I. Он говорит нам, как он сам получил по знание о ней. Он не был среди апостолов, когда эта заповедь впервые вводилась, но он от Самого Господа принял то, что и им передал... (ст. 23), то есть получил откровение от Самого Господа по этому вопросу, и то, что получил, передает другим, нисколько не искажая истины, ничего не добавляя и ничего не упуская.
II. Он дает нам описание того, как должна совершаться эта заповедь, самое подробное из всех, какие мы имеем в каком-либо другом месте Священного Писания. Он говорит, что:
1. Учредителем этого святого таинства является наш Господь Иисус Христос. Только Глава церкви имел право установить его.
2. Время установления его: ...в ту ночь, в которую предан был.., в ту же ночь, когда Он пошел на страдания, о каковых и должна напоминать эта заповедь.
3. Сущность самого таинства. Наш Спаситель взял хлеб и возблагодарив преломил и сказал: «приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание». Также и чашу после вечери, и сказал: «сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание» (ст. 24−25). Рассмотрим:
Предметы, употреблявшиеся при свершении этого таинства.
[1] Видимые символы — хлеб и чаша. Первый — это хлеб, который должен съедаться. Он называется хлебом несколько раз в этом отрывке, даже и после освящения его, хотя в то же самое время о нем говорится как о Теле Господнем. Это является ясным доказательством того, что апостол не знал чудовищного и абсурдного учения папистов о превращении хлеба. Второй предмет святой трапезы — чаша. Евангелист Матфей говорит нам, что наш Господь просил Своих учеников, чтобы пили из нее все (Мф 26:27), как бы желая предостеречь тенденции папистов лишать мирян участия в чаше. И хлеб и чаша должны использоваться в этой трапезе, потому что она святая. Ни здесь и нигде в другом месте ничего не говорится о напитке, который должен быть в чаше. Правда, у одного из евангелистов ясно подразумевается, что в чаше, поданной Христом ученикам, было вино, хотя, возможно, и смешанное с водой, как было принято — иудеев.
[2] Что означали эти видимые знаки: они символизировали Тело и Кровь Христа; Его ломимое Тело и Его изливаемую Кровь, со всеми благословениями, вытекающими, как следствие, из Его жертвенной смерти: сие есть новый завет в Его Крови. Его Кровь является печатью, утверждающей все привилегии нового завета, и достойно участвующие в этом таинстве принимают ее как таковую. Они приобщаются к новому завету и ко всем благословениям его, подтверждаемым Его Кровью.
(2) Описание действий, совершаемых во время таинства, то есть того, как должны приниматься хлеб и чаша.
[1] Действия нашего Спасителя: Он взял хлеб и чашу, воздал благодарение за них, преломил хлеб и подал то и другое Своим ученикам.
[2] Действия участвующих в трапезе: взять хлеб и съесть его, принять чашу и выпить из нее, все это совершая в воспоминание о Христе. Но эти внешние акты — далеко не все, и даже не главная часть того, что должно совершаться в этой святой заповеди; каждый из них имеет свое сокровенное значение. Наш Спаситель, принесший Себя в жертву Богу и совершивший смертью Своею искупление наших грехов, передал в этой вечере Свое тело и Свою Кровь, со всеми благословениями, даруемыми Его смертью истинно верующим, Своим ученикам и продолжает это делать каждый раз, когда эта заповедь совершается истинными верующими. Эта трапеза представлена здесь как пища для души. И как всякая пища, какой бы она ни была полезной или обильной, не может напитать никого, если не будет съедена, так и участвующие в святой заповеди должны взять и съесть, то есть принять Христа и усвоить Его, Его благодать и благословения, верою претворить их в пищу для своей души. Они должны принять Его как своего Господа и как свою жизнь, предать себя Ему и жить Им. Он есть жизнь наша.., Кол 3:4.
(3) Назначение этого таинства.
[1] Его предписано совершать в воспоминание Иисуса Христа, чтобы сохранить в своей памяти Его смерть, а также помнить о Нем как нашем Ходатае, стоящем одесную Бога. Наш лучший из всех друзей и величайшее из всех благодеяний, когда либо оказанных нам, должны быть воспоминаемы в этой трапезе с самым глубоким чувством благодарности и признательности. Девизом этой заповеди и ее истинным смыслом являются слова Христа: Когда видите сие, вспомните Меня.
[2] Она предназначена также для того, чтобы возвещать смерть Христа, то есть провозглашать ее. Эта заповедь была установлена не только для того, чтобы вспомнить о Христе, о том, что Он сделал и как пострадал, но также и для того, чтобы почтить, прославить Его великое смирение и Его благодать в деле нашего искупления. Мы возвещаем, что Его смерть является нашей жизнью, источником всех наших утешений и надежд. Мы хвалимся, возвещая о Его смерти, представляем ее перед Богом как благоугодную Ему жертву и как наш выкуп. Представляем ее также перед своей собственной верой, для нашего собственного утешения и ободрения. Мы свидетельствуем этим служением и перед всем миром, что являемся учениками Христа, что уповаем только на Него в вопросе нашего спасения и примирения с Богом.
(4) Кроме всего прочего, здесь подразумевается:
[1] Что эту заповедь следует совершать часто: Всякий раз, когда вы едите хлеб сей... Наши тела регулярно требуют пищи, без регулярного питания нельзя сохранить здоровье и жизнь. И духовную пищу надлежит принимать тоже часто и регулярно. В древних церквах вечеря Господня совершалась каждое воскресение, если даже не каждый раз, когда они собирались.
[2] Что ее следует совершать постоянно, до тех пор, доколе не придет Господь, то есть пока Он не придет во второй раз, для спасения верующих в Него и для суда над миром. Господня вечеря — это не временная, а постоянная заповедь, на всю жизнь.
III. Апостол предупреждает коринфян об опасности недостойного участия в вечере Господней, осквернения ее, что имело место среди них, когда они использовали ее как повод для пиршества и распрей, для целей, совершенно противоположных тем, для которых она была предназначена; об опасности участия в ней с совершенно несоответствующим настроением ума, формального участия, когда, оставаясь в завете с грехом и смертью, они исповедуют перед всеми обновление и подтверждение своего завета с Богом.
1. Они будут виновны против Тела и Крови Господней (ст. 27), в нарушении этой святой заповеди, в пренебрежении Его Телом и Кровью. Они поступают подобно тому, кто не почитает за святыню Кровь завета, которою освящен.., Евр 10:29. Оскверняя эту заповедь, они снова и снова распинают своего Спасителя. Вместо того чтобы очиститься Его Кровью, они делают себя виновными против нее.
2. Они едят и пьют осуждение себе.., ст. 29. Они раздражают Бога и навлекают на себя Его наказание. Но эти слова не должны смущать верующих, исполненных благоговения, и препятствовать им участвовать в святой заповеди. Святой Дух никогда не скажет этих слов серьезному христианину, чтобы удержать его от исполнения долга, но сатана часто пользуется ими в своих интересах и лишает добрых христиан самого большого утешения. Коринфяне приближались к трапезе Господней, как к обычному пиршеству, не рассуждая о Теле Господнем, не делая различия между трапезой Господней и обычной пищей. Более того, они вели себя во время ее более неприлично, чем на обычных празднествах, вызывая недовольство и осуждение Божие: Оттого многие из вас немощны и больны, и не мало умирает. Одни наказывались болезнью, другие — смертью.
Заметьте: Беспечное, неблагоговейное участие в вечере Господней навлекает наказание Божие в этой жизни. Однако, как следует из контекста, даже наказываемые таким образом, тем не менее не были лишены милости Божией, по крайней мере, многие из них: Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром, ст. 32. Божие наказание является доказательством Его любви: Ибо Господь, кого любит, того наказывает (Евр 12:6), особенно, когда делает это с милостивой целью — чтобы предотвратить их окончательную погибель. Среди суда Бог помнит о милости: Он часто наказывает тех, кого нежно любит. Наказывать, с тем чтобы предотвратить гибель Своих детей, — это значит любить. Он поражает ударами совершающих беззаконие, подобное рассматриваемому здесь, но в то же время доказывает этими ударами Свое долготерпение и милосердие. Даже те, кто сильно оскорблял Его, как в данном примере, и навлекал на себя Его осуждение, тем не менее не лишались Его милости, по крайней мере, многие из них, ибо Он наказывал их, движимый отцовской любовью, наказывал их сейчас, чтобы они не погибли навсегда.
IV. Апостол указывает, каковы обязанности христианина, желающего принять участие в вечере Господней, ст. 28.
1. Общая обязанность: Да испытывает же себя человек.., то есть проверяет. Пусть он размышляет о святых целях этой заповеди, о ее сущности и пользе, какую она приносит участвующим в ней, и пусть сопоставит все это со своим отношением к ней и тем настроением, с каким он подходит к ней. И когда убедится, что совесть не осуждает его перед лицом Божиим, тогда может участвовать. Такие самопроверки необходимы, для того чтобы мы могли правильно исполнить эту святую заповедь.
Заметьте: Те, кто по немощи разумения не могут испытать себя таким образом, ни в коем случае не должны есть хлеб сей и пить из чаши Господней; также и те, которые по честном испытании себя обнаружат, что имеют все основания для обвинения себя в нераскаянности, неверии и отчуждении от жизни Божией. Кто хочет быть приглашенным на брачный пир, тот должен облачиться в брачные одежды — в праведность характера и в праведность повседневного хождения.
2. Обязанность тех, кто еще не понес наказания за недостойное участие в этой заповеди: Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы, ст. 31. Если бы мы тщательно исследовали и проверяли себя, осуждали и исправляли найденные у себя ошибки, то избежали бы наказания Божиего. Самый надежный способ избежать справедливой строгости нашего Небесного Отца — это быть строгим и справедливым по отношению к самому себе и своему поведению. Мы не должны судить других, чтобы самим не быть судимыми, Мф 7:1; но мы должны судить себя, чтобы предотвратить суд и приговор Божий. Мы можем быть очень критичными в отношении себя, но очень осторожными в суждениях о других.
V. Апостол заканчивает главу предостережением против нарушений, в каковых были виновны коринфяне, ст. 33−34; он убеждает их избегать неподобающего поведения во время трапезы Господней. Если они хотят утолить свой голод, с удовольствием поесть, то пусть делают это у себя дома и не превращают святую трапезу в обычный пир. И, тем более, они не должны спешить съедать свою пищу, прежде чем не получат свою долю те, кто ничего не может принести с собой, чтобы не подвергнуться осуждению.
Заметьте, наши священные обязанности могут оказаться предметом осуждения по той причине, что мы неправильно исполняем их. Можно соблюдать день воскресный, посещать собрания и слушать проповеди, участвовать в заповеди Господней, и при этом только увеличивать свою вину и утяжелять осуждение. Печальная, но серьезная истина! О, будем остерегаться приходить на поклонение Богу для того, чтобы раздражать Его и навлекать на себя возмездие Его! Со святыми вещами следует и обращаться свято, иначе они оскверняются. Чего еще недоставало в этом вопросе, он обещает устроить, когда придет к ним.
Сего ради в вас мнози немощни и недужливы, и спят (усыпают) довольни
«Так, конечно, на самом деле было, ибо не решился бы Апостол писать о том, чего не было, зная, что это явная ложь» (Феодорит). Немощни — означает вообще слабость, недужливи — определенные болезни, спят, усыпают — умирают. «Здесь он приводит в пример уже не других, как сделал в беседе об идоложертвенном, где говорил о древних событиях и о бедствиях евреев в пустыне, но самих коринфян, что придает словам его более трогательности. Сказав: суд себе яст, и имея в виду, чтобы это не было принято за одни слова, он указывает и на дела, призывает в свидетели их самих, чем и действует сильнее угрозы, выражая, что угроза уже перешла в дело. Не довольствуясь этим, он потом напоминает и о геенне, и твердо доказывает слова свои, устрашая их со всех сторон и разрешая вопрос, часто предлагаемый. Многие в недоумении спрашивают друг друга, от чего происходят преждевременные смертные случаи, от чего продолжительные болезни? — Причина многих, говорит он, из таких нечаянных бедствий заключается в грехах. Те, которые грешат, а между тем и здоровы, и счастливы по-мирски, берегутся для будущих мук. Там они подвергнутся жесточайшему наказанию» (святой Златоуст). Итак нечего себя обнадеживать, или предавать себя дерзости, тем, что случается, и недостойно причастившись, не подвергаться явному наказанию. От правды Божией никакой грех не укроется, и никакому греху невозможно остаться без воздаяния. Когда-нибудь он получит его.
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает
Посему у вас многие немощны и больны, — те, что поражены в телах своих, поелику дерзко приступили к Телу Христову, — и многие умерли, поелику без страха и трепета приступили к врачевству жизни.
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает
Доказательство сказанного возьмите из того, что происходит между вами. Ибо оттого и случаи безвременной смерти, и продолжительные болезни, что многие причащаются недостойно. А те, которые до самой глубокой старости не испытывают болезней, уже не грешат? Грешат. Но тем, которые приступают недостойно, предлежат не одни только здешние наказания, но еще более тяжкие в другой жизни. Мы же и здесь не были бы наказываемы, если бы не грешили, как он и продолжает.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Ст. 30−32 Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром
Сказанное в ст. 29-м Ап. подтверждает указанием на те случаи болезней и смерти среди коринфской христианской общины, которые участились в последнее время и которые свидетельствуют о гневе Божием против недостойно причащающихся. — Немощны (ασθενής) — правильнее: «больны». — Больны (άρρωστος) — правильнее: «потеряли силы». — Если бы судили сами себя, т. е. если бы внимательно испытали самих себя, осудили бы себя за то, что в нас есть дурного. — Будучи же судимы, наказываемся от Господа… Ап. возвращает коринфян к тем судам, какие их постигали. Эти суды хотя и строги, однако они являются в руках Господа средством избавить коринфян от еще более тяжкого, вечного, наказания, потому что, благодаря этим временным судам или наказаниям, коринфяне могут одуматься и исправить свое поведение (ср. 1Кор V:5). — Ап. различает в этом отделении (31−32 ст. ) три суда:1) суд человека над самим собою (διακρίνεσθαι — ст. 31); 2) суд Божий временный, в этой жизни (krinesqai — ст. 32) и 3) суд на вечную гибель или окончательное осуждение (κατακρίνεσθαι — ст. 32), — это страшный последний суд — Мир — это погибшее в грехах и развращении человечество (Экумений).
См. также Толкование на 1Кор 11:17
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента