I. Здесь Павел говорит коринфянам о том, что было еще скрыто или было неизвестно им до сих пор — что не все святые умрут, но все изменятся. Оставшиеся в живых до пришествия Господня будут восхищены на облаках, минуя смерть, 1Фес 4:17. Из данного отрывка ясно, что это произойдет только после того, как тление облечется в нетление. Тела живущих должны претерпеть такое же изменение, как и тела умерших, и это произойдет вдруг, во мгновение ока.., ст. 52. Есть ли что невозможное для Всемогущего? Та сила, которая воскрешает мертвого к жизни, может, несомненно, так же быстро, внезапно изменить и живых, ибо они тоже должны быть изменены, как и мертвые, потому что плоть и кровь Царства Божиего не наследуют. Это тайна, и теперь апостол открывает ее коринфянам: Говорю вам тайну... Павел возвещает неизвестную прежде истину о том, что святые, оставшиеся живыми до второго пришествия Христа, не умрут, но изменятся, и это изменение совершится в один момент, во мгновение ока, при последней трубе; ибо, как он говорит в другом месте, Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба... (1Фес 4:16), как и здесь написано — при последней трубе. Это будет громкий призыв, обращенный ко всем живым и мертвым, чтобы они встали и явились на судилище Христово. По этому призыву могилы откроются, и умершие святые восстанут нетленными, а живые святые преобразятся в такое же нетленное состояние, ст. 52.
II. Он объясняет причину такого изменения (ст. 53): Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему — облечься в бессмертие. Как иначе человек может обитать в нетленном мире и пользоваться нетленным наследством? Как может тленное и смертное наслаждаться нетленным и бессмертным? Тленное тело должно стать нетленным, смертное тело должно превратиться в бессмертное, чтобы человек стал способным наслаждаться уготованным ему блаженством. Примечание: Именно это тленное должно облечься в нетление, разрушенное должно быть восстановлено. Посеянное должно быть оживлено. Святые возвратятся в свои собственные тела, а не в какие-то другие, ст. 38.
III. Что последует за этим изменением живых и умерших во Христе: ...тогда сбудется слово написанное: «поглощена смерть победою» (Ис 25:8). Ибо смертное будет поглощено жизнью (2Кор 5:4), и смерть будет совершенно покорена и побеждена, так что святые навсегда освободятся от ее власти. Христос не позволил смерти поглотить святых Своих, когда они умерли, но когда они воскреснут, смерть будет поглощена навсегда. По поводу уничтожения смерти они воспоют песнь победы.
1. Они восторжествуют над смертью, как над истребленным врагом: «Смерть! где твое жало? Где твое жало, твоя власть вредить? Мы больше не боимся тебя, мы попираем твою власть. Ад! где твоя победа? когда-то мы были твоими узниками, но двери темницы распахнулись, и мы освобождены навсегда. Плен взят в плен. Торжество ада закончилось».
2. На чем основано это торжество, объясняется:
(1) Описанием того, откуда смерть получила силу причинять человеку зло: Жало смерти — грех. Он наполняет ядом ее жало, дает смерти власть вредить и убивать. Непрощенный грех, и только таковой, может держать в своей власти любого. А сила греха закон. Божий угрозы против нарушения закона и содержащиеся в нем проклятия дают силу греху. Примечание: Грех — это родитель смерти, от него она и получает всю свою пагубную силу. Одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, Рим 5:12. Смерть — это проклятое потомство, порождение греха.
(2) Описанием того, как святые обрели победу над смертью через Иисуса Христа, ст. 56. Жало смерти — грех, но Христос Своей смертью вырвал это жало. Он совершил искупление греха, приобрел прощение его. Поэтому она может шипеть, но ужалить не может. Сила греха — закон, но проклятие закона удалено, так как наш Искупитель стал проклятием за нас. Итак, Христос лишил грех его силы и его жала. Настанет день, когда могилы откроются, умершие святые оживут, облекутся в бессмертные тела и навсегда станут недосягаемыми для смерти. В ожидании этой победы они часто радуются заранее, но когда восстанут во славе из своих могил, то уже с полным основанием будут торжествовать над смертью. Грех прощен, и смерть обезоружена— этим мы всецело обязаны благодати Божией во Христе Иисусе. Не удивительно поэтому, что (3) Торжество святых над смертью выливается в благодарение Богу: Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом! (ст. 57). Всякая наша радость освящается принесением хвалы Богу. Только тогда наше наслаждение своими благословениями и наградами будет святым, когда мы воздаем Богу славу за них, и мы должны это делать добровольно. Это также совершенствует и возвышает наше собственное удовлетворение. Мы ощущаем радость от обладания Божиим благословением и одновременно — от исполнения своего долга. Может ли быть большая радость, чем радость святых по поводу торжества над смертью, когда они воскреснут? Это будет радость о Господе, о Боге спасения их. Сердца тех, кто остается под властью смерти, не могут славить, но победа святых над нею настраивает их сердца для благодарения и прославления. С каким ликованием святые, воскресшие из мертвых, будут прославлять Его! Благодарение Богу будет рефреном их песен, ангелы присоединятся к их хору и громким «аминь» и «аллилуйя» заявят о своем согласии с ними.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа
Видишь ли величие души его? Как бы торжествуя победу, он воодушевляется и, созерцая будущее, как бы уже совершившееся, восхищается и попирает ногами низложенную смерть, и над главой поверженной издает победный клик, громко взывая: «смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» Прошла, погибла и исчезла совершенно, — все сделано тщетным. (Господь) не только обезоружил и победил смерть, но истребил ее и обратил в ничто.
Источник: Гомилия 42 на 1-е послание к Коринфянам
Люди прежде, нежели уверуют во Христа, представляют себе смерть страшною и боятся ее; а как скоро приступают к Христовой вере и к Христову учению, до того пренебрегают смертию, что с готовностию устремляются на смерть, и делаются свидетелями воскресения, совершенного Спасителем в низложение смерти; даже младенцы возрастом спешат умереть, и не только мужи, но и жены учатся, как бороться со смертию. Столько немощною стала она, что и жены, прежде обольщенные ею, смеются теперь над нею, как над мертвою и расслабленною. Когда законный царь победит в брани похитителя власти и свяжет его по рукам и ногам; тогда все уже мимоходящие издеваются над ним, наносят ему удары, терзают его, не боясь его неистовства и свирепости, потому что побежден он царем. Так, поелику смерть побеждена и опозорена Спасителем на кресте, связана по рукам и ногам, то все ходящие о Христе попирают смерть, и, делаясь за Христа мучениками, издеваются над нею, осмеивая ее и говоря написанное выше: «где ти смерте победа? где ти аде жало?»
Источник: Слово о Вочеловечении Слова и явлении Его к нам в теле.
Где ти, смерте, жало? где ти, аде, победа
Смерть представляется под образом ядовитого змия, который жалом своим убивал всех, а когда отнято у него жало, стал не страшен и в посмешище детям. Ад, по обычному тогдашнему представлению, вместилище всех отходящих из сей жизни, представляется забирающим всех в свою власть посредством смерти. Теперь и его жертвам конец. Апостол олицетворяет их и словами пророка Осии (13, 14) обращает к ним такую уничижительную речь. «Он как бы созерцает уже самое исполнение, видит и победу Владыки, и воскресение мертвых и, воспевая торжество над врагами, изрекает эту пророческую песнь» (Феодорит). «Видишь ли величие души? Как бы торжествуя победу, он воодушевляется и, созерцая будущее, как бы уже совершившееся, восхищается, попирает ногами низложенную смерть и над главою поверженной произносит победный клик, громко взывая: где ти, смерте, жало? Где, ти, аде, победа? Она прошла, погибла и исчезла совершенно. Господь не только обезоружил и победил смерть, но истребил ее и обратил в ничто» (святой Златоуст).
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа
Где (есть) смерть победа твоя, которая была от Адама до днесь? И где (есть) смерть жало твое, которое получило свое начало от плода древа (Ос 13:14)?
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа
И поскольку человеческая природа в дань греху подчинена врагу, то человек сначала, дабы мог с ним сразиться, должен вырваться из его власти. Затем, если жизнь его продлится, в сражении ему потребуется помощь, чтобы он смог одолеть врага. Наконец, победитель благословится, чтобы царствовать, и тогда уже скажет: Смерть! где твое жало?
Источник: Против Юлиана.
Смерть в этом месте, как я полагаю, означает привычку плоти сопротивляться доброй воле посредством временных наслаждений.
Источник: О различных вопросах.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа
Как бы увидев это совершившимся на деле, воодушевляется, издает победный клич и торжествует, как бы наступая на поверженную смерть и попирая ее. Между адом и смертью можешь найти некоторое различие, именно: ад содержит души, а смерть — тела; ибо души бессмертны.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа
После воскресения смерть нечестивых и грешников поглотится в победе. Ведь это слова насмешки: Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа? Ибо победа над смертью есть воскресение мертвых: смерть есть здесь также диавол посрамленный.
Источник: На Послания к Коринфянам
Ст. 55−56 Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? Жало же смерти — грех; а сила греха — закон
В чувстве благодарности Богу за это несомненно ожидающее верующих освобождение от ига смерти Ап. говорит словами пр. Осии о полном поражении смерти. Слова Осии он приводит приблизительно по тексту LXX (Ос XIII:14). — Жало (κέντρον). Пророку представляется смерть ядовитым животным, вроде скорпиона, которое чрез потерю жала становится безвредным. — Жало же смерти — грех… Ап. указывает этим на внутреннюю причину поражения смерти. Он проникает, так сказать, в те таинственные убежища, где смерть приготовляет свой яд и показывает, как победителю удалось положить конец этой вредоносной силе. Грех и закон — вот те внутренние причины, благодаря которым смерть могла утвердить свое господство над людьми. Первая причина — грех. Об этом ясно сказано в Писании (Быт II:17; Рим V:12 и 1Кор XV:21, 22). Хотя человек создан был по телу смертным, однако он избег бы смерти, если бы не согрешил (ср. Рим XIII:10). Но откуда получил грех эту страшную власть над человеком? От закона. Ап. в посл. к Рим говорит, что грех не вменяется человеку в преступление, заслуживающее смертной казни, если нет закона (V:13). Только закон сделал грешников, нарушающих его, повинными смерти. Он, так сказать, глубоко вонзил жало смерти внутрь человека, он осудил человека на смерть, был движущею силою для этого жала смерти.
См. также Толкование на 1Кор 15:35
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента