нет, и негде ее получить, кроме как в проповедуемой нами вере.
Вы славни, мы же безчестни. И здесь должно дополнить: мы бесчестны Христа ради, вы же славны о Христе. Это не новое что, а будто вывод из предыдущего. Какая уже тут честь, когда всюду считают безумными, гонят из города в город и из веси в весь, бьют, сажают в темницы? Апостол этим говорит будто: так-то мы бесчестны Христа ради. Но соответственно этому и в первом положении надо видеть тот же вывод: так-то вы славны о Христе, славны истинным ведением и нравственным совершенством, славны внутреннею славою, которая есть начало и задаток славы вечной о Христе Иисусе Господе нашем.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии
Мы глупы ради Христа, а вы разумны во Христе, то есть, вы в славе, а мы в безчестии.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе
И это опять говорит для того, чтобы пристыдить их: Тогда как апостолов били и презирали за Христа, коринфяне были уважаемы и почитаемы мудрыми и хвастали, будто все это во Христе. Посему говорит: как возможно, чтобы такие противоположности совмещались в людях с одинаковым образом мыслей? Нет. Необходимо допустить, что или наш образ мыслей не во Христе, или ваш; но мыслить не во Христе — недостойно апостолов Христовых: следовательно, вы заблуждаетесь.
Мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии
Т.е. нас гонят, преследуют, а вы наслаждаетесь безопасностью (немощью везде называет искушения). Опять, вы славны и благородны, а мы в бесчестии. Все это говорит по сильному негодованию. Смысл такой: как возможно, чтобы мы злострадали, а вы наслаждались безопасностью и проводили жизнь счастливо? Итак, очевидно что вы не в добром состоянии; напротив, теперешнее поведение ваше бесчестно и недостойно апостолов, следовательно, вы не должны гордиться этим.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии
Истинно так, поскольку любящие Христа безумны для мира.
Источник: На Послания к Коринфянам
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента