Библия - 1Кор. 10:12 (1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.


Лингвистический и экзегетический ключ (Роджерс) (1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

ωστε (#6063) итак, следовательно. (#3начает, что предостережение, призыв к бдительности, является выводом из предыдущих примеров (Godet). δοκων praes. act. part, от δοκεω (#1506) казаться, придерживаться мнения, думать, с inf. Part, в роли subst., "тот, кто думает", εσταναιperf. act. inf. от ιστημι (#2705) стоять, βλεπετω praes. imper. act. от βλεπω (#1063) видеть, замечать. Praes. imper. указывает на необходимость настоящей бдительности, πεση aor. conj. act. от πιπτω (#4406) падать; здесь, возможно, "впадать в грех" (Weiss). Conj. с μη (#3590) чтобы не, в отр. прид. цели или результата.


Учебная Библия МакАртура (1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

10:1−13 Древний сорокалетний переход Израиля из Египта в Ханаан (Исх 13:21; 14:16; 16:15; 17:6) является полезнейшей иллюстрацией злоупотребления свободой и опасности самонадеянности. Израильтяне неправильно пользовались своей вновь обретенной свободой, впали в идолопоклонство, блуд, непослушание, и сами себя отстранили от участия в Божьей благодати.


Комментарии МакДональда (1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

10:12 Здесь содержится предупреждение самоуверенным: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Возможно, это особенно относится к сильным в вере, которые думают, что могут позволить себе некоторое потакание прихотям и ничего от этого не будет. Такому человеку грозит величайшая опасность пасть от карающей руки Бога.


Толкование Мэтью Генри (1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

Стихи 6−14. Перечислив привилегии иудеев, теперь Павел дает описание их преступлений и наказаний, их грехов и бедствий, оставленных на страницах Священного Писания в качестве примера для нас, чтобы предостеречь нас против подобных грехов, если мы хотим избежать наказания за них. Мы не должны поступать так, как они, если не хотим страдать так, как они страдали.

I. Приводятся некоторые из их грехов с целью нашего предупреждения против них.

1. Мы должны воздерживаться от неумеренных желаний своей плоти: ...чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы, ст. 6. Бог питал иудеев манной, но им непременно хотелось мяса, Чис 11:4. Они имели достаточно пищи, но не довольствовались ею и стали обнаруживать прихоти, Чис 11:4. Если потворствовать плотским желаниям, они одержат верх, поэтому их надо замечать и контролировать в самом начале, как только они возникают. Если однажды они одержат победу и возымеют над нами власть, то неизвестно, куда могут завести нас. Это предупреждение стоит на первом месте, потому что плотские похоти являются корнем и началом многих других грехов.

2. Павел предостерегает против идолопоклонства (ст. 7): Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: «народ сел есть и пить, и встал играть». О грехе поклонения золотому тельцу говорится в Исх 32:6. Вначале народ принес жертвы этому идолу, потом стали пиршествовать с этими жертвами и плясать вокруг тельца. Хотя в тексте упоминается только о том, что они ели и пили, одна ко при этом предполагается и жертвоприношение. Апостол применяет это к случаю коринфян, подвергавшихся искушению участвовать в языческих празднествах, связанных с идолослужением, хотя в самом жертвоприношении они не принимали участия. Даже вкушать жертвы идольские уже было идолопоклонством, против чего и предупреждает их Павел на примере древних израильтян.

3. Он предостерегает их против блуда, греха, которому жители Коринфа были особенно подвержены. В Коринфе был храм, посвященный богу Венусу (то есть похоти), в нем было более тысячи жриц, и все они были блудницами. Как нуждались в предупреждении против блуда жители такого развращенного города, практиковавшие в прошлом его распутные обычаи, тем более что они были еще подвержены искушению участвовать в идолослужении! Духовный блуд нередко приводит и к телесному разврату. Большинство языческих богов олицетворяли собой похоти и поклонение им заключалось в совершении актов распутства. Многие из иудейских авторов, а впоследствии и христианских, предполагают, что именно таковым было поклонение ВаалФегору, что иудеи прелюбодействовали с дочерями Моава в связи с поклонением этому идолу. Эти женщины ввели их как в духовное, так и в телесное прелюбодеяние (Числ. 25), что и привело к великому бедствию — в один день было поражено двадцать четыре тысячи, не считая павших от руки народного суда. Заметим: Блудников и прелюбодеев судит Бог, какое бы отношение они ни занимали к Нему и какими бы внешними привилегиями Он их ни наделил. Будем остерегаться грехов Израиля, если хотим избежать их бедствий.

4. Павел предупреждает нас, чтобы мы не искушали Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей (ст. 9), и не раздражали Его, ст. 22. Христос был с народом израильским в пустыне как ангел завета и шел впереди них. Но они очень много огорчали и раздражали Его. Они говорили против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне? За это Бог и послал на них ядовитых змей (Чис 21:5−6), и многие были смертельно ужалены ими. Для тех, кто искушает Христа при настоящем домостроительстве, тоже существует опасность быть преданными Им власти древнего змея.

5. Павел предостерегает против ропота: Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя (ст. 10), то есть ангела-губителя как орудия Божиего возмездия. Сталкиваясь с трудностями, они спори ли с Богом и роптали на Моисея, Его служителя. Встречаясь с разочарованиями на пути в Ханаан, они бросали оскорбления прямо в лицо своим вождям, были готовы сместить их и возвратиться в Египет под водительством других, избранных ими вожаков. Вероятно, нечто подобное происходило и среди коринфян; они роптали против Павла, а значит и против Христа, тоже, наверно, ставили себе других учителей, которые потворствовали их наклонностям, в частности наклонности к идолопоклонству. Они предпочитали участвовать в языческих празднествах, чем подвергаться поношениям или навлекать на себя недоброжелательство соседей-язычников. Это поведение чрезвычайно раздражало Бога и, вероятно, грозило им внезапным поражением, как в случае древних израильтян, Чис 14:37.

II. К конкретным предостережениям апостол добавляет еще одно, более общего характера (ст. 11): Все это происходило с ними как образы, а описано в наставление нам, достигшим последних веков. Не только за коны и уставы иудеев, но также и пути Божии в отношении их являются прообразными. Их грехи против Бога и отступления от Него прообразно представляют неверность многих детей Божиих евангельского века. Суды Божии над ними суть прообразы духовных судов настоящего времени. Их исключение за неверие из земного Ханаана символизирует исключение многих из небесно го Ханаана в век Евангелия. Их история описана как наглядный урок в наставление церкви самого последнего и совершенного евангельского периода: ...нам, достигшим последних веков, то есть заключительного эта па благодати Божией в этом мире.

Заметьте: В Священном Писании нет ничего, что было бы написано напрасно. Бог имел мудрые и благие цели в отношении нас, оставив историю израильского народа на страницах Священного Писания. Наш долг — извлекать из этой истории назидание для себя, и в этом состоит наша мудрость. Исходя из этого Павел делает предупреждение: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть, ст. 12. Другие пали, так может случиться и с нами. Кто думает, что он стоит, но при этом не боится упасть, не остерегается падения, вряд ли устоит. Бог не обещал нам, что сохранит нас от падения, если мы сами не будем наблюдать за собой. Его защита гарантирована нам при условии, если мы бодрствуем и остерегаемся.

III. К слову предупреждения Павел добавляет слова утешения, ст. 13. Хотя Богу не угодно, чтобы мы были слишком самонадеянными, однако Он не хочет, чтобы мы впадали в отчаяние. Он либо соразмерит испытание с нашими силами, либо даст силы, пропорциональные искушению. Мы живем в мире искушений, со всех сторон нас окружают сети. Их много на любом месте, в любом положении, ими изобилуют все наши взаимоотношения с другими, наши занятия и наши удовольствия. И тем не менее, какое утешение мы получаем из этого отрывка! Ибо 1. «Вас постигло искушение, — говорит Павел, — не иное, как человеческое...», то есть обычное для человека, такое, какого следует ожидать от людей с языческими принципами, и такой же силы. Или: Такое, какое является обычным для настоящего века. Или: Такое, какое может вынести обычный человек». Испытания, постигающие обычных христиан, являются самыми обычными; другие испытывают такие же испытания и такие же искушения; как они могли перенести и стойко выдержать их, так и мы перенесем.

2. Бог верен. Сатана лжец, обманщик, а Бог верен. Люди могут быть лживы, и мир может быть лжив, но Бог верен всегда и в Нем наша сила и наша защита. Он хранит завет со Своими детьми и никогда не разочарует их надежд и чаяний.

3. Насколько Он верен, настолько же и премудр, поэтому соразмеряет налагаемое на нас бремя с нашими силами. Он не попустит нам быть искушаемыми сверх сил. Бог знает, что мы можем перенести, чему можем противостать. Если мы полагаемся на Него, если стараемся оказаться верными Ему, то Он позаботится о том, чтобы мы не изнемогли. Мы не должны смущаться трудностями нашего пути, потому что Бог не допустит, чтобы они были чрезмерными, и особенно потому, что 4. Он гарантирует нам благополучный исход: ...но при искушении даст и облегчение, то есть либо избавит от самого искушения, либо от его вредных последствий. Нет долины настолько темной, чтобы Бог не смог найти путь через нее, нет бедствия столь тяжелого, чтобы Он не мог предотвратить (или устранить) его или сделать нас способными пережить его, так что в конечном счете, когда мы преодолеем его, оно будет во благо нам.

IV. На этом аргументе он основывает другое предостережение: Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

Заметьте:

1. Как он обращается к ним: ...возлюбленные мои... Он дает им свой совет, руководствуясь чувством нежной любви.

2. В чем состоит его совет: «Убегайте идолослужения, остерегайтесь его и всякого контакта с ним». Идолослужение — это самый отвратительный грех и самое большое оскорбление для истинного Бога. Это возмущение против Бога, вместо поклонения Ему и почитания Его.

3. На чем он основывает свой совет: «Имея такое чудное ободрение в уповании на Бога, будьте тверды в своем уповании. Бог поможет вам в ваших испытаниях, поможет преодолеть их, поэтому не идите ни на какие компромиссы с идолопоклонством». Если мы будем твердо преданы Богу, то не впадем ни в какие искушения.


Толкование отцов церкви (1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

Иоанн Златоуст (~347−407)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть

Снова низлагает гордость тех, которые превозносились знанием. Если так пострадали получившие столько (даров), и одни подверглись такому наказанию только за ропот, другие за искушение (Бога), за то, что народ не благоговел пред Богом, несмотря на то, что достиг таких благ, — то тем более это последует с нами, когда мы не будем внимательными. Хорошо сказано: «думает, что он стоит»: надеяться на себя самого не значит стоять так, как должно стоять; такой человек скоро упадет; и они (израильтяне), если бы не превозносились и не надеялись на себя, а смирялись, то не потерпели бы таких бедствий. Отсюда очевидно, что в особенности гордость, а затем беспечность и сластолюбие — источники этих зол. Потому, если ты стоишь, берегись, чтобы не упасть. Стоять здесь не значит стоять твердо, пока мы не избавились от волн настоящей жизни и не достигли тихой пристани. Итак, не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть. Если опасался и Павел, который был крепче всех, то гораздо более должно опасаться нам Апостол сказал: «посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть»: а мы не можем сказать и этого, потому что все мы, так сказать, пали, повержены и лежим на земле. Кого мне представить в пример? Того ли, кто грабит каждый день? Он лежит, подвергшись великому падению. Блудника ли? Он повержен на землю. Пьяницу ли? Он лежит, даже не чувствуя, что лежит. Потому не это изречение теперь нужно произносить, а другое, сказанное пророком к иудеям: «разве, упав, не встают?» (Иер 8:4). Подлинно все пали и не хотят восстать; и нам следует внушать не то, чтобы не падали, но чтобы лежащие постарались восстать.

Источник: Гомилия 23 на 1-е послание к Коринфянам

Феофан Затворник (1815−1894)

Темже мняйся стояти, да блюдется, да не падет

В приведенных примерах внушалось: смотрите, не увлекитесь от пиршества к идолослужению и от того и другого к блуду, или к искушению Бога и ропоту. Умники с высшими взглядами могли на это сказать или подумать: о нет! мы ясно понимаем дело и стоим твердо. Апостол вразумляет их: но, кто думает, что стоит, блюдись, чтобы не пасть. «Снова низлагает гордость тех, которые превозносились знанием. Надеяться на себя самого не значит стоять так, как должно стоять; такой человек скоро упадет. Гордость, а затем беспечность и сластолюбие суть источники зол. Посему если ты стоишь, берегись, чтоб не упасть. Стоять здесь (в сей жизни) не значит стоять твердо, пока мы не избавились от волн настоящей жизни и не достигли тихой пристани. Итак, не гордись тем, что ты стоишь, а опасайся, чтобы не упасть. Ибо если опасался Павел (9, 27), который был крепче всех, то гораздо более должно опасаться нам» (святой Златоуст).

Источник: Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла, истолкованное святителем Феофаном.

Ефрем Сирин (~306−373)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть

Итак, кто мечтательно думает, что он твердо стоит, тот да остерегается греха, да не падет и сам

Источник: Толкование на послания божественного Павла.

Исидор Пелусиот (350/60−435/40)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть

На слова: мняйся стояти, да блюдется, да не падет.

Царствующее над всеми Естество падающим угрожает наказанием, чтобы они хранили красоту души неповрежденною, а к падшим простирает спасительную десницу и кающимся дает прощение. Ибо к первым взывает: мняйся стояти, да блюдется, да не падет, а к другим: еда подаяй не востает (Иер 8:4)? И к последним: се здрав еси, ктому не согрешай (Ин 5:14).

Источник: Письма. Книга II.

Серафим Саровский

Гораздо лучше всегда приводить себе на память сии апостольские слова: Темже мняйся стояти да блюдется, да не падет. Ибо не известно, сколько времени мы можем пребывать в добродетели, как опытом сие дознавший Пророк говорит: Аз же рех во обилии моем: не подвижуся во век… Отвратил же еси лице Твое, и бых смущен (Пс 29:7, 8).

Источник: Поучения.

Нил Синайский

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть

Человеку легко можно с правой стороны от Господа быть поставленным на левую, как говорит Апостол: «мняйся стояти, да блюдется, да не падет» (1Кор 10:12), потому что до последнего дыхания неизвестна участь человеческая, преклоняющегося и туда и сюда. О, конечно, своими глазами видел ты, что Аполлинарий состарился в жизни целомудренной и честной, уважаем был за слово и некоторое время гоним арианами. Однако же такой муж впал в ересь, обольщенный диаволом, и явно учит, что Сын Божий свыше воспринял плоть, не имеющую ни души, ни ума, и Божество Слова называет божественным одушевлением. Но все это произошло по старанью диавола, завидующего всем людям. Как сказано где-то одним из мудрых, зависть — всегдашняя противница великим успехам Так через людей, прославляемых и возбуждающих великое удивление, отыскивает он какие-либо предлоги возмутить, огорчить, привести в сильное смятение и замешательство Христову Церковь.

Источник: Письма на разные темы. Диоклитиану.

Феофилакт Болгарский (~1078−~1107)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть

Опять намекает на тех, которые много надмевались своим знанием. Хотя ты и думаешь, что стоишь, однако берегись, чтобы не упасть. Ибо сама твоя уверенность, что ты стоишь, показывает, что ты не стоишь. Тебе думается так, а на самом деле ты не стоишь. Но если и стоишь, то при гордости легко можешь упасть.

Источник: Толкование на первое послание к Коринфянам святого апостола Павла.

Амвросиаст (IV в.)

Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть

Это тем говорится, кто, допуская от знания, что все позволено, немощным братьям к искушению послужили и, полагая себя немало преуспевшими в учении лжеапостолов, пали; и критиковали апостола, в то время как сами были виновны. Таким образом, апостол Павел отсекает гордыню, чтобы они через нее не соблазнялись, — как иудеи, которые соблазнились и погибли.

Источник: На Послания к Коринфянам

Лопухин А.П. (1852−1904)

Ст. 12−13 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести

Коринфяне, считавшие себя твердыми в вере, должны не упускать из виду возможности впадения в грехи (ср. Рим XIV:4). — Вас постигло… Смысл этого места такой: «если бы вы пали, то не имели бы себе никакого извинения, потому что те искушения, какие вас до сих пор постигали, вовсе не были невыносимо-трудными; что же касается будущих искушений, то Бог может подать вам силу перенести их». Ап., очевидно, хочет выяснить коринфянам, что пока они борются с искушениями, посылаемыми Богом, до тех пор они не подвергаются опасности впасть в грех и отпасть от веры; когда же они сами, дерзновенно, бросаются в искушения, то они не могут быть уверены в победе над ними. — Искушение — см. Иак I:2, 13. — Человеческое(ανθρώπινος). Это выражение лучше понимать как обозначение качества искушения: «соразмерное с человеческими силами».

Ст. 12−22 Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника? Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его

Ап. теперь прилагает сказанное выше к духовному состоянию коринфян. Они должны избегать того, что может лишить их благодатного общения со Христом, — именно идолослужения. Всякое богослужение соединяет человека с тем существом, которому оно посвящено. Так Евхаристия ставит христиан в общение со Христом, иудейская жертва приводила евреев в соприкосновение с алтарем Иеговы, а языческая — ставят человека под влияние демонов, — от которых произошло и самое идолослужение, — а этого и не хочет допустить Ап. Павел.


Англоязычные комментаторы
МАШИННЫЙ ПЕРЕВОД С АНГЛ. ЯЗЫКА
(1 Коринфянам 10 глава 12 стих)

Чтобы читать комментарии этой категории необходимо войти в систему (Меню "Вход" > "Войти").

Вам будут доступны следующие комментарии:

• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента


Открыть окно