1. Имя его — языческое: Диотреф, и ему соответствует нехристианский дух.
2. Нрав его — гордый и честолюбивый, это человек, любящий первенствовать. Эта закваска рано появилась и произвела свое действие. Христианскому служителю не подобает любить первенствовать, председательствовать в церкви Божией.
3. Его пренебрежение к авторитету апостола, к его посланиям и друзьям.
(1) К авторитету апостола: Посему... напомню о делах, которые он делает, противясь нашим постановлениям, понося нас злыми словами. Удивительно, как высоко может подниматься дух пренебрежения! Но честолюбие порождает злобу против тех, кто противодействует ему. Злоба и недоброжелательство, живущие в сердце, ищут выхода через уста. Надо бодрствовать как над сердцем, так и над устами.
(2) К апостольским посланиям: «Я писал церкви (ст. 9), рекомендуя принять тех или других братьев, но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас, не принимает ни наших посланий, ни нашего свидетельства в них». Это была, по-видимому, та церковь, где Гаий был членом. Евангельская церковь представляется таким обществом, которому писались и отправлялись послания. Евангельские церкви ожидали рекомендаций от странников, желавших быть допущенными в их среду. Апостол, видимо, писал об этих братьях и с ними передавал свои послания. Для честолюбивого и властного характера очень мало значит авторитет апостола или его посланий.
(3) К его друзьям, к братьям, рекомендованным им: ...сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви, cт. 10. Между языческими и иудейскими христианами могли быть некоторые разногласия или различия в обычаях. Пастыри должны серьезно исследовать, какие разногласия допустимы. Пастырю не дана абсолютная свобода, он не господин над Божиим наследием. Когда сам не делаешь добра — это плохо, но препятствовать желающим делать его — еще хуже. Властью церкви и ее правом судить часто злоупотребляют. Многие, кого следовало бы приветливо и радушно принять, изгоняются из церкви. Но горе тем, кто изгоняет братьев, которых Господь Иисус принимает в общение с Собою и в Свое Царствие!
4. Угроза апостола в адрес этого гордого и властного человека: Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает... (ст. 10), напомню с целью порицания их. Вероятно, здесь есть намек на апостольскую власть. Однако апостол, по-видимому, не прибегал к епископскому суду, куда должен бы быть вызван Диотреф, но собирался рассмотреть это дело в церкви, к которой тот принадлежал. Проявления господства и тирании в церковных делах должны быть наказываемы. Лучше согласиться с тем, кому принадлежит власть!
II. Совет апостола относительно этой личности, предостережение, чтобы не подражать такому примеру и вообще всякому злу: Возлюбленный! не подражай злу, но добру.., ст. 11. Не подражай таким нехристианским злым поступкам, но стремись к противоположному к добру, мудрости, чистоте и любви. Советы и предостережения не излишни и для добродетельных христиан. Вероятнее всего, что те советы и предостережения будут приняты, которые приправлены любовью. Возлюбленный! не подражай злу. Совет и предостережение дополняются объясняющими их причинами.
1. Совет: Подражай добру, ибо кто делает добро (естественно и искренно, находя в этом удовлетворение), тот от Бога, рожден от Бога. Делание добра доказывает наше счастливое сыновнее родство с Богом.
2. Предостережение: Не подражай злу, ибо делающий зло (имеющий склонность к деланию зла) не видел Бога. Делающие зло напрасно претендуют или хвалятся, что знают Бога.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
И если кто-нибудь, видя Бога, уразумел, что он видел, то понял бы, что он не Его видел, но нечто из сущего (т.е. из существующего в созданном Богом мире), Ему принадлежащего и уразумеваемого. Сам же Он пребывает выше ума и сущности, и Ему совершенно несвойственно ни быть познаваемым, ни существовать.
Источник: Послания.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
Так как нет ничего общего у света с тьмой, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор 6,14−15); то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться с тьмой, то есть с гнусными делами их. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Флп 2,16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, ни для других быть руководителем, но ненавистен и отвратителен для всех.
Источник: Толкование на Третье послание святого апостола Иоанна.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
Поскольку никакого общения нет у света со тьмой или у Христа согласия с Велиаром, то творящий добродетели деятельные и богозрительные и имеющий Христа Бога, свет истинный, далеко отстоит от тьмы и Велиара. Но поскольку и противник добродетели тот, кто творит зло, то творящий зло из-за этого, таким образом, действует по воле Велиара и, будучи тьмой, не видит Бога и ни в какой мере не имеет Его знания.
Источник: Краткое изложение.
Возлюбленный! не подражай злу, но добру. Кто делает добро, тот от Бога; а делающий зло не видел Бога
Не подражай злу, но добру. «Так как нет ничего общего у света со тьмою, никакого согласия между Христом и Велиаром (2Кор 6:14−15), то просвещенный познанием Христа не должен чрез подражание нечестивым сливаться со тьмою, то есть с гнусными их делами. Ибо как тот, кто делает добро, от Бога и усовершил мысленное око свое светом познания Его, почему весь стал светом, видит истинный свет, Бога, и бывает для других светилом в мире, содержащим слово жизни (Флп 2:16), так и тот, кто делает злое, ходя во тьме, ни сам не может видеть Бога, то есть делать угодное Богу, но ненавистен и отвратителен для всех» (Феофилакт). Кто делает и проч.: см. прим к 1Ин 3:9−10; 1Ин 4:1; 3, 6, 8, 12, 20; 1Ин 2:3.
Источник: Толковый Апостол.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента