Обратите внимание на противопоставление слов «все» в первых четырех стихах и «многие» в стихе 5. Всем им были дарованы привилегии, но многие из них погибли. Годет поражается:
«Какое зрелище вызвал апостол перед глазами самодовольных коринфян: все эти тела, насыщавшиеся чудесной водой и питьем, ныне устилают землю в пустыне!» (Godet, First Corinthians, pp. 59−60.)
I. Он предваряет свою беседу призывом к вниманию: «Не хочу оставить вас, братия, в неведении... Не хочу, чтобы вы остались в неведении относительно вопроса, достойного того, чтобы обратить на него внимание и знать его. Это в высшей степени назидательная и поучительная история». Иудаизм — это христианство за завесой, скрытое в прообразах и тенях. Евангелие проповедовалось иудеям в виде ритуалов и жертвоприношений. И то, что произошло с ними невзирая на все их привилегии, является и для нас серьезным предостережением.
II. Павел перечисляет некоторые из их привилегий.
Он начинает 1. С их исхода из Египта: «...отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море. Все они были под охраной и водительством Божиим». Облако служило им для двух целей: оно превращалось по временам в облачный столб, светящийся с одной стороны, чтобы освещать путь для них, и темный — с другой, чтобы скрывать их от преследующих врагов. А иногда оно распростиралось над ними, как громадный шатер, чтобы защищать их от палящих лучей солнца во время путешествия по пустыне, Пс 114:39. Они были чудесным образом проведены через Красное море, в котором потонуло устремившееся за ними войско фараона. Для иудеев оно было ровной дорогой, а для египтян стало могилой — необычайно точный прообраз нашего искупления во Христе, Который спас нас, победив и уничтожив Своих и наших врагов. Если Бог совершал подобные чудеса ради их избавления, если так бережно охранял и защищал их, значит, они были безмерно дороги Ему, значит, Он очень благоволил к ним.
2. Они имели такие же священные обряды, таинства, как и мы.
(1) Все крестились в Моисея в облаке и в море, ст. 2; это был прообраз нашего крещения.
(2) И все ели одну и ту же духовную пищу; и все пили одно и то же духовное питие... (ст. 2−4), как и мы. Манна, служившая им пищей, была прообразом распятого Христа, Хлеба, сшедшего с небес, вкушая который, всякий имеет жизнь вечную. Их питием была вода, извлеченная из скалы, сопровождавшей их во все время их путешествия по пустыне. И этой скалой был Христос в прообразе. Он есть скала, на которой основана христианская церковь. Из нее текут потоки для удовлетворения жажды всех верующих. Итак, все иудеи ели одну и ту же пищу, и все пили из одного камня, называемого здесь духовным, так как он был прообразом духовных вещей. Это были великие привилегии. Казалось бы, что все это должно было спасти их; что все, кто ел духовную пищу и пил духовное питие, должны быть святыми и угодными Богу. Однако случилось иначе: Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне, ст. 5. Люди могут пользоваться многими и большими привилегиями в этой жизни и все таки не иметь жизни вечной. Многие из крестившихся в Моисея в облаке и в море, то есть исповедовавших свою веру в Моисея как посланника Божиего, что подтверждалось чудесами, тем не менее были поражены в пустыне и никогда не увидели обетованной земли. Пусть никто слишком не полагается на свои привилегии или свое исповедание истины. Они не гарантируют небесного блаженства, не защищают от суда здесь, на земле, если в нас не окажется корня веры.
Ст. 5−6 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы
Этим ясно говоря, что как тем, имевшим склонность к дурным вожделениям, ничем не помогли предоставленные образы Таинств, и они не избежали оставления их Богом, почему и погибнув вне, не спаслись в обетованную землю, — так и нас, если мы предпочитаем жизнь во грехах, ни божественное крещение, ни последующие за ним божественные Таинства не избавят от вечного осуждения; но, как те лишились обетованной земли, так и мы, живя без покаяния и не покоряясь Божиим заповедям, лишимся небесного наследия. Посему Апостол опять говоря нам, присовокупляет: не будем сопротивляться, братия, и да не ожесточим сердец наших, как это было с теми в день искушения в пустыне. — Ибо так (дословно) говорит Апостол: «Коих же негодова? — не согрешивших ли? ихже кости падоша в пустыни. Которым же клялся не внити в покоище Его, яве, яко противльшимся? и видим, яко не возмогоша внити» (Евр 3:17−19).
Источник: Омилия 38. На 1-е утреннее воскресное Евангелие.
Но не во множайших их благоволи Бог: поражени бо быша в пустыни
Не во множайших: не ко многим-то благоволил Бог.— Ибо, кроме Халева и Иисуса Навина, все вошедшие в перечисление были истреблены» (Феодорит). Или: не посмотрел Бог, что их много, всех истребил, кого огнем, кого змиями, кого болезнями, все легли в пустыне, кроме двух. «Они составляли великое множество, но многочисленность нисколько не помогла им. Все благодеяния были знаком любви Божией, но и это не помогло им потому что они сами не явили дел любви. Смотрите, сколько благодеяний Бог оказал израильтянам: освободил их из Египта и тамошнего рабства, провел чрез море, с неба сниспослал манну, из земли источил новые и чудные источники вод, постоянно сопутствовал им, творя чудеса и везде ограждая их; и однако, когда они оказались недостойными таких даров, не пощадил их, но погубил всех. Поражени бо быша в пустыни, — говорит Апостол, выражая и то, что они внезапно были поражаемы, и то, что поражавшие их наказания были ниспосылаемы Богом. И притом не в земле обетованной Он ниспослал на них все это, но вне и весьма далеко от нее, наказав их сугубою казнию: тем, что не допустил видеть земли обетованной, и тем, что наказал строго. Но как, скажешь, это относится к нам? — К тебе именно и относится. Посему Апостол и продолжает» (святой Златоуст):
Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.
Ст. 5−6 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы
Но все это совершено было с ними не потому, что на множестве их почило благоволение Божие, ибо в то время, когда происходили эти прообразовательные события, они (Иудеи) поражены были, очевидно, смертью, в самой пустыне (Числ. 14:29; 26:64−65). Но (сделано это Богом) для того, чтобы, чрез самое это поражение их, они послужили бы нам образом и примером: чтобы не быть нам похотниками зла, как и они (Числ. 11:4; Исх 32:6).
Источник: Толкование на послания божественного Павла.
Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне
Хотя Бог явил им много знаков в любви и удостоил их весьма многих благ, однако в большинстве их он не нашел угодного Себе, не благоволил. Ибо отвергнуты были не все, но многие. Словом не о многих выражает ту мысль, что множественность их нисколько не послужила им на пользу, когда они со своей стороны не явили дел любви к своему Благодетелю. Словом поражены были указывает на внезапную погибель их и на казни, ниспосланные от Бога.
Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.
Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне
Апостол хочет показать нам, что не получение дара Божия спасает того, кто его получил, но наряду с получением этого дара необходимо оставаться его достойным. Ибо даже сыны Израилевы, сподобившиеся стольких благодеяний, оказались недостойными благодеяния Божия и не спаслись.
Источник: Фрагменты.
Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне
Ср. Чис XIV:29.
См. также Толкование на 1Кор 10:1