До сих пор Павел показывал, сколь безрассудно возвеличивать людей, если принимать во внимание истинную природу Благой Вести. Сейчас он обращается к теме христианского служения и с этой точки зрения показывает, что возвеличивать религиозных лидеров и создавать вокруг них группировки — глупо.
Заметьте: Каждый служитель должен принимать во внимание способности своих слушателей и учить их тому, что они в состоянии вместить. Однако как нормальный и здоровый ребенок растет, пока не достигнет зрелости, так и младенцы во Христе должны стремиться возрастать до полного возраста Христова, чтобы стать мужами во Христе. Христиане, не стремящиеся возрастать в благодати и познании, заслуживают самого серьезного порицания.
II. Павел упрекает коринфян за их плотское состояние, приводя в качестве доказательства их споры и разногласия из-за служителей: ...вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете? (ст. 3). Когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы? (ст. 4). Споры и разногласия по религиозным вопросам являются печальным доказательством плотского состояния душ. Истинная религия делает людей миролюбивыми, а не воинственными. Не по человеческому ли обычаю поступаете? В высшей степени прискорбно, что многие люди, которые должны жить по-христиански, по принципам более высоким, чем общепринятые человеческие нормы, в действительности, следуют человеческим обычаям, живут и поступают так же, как все прочие люди.
Егда бо глаголет кто: аз убо есмь Павлов, другий же: аз Аполлосов, не плотстии ли есте
Вот в чем распри и чего касаются рвения! Кажется, будто рвение их вращается в духовной области, но то, что разжигало сие рвение, было совершенно плотского свойства. Всякий рвался лишь к тому, чтобы устоять на своем, чего бы это ни стоило: истина тут в стороне. Рвались, чтоб себя не ударить в грязь лицом. Самость все приводила в движение, а она источник плотяности. Святой Златоуст говорит: «Здесь он обращается к подчиненным; в предыдущих словах (гл. 2) он обличал начальников и говорил, что мудрость красноречия не имеет никакого достоинства, а теперь обличает подчиненных и показывает, что это (я Павлов, Аполлосов) не только не принесло им никакой пользы, или приобретения, но и заградило им путь к получению высшего, ибо это произвело зависть; зависть сделала их плотскими, а когда сделались они плотскими, то стали неспособны к уразумению высших предметов».
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ибо когда один говорит: «я Павлов», а другой: «я Аполлосов», то не плотские ли вы
Именами Павла и Аполлоса означает знаменитых между коринфянами мужей и учителей.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.