I. Приветствующий, названный не по имени, а по его отличительному признаку: Старец. Выражения, стиль этого послания и любовь, с какой оно написано, свидетельствуют о том, что оно принадлежит перу того же человека что и предыдущее послание; теперь это уже был старец, возможно, самый старый апостол из живущих в то время, главный старец в Церкви Божией. Старцев в древнем доме Израиля почитали, или должны были почитать, тем более так должно быть в евангельском Израиле Божием. Старый ученик заслуживает почтения, тем более старый апостол и лидер учеников. Много увидев и вкусив небесного, он был теперь старым по опыту жизни и святого служения и стал гораздо ближе к небу, чем когда только что уверовал.
II. Приветствуемые — знатная матрона-христианка с детьми: Избранная госпожа и ее дети. Госпожа — это женщина высокого происхождения, образованная и состоятельная. Хорошо, что Евангелие достигает таковых. И печально, что людей высшего сословия надо знакомить со Христом и Его учением. Они обязаны Ему значительно больше, чем другие; хотя обычно немного благородных среди избранных. Здесь представлен пример для высокопоставленных женщин. Избранная госпожа, не просто избранная, но избранная Богом. И ее дети; вероятно, эта женщина была вдовой; она и ее дети составляли главную часть семьи, и это определило стиль послания. Это хорошо, когда пишут семьям с той целью, чтобы ободрить и наставить членов ее по вопросам взаимной любви, порядка и обязанностей друг перед другом. Мы видим, что и дети могут упоминаться в христианских посланиях, они тоже должны знать их, это послужит для их ободрения и предостережения. Кто любит детей, тот склонен интересоваться ими. О госпоже и ее детях далее говорится как о достойных уважения:
1. Самого апостола: Которых я люблю по истине, или истинно, люблю искренно и сердечно. Тот, кто был любимым учеником, научился искусству, или служению, любви, и особенно он любил тех, кто любил Его, Господа, любившего его.
2. Всех ее знакомых христиан, всех благочестивых людей, знавших ее: И не только я, но и все познавшие истину. Добродетель и благость в высших кругах распространяет яркий свет. Истина требует признания, и те, кто видят доказательства чистой религии, должны засвидетельствовать о них; это добрый знак и великий долг — любить и ценить веру в других. Основанием любви и уважения, оказываемых этой госпоже и ее детям, было их отношение к истине: Ради истины (то есть ради истинной веры), которая пребывает в нас и будет с нами в век. Христианская любовь основывается на проявлении живой веры. Подобное порождает чувство любви. Те, кто сами любят истину и веру, будут любить их и в других, или любить других ради них. Апостол и другие христиане любили эту госпожу не столько за ее благородство, сколько за ее святость; не столько за ее благотворительность, сколько за ее серьезное христианство. Мы должны быть благочестивы не только порывами, по временам, при определенных настроениях или в определенные периоды; благочестие должно всегда пребывать в нас, в наших умах и сердцах, в нашей вере и любви. Надо надеяться, что где благочестие действительно обитает, оно будет пребывать там всегда. Мы можем предполагать, что Дух Христианства не исчезнет совсем:
И будет III. Приветствие, которое в действительности является апостольским благословением: Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви, ст. 3. Святая любовь изливает благословения на эту уважаемую христианскую семью; тем, кто имеет, дано будет еще. Заметьте:
1. От кого исходят эти благословения.
(1) От Бога Отца, Бога всякой благодати. Он — источник блаженства и всех благословений, ведущих нас к нему.
(2) От Господа Иисуса Христа. Он тоже является источником этих небесных благословений, и через Него они передаются. Его отличительная черта: Он есть Сын Отчий, такой Сын, каким не может быть никто другой, кроме Него; Он — сияние славы Божией и образ ипостаси Его, Он есть также вечная жизнь, которая была у Отца, 1Ин 1:2.
2. О чем просит апостол для этих Божиих людей.
(1) О благодати — о Божием благоволении и расположении, источнике всех благ; поистине это есть благодать, когда грешному смертному даруется любое духовное благословение.
(2) О милости — прощении и помиловании, получаемых даром; уже обогатившиеся благодатью постоянно нуждаются в прощении.
(3) О мире — невозмутимом состоянии духа и спокойствии совести, об уверенности в примирении с Богом, в сочетании с надежным и освященным внешним благоденствием. Все это желает им апостол в истине и любви, что означает либо искреннюю и горячую любовь приветствующего (он просит за них с верой и любовью Бога Отца и Господа Иисуса Христа), либо истину и любовь, пребывающие в приветствуемых. Эти благословения будут постоянно охранять истинную веру и любовь в избранной госпоже и ее детях. Да будет так!
IV. Поздравления по поводу доброго поведения других детей этой превосходной госпожи, ст. 4. Блаженны родители, которых Бог благословил многочисленными благочестивыми потомками! Я весьма обрадовался, что нашел из детей твоих ходящих в истине, как мы получили заповедь от Отца, ст. 4. Возможно, сыновья этой госпожи много путешествовали, либо в целях образования и ознакомления с этим миром, либо по своим личным или общим семейным делам; во время этих путешествий могли попасть в Ефес, где в то время, предположительно, жил апостол, и иметь там с ним чудесное общение. Какое благо — с ранних лет воспитываться в вере! Хотя вера не должна основываться на воспитании, однако воспитание может быть благословенным, и часто так и бывает; оно является средством защиты юных душ от заразы неверия. Пусть же юные путешественники научатся повсюду нести с собой свою веру, а не оставлять ее дома и не перенимать дурные обычаи тех мест, какие они посещают. Можно отметить также, что иногда избрание происходит по прямой линии; здесь мы имеем такой случай — избранная госпожа и ее избранные дети; дети могут быть возлюблены ради их родителей, но и те и другие избираются все же по благодати. Из радости, какую выражает здесь апостол, мы можем заметить, как приятно видеть детей, следующих по добрым стопам своих родителей; видящие это могут поздравить родителей с этим и побудить как родителей, так и детей прославить Бога за такое великое благословение и еще более утешиться в нем. Как блаженна была эта госпожа, воспитавшая так много детей для неба и для Бога! И какой великой радостью было для этой милостивой государыни слышать добрый отзыв о своих детях от такого доброго судьи! Можно далее заметить, что это радует добрых старых служителей и других добрых старых учеников, когда они видят подрастающее поколение, подающее добрые надежды, тех, кто может продолжить служение Богу и поддержать веру в мире после их ухода с земли. Мы видим здесь также правило хождения в истине, а именно: заповедь от Отца. Наше хождение будет истинным и наше поведение правильным, когда мы будем руководствоваться Словом Божиим.
Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину
Второе послание Иоанна, которое написано девам, простейшее. Написано оно некоей вавилонянке по имени Электа (Избранная), что значит избрание святой Церкви.
Источник: Заметки на Кафолические послания.
Ст. 1−2 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек
Некоторые думали, что настоящее послание, как и следующее за ним, принадлежит не Иоанну — возлюбленному ученику Господа, но другому лицу, ему соименному; потому что в том и другом послании писатель называет сам себя пресвитером, и одно послание пишет к одной женщине, а другое — к Гаию, снова к одному, что не подходит посланию, называемому соборным; притом начало этого послания не такое, какое в первом послании. На это мы скажем следующее. В первом послании он не сделал такого начала, какое здесь, потому, что писал его не к определенному лицу или к церкви известного места (как сделал апостол Петр, определенно означив, что он пишет к иудеям, находящимся в рассеянии, и прежде него апостол Иаков), но обращался с речью ко всем вообще верным, собранным ли или находящимся в рассеянии, и потому опустил это начало. Здесь называет себя пресвитером, а не апостолом, ни рабом Иисуса Христа, как прочие апостолы. Не называет себя апостолом, быть может, потому, что он не первый проповедовал Евангелие в Азии, но после Павла, и не проходом, как тот, но постоянно оставаясь там Не назвал себя рабом Иисуса Христа, потому что при сильной своей любви надеялся быть вне страха рабства. Пресвитером же (старцем) только он соизволил назвать себя или потому, что писал эти послания уже в старости или потому, что именем пресвитера обозначил свое епископство, так как в то время имя пресвитера обыкновенно употреблялось и о епископах. Пишет к верной женщине, и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский (Гал 3,28). Пишет к одному Гаию, по примеру апостола Павла, который пишет к Титу, к Тимофею и к частному лицу — Филимону. Это о начале послания.
Подлинность этих посланий обнаруживается из образа выражения и прочего строя речи. Ибо и здесь писатель часто повторяет свою речь, говоря одно и то же об одном и том же, при малом к тому поводе, чтоб утвердить речь. О двух предметах просит апостол избранную ту: о том, чтобы она ходила в любви, и о том, чтобы отвращалась еретиков. Называет ее избранной (έκλεκτη) или по имени, или по любви к добродетели. Говорит, что любит ее по истине, и не только ее, но и всех единонравных ей, имеющих истину, утвержденную в самих себе. Говорит, что любит по истине, ибо можно любить притворно, одними устами, как сам он в первом послании (3,18) обличил некоторых верующих, но лицемерных. Сказав: которая пребывает в нас, прибавил: и будет с нами вовек. К этому опять присовокупил, что будет с нами благодать и милость, показывая, какие блага произрастают от совершенной любви.
Источник: Толкование на Второе послание святого апостола Иоанна.
Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину
Пресвитер и епископ: одно название — по возрасту, другое — по достоинству. Когда позднее был избран один, чтобы главенствовать над остальными, это было сделано, чтобы избежать расколов. Что такого, кроме рукоположения, совершает епископ, чего бы не делал пресвитер?
Источник: Послания.
Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину
Эта избранная — церковь, которой пишется послание; она и в вере избранна, и есть госпожа добродетелей.
Источник: Трактат на семь Кафолических посланий.
Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину
Он пишет или к Церкви, или к некоей женщине, которая духовно управляла своим домом чрез евангельские заповеди. Он пишет таковое послание одной из женщин, принявших проповедь [Евангелия]. И он увещевает ее в двух [вещах]. Первое — ходить в любви, второе — отвращаться [от еретика], так что даже не передавать ему приветствия. Причину же краткости послания он объяснил сам Ведь это — предупреждение о его приходе.
Источник: Фрагменты.
Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину
Старец: только в апокалипсисе (Откр 1:9 и парал.) апостол и евангелист Иоанн Богослов называет себя, как писатель, по имени — Иоанн; в Евангелии же и первом послании совсем не называет себя, во втором и третьем посланиях называет себя старцем. Так именует себя здесь апостол, без сомнения имея в виду свои преклонные лета, то есть называет себя старцем по возрасту, а не по должностному достоинству пресвитера (см. прим к 1Пет 5:1). Пиша частное послание к частному лицу, по частному побуждению, с частным характером, послание краткое, в виде частной записки, апостол, как частное лицо, прилагает к себе частное название — старец, подобно как и апостол Павел пред концом своей жизни в посланиях к Титу и Филимону называет себя старцем (Тит 2:2; Флм 1:9), тем более что Иоанн был во время написания послания действительно глубокий, почти столетний, старец.
Избранной госпоже: нет надежных оснований предполагать, что эти названия обозначают имена собственные (Еклекта, Кириа), а не нарицательные. Называя себя в надписании послания не собственным (Иоанн), а нарицательным (старец) именем, апостол едва ли собственным, а не нарицательным именем хотел назвать и то лицо, к которому адресовано это частное письмо. Тем более удобно, и уместно, и возможно назвать ее не собственным именем, что те, чрез кого передано это письмо, знали сами точно, от кого и к кому это письмо. Слово — избранный иногда в новозаветных писаниях равнозначуще — христианин, и означает высокое достоинство призванного в Церковь Христову человека, члена Церкви (ср. 1Пет 2:7−10; Рим 8:33; Рим 16:13; Кол 3:12; 2Тим 2:10 и др.). В понятии избранной, христианки, заключается само собою здесь понятие женщины, украшенной добродетелями и богобоязненной.
Госпоже: в этом понятии заключается понятие женщины именитой, почитаемой, уважаемой, может быть — обладающей и более высоким положением по состоянию и имеющей внешний достаток, или богатство (каковы бывали так называвшиеся римские матроны). Так как здесь говорится о детях ее, но не упоминается о муже ее, то можно полагать, что она была вдовица. — Которых я люблю, то есть и госпожу, и детей ее, по истине, любовию во Христе Иисусе, любовию чистою и от чистого сердца и нелицемерною (1Пет 1:22), не такою любовию, какою любит мир любящих его, но любовию дела и истины (1Ин 3:17−18). — И не только я люблю их таковою любовию, но любят и все, познавшие истину: познавшие истину Христа (Ин 14:6) и истину Евангельского учения (2Тим 2:25; 1Ин 2:21; 1Ин 3:19). И понятно можно восполнить и перефразировать несколько речь апостола, что не только я сам люблю поистине это благочестивое и богобоязненное семейство, но любят его и все те, кто познал истину Христову: жизнь этого семейства по истине Евангельской не может не внушать таковой любви всякому, кто познал истину Христову. Познать истину — значит не только принять ее верою и упованием, но сделать ее основой всей своей внутренней духовной жизни, сделать ее законом духа жизни во Христе Иисусе (Рим 8:2) не только разумением, но и волею.
Источник: Толковый Апостол.
Ст. 1−3 Старец — избранной госпоже и детям ее, которых я люблю по истине, и не только я, но и все, познавшие истину, ради истины, которая пребывает в нас и будет с нами вовек. Да будет с вами благодать, милость, мир от Бога Отца и от Господа Иисуса Христа, Сына Отчего, в истине и любви
Собственное свое имя — Иоанн — Апостол и евангелист Иоанн Богослов называет только в Апокалипсисе (I:9; ХХII:8); в Евангелии и первом послании он совсем не называет себя, а во втором и третьем посланиях он именует себя старцем, ὁ πρεσβύτερος, — несомненно, ввиду своего преклонного возраста, старцем в собственном смысле (как подобным образом и Ап. Павел в послании к Филиппу, написанном под конец его жизни, называл себя старцем, Флм ст. 9), а не пресвитером в смысле иерархической должности. Выражение «избранной госпоже» лучше понимать, как уже сказали мы во введении к посланию, в нарицательном смысле — именно некоей благочестивой христианке, называемой избранною — в значении высоты христианского призвания людей в Церковь Христову (ср. 1Пет 2:7−10; Рим 8:33 и др.). Если в названии «избранной» таким образом заключается понятие о жене-христианке, украшенной добродетелями, то наименование «госпожа» может указывать на знатность происхождения и высоту общественного положения этой христианки, — по-видимому, вдовы (не упоминается о муже ее, а только о детях). «Пишет к верной женщине и этим нисколько не унижает себя, потому что во Христе Иисусе не имеет различия ни мужеский пол, ни женский» (Гал 3:28).
Вторая половина ст. 1 и стих 2-й содержат в себе высокую похвалу благочестию «избранной госпожи» и ее детей: не только сам Апостол, но и другие истинные христиане чистою любовью во Христе, любовью дела и истины (1Ин 3:18), любят богобоязненное семейство «избранной госпожи», ради вечно пребывающей в христианах истины (ст. 2), той истины, которая пребывает с учениками Господа, по обетованию Его о Духе истины (Ин 14:16−17). Апостол преподает благословение своим первым читателям: благодать, милость и мир, — благодать (χάρις) — совокупность всех, подаваемых от Бога духовных дарований, потребных для преуспеяния в благочестивой жизни (ср. Рим 3:24; Еф 2:4−10); милость (ἔλεος ) — сострадающая немощному человеку любовь Божия (ср. Лк 10:30−37); мир (εἰρήνη) — успокоение духа примирению с Богом через искупительную жертву Христа (ср. 1Пет 1:2). Источником этих великих благ является Пресвятая Троица, причем Господа Иисуса Христа Апостол называет Сыном Отчим (τοῦ υἱοῦ τοῦ πατρός), — «ибо один только Бог в собственном смысле есть Отец Сына. Посему и Павел говорит: «от которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф 3:15) (блаж. Феофил.).
Заключительными словами ст. 3 «в истине и любви» (ἐν ἀληθείᾳ καὶ ἀγάπῃ) Апостол выражает образ и цель проявления в христианах благодати, милости и мира; эта цель — дух истины и любви, как постоянное начало жизни и деятельности христиан.
Вам будут доступны следующие комментарии:
• Заметки Барнса
• Комментарий Бенсона
• Кембриджская Библия для школ и колледжей
• Комментарий Кларка
• Синопсис Библии Дарби
• Комментарий Библии Экспозитора
• Словарь текстов Экспозитора
• Женевская учебная Библия
• Экспозиция Библии Гилла
• Джеймисон-Фоссет-Браун
• Полный комментарий Мэтью Генри
• Комментарий Мэтью Пула
• Библия проповедей – Николл
• День за днем по Библии – Мейер
• Заметки Уэсли
• Комментарий Кейла и Делича к Ветхому Завету
• «Гномон Нового Завета» Бенгеля
• «Греческий Завет» (Николл, Робертсон)
• Комментарий Нового Завета ICC
• Комментарий Нового Завета Мейера
• «Новый Завет» народный (Бартон Джонсон)
• «Слововедение» Винсента